Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:34, дипломная работа
Именно поэтому целью настоящей дипломной работы стало разработка обучающей программы по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal".
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
подобрать и структурировать методические материалы по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal";
разработать алгоритм программы обучения по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal" с элементами контроля, дающей возможность повторного изучения материала;
разработать программную реализацию алгоритма обучающей программы по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal".
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 10
1.1 Назначение и область применения программы 10
1.2 Постановка задачи 13
1.3 Организация входных и выходных данных 15
1.4 Выбор состава программных и технических средств 16
1.5 Описание алгоритма работы программы 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГРАФИКА» 24
2.1. Описание формы 24
2.2 Описание работы программы 32
2.3 Спецификация программы 40
2.4 Описание тестовых наборов данных 43
2.5 Инструкция по применению 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СХЕМА АЛГОРИТМА РАБОТЫ ПРОГРАММЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 57
Unit6.dfm - отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form6;
Unit7.dfm - отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form7;
Unit8.dfm - отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form8;
Unit9.dfm - отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form9;
Unit10.dfm - Отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form10;
Unit11.dfm - отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form11;
Unit12.dfm
- отображает список свойств всех компонентов,
включенных в форму Form12;
Graphica.res – файл ресурсов проекта, который содержит пиктограммы, графические изображения, используемые в проекте (часть из них могла быть задана разработчиком проекта, другие определены системой);
Graphica.cfg - файл конфигурации, который содержит установки конфигурации проекта;
Graphica.dpr – файл проекта – это главная управляющая программа. Любая новая форма, программный модуль и т.д. автоматически включаются в этот файл. Отсюда вызывается на выполнение, запускается и завершается исполняемый код проекта (после компиляции этот файл получит то же имя, но расширение exe);
Graphica.bdsproj
– этот файл отвечает за проведение процесса
сборки и компиляции проекта.
В этом пункте описан пример конкретного использования программы для обучения работе в графическом режиме.
Итак, программа запущена на исполнение. На экране появляется заставка с названием программы - "Графика", полное наименование -"Программа для обучения работе в графическом режиме", фамилия разработчика, место и год создания. Для работы программы необходимо пользоваться меню.
Перемещая указатель мыши по можем выбрать желаемый режим работы.
Выбираем пункт меню «Обучение». Допустим, курсор остановился на разделе 3 с названием "Формирование прямолинейных монохромных изображений". Для изучения этого раздела следует нажать клавишу Enter.
Нажимаем Enter. Появляется окно, представленное ранее на рисунке 8.
В заголовке помещается название изучаемого раздела «Формирование прямолинейных монохромных изображений».
В рабочем поле окна расположен текст теории, который содержит наименования процедур, выделенных звездочкой, и пояснения их работы, используя вертикальную полосу прокрутки, необходимо ознакомится с текстом теории по данному разделу.
Изучив полученную информацию, можно перейти к следующему разделу или выбрать пункт меню «Проверка знаний» и пройти тестирование по изученному разделу.
Допустим в пункте меню «Проверка знаний» выбран пункт «Раздел 3», тогда на экране появляется окно с вопросами, поверх которого окно сообщения, приведенное на рисунке 9. Информационное окно предупреждает пользователя о том, что не стоит изменять содержимое вариантов ответов. Для продолжения работы нажимает кнопку «ОК».
При
соблюдении предупреждения окно с вопросами
для прохождения тестирования по разделу
«Формирование прямолинейных монохромных
изображений» представлено на рисунке
6.
Рис.8
Окно программы для работы в режиме «Обучение»
по разделу 3.
Экран оформлен с помощью компонентов Memo, RadioGrup. Верхние строки занимает текст вопроса, выделенный желтым шрифтом. Ниже вертикально расположены четыре варианта ответа на поставленный вопрос.
Рис.
9 Информационное окно.
Прочитав все варианты и проанализировав их нужно выбрать один и ввести его, нажав клавишу с соответствующей цифрой.
Следующий вопрос выбирается с помощью соответствующей вкладки с номером вопроса.
Действия ЭВМ и обучаемого аналогичны действиям с первым вопросам.
При
попытке внести коррективы в любое
из полей с вариантами ответов, окно
с предлагаемыми вопросами автоматически
закрывается, на экране остается окно
основной программы с пунктами меню, однако
доступа пользователя в текущем режиме
работы к контролю по данному разделу
нет.
После ответа на последний вопрос необходимо нажать кнопку, которая расположена в нижней части экрана, на экран выводится окно сообщения с вычисленной оценкой, представленное на рисунке 10.
При этом все компоненты, расположенные на странице PageControl становятся невидимыми, и при повторном входе в рассмотренный пункт меню доступа к прохождению по данному разделу 3 – «Формирование прямолинейных монохромных изображений» тестирования в текущем сеансе нет, что продемонстрировано на рисунке 11.
После чего возвращаемся в окно меню. Далее можно войти в любой другой раздел для изучения или осуществить контроль по другому разделу.
Рис.
10 Окно с полученной оценкой за сеанс
работы.
Рис.11
Окно «Проверка знаний» по разделу
3 – «Формирование прямолинейных
монохромных изображений» при попытке
повторно пройти тестирование.
Если после выхода из программы вновь в нее войти и через меню войти в один из разделов тестирования, то они вновь будут доступны.
Это
означает, что при выходе из программы
результаты работы с ней не сохраняются.
Поэтому, перед выходом из программы
следует предъявить ведомость оценок
преподавателю.
Программа для обучения работе в графическом режиме языка Turbo-Pascal предназначена для обучения студентов младших курсов высших учебных заведений по дисциплине «Информатика». Она знакомит студентов с основами программирования в графическом режиме, возможностями языка и turbo-среды, дает навыки работы с компьютером. Программа содержит материал для изучения по следующим темам:
1)
Программирование графических
2) Управление курсором и полем рисования.
3)
Формирование прямолинейных
4) Управление цветом и стилем изображения.
5)
Программирование цветных
6)
Формирование графических
7) Программирование озвученных динамических сцен.
Программа для обучения рассчитана на работу в течение 45 минут. Программа работает в диалоговом режиме.
В начале работы студенту предлагается воспользоваться окном меню для выбора раздела для изучения.
Далее выдается теоретическая часть.
После нее предлагаются контрольные вопросы. Вопросы выдержаны в режиме "вопрос - четыре варианта ответа".
Обучаемому предлагается выбрать один и ввести номер правильного ответа.
Инструментальная интегрированная среда21 Turbo-Pascal имеет хорошо развитую службу помощи.
Изменения в программу вносить только после подробного знакомства с программными документами22.
Для успешной работы программы необходимо иметь в памяти компьютера файл загрузочный модуль graphic.exe, который хранится на жестком диске.
Запуск программы на исполнение осуществляется обращением к загрузочному модулю graphic.exe.
При этом необходимые модули автоматически подгружаются в оперативную память компьютера. Объем данной обучающей программы 591 Кбайт, что значительно меньше объема оперативной памяти любого персонального компьютера.
Данная обучающая программа написана на языке Delphi.
Для ее успешной работы
Перечисленные аппаратурные средства являются минимально необходимыми для работы программы.
Для обеспечения загрузки, запуска, выполнения и завершения программы оператору следует выполнить следующие действия:
1)
Включить компьютер и
2) Проверить наличие на данной ЭВМ необходимых для выполнения программы программных средств перечисленных выше.
3) Запуск программы осуществляется из папки, в которой установлена программа. Необходимо обратиться к загрузочному модулю программы с именем graphic.exe. При этом необходимые модули автоматически будут загружены в оперативную память. Далее программа будет выполняться в диалоговом режиме. На экране появится заставка с названием программы.
5) Чтобы работать с программой, необходимо использовать меню. При работе с вопросами вводить номер правильного ответа необходимо, устанавливая галочку в соответствии с цифрами ответов.
6)
Для выхода из программы
7)
В случае внезапного
В
процессе работы программы могут выдаваться
сообщения о том, что корректировать поля
с ответами вопросов недопустимо.
В настоящей дипломной работе излагаются результаты по созданию обучающей программы «Графика».
В работе решены следующие задачи:
Для работы с настоящей программой необходимо знание стандарта языка, интегрированной среды и элементарным навыкам работы с персональным компьютером. Программа содержит теоретический материал по семи разделам:
1)
Программирование графических
2) Управление курсором и полем рисования.
3)
Формирование прямолинейных
4) Управление цветом и стилем изображений.
5)
Формирование цветных
6)
Формирование графических
7)
Программирование озвученных
Данная обучающая программа работает в режиме "Обучение -контроль".
При начале работы студенту предлагается через систему меню выбрать для изучения один из следующих разделов: программирование графических режимов, управление курсором и полем рисования, формирование прямолинейных монохромных изображений, управление цветом и стилем изображений, программирование цветных криволинейных изображений, формирование графических текстов, программирование озвученных динамических сцен. Когда студент выбрал тему для изучения, ему предлагается теоретический курс по этой теме, снабженный необходимыми иллюстрациями, звуковыми эффектами, поясняющими излагаемый материал.