Графический режим языка Turbo-Pascal

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:34, дипломная работа

Описание работы

Именно поэтому целью настоящей дипломной работы стало разработка обучающей программы по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal".
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
подобрать и структурировать методические материалы по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal";
разработать алгоритм программы обучения по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal" с элементами контроля, дающей возможность повторного изучения материала;
разработать программную реализацию алгоритма обучающей программы по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 10
1.1 Назначение и область применения программы 10
1.2 Постановка задачи 13
1.3 Организация входных и выходных данных 15
1.4 Выбор состава программных и технических средств 16
1.5 Описание алгоритма работы программы 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГРАФИКА» 24
2.1. Описание формы 24
2.2 Описание работы программы 32
2.3 Спецификация программы 40
2.4 Описание тестовых наборов данных 43
2.5 Инструкция по применению 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СХЕМА АЛГОРИТМА РАБОТЫ ПРОГРАММЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 57

Работа содержит 1 файл

диплом-NEW.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

                   k:=2;

      // расчет оценки за два вопроса

        if RadioGroup2.ItemIndex=1

                then k:=k+5

      else

               if RadioGroup1.ItemIndex=3

                                then k:=k+3

               else

                            k:=k+2;

      //расчет оценки за три вопроса

        if RadioGroup3.ItemIndex=0 then k:=k+3

      else

                if RadioGroup1.ItemIndex=1 then k:=k+5

        else

                k:=k+2;

      // расчет оценки за четыре вопроса

        if RadioGroup4.ItemIndex=1 then k:=k+5

      else

                 k:=k+2;

      ………………………………………………

      // расчет оценки за десять вопросов

        if RadioGroup10.ItemIndex=0

             then k:=k+5

      else

             k:=k+2;

      l:=k/10;

      ShowMessage('Ваша оценка '+floattostr(l)+' баллов'); // эта процедура для вывода на экран окна сообщения с результатом

      Form9.Close; // закрывает окно вопросов по данному разделу

      end;

      Процедура активации формы с вопросами, которая содержит программный код для вывода сообщения с предупреждением о невозможности корректировки полей с ответами, имеет следующий вид. 

      procedure TForm9.FormActivate(Sender: TObject);

      begin

      ShowMessage('Изменение  содержимого предлагаемых ответов  недопустимо! В противном случае тестирование прерывается!');

      end; 

      Процедуры обработки события изменения  содержимого ответов на вопросы, которые закрывают окно с вопросами. 

      procedure TForm9.Memo1Change(Sender: TObject);

      begin

      Form9.Close;

      end;

      ………………………………………………………….

      procedure TForm9.Memo40Change(Sender: TObject);

      begin

      Form9.Close;

      end; 

      Использование модулей в данном случае является целесообразным по следующим причинам.

      Это удобно в случае дополнения или изменения  базы данных.

      Если  потребуется внесение дополнительных материалов, то нетрудно войти в требуемый раздел и внести в поле с теорией необходимую информацию. Модуль является автономно компилируемой программной единицей. Это позволяет работать с одним из модулей программы, не нарушая при этом другие, облегчает поиск ошибок программирования.

      В данной работе каждый модуль отвечает за обеспечение изучения одного из разделов темы "Графический режим".

      После окончания работы каждого из перечисленных модулей управление возвращается к главной программе.

      Для работы программы необходимо иметь в памяти компьютера загрузочный модуль13 graphic.exe, который хранится на жестком диске.

      Запуск  программы осуществляется обращением к загрузочному модулю graphic.exe. При этом все необходимые модули автоматически загружаются в оперативную память14

      Объем данной обучающей программы 591 Кбайт.

      Любая IBM PC имеет объем оперативной памяти, доступной для пользовательских программ, не менее 640 Кбайт. Таким образом, объем данной обучающей программы является незначительным и никаких трудностей с использованием оперативной памяти нет. 

      Модуль  Graph содержит типы, константы, переменные и подпрограммы, позволяющие программисту создавать изображения с использованием широкого набора графических адаптеров15 (CGA, MCGA, EGA, VGA, Hercules, AT&T400, 3270PC, IBM8514). При работе с этими адаптерами весь экран разбивается на отдельные "точки" - пиксели, которые можно закрасить в тот или иной цвет.

      Каждый  пиксель имеет две координаты: X и Y. Количество пикселей зависит от типа адаптера и режима его работы.

      Обучающая программа16 предлагает студентам ознакомиться с процедурами и функциями следующего назначения:

      1) процедуры управления графическим  режимом ;

      2) функции управления графическим  режимов;

      3) процедуры управления экраном,  окном, страницей;

      4) процедуры управления цветом  и палитрой;

      5) функции управления цветом и палитрой;

      6) функции работы с точками;

      7) процедуры работы с линиями;

      8) процедуры построения фигур из  линий;

      9) процедуры построения криволинейных  фигур;

      10) процедуры работы с текстом;

      11) функции работы с текстом;

      12) процедуры обмена с памятью;

      13) функции обмена с памятью [19, 26, 27]. 

      Подавляющее большинство процедур и функций  модуля Graph можно использовать только после задания графического режима процедурой UnitGraph.

      Модуль  Crt содержит константы, переменные и подпрограммы, предназначенные для работы с консолью. В отличие от стандартного ввода-вывода, когда он осуществляется через операционную систему, подпрограммы модуля Crt работают с BIOS17 и, даже непосредственно с видеопамятью18. При работе с экраном он разбивается на строки, а строки на отдельные позиции, в которые можно поместить только один символ. Есть возможность открывать окна, задавать цвета символов и фона. Обучающая программа знакомит студентов с частью процедур и функций данного модуля, а именно:

      1) процедуры работы с экраном;

      2) функции работы с клавиатурой;

      3) процедуры управления звуком;

      4) процедуры разнообразного назначения.

      Кроме перечисленных выше процедур и функций  программа знакомит обучаемого с  понятием случайного числа, функцией Random, и генератором случайных чисел Randomize, которые описаны в стандартном модуле System.

      Процедуры и функции, представленные на рассмотрение в данной работе, сгруппированы для  изучения в 7 разделов:

      1 раздел - программирование графических  режимов;

      2 раздел - управление курсором и  полем рисования;

      3 раздел - формирование прямолинейных  монохромных изображений;

      4 раздел - управление цветом и стилем  изображений;

      5 раздел - программирование цветных  криволинейных изображений;

      6 раздел - формирование графических  текстов;

      7 раздел - программирование озвученных динамических сцен;

      Изучая  эти разделы, студент последовательно узнает, как задать графический режим, как узнать его параметры, изменить, временно выйти из режима, научиться управлять курсором и полем рисования, открывать окна, пользоваться цветовой палитрой и имеющимися в арсенале языка типами линий и стилей закраски.

      Полезным будет изучение разделов 5, 6, которые содержат информацию о возможностях построения криволинейных фигур, формирование графических текстов стандартных типов и ряда нестандартных. Наиболее сложным является последний раздел, посвященный озвученным динамическим сценам. В этом разделе студент знакомится с динамической памятью компьютера19 и страничной организацией видеобуфера. Это основные средства, с помощью которых стало возможным создание эффекта мультипликации на экране дисплея. В этом же разделе представлен звукогенератор, позволяющий обеспечить звуковое сопровождение.

      В меню программы перечисленные разделы  следуют в порядке, указанном  выше. Этот порядок следования разделов соответствует последовательному изучению материала от простого к сложному. Однако, система меню дает возможность студенту нарушить этот порядок и изучать разделы в порядке, удобном ему. При этом следует учесть, что каждый последующий раздел опирается на знание предыдущих, в контрольных вопросах следующих разделов содержатся вопросы, касающиеся предыдущих тем. Поэтому рекомендуется знакомиться первый раз с темой последовательно. Доступ к прохождению тестирования ограничен.

      Студенту  предоставляются только одна попытка ответить на контрольные вопросы. Рекомендуется после первого изучения и неудачного ответа во второй раз начать изучение с раздела, который показался наиболее простым и понятным.

      Программа называется "Графика". Она состоит из основной программы, содержащейся в файле с именем "Graphic", одиннадцати самостоятельных модулей. 

      2.3 Спецификация программы

 
 

     Исполняемый файл программы имеет название Graphica.exe.

     В проект20 входят следующие файлы [25, 28, 30]:

     Unit1.dcu - объектный файл для Unit1.pas, является откомпилированной версией Unit1.pas;

     Unit2.dcu - объектный файл для Unit2.pas, является откомпилированной версией Unit2.pas;

     Unit3.dcu - объектный файл для Unit3.pas, является откомпилированной версией Unit3.pas;

     Unit4.dcu - объектный файл для Unit4.pas, является откомпилированной версией Unit4.pas;

     Unit5.dcu - объектный файл для Unit5.pas, является откомпилированной версией Unit5.pas;

     Unit6.dcu - объектный файл для Unit6.pas, является откомпилированной версией Unit6.pas;

     Unit7.dcu - объектный файл для Unit7.pas, является откомпилированной версией Unit7.pas;

     Unit8.dcu - объектный файл для Unit8.pas, является откомпилированной версией Unit8.pas;

     Unit9.dcu - объектный файл для Unit9.pas, является откомпилированной версией Unit9.pas;

     Unit10.dcu - объектный файл для Unit10.pas, является откомпилированной версией Unit10.pas;

     Unit11.dcu - объектный файл для Unit11.pas, является откомпилированной версией Unit11.pas;

     Unit12.dcu - объектный файл для Unit12.pas, является откомпилированной версией Unit12.pas; 

     Unit1.pas, …, Unit12.pas - файлы программного модуля, которые определяют функциональность проекта, эти файлы содержат текст программы;

     Файлы с расширением *.dfm хранят описание формы и всех расположенных в ней компонентов. Эти файлы поддерживаются и обновляются средой автоматически, но его можно открыть и посмотреть не внося корректировку.

     Unit1.dfm - отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form1;

     Unit2.dfm - отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form2;

     Unit3.dfm - отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form3;

     Unit4.dfm - отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form4;

     Unit5.dfm - отображает список свойств всех компонентов, включенных в форму Form5;

Информация о работе Графический режим языка Turbo-Pascal