Графический режим языка Turbo-Pascal

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:34, дипломная работа

Описание работы

Именно поэтому целью настоящей дипломной работы стало разработка обучающей программы по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal".
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
подобрать и структурировать методические материалы по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal";
разработать алгоритм программы обучения по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal" с элементами контроля, дающей возможность повторного изучения материала;
разработать программную реализацию алгоритма обучающей программы по теме "Графический режим языка Turbo-Pascal".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 10
1.1 Назначение и область применения программы 10
1.2 Постановка задачи 13
1.3 Организация входных и выходных данных 15
1.4 Выбор состава программных и технических средств 16
1.5 Описание алгоритма работы программы 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГРАФИКА» 24
2.1. Описание формы 24
2.2 Описание работы программы 32
2.3 Спецификация программы 40
2.4 Описание тестовых наборов данных 43
2.5 Инструкция по применению 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СХЕМА АЛГОРИТМА РАБОТЫ ПРОГРАММЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 57

Работа содержит 1 файл

диплом-NEW.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

    Объектно-ориентированное  программирование – это методология, которая концентрируется больше на связях между объектами, чем на деталях реализации. Данные связи обычно развиваются по принципу деревьев, при этом новые типы объектов образуются уже из существующих. Сокрытие реализации объекта ведет к тому, что пользователя больше волнует связь с остальными объектами, чем поведение объекта. Данное отличие очень важно, поскольку оно означает принципиальный отказ от «императивных»11 языков, в которых функции и вызовы функций составляют основу деятельности.

     На  рынке программных продуктов  есть много сред для автоматизации  программирования (например, Visual Basic, Visual C++, Borland C++, кстати, входящий в пакет BDS 2006).

     Delphi обладает рядом отличительных  особенностей. Многократно используемые и расширяемые компоненты. Delphi устраняет необходимость программировать такие компоненты Windows общего назначения, как метки, пиктограммы и даже диалоговые панели и множество других многократно используемых компонентов, которые позволяют экономить время и программные усилия при разработках для Windows.

     В Delphi также имеются предварительно определенные визуальные и не визуальные объекты, включая кнопки, объекты с данными, меню и уже построенные диалоговые панели. С помощью этих объектов можно обеспечить вывод данных просто несколькими нажатиями кнопок мыши, не прибегая к программированию. Предоставляемый Delphi внушительный список объектов ставит эту систему во главе сред разработки, предоставляющих архитектуру повторно используемых компонентов.

     Шаблоны приложений и форм. Delphi предоставляет встроенные шаблоны форм и приложений, которые можно использовать для того, чтобы быстро начать разработку собственных прикладных программ. В систему также включены часто используемые диалоговые панели.

     Настрой на среды разработки. Палитра компонентов, редактор кода, шаблоны приложений и форм - примеры областей, где Delphi может быть полностью настроена в соответствии с пожеланиями программиста.

     Компилируемые программы. Утверждается, что другие известные визуальные средства разработки приложений Windows также «компилируют» программы. Однако это не совсем верно, в действительности происходит компиляция только части программы и последующая компоновка программы-интерпретатора и Р-кода в исполняемый модуль. Так работали раньше, хотя многие программисты сталкивались с ограничением производительности при использовании этого подхода. Delphi не использует ни интерпретатор, ни Р-код и создает действительно откомпилированные программы, готовые для исполнения. Поэтому программы Delphi столь же быстры, как и программы, написанные на языках третьего поколения. Delphi является самым быстрым в мире инструментом разработки баз данных. Простые программы Delphi могут поставляться в виде единственного исполняемого модуля без дополнительных библиотек DLL, необходимых при использовании иных сред разработки. 

      1.5 Описание алгоритма работы программы

 
 

      Алгоритм  работы программы в виде схемы12 представлен в приложении 1, который представлен ввиде совокупности блоков, описание которых следующее.

      Блок  номер 1 - формирование заставки в виде главной формы программы «Графика».

      В текст заставки входит название программы, "Графика", ее назначение, имя разработчика.

      Блок  2 - выбор режима работы.

      В данном случае обучаемому требуется  выбрать один из трех режимов:

      - работа модулей - изучения теории,

      - ответы на контрольные вопросы, вывод результатов - получение оценки,

      - конец - выход из программы, т.е. окончание работы с ликвидацией всех ее результатов.

      Для осуществления выбора режима работы используется меню. 

      .

 

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГРАФИКА»

      2.1. Описание формы

 
 

     Работа  с программой осуществляется с помощью меню – form1, которое состоит из двух основных пунктов: «Обучение» и «Проверка знаний». Каждый из этих пунктов имеет вложенные подпункты (см. рис. 3).  

      Рис.3 Главная форма.  

     На  форме form 2 расположены компоненты классов: TLabel и TMainMenu, конкретные компоненты, их свойства и события представлены в таблице 2.

    Таблица 2 

    Описание  Form 2 

Компоненты Свойства - значения
Form 2 Caption – «ГРАФИКА»
Height – 420
Width – 561
ClientHeight - 374
ClientWidth - 553
Color - clBackground
Label1 Caption – « ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ»
Font Color – “clYellow”
Style –  “[fsBold,fsItalic]”
Height – 39
Left –  40
Label2 Caption – «ГРАФИЧЕСКИМ РЕЖИМАМ  В TURBO PASCAL 7.0»
Font Color – “clYellow”
Style –  “[]”
Height – 25
Left - 40
Label3 Caption – «РАЗРАБОТАЛ  КУНГУРЦЕВ А.»
Font Color – “clYellow”
Style –  “[]”
Height – 13
Left - 200
Label4 Caption – «ОРЕНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ СОВРЕМЕН-НОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»
Font Color – “clYellow”
Style –  “[]”
Height – 13
Left - 200
MainMenu1 Содержимое  данного компонента наглядно представлено на рисунке 4.
 

 

      Рис.4 Структура компонентов, расположенных на главной форме. 

     При использовании пункта меню «Обучение», как видно из рисунка 4 может быть выбран один из семи разделов, каждому из которых соответствует собственная форма, т.е. может быть загружена в соответствии с разделами одна из Form1, Form3, …, Form8.

     Причем необходимо отметить, что оформление этих форм Form1, Form3, …, Form8 аналогично в смысле состава компонентов на форме, в связи с этим рассмотрим состав компонентов одной из них, например Form1, представленной на рисунке 5. 

 

      Рис.5 Пример одной из формы пункта меню «Обучение».  

     На  каждой из перечисленных форм расположены  компоненты классов TMemo, свойства и их значения представлены в таблице 3.  

    Таблица 3 

    Описание  Form1, Form3, …, Form8  

Компоненты Свойства - значения
Form1,

Form3, …, Form8

Height – 570
Width – 570
ClientHeight - 543
ClientWidth - 562
Memo1 для каждой из Form1, Form3, …, Form8 Height – 520
Width – 520
Left - 25
Top - 8
Содержимое  поля зависит от названия разделов
Form1 Caption – «Раздел 1- ПРОГРАММИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ»
Form3 Caption – «Раздел 2 - УПРАВЛЕНИЕ КУРСОРОМ И ПОЛЕМ РИСОВАНИЯ »
Form4 Caption – «Раздел 3 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ МОНОХРОМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ »
Form5 Caption – «Раздел 4 - УПРАВЛЕНИЕ ЦВЕТОМ И СТИЛЕМ ИЗОБРАЖЕНИЙ »
Form6 Caption – «Раздел 5 - ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЦВЕТНЫХ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ »
Form7 Caption – «Раздел 6 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ »
Form8 Caption – «Раздел 7 - ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОЗВУЧЕННЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ СЦЕН »

     При использовании пункта меню «ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ "РАБОТА В ГРАФИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ TURBO PASCAL 7.0"», как видно из рисунка 4 может быть выбран один из четырех разделов, каждому из которых соответствует собственная форма, т.е. может быть загружена в соответствии с разделами одна из Form9, Form10, …, Form12.

     Причем, как и в случае работы с пунктом  меню «Обучение», необходимо отметить, что оформление этих форм Form9, Form10, …, Form12 аналогично в смысле состава компонентов на форме, в связи с этим рассмотрим состав компонентов одной из них, например Form9, представленной на рисунке 6. 

 

      Рис.5 Пример одной из формы пункта меню «Проверка знаний».

      На  каждой из перечисленных форм расположены  компоненты классов TPageControl, TTabSheet, TRadioGroup, TMemo, TButton, которые представлены на рисунке 6, свойства и их значения компонентов представлены в таблице 4. 

 

      Рис.6 Пример структуры компонентов, расположенных  на одной из форм пункта меню « Проверка знаний». 

    Таблица 4 

    Описание  Form9, Form10, …, Form12  

Компоненты Свойства - значения
Form9,

Form10, …,

Form12

Height – 570
Width – 770
ClientHeight - 543
ClientWidth - 762
Color –  «clBackground»
Button1 для каждой из форм Form9, …, Form12 Caption – «Оценка за раздел»
Height – 25
Width – 129
Left – 312
Top - 510
PageControl1 для каждой из форм Form9, …, Form12 Height – 496
Width – 752
Left – 8
Top - 8
TabSheet1,…, TabSheet10 для каждого PageControl1 Caption – «Вопрос №», где № - это номер конкретного вопроса
Height и Width в пределах PageControl1
RadioGroup1 для каждого компонента TabSheet Caption – для каждого компонента в данное свойство – это есть формулировка вопроса для контроля
Каждый  содержит по четыре переключателя, которые  действуют совместно
Memo1,…, Memo4 для каждого TabSheet Height – 520
Width – 520
Left - 25
Top - 8
Содержимое  поля зависит от названия разделов
Form9 Caption – «Контроль по разделу 3 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ МОНОХРОМНЫХ ИЗОБРА ЖЕНИЙ»
Form10 Caption – «Контроль по разделу 4 - УПРАВЛЕНИЕ ЦВЕТОМ И СТИЛЕМ ИЗОБРАЖЕНИЙ»
Form11 Caption – «Контроль по разделу 6 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ»
Form12 Caption – «Контроль по разделу 7 – ПРОГРАМ МИРОВАНИЕ ОЗВУЧЕННЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ СЦЕН»

      2.2 Описание работы программы

 
 

      Обучающая программа "Графика" в своем  составе содержит основную программу "Graphic", одиннадцать рабочих модулей.

      Структура обучающей программы приведена на рисунке приложения 2.

      Основная  программа "Graphica" вызывает на исполнение все эти модули с помощью специальных процедур, например для вызова из списка пункта меню «Обучение» формы для раздела 1 используется следующий программный код.

      procedure TForm2.N11Click(Sender: TObject);

      begin

      Form1.ShowModal;

      end;

      Каждый из модулей, которые относятся к пункту «Обучение» не содержат никаких процедур обработки, а для вывода теории используется компонент класса TMemo, в свойствах которого забита теория раздела.

      Каждый  из модулей, которые относятся к  пункту «Проверка знаний» содержат следующие процедуры.

      Процедура обработки события нажатия на кнопку «Оценка за раздел», которая  приведена ниже, аналогична для всех четырех модулей этого пункта меню, где повторяющийся код не указывается. 

      procedure TForm9.Button1Click(Sender: TObject);

      var k: integer;

      // k – переменная расчета промежуточной оценки за вопрос

      l:real;

      // l – переменная итоговая оценка за раздел

       begin

       RadioGroup1.Visible:=false;

      ………………………………

      RadioGroup10.Visible:=false;

      Memo1.Visible:=False;

      ………………………………

      Memo40.Visible:=False;

      // расчет оценки за первый вопрос

      if RadioGroup1.ItemIndex=1

                then k:=4

      else

                if RadioGroup1.ItemIndex=3

                                  then k:=5

        else

Информация о работе Графический режим языка Turbo-Pascal