Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:09, реферат
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
Задачам изображения окружающей будничной русской жизни, не получавшим настоящего отклика у мастеров исторической живописи, отвечало развитие бытового жанра, а также сатирической графики. Проникнутые живым сочувствием, а иногда и большой горечью сцены народной жизни встречаются в акварелях и рисунках Т. Г. Шевченко, картинах ряда учеников А. Г. Венецианова. К концу 30-х годов выступает группа рисовальщиков, иллюстрирующих произведения писателей так называемой натуральной школы.
В середине 40-х годов складывается
глубоко демократическое по своему
содержанию искусство Павла Андреевича
Федотова (1815—1852), знаменующее новый
этап в развитии бытового жанра. Рисуя
быт чиновников, купцов, обедневших,
хотя и не потерявших своих претензий
дворян, Фёдотов делал достоянием
искусства образы и темы, ранее
не затрагивавшиеся жанровой живописью.
Он показывал чванство и тупость
чиновников, наивное самодовольство
и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную
пустоту существования
В 50-е годы бытовой жанр
приобретает все большее
Демократическое искусство
утверждало себя в борьбе с салонным,
безыдейным направлением в живописи
и скульптуре, развивавшимся под
эгидой Академии художеств. В 1863 г. 14 окончивших
Академию учеников во главе с И. Н.
Крамским (1837—1887), отказавшись выполнять
программы на заданную тему, объединились
в артель художников, чтобы иметь
возможность служить своим
Художественное движение 60-х годов подготовило почву для расцвета искусства в 70—80-е годы.
Русская музыка.
Девятнадцатый век—блестящая пора в истории русской музыки.
Под воздействием событий Отечественной войны 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С. А. Дегтярева—автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д. Н. Кашина, С. И. Давыдова, И. А. Козловского. На основе народных мелодий вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека. Создаются «русские песни» в народном духе, бытовые романсы, баллады.
В проникновенных романсах А.
А. Алябьева (1787—1851), задушевных ^ лирических
песнях А. Е. Варламова (1801—1848) и А. Л.
Гурилева (1803—1858), обаятельных национально-
Творчество Михаила Ивановича Глинки (1804—1857) — великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается прежде всего в глубоком понимании задач народности и реализма. В своем искусстве он выразил коренные черты русского национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа. Творчески усвоив передовые достижения западноевропейской культуры, он сумел стать великим национальным художником, певцом своей родины. Народная песня явилась для него не только творческим материалом, но и основой музыкального мышления, определившей характерные черты классического «глинкинского» стиля. Сущность эстетики Глинки выражена в его известных словах: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».
Уже первая опера Глинки «Иван Сусанин» (1836 г.) была явлением крупного мирового значения. Знаменательны слова современника Глинки В. Ф. Одоевского: «С этою оперой рождается новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период — период русской музыки». В «Иване Сусанине» Глинка создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала оперная сцена. В самом понимании исторического сюжета проявилась глубокая прогрессивность воззрений композитора: главная роль в опере принадлежит народу — защитнику своей родины, творцу ее исторических судеб. Широкое изображение жизни народа, идея неразрывного единства «судьбы человеческой и судьбы народной» — все это делает оперу Глинки первым классическим образцом подлинно исторической драмы не только в русской, но и в мировой музыке. Чувство глубокого патриотизма находит высшее выражение в гениальном хоре «Славься», увенчивающем оперу торжественным гимном ликования.
Глубоко национальная по музыкальному
складу и языку опера «Иван
Сусанин» отличается подлинно симфонической
цельностью. Яркое воплощение в ней
получает конфликт двух борющихся сил:
русского народа и иноземных завоевателей.
На протяжении всей оперы композитор
противопоставляет широкое
Иной художественный строй лег в основу оперы «Руслан и Людмила» (1842 г.)— монументальной оперы сказочно-эпического склада. Взяв сюжет пушкинской поэмы, Глинка углубляет в «Руслане» черты былинного повествования. Во всем величии встают здесь картины седой старины, образы богатырской героики. Действие течет спокойно, неторопливо, подобно эпическому сказу.
Драматургическую основу оперы составляет контраст между былинными, эпическими образами Киевской Руси и миром волшебной, сказочной фантастики. В обрисовке таинственных, сказочных чудес черноморова царства проявилось неисчерпаемое богатство фантазии художника, его изумительное мастерство колорита. Впервые во всем многообразии предстал у Глинки красочный мир Востока — предвосхищение восточных песен Бородина и Римского-Корсакова. «Руслан и Людмила» — высшее выражение пушкинского начала в искусстве Глинки. Светлая, солнечная музыка «Руслана» проникнута пафосом утверждения жизни, подлинно пушкинским оптимизмом.
Две оперы Глинки — историческая
драма и опера-сказка — определили
дальнейший путь русской оперной
классики. Велико также значение глинкинского
симфонизма. Его оркестровая фантазия
«Камаринская», две испанские увертюры
на темы народных песен, лирический «Вальс-фантазия»
послужили основой русской
Глинка ярко проявил себя и в области камерной лирики. Его романсам присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной мелодии, законченность и стройность композиции. В своем стремлении к художественному совершенству формы Глинка сближается с Пушкиным. Поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение. Подобно Пушкину, Глинка может быть назван «поэтом действительности» (Белинский). В русское музыкальное искусство он внес высокое, подлинно реалистическое содержание, огромную силу художественного обобщения.
Традиции Глинки продолжил
его младший современник
В романсах Даргомыжского
выразилось стремление приблизить музыку
к живой человеческой речи. «Хочу,
чтобы звук прямо выражал слово,
хочу правды» — таков творческий
девиз Даргомыжского. Лучшие черты
его глубоко своеобразной лирики
свойственны романсам-
Центральное произведение Даргомыжского —опера «Русалка» (1855 г.) — положило начало новому жанру психологической драмы в русской музыке. Композитор сосредоточил внимание на социальных моментах пушкинского текста, создав замечательные по своему реализму и глубине характеристики образы страдающих, обездоленных людей из народа — Наташи и ее отца мельника. В музыкальном языке оперы с ее широким развитием драматически-выразительного речитатива и в драматических сценах проявились присущие Даргомыжскому мастерство и чуткость в передаче душевных переживаний.
Новаторские искания Даргомыжского
находят свое наибольшее выражение
в его последней опере «
В 60-х годах русская
музыка вступает в полосу своей зрелости
и всестороннего расцвета. В новых
исторических условиях пореформенной
России наступает подъем музыкально-общественной
жизни. Усилиями выдающихся музыкантов-просветителей
— М. А. Балакирева, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов
— создаются музыкальные
Идейно-художественные принципы
глинкинской школы находят