Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:09, реферат
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
Лермонтов
В конце 30-х годов обозначился переход к новому типу реализма. Белинский видел основную его особенность в усилении критического начала, росте разоблачительной тенденции. Творчество величайшего преемника Пушкина в области поэзии, Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841), отмечено пафосом отрицания современной ему действительности. Лермонтов сложился как поэт в эпоху безвременья, когда декабристское движение было уже задушено, а новое поколение русских революционеров еще не окрепло. Это породило в его поэзии мотивы одиночества и горького разочарования.
Ненависть к «светской черни», к голубым жандармским мундирам николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури..-Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтов — поэт действия. Именно за бездеятельность бичует он свое поколение, воспитанное эпохой реакции, неспособное к борьбе и созидательному труду («Дума»).
В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835—1836 гг.), Демон («Демон», 1829—1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). Разочарованный в окружающей мелочной жизни, поэт прошел через увлечение такой демонической личностью, но в своих произведениях последних лет он развенчивает романтическую поэзию гордого одиночества. В его творчестве ясно наметилась глубокая симпатия к простым, но полным настоящей самоотверженности и героизма людям,—то настроение, которое образует основной пафос русской литературы XIX в.
Гоголь
Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам—повести и роману.
Первое значительное произведение
Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
(1831—1832 гг.) вводит читателя в мир
народных преданий. Фантастика этой книги
и ее беззаботно веселый тон имеют
мало общего с последующими произведениями
Гоголя-реалиста. Вторая книга —
«Миргород» (1835 г.), хотя она и является
продолжением «Вечеров на хуторе близ
Диканьки», носит более зрелый характер.
Четыре повести, составляющие «Миргород»,
как бы контрастируют друг с другом.
В «Тарасе Бульбе» Гоголь передает
удаль и героику казацкой вольницы.
В повести «О том, как поссорились
Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
показано засилье пошлости и мелких
интересов в современной жизни
и разыгрываются ничтожные
Особое место в наследии
Гоголя занимают его «Петербургские
повести», изображающие современный
Гоголю большой город с его
социальными контрастами. Одна из этих
повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое
влияние на последующую литературу.
Сочувственно изображая судьбу забитого
и бесправного мелкого
В комедии «Ревизор» (1836 г.)
Гоголь выступает как продолжатель
традиции Фонвизина и Грибоедова.
Он дает глубокое и беспощадное разоблачение
чиновной камарильи, ее беззаконий и
произвола. Гоголь отбросил традиционную
любовную интригу и построил свое
произведение на изображении общественных
отношении. Сатира Гоголя направлена не
против отдельных «злоупотреблений»,
а против самых основ общественного
строя, той действительности, которая
порождает хлестаковых и
Величайшее создание писателя—«Мертвые
души» (1842—1852 гг.). Само название книги
имеет не только прямой, но и обобщенный
символический смысл.. Гоголь изображает
целую галерею уродов помещичьей
России, воплощающих различные формы
паразитизма. Его произведение названо
поэмой, и это название только отчасти
звучит иронически. Оно дышит своеобразным
поэтическим пафосом, который вырастает
из сознания огромных сил народа, из
предчувствия его великого исторического
будущего. Все это находит свое
выражение в лирических отступлениях,
образующих существенный элемент повествовательной
манеры Гоголя. Его юмор переплетается
с серьезными, даже трагическими размышлениями.
Гоголь испугался того размаха, который
приняла критика русской
Белинский
В крепостнической России
XIX в. художественная литература была той
ареной, на которой все общественные
вопросы ставились с большой
остротой и силой. Поэтому представители
демократической общественной мысли
выступали тогда
Развитие литературных взглядов
Виссариона Григорьевича Белинского (1811—
1848) протекало сложным путем. Однако
при всех своих поворотах и
изменениях в убеждениях Белинский
сохранил в течение всего своего
развития некоторые руководящие
идеи, определявшие смысл его литературной
деятельности. Это прежде всего мысль
о народности литературы. Идея народности,
носившая у романтиков весьма отвлеченный
характер, становится у Белинского
неизмеримо более конкретной, тесно
связанной с реализмом—
В Белинском замечательно сочетался теоретик литературы, историк ее и критик. В статьях «Разделение поэзии на роды и виды», «Идея искусства», «Общее значение слова литература» и других он развивал важнейшие положения научной эстетики — принцип содержательности формы, теорию жанров как специфических форм отражения жизни и т. д.
В одиннадцати статьях
о Пушкине и многочисленных обзорах
русской литературы Белинский дал
стройную историю русской литературы
начиная с XVIII в. Высоко оценивая Пушкина,
Белинский был горячим
Под этим названием обычно
имеют в виду писателей, следовавших
за Гоголем в критическом
Литература 50—60-х годов
Революционно-демократический
Конец дворянского периода
освободительного движения, и начало
разночинского, буржуазно-демократического,
не могли не оказать серьезного влияния
на развитие русской демократический
лагерь литературы. Она сделала решительные
шаги по пути демократизации, приближения
к боевым и актуальным вопросам общественной
жизни. Окончательное размежевание
либеральной и демократической
тенденций в русском
В 50-е годы журнал «Современник»
объединял вокруг себя крупнейших демократических
и либерально настроенных писателей.
К концу 50-х годов писатели умеренного
направления окончательно порывают
с журналом, и он становится органом
революционной демократии. Идейным
руководителем журнала стал Чернышевский.
Революционно-демократический
Революционно-демократический лагерь в литературе был в России более мощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейской стране.
Александр Иванович Герцен (1812—1870) был не только мыслителем и революционером, но и замечательным писателем. Белинский говорил, что у Герцена-писателя на первом месте ум, а фантазия па втором. Особенность его таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он изображал. Изображение явлений жизни служило Герцену для пояснения его мысли.
В романе «Кто виноват?» (1848 г.) Герцен показывает, как коверкает жизнь людей крепостное право. Представители дворянской интеллигенции, изображенные в романс, понимают пороки окружающей жизни, но не знают путей борьбы с ними и не имеют сил для этой борьбы.
Рассказы, написанные Герценом в 50—60-е годы, построены уже на западноевропейской тематике. Лучший из них «Доктор, умирающий и мертвые» основан на противопоставлении героических революционеров 1789 г. либералам 1848 г., предавшим дело революции.
Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных мемуарах «Былое и думы» (50—60-е годы). В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен — блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на развитие русской публицистики.
Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889).
Эстетические взгляды
Чернышевского носят
Большое значение имел роман
Чернышевского «Что делать?» (1863 г.).
В нем Чернышевский показал представителей
передовой интеллигенции, выдвинутых
эпохой демократического подъема в
России. Характерная черта творчества
Чернышевского—желание связать
стремления людей к разумному
общественному устройству с их реальными
интересами и потребностями. Это
находит выражение в так
Среди других литературных произведений Чернышевского выделяется «Пролог» (конец 60-х годов), в котором писатель дает замечательную по глубине и проницательности критику крестьянской реформы и трусливой политики либералов.
Ученик и соратник Чернышевского
Николай Александрович
Третий выдающийся критик
той эпохи—Дмитрий Иванович Писарев
(1840— 1868) по своему общему уровню стоял
значительно ниже Добролюбова и
Чернышевского. Его критические
статьи появились в основном после
1863 г., когда общественный подъем конца
50—начала 60-х годов был уже
позади. Последователь вульгарно-