Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:09, реферат
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
Народ изображен во многих стихотворениях Некрасова, таких, как «Мороз красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1877 гг.). Поэт показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и нравственную красоту, раскрыл их представления о жизни, их вкусы. Поэт утверждает превосходство крестьян над господами, изображает своекорыстие и жестокость бар-тунеядцев. В его поэмах выведены и образы тех, кого Некрасов называет «народными защитниками»,—-борцов за интересы народа. Лирические стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя-гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему, готового пойти «на смерть за честь отчизны».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
(1826—1889)— сатирик мирового значения.
Его сатира, проникнутая сознательной
революционно-демократической
Щедрин безжалостен ко всем либеральным попыткам подчистить и подправить старый крепостнический порядок, «обличить» его второстепенные пороки, чтобы спасти основное. Насмешка над либеральными фразерами, легко уступающими свои позиции и пресмыкающимися перед крепостниками, составляет одну из постоянных тем Щедрина. Вместе с тем Щедрин, неподкупный и стойкий защитник народа, был чужд сентиментальному приукрашиванию и идеализации «мужичка». Наоборот, с горечью, гневом и беспощадной иронией говорит он о раболепии, темноте и невежестве, которые помогают угнетателям народа.
Островский
Александр Николаевич Островский
(1823—1886)—исключительная
Но Островский не только рисует
«темное царство» невежественных купцов,
взяточников-чиновников, доживающих свой
век паразитов из дворян. Уже в
драме «Гроза» он вывел женский
характер, полный нравственной силы и
честности, неспособный к примирению
с рабством, протестующий против него.
В пьесах «Последняя жертва», «Бесприданница»,
«Таланты и поклонники» Островский
показал трагическую судьбу женщины
в мире богатых и бедных, господ
и рабов. С беспощадным презрением
изображает драматург ничтожных
дворян, вынужденных отступить перед
дельцами нового типа. Победителем
оказывается цивилизованный буржуа,
трезвый, умный и безжалостный. Показывая
его энергию и хватку, Островский
противопоставляет ему
Островский — народный
драматург в подлинном и
Тургенев.
Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) начал свою литературную деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Он испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах «Современника» под общим названием «Записки охотника» (1847—1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В романах «Рудин» (1856 г.) и «Дворянское гнездо» (1859 г.) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе энергии, чтобы порвать с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в «Евгении Онегине», послужившем прообразом для этих романов, Тургенев сталкивает своего «лишнего человека» с женщиной, обладающей сильным нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой литературы.
Тургенев не ограничился
изображением «лишних людей». В романе
«Накануне» (1860 г.) он показал болгарского
революционера Инсарова, за которым
самозабвенно пошла русская девушка
Елена Стахова. Но Тургенев искал
героя, сложившегося на русской почве
и посвятившего себя служению России.
Такой образ он нашел в лице
разночинца Базарова, изображенного
им в романе «Отцы и дети» (1862 г.).
Базаров отрицает поэзию и возвышенные
чувства, которыми гордятся представители
дворянской среды (поэтому он в их
глазах — «нигилист», отрицатель), он
думает, что главная задача состоит
в распространении естественных
наук. Хотя некоторые черты Базарова
коробят писателя, Тургенев изображает
все же своего героя как глубокую
и трагическую личность, истинного
гиганта рядом с мелкими
В последние годы своей жизни писатель почти постоянно жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.
Гончаров.
Выдающийся русский романист
Иван Александрович Гончаров (1812—1891)
разделял с русскими просветителями
вражду к крепостному праву и
веру в то, что его уничтожение
принесет благоденствие России. Однако
по своим политическим воззрениям Гончаров
склонялся к либерально-
Лучшим созданием Гончарова
является роман «Обломов». В образах
Ильи Ильича Обломова и его слуги
Захара он воплотил типы патриархального
барина и слуги крепостной эпохи.
Гончаров наделил Обломова умом, талантом,
благородными намерениями, но все это
еще резче оттеняет паразитизм, инертность
патриархального уклада помещичьей
жизни, подавившего в конце концов
все лучшие задатки героя. Последний
роман Гончарова «Обрыв»
Достоевский
Художник огромного таланта, Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные по силе и выразительности картины страданий людей под гнетом капитализма, но отвергал революционный путь и в течение многих лет вел ожесточенную борьбу против идей революционно-демократического лагеря.
Достоевский вступил в
литературу как представитель «натуральной
школы», продолжая традиции Пушкина
и Гоголя. Его первая повесть «Бедные
люди» (1846 г.) была восторженно встречена
Белинским. В этой повести Достоевский
с глубоким сочувствием изображает
страдания «бедных людей», живущих
в большом городе, защищает достоинство
простого человека, показывает его
превосходство над
Молодой Достоевский состоял
в кружке Петрашевского и был
приговорен в 1849 г. к смертной казни,
замененной каторгой. После отбытия
каторги его зачислили на военную
службу рядовым. Именно в эти годы
писатель пережил внутренний надлом.
Он разочаровался в идеях
Но и в этот период своего творчества Достоевский создает произведения огромного критического размаха, изображает кричащие противоречия пореформенной России. Такова его книга «Записки из мертвого дома» (1861—1862 гг.), в которой показаны страдания людей на царской каторге.
Крупнейшее произведение Достоевского—роман «Преступление и наказание» (1866 г.). В нем выведен человек, проникнутый сознанием своей исключительности, презрением к массе и уверенностью в своем праве нарушать моральные нормы. Достоевский развенчивает этого индивидуалиста и вскрывает внутренний крах его устремлений. Роман дает потрясающее по силе изображение нищеты и страданий людей при капитализме, показывает распад личности и семьи, унижение и поругание человеческого достоинства.
Реакционные взгляды Достоевского
уже отчетливо сказались в
этой книге, Писатель считает, что буржуазный
индивидуализм характерен для представителей
революционного лагеря и выдает индивидуалиста
за революционера. Развенчивая его,
Достоевский хочет развенчать в
его лице и все революционное
движение. С другой стороны, эгоизму
и «наполеоновскому» принципу подавления
слабых Достоевский может
Свой положительный идеал, идеал нравственно прекрасного человека Достоевский воплотил в романе «Идиот» (1868 г.). В этой книге также дано изображение жестокости, эгоизма, изуверства господствующих буржуазно-дворянских кругов. Им противопоставлен положительный герой, воплощение кротости, сочувствия человеческим страданиям, с чертами Дон-Кихота. Он беспомощен в борьбе с социальным злом, но тем не менее представляет единственное начало, которое можно выдвинуть против жестокости современной жизни.
Творчество Достоевского
получило мировое признание. Его
реакционные идеи, его высказывания
о том, что в сознании человека
господствуют темные, эгоистические
инстинкты, которые надо подавлять
при помощи религиозного смирения,
использовались идеологами господствующих
классов для реакционной
Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828—1910)
занимает выдающееся место в ряду
деятелей мировой культуры. Толстой
происходил из высшей дворянской знати,
но он порвал со своим классом и
выступил как выразитель идей и настроений
многомиллионного русского крестьянства,
воплотив в своем творчестве и
его ненависть к
Служба в армии на Кавказе
и в Крыму, участие в героической
обороне Севастополя сблизили Толстого
с народной массой, с крестьянами,
одетыми в солдатские' шинели. В
ряде произведений, посвященных войне
на Кавказе, и в своих замечательных
«Севастопольских рассказах» (1855—1856 гг.)
Толстой нарисовал картины
Роман «Война и мир» (1863—1869 гг.) — грандиозная эпопея народной войны против Наполеона, величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. Толстой показал здесь все русское общество, создал широкую картину русской жизни. Изображая титулованную аристократию, Толстой обрисовал ее эгоизм и карьеризм, лицемерие и паразитизм, преданность суетным делам. Он противопоставил ей тех представителей дворянства, которые чувствуют связь с национальными основами народной жизни или пытаются понять сложные противоречия действительности и найти свое место в дни великого народного бедствия.
Толстой вывел в своем
романе многочисленных русских людей,
мужественно и скромно
Но в «Войне и мире»
сказались и реакционные
Толстой — гениальный психолог, мастер изображения народной жизни—уже в рассматриваемый период представляет собой одну из вершин, до которых поднялась мировая литература.
Литература народов России.
Вследствие высокой идейной
насыщенности и глубокой народности
передовая русская культура оказывала
могучее революционизирующее