Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:09, реферат
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
С 20-х годов XIX в. значительный
размах приобрело изучение истории
украинского народа и его устного
творчества, что свидетельствовало
о росте национального
Иван Петрович Котляревскпй
(1769—1838) первым обратился к живому
народному украинскому языку, широко
используя устное творчество родного
народа. Переработанная нм в бурлескном
стиле «Энеида» Вергилия и пьесы
«Наталка-Полтавка» и «Солдат-
Процесс становления новой
украинской литературы и формирования
украинского литературного
В Белоруссии пробуждение
национального самосознания среди
передовой части интеллигенции
нашло выражение в собирании
местными историками и этнографами
памятников устного творчества и
истории белорусского народа. К 40-м
годам XIX в. относится начало деятельности
писателя Викентия Дунина-Марцинкевича
(1807— 1884), отразившего в сентиментально-
Развитие национальной 'культуры
народов Прибалтики происходило
в борьбе против реакционной феодально-
Под влиянием революционной
ситуации в России среди латышской
интеллигенции возникло буржуазно-национальное
движение «младолатышей», органом которых
являлась газета «Петербургский вестник».
Большинство «младолатышей» стояло
на либерально-реформистских
Благодаря присоединению
к России усилились прогрессивные
тенденции в культурной жизни
народов Кавказа, что нашло выражение
в появлении там светской школы,
возникновении газет и
Влияние русского романтизма
сказалось в творчестве грузинских
поэтов Николая Бараташвили (181/—1845),
Александра Чавчавадзе (1786—1846) и др.
Этим поэтам, создавшим в 30-х годах
XIX в. романтическую школу в
Основоположник новой
армянской литературы Хачатур Абовян
также получил образование в
России и глубоко воспринял
Поэт, публицист и литературный
критик Микаэл Налбандян, являвшийся учеником
и боевым соратником Герцена и
Чернышевского, положил начало революционно-демократическому
направлению в армянской
Друг ссыльных декабристов
и почитатель классиков русской
литературы, выдающийся азербайджанский
просветитель Мирза Фатали Ахундов
смело выступал против дурманившего
народ реакционного мусульманского
духовенства. Реалистические повести
и комедии Ахундова заложили прочную
основу новой, светской азербайджанской
литературы и национального
Значительные культурные сдвиги произошли в XIX в. у бесписьменных народов Кавказа. В их фольклоре, отражавшем заветные чаяния трудящихся, усилились мотивы социального протеста. К борьбе против угнетателей призывали соплеменников кумыкский поэт Ирчи Казак (1830—1870), лезгин Этим Эмин (1839— 1878) и другие народные певцы Дагестана, Большое значение имела просветительная деятельность местных уроженцев, получивших русское образование. Среди них выделялись абхазский этнограф С. Званба (1809—1855); составитель первой грамматики кабардинского языка и автор «Истории адыгейского народа» Ш. Ногмов (1801—1844): создавший в 1855 г. первый «Букварь черкесского языка» педагог У. Берсей, осетинский поэт И. Ялгузидзе, составивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку.
Прогрессивные деятели русской
культуры популяризировали достижения
первых представителей национальной интеллигенции
кавказских горцев. Напечатанная в 1836
г. при содействии Пушкина в журнале
«Современник» повесть черкеса
Султан-Казы-Гирея «Долина
Появились своп просветители
и у казахского народа. Ч. Валиханов
находился в дружбе с сосланным
в Сибирь петрашевцем С. Ф. Дуровым,
а во время пребывания в Петербурге
познакомился с Чернышевским. Приобщение
к русскому демократическому движению
вдохновило Валиханова на смелые выступления
против царских колонизаторов и
местной феодально-клерикальной знати.
Он писал «о вреде мусульманского
изуверства и вообще всякого религиозного
фанатизма», считая религию «враждебной
всякому знанию». Исторические судьбы
казахского народа он связывал с судьбами
России, убеждая своих
Так, по мере вовлечения прогрессивных сил народов России в общий поток освободительного движения крепли культурные связи между ними и неуклонно развивался процесс демократизации культуры. Герцен пророчески заявлял, что «из-за насильственного единства», какое представляла собой Российская империя, уже виднелось «единство свободное... единство, основанное на признании равенства и самобытности», какое создаст русская революция.
Борьба направлений в русском театре в начале XIX в.
С конца XVIII в. театр в России,
как и в других европейских
странах, вступает в новую эпоху
своего развития. Начинается быстрый
рост количества театров в провинции,
нередко за счет перехода помещичьих
крепостных театров на коммерческие
основы. Крупные театральные
Прогрессивное направление
русского театра утверждало себя в
постоянной борьбе с реакционными тенденциями
в репертуаре и во всей организации
театрального дела, порожденными правительственной
политикой в области искусства.
Существовавшая в Петербурге и Москве
монополия императорских
В конце XVIII —начале XIX в. в русском театре ведущее значение приобретает просветительский сентиментализм. Просветительская идея прирожденного равенства всех людей, идея «естественного человека», обращенная в творчестве целого ряда драматургов и актеров на раскрытие противоречий крепостнического строя, помогала выявить общественную и нравственную недопустимость рабства. Внимание драматургов привлекали при этом внутренний мир человека, его душевные конфликты (драмы Н. И. Ильина, Ф. Ф. Иванова, трагедии В. А. Озерова и др.). С другой стороны, в тех сентиментальных драмах, которые были проникнуты охранительными тенденциями, проявлялось стремление к сглаживанию жизненных противоречий, черты слащавой идеализации, мелодраматизма (произведения В. М. Федорова, С. Н. Глинки и др.).
Повышенная «чувствительность»,
искренность сценического переживания,
часто обогащаемые элементами социальной
и бытовой правды в обрисовке
персонажа, отличали игру Я. Е. Шушерина
(1753—1813), А. Д. Каратыгиной (1777—1859) и
других актеров этого времени. Сентиментализм
освобождал игру актеров от власти
рационалистических принципов классицизма
и содействовал разрушению эпигонских
традиций этой системы, развитию в исполнительском
искусстве романтических и
Развитие романтизма в
русском театре начала XIX в. связано
с нарастанием в драме и
актерском творчестве мотивов неудовлетворенности
существующей действительностью, индивидуалистического
протеста, бурных переживаний свободолюбивой
личности. Эти романтические черты
свойственны искусству
Значительное воздействие
на развитие театра оказали эстетические
взгляды писателей-декабристов. Разрабатываются
темы борьбы против национального и
политического угнетения, создаются
образы сильных, вольнолюбивых героев,
охваченных жаждой патриотического
подвига («Марфа Посадница, или Покорение
Новагорода» Ф. Ф. Иванова, «Вельзен,
или Освобожденная Голландия» Ф.
Н. Глинки, «Андромаха» П. А. Катенина,
«Аргивяне» В. К. Кюхельбекера и др.).
Исполнительский стиль
Одновременно в комедии
и драме продолжалось развитие реалистических
тенденций, ограниченное, однако, узкими
возможностями водевиля (А. А. Шаховской,
Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовой,
консервативной по духу пьесы (М. Н. Загоскин).
Стремление актеров к жизненной
правде опиралось как на искренность
переживания, простоту, естественность
(молодой М. С. Щепкин), так и на
искусство внешнего перевоплощения,
копировки отдельных ярких