Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:09, реферат
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
Драматургия Грибоедова и Пушкина.
Развертывавшаяся на протяжении
первой четверти XIX в. борьба за создание
прогрессивного, национально-самобытного
театра, за утверждение в драматургии
принципов народности и историзма
подготовила появление
В «Горе от ума» Грибоедов,
блестяще решив проблему реализма применительно
к современной автору теме, осуществил
задачу создания подлинно национальной,
самобытной комедии. Преодолев традицию
классицистической комедии с
характерными для нее морализацией
и однолинейным построением характеров
и использовав достижения романтической
драмы с ее интересом к раскрытию
душевного мира человека, Грибоедов
создал произведение огромной жизненной
выразительности драматической
силы, острой сатирической направленности.
Его пьеса является одним из самых
ярких в русском театре проявлений
антикрепостнических идей и в
этом смысле она оказала огромное
влияние на все последующее развитие
русской драматургии и
Произведением новаторского значения явилась историческая драма Пушкина «Борис Годунов». Отрицая формы придворной трагедии классицизма, романтической драмы Байрона и русских романтиков, Пушкин стремился дать «вольное и широкое изображение характеров», показать связь между судьбой личности и судьбой народа. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах—вот чего требует наш ум от драматического писателя», — эта формула Пушкина выражала не только принцип его собственного творчества, но и основной принцип русского сценического реализма, как он определяется в последующие годы.
Царская цензура запретила постановку «Бориса Годунова» (трагедия исполнялась впервые в театре в 1870 г.). Вплоть до 1831 г. находилось под запретом и «Горе от ума».
Театр 30—50 годов.
В 30-е годы, в обстановке
жестокой политической реакции, наступившей
после разгрома декабристского движения,
важные задачи выполняет направление
прогрессивного романтизма. Романтический
театр раскрывает внутреннюю драму
человека, наделенного стремлением
к свободе и социальной справедливости,
и выражает бунт мыслящей личности
против окружающего ее мира насилия
и произвола. На русской сцене
в эти годы получают глубокое истолкование
многие произведения мировой классики
и прежде всего трагедии Шекспира,
в которых с необычайной силой
выступает тема борьбы за человеческое
достоинство. Революционные тенденции
театрального романтизма 30-х годов
наиболее полно выявились в творчестве
гениального русского актера-романтика
П. С. Мочалова (1800—-1848) — художника
необыкновенной душевной мощи и экспрессии,
потрясавшего зрителей бурным подъемом
своего вдохновения, высокой гуманистической
устремленностью своего искусства.
Развитие прогрессивных освободительных
тенденций в театре жестко ограничивались
правительством. Вне театра остается
проникнутая критическими, свободолюбивыми
идеями драматургия М. Ю. Лермонтова:
его драма «Маскарад» в 1835—1836 гг.
трижды запрещается цензурой (отрывки
из пьесы впервые были поставлены
благодаря настойчивости
Преимущественно развлекательные
цели выполнял водевиль, заполнивший
сцену русского театра 30—40-х годов.
Большой популярностью
Реалистический театр.
Развитие русской
Огромное значение в развитии
театрального реализма имела творческая
деятельность М. С. Щепкина. Демократическая
идейность Щепкина подняла
Мартынов утвердил на русской сцене манеру игры, свободную от всякой театральной приподнятости, основанную на глубокой и сдержанной эмоциональности, простоте, тонкой передаче всех душевных переживаний персонажа. Он потрясал зрителей внутренней правдой своего искусства, силой гуманистической трактовки характера.
Следующий этап сценического реализма был связан с работой театра над воплощением пьес А. Н. Островского. Театр Островского отражает целую эпоху русской жизни, ознаменованную кризисом крепостнического уклада, неудержимым ростом молодых, свободолюбивых сил. На сцене появляются новые типы, требующие новых сценических красок. Пьесы Островского воспитывали в актерах мастерство точной бытовой характеристики персонажа, способствовали развитию (особенно в Малом театре, с которым драматург был тесно связан) высокой культуры сценической речи.
Главой новой школы, складывавшейся
в этот период под непосредственным
руководством Островского, был П. М.
Садовский — родоначальник
На протяжении XIX в. театр в России вырастает в важнейшую общественную силу. Гоголь называл театр «кафедрой, с которой можно много сказать людям добра». Островский сравнивал Малый театр по его прогрессивному значению в национальной культуре с Московским университетом.
Изобразительные искусства и архитектура.
В начале XIX в. глубокие сдвиги
в общественной жизни России способствовали
вызреванию новых течений в живописи,
скульптуре и архитектуре. Под влиянием
общественного и
Большим совершенством отличаются
изделия декоративно-
Развитие живописи и графики
в начале Х1Хв. определялось реалистическими
исканиями, стремлением художников
к непосредственным жизненным наблюдениям,
что отражало общий процесс приближения
искусства к действительности. Сломав
старые, условные и ограниченные рамки
художественного творчества, установленные
классицистической эстетикой, живописцы
и графики этого времени
Большую роль в этом завоевании
реального мира искусством, в усилении
эмоционального, лирического начала
играл романтизм, особенно заметно
проявивший себя в портретной и пейзажной
живописи. Плодотворное развитие в
этот период получает бытовой жанр.
Отмеченные чертами романтизма портреты
работы О. А. Кипренского (1782—1836) выделяются
среди современных ему
В 30—50-е годы обострение общественных противоречий после разгрома восстания декабристов, гнет реакции и в то же время непрекращавшиеся искания передовыми людьми путей дальнейшего развития России, вызревание революционно-демократической идеологии обусловили сложный характер искусства.
Классицизм в этот период
окончательно утрачивает свои прогрессивные
стороны, вырождаясь в реакционный
академизм. На почве отрицания самодержавного
строя и вместе с тем разочарования
в возможности близких
В архитектуре 30—50-х годов
господствует стиль позднего классицизма,
но в нем нарастают черты
Пристальный интерес к
вопросам исторического развития и
судьбам народов, который был
связан со всем характером передовых
идей и миросозерцания людей той
эпохи, побуждал художников искать больших
обобщающих тем, в которых отразились
бы значительные моменты в жизни
человечества. На первое место в
искусстве 30-х годов выдвигается
историческая живопись. К. П. Брюллов (1799—1852)
в картине «Последний день Помпеи»
изобразил гибель людей, на которых
обрушилась слепая, всеразрушающая стихия.
Однако в истолковании этого события
и в его художественном воплощении
Брюллов шел несколько внешним
путем. Несмотря на романтический пафос,
Брюллов в композиции, изображении
фигур людей не порывал полностью
с приемами классицистической идеализации,
желая увлечь зрителя пластической
красотой человеческих тел. Большой
убежденностью и жизненной
Глубоко отразил в своем
творчестве волнующие идеи современности
Александр Андреевич Иванов (1806—1858).
Остро ощущая социальную несправедливость,
полный предчувствия грядущих перемен,
он стремился найти тему, которая
позволила бы показать, по его понятиям,
поворотный момент в жизни человечества.
Он остановился на евангельском рассказе
о пришествии Мессии, казавшемся ему
исполненным высокого исторического
смысла. Более 20 лет художник трудился
над своим монументальным полотном
«Явление Христа народу», основной темой
которого явилось духовное перерождение
погрязших в страданиях и пороках
людей. Сложная религиозно-