Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:24, реферат
Инквизиция (от латинского: inquisitio - розыскание, исследование, розыски) - судебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированных врагов, их переубеждения и перевоспитания, а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви в соответствии с указаниями Нового Завета (Тит.3:10; Мф.18:17; 1Кор.5:11-13; Гал.1:8-9). Отлучение от Церкви могло быть подано для обжалования Папе и им отменено. После отлучения врага Церкви от Церкви, он передавался государственной власти и ее судебный орган рассматривал дело отлученного от Церкви с точки зрения государственного права и в соответствии с его законами приговаривал виновного к предусмотренной законом каре.
Оглавление.
Вместо предисловия.
I. Выписки из книг на тему Инквизиции.
1. Из книги: Я.Павловский, "Очерки истории католической Церкви", Резекне, 1994 г., глава "Инквизиция".
2. Из книги: С.Г. Лозинский, "История инквизиции в Испании".
3. Из книги: А. Ваплер, "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г., стр.158-162.
4. Из книги на польском языке. (Фамилия автора и название книги не сохранились).
5. Из книги: Х. А. Льоренте "История испанской инквизиции", Москва, 1999 г.
6. Из книги: Болеслав Кумор, "История Церкви", ч. 3, Люблин, 1976 г.
7. Из книги: Ю.Данзас (Юрий Николаев), "Католическое богопознание и марксистское безбожие", Рим, 1941 г.
II. Оценка деятельности инквизиции.
1. Исторические условия деятельности католической инквизиции.
2. Цели еретического движения.
3. Право Церкви и государства на защиту от еретического движения.
4. Последствия, могущие быть от бездействия Церкви и государственной власти по отношению к деятельности ересей.
5. О злоупотреблениях инквизиции.
Как известно, задача трибуналов инквизиции было расследование дел членов католической Церкви, подозреваемых в ереси и скрывающих это ради достижения ими враждебных целей. В таких случаях трибунал должен был разоблачить среди членов Церкви еретика убедить его в ошибочности его еретических убеждений, а если тот не послушает Церкви, то предать его отвержению, на что дают право и к чему обязывают тексты Священного Писания:
1) "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит.3:10).
2) "...если Церкви (ее член) не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф.18:17).
3) "я писал вам не сообщаться с тем, кто называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с такими даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак извергните развращенного из среды вас" (1Кор.5:11-13).
4) "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет проклят (то есть отлучен от Церкви). Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет проклят" (Гал.1:8-9).
На основании вышеприведенных текстов инквизиция и отлучала (извергала) от Церкви еретиков. Следовательно, поступала в соответствии со Священным Писанием.
Такое отлучение от Церкви члена Церкви - еретика вполне справедливо и соответствует здравому смыслу, так как отлучение от Церкви трибуналом инквизиции было чисто формальным актом, ибо фактически еретик уже сам отлучил себя от Церкви своими антицерковными делами, что было доказано в процессе расследования.
Б. Священное Писание предусматривает право и обязанность государства, как органа власти, на защиту общества от ереси.
В средние века подавляющая часть человеческого общества рассматривало католическую Церковь как основание общественного и нравственного правопорядка. Поэтому преступление против католической Церкви рассматривалось как тяжелое преступление. В средние века люди больше дорожили своей нравственной честью, спасением своей души, чем жизнью своего тела, и если убийство одного человека рассматривалось как тяжкое преступление в соответствии с заповедью Священного Писания: "не убей", то тем более обрекание множества человеческих душ, соблазненных ересью,- аду, рассматривалось как тяжелейшее преступление. Ведь ересь - это не только пропаганда словом антихристианского поведения, но это и само поведение, это греховная жизнь, обрекавшая людей:
а) на ад;
б) и кроме того, на общественные конфликты и часто уголовные преступления и войны.
На этом основании государственная власть законодательно запрещала ересь и наказывало за нее. Священное же Писание наделило власть, правами по поддержанию общественного и нравственного порядка, (а следовательно, и учения католической Церкви как основание общественного и нравственного правопорядка) с правом наказания виновных в преступлении, а гражданам повелевает власти подчиняться. Следующие тексты Священного Писания говорят об этом.
1. "Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей,- как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии" (1П.2:13-16).
2. "Всякая душа да будет послушна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим.13:1-4).
Следовательно, власть имела право наказывать за ересь преступников даже лишением их жизни. Ибо как говорит священное Писание:
1) "Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф.3:10;Лк.3:9).
2) "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные; по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые... Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их" (Мф.7:15-20).
3) "Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и двумя ногами быть ввержену в огонь вечный. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геену огненную" (Мф.18:8-9).
На
основании этих текстов
Священного Писания
власть в гражданских
судах рассматривала
дела отлученных от
Церкви, как преступников
против общества и государства
и приговаривала их
в соответствии с тогдашними
антиеретическими законами
к наказанию, ибо считала,
что лучше обществу
наследовать вечную
жизнь "без руки, ноги,
глаза" (то есть без
преступников), чем вместе
с ними быть " ввержену
в огонь вечный".
4. Последствия, могущие быть от бездействия Церкви и государственной власти по отношению к деятельности ересей.
Последствия от бездеятельности Церкви и государства по отношению к ересям можно классифицировать на ближние последствия и дальние.
А. Ближние последствия.
К ним можно отнести:
а) Последствия от деятельности ереси гуситов, с которой своевременно не боролись и которая привела к жертвам гражданской войны в Чехии, длившейся 17 лет (1419-1436).
б) Последствия от распространения лютеранства (из-за промедления осуждения Папой Львом X Лютера и нерасторопности императора в прекращении распространения лютеранства), приведших к 30 летней гражданской войне, при которой погибло 2/3 населения Германии и было задержано объединение Германии на несколько столетий.
Подобные последствия могли произойти и от пренебрежения борьбой с катарами во Франции и в Северной Италии или с иудаизмом или ересями на Пиренейском полуострове.
Б. Дальние последствия.
К дальним последствиям следует отнести большую часть неудач европейских народов:
1) Раскол христианства на множество религиозных исповеданий из-за правила Лютера: произвола в личном толковании Священного Писания.
2) Распространение деизма, пантеизма и атеизма в Европе и как следствие этого нравственный упадок населения.
3) Как следствие нравственного упадка: создание колониальной системы и угнетение мало развитого населения (негров, индейцев и т.п.), Французская революция 1789 г. и других подобных революций, создание "дикого" капитализма и как следствие этого - марксистского движения с его учением о классовой ненависти, образование нацистских и расистских режимов, приведших в частности к физическому уничтожению около 6,5 млн. евреев (по еврейским источникам). Жертвы двух мировых войн и множества войн местного характера, жертвы марксистского режима в России и в других местах, где победу одержали коммунисты.
4) Как следствие нравственного упадка населения: многочисленные убийства детей (аборты), сексуальная революция, порнография, сексуальные извращения, пьянство, наркомания, воровство и прочие уголовные преступления, многочисленные болезни - все это привело в некоторых странах к биологическому вырождению населения.
Всех
перечисленных последствий
могло бы не быть,
если бы Церковь и
государственные
власти своевременно
и более последовательно
боролись против еретического
движения.
5. О злоупотреблениях инквизиции.
Злоупотребления в службе инквизиции столь же неизбежны, как неизбежен грех среди христиан: идеальных людей вообще нет. Если бы идеал был достижим, то прекратилось бы у людей стремления к совершенству.
О злоупотреблениях следует сказать следующее:
Во-первых, обвинения в злоупотреблениях со стороны работников инквизиции в значительной степени преувеличены, так как писались врагами Церкви, особенно масонами и еврейскими писателями, так как среди жертв испанской инквизиции было много евреев, а солидарность и активность евреев в самозащите хорошо известна.
Во-вторых, одной из главных причин злоупотреблений было вмешательство, влияние на деятельность инквизиционных трибуналов светской власти, в частности королей (о чем говорится в вышеприведенных выписках из книг на тему инквизиции), неоднократно критикуемом папами.
В-третьих, злоупотребления происходили не от религиозности инквизиторов, а от недостатка религиозности у некоторых из них. Церковь боролась с злоупотреблениями и виновных в них инквизиторов отлучала от Церкви. Известно (в том числе и из приведенных выше выписок из книг по инквизиции), что папы многократно выступали против злоупотреблений со стороны королевской власти и работников инквизиции, издавали церковные документы на эту тему, отменяли приговоры трибуналов, выносили смягчения приговорам. К таким папам следует отнести пап: Сикста IV, Климента VII, Павла III и других.
В-четвертых, выдача преступников в руки светской власти для наказания смертью не была предопределенной. Преступник всегда мог раскаяться и тогда не передавался государственной власти, а подвергался только воспитательным карам.
В- пятых, пытки, в сравнении с сегодняшними временами, были очень ограничены (смотри вышеприведенные выписки), но к сожалению в процессуальной методике того времени были неизбежны по причине упорства нераскаявшихся еретиков и необходимости раскрытия их преступлений.
В-шестых, способ казни преступника через сожжение или удушение в те времена был обычным способом казни без пролития крови, как в наше время казнь без пролития крови: способом повешения, на электрическом стуле или уколами ядовитых веществ. К такому способу казни прибегали даже самоубийцы (например: русские староверы в Российском государстве прибегали к коллективному самосожжению, в советское время в Чехословакии и в Советском Союзе самосожжение совершалось отдельными лицами, в ХХ веке монахи-буддисты самосжигали себя во Вьетнаме).
В заключение, при моральной оценке деятельности инквизиции, следует всегда помнить:
а) Инквизиция не казнила смертью ни одного человека, ибо в церковном праве нет наказания смертной казнью, и кроме того задача деятельности инквизиции состояла в раскрытии преступлений, в перевоспитании преступников и в отлучении от Церкви опасных и нераскаявшихся преступников, а не в их умерщвлении.
б) Что милосердие к негодяю очень часто становится жестокостью по отношению к невинным людям со всеми вытекающими из этого последствиями.
в) И наконец, жертвы выданные инквизицией государственной власти для совершения над ними смертной казни несравнимы с жертвами от антихристианских режимов духовных наследников ересиархов и их единомышленников.
Даже в Испании, где инквизиция особенно "свирепствовала", под руководствам испанских монархов, за 337 лет (с 1481 г. по 1818 г.) существования испанской инквизиции, по решению государственных судов было сожжено 36 212 человек, выданных инквизицией в руки государственной власти. А за 2 года Французской революции 1789 г. было уничтожено около 300 тыс. человек. За 3 года гражданской войны в Советской России только от революционных трибуналов погибло около 2 млн. человек. От рук германского национал-социализма только за годы второй мировой войны погибло (по еврейским источникам) около 6,5 млн. евреев. А сколько погибло людей от войн, болезней, нищеты, голода и других бедствий, наступивших от господства в Европе идеологий деизма, пантеизма, атеизма, расизма, сексуальной революции, абортов (в СССР перед "перестройкой" - 7 млн., в США - 1,5-2 млн. в год), наркомании, бесправия!!! Это наверно трудно подсчитать!
А ведь руководители режимов Французской революции 1789 г., большевистской революции в России, руководители всех безнравственных идеологий и теорий и доныне господствующих в Европе - это духовные наследники бывших ересиархов, масонов с которыми сравнительно так мягко боролась инквизиция. Они возмущаются деятельностью инквизиции, но они в своем ослеплении кажется не замечают, что настоящими преступниками являются - они!