Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:24, реферат
Инквизиция (от латинского: inquisitio - розыскание, исследование, розыски) - судебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированных врагов, их переубеждения и перевоспитания, а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви в соответствии с указаниями Нового Завета (Тит.3:10; Мф.18:17; 1Кор.5:11-13; Гал.1:8-9). Отлучение от Церкви могло быть подано для обжалования Папе и им отменено. После отлучения врага Церкви от Церкви, он передавался государственной власти и ее судебный орган рассматривал дело отлученного от Церкви с точки зрения государственного права и в соответствии с его законами приговаривал виновного к предусмотренной законом каре.
Оглавление.
Вместо предисловия.
I. Выписки из книг на тему Инквизиции.
1. Из книги: Я.Павловский, "Очерки истории католической Церкви", Резекне, 1994 г., глава "Инквизиция".
2. Из книги: С.Г. Лозинский, "История инквизиции в Испании".
3. Из книги: А. Ваплер, "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г., стр.158-162.
4. Из книги на польском языке. (Фамилия автора и название книги не сохранились).
5. Из книги: Х. А. Льоренте "История испанской инквизиции", Москва, 1999 г.
6. Из книги: Болеслав Кумор, "История Церкви", ч. 3, Люблин, 1976 г.
7. Из книги: Ю.Данзас (Юрий Николаев), "Католическое богопознание и марксистское безбожие", Рим, 1941 г.
II. Оценка деятельности инквизиции.
1. Исторические условия деятельности католической инквизиции.
2. Цели еретического движения.
3. Право Церкви и государства на защиту от еретического движения.
4. Последствия, могущие быть от бездействия Церкви и государственной власти по отношению к деятельности ересей.
5. О злоупотреблениях инквизиции.
Заметки
о средневековой
инквизиции
Оглавление.
Вместо предисловия.
I. Выписки из книг на тему Инквизиции.
1. Из книги: Я.Павловский, "Очерки истории католической Церкви", Резекне, 1994 г., глава "Инквизиция".
2. Из книги: С.Г. Лозинский, "История инквизиции в Испании".
3. Из книги: А. Ваплер, "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г., стр.158-162.
4. Из книги на польском языке. (Фамилия автора и название книги не сохранились).
5. Из книги: Х. А. Льоренте "История испанской инквизиции", Москва, 1999 г.
6. Из книги: Болеслав Кумор, "История Церкви", ч. 3, Люблин, 1976 г.
7. Из книги: Ю.Данзас (Юрий Николаев), "Католическое богопознание и марксистское безбожие", Рим, 1941 г.
II. Оценка деятельности инквизиции.
1. Исторические условия деятельности католической инквизиции.
2. Цели еретического движения.
3. Право Церкви и государства на защиту от еретического движения.
4. Последствия, могущие быть от бездействия Церкви и государственной власти по отношению к деятельности ересей.
5.
О злоупотреблениях
инквизиции.
Вместо
предисловия.
Инквизиция (от латинского: inquisitio - розыскание, исследование, розыски) - судебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированных врагов, их переубеждения и перевоспитания, а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви в соответствии с указаниями Нового Завета (Тит.3:10; Мф.18:17; 1Кор.5:11-13; Гал.1:8-9). Отлучение от Церкви могло быть подано для обжалования Папе и им отменено. После отлучения врага Церкви от Церкви, он передавался государственной власти и ее судебный орган рассматривал дело отлученного от Церкви с точки зрения государственного права и в соответствии с его законами приговаривал виновного к предусмотренной законом каре. Если государственным правом за преступления против Церкви и государства предусматривалась смертная казнь, то преступник казнился смертью. Таким образом, инквизиция никого к смерти не приговорила. Она только определяла вину человека и при нежелании преступника исправиться, отлучала его от Церкви и передавала государственной власти на ее усмотрение. Казнился же преступник по приговору государственного суда, карательными органами государства.
Так как тема об инквизиции, с точки зрения ее моральной оценки в наше время - очень спорная тема, то ради большей объективности, в пределах наших возможностей, ограниченных недостатком разносторонней информации, хочу осветить ее с позиции нескольких авторов, стоящих на различных идеологических позициях, а именно:
- католических авторов: о. Яниса Павловского (монах-капуцин); о. Болеслава Кумора (священник, доктор теологии и истории); А. Ваплер (священник, доктор теологии); Ю. Данзас (Юрия Николаева) и еще одного неизвестного автора;
- и авторов-масонов: Лозинского и Льоренте - противников католической Церкви.
По ознакомлении с этими материалами, следует рассмотреть:
1) Тогдашнюю историческую обстановку в Европе и ментальность тогдашнего ее населения.
2) Вредоносность враждебных Церкви и тогдашнему обществу сил, с которыми так отчаянно боролась католическая Церковь и государство.
3) Право Церкви и государства на защиту от этих вредоносных сил.
4) Могущие быть катастрофические последствия от бездеятельности Церкви и государства по отношению к этим силам.
5)
Злоупотребления
инквизиции и субъектов,
несущих за это
ответственность.
I.
Выписки из книг
на тему Инквизиции.
1. Из книги:
Я.
Павловский "Очерки
истории католической
Церкви", Резекне, 1994
г., глава "Инквизиция".
В связи с тем, что преступления против религии, в том числе ересь угрожали моральному порядку в обществе, а значит и государственной безопасности, римское уголовное (государственное) право предусматривало за такие преступления телесные наказания, вплоть до смертной казни через сожжение.
Так, император Диоклетиан (язычник) повелел вождей манихейства сжигать, а его последователей казнить обезглавлением, а их имущество конфисковывать. Имп. Феодосий Великий 31 марта 382 г. издал указ о смертной казни энкратитов, а в 435 г. издан указ о смертной казни тех, кто увлекает в секты. В средние века к еретикам вначале применялись сравнительно легкие наказания.
В 1215 г. 12-й Вселенский собор, в связи с ростом еретического движения , постановил, осужденных церковным судом, еретиков передавать государственной власти для заслуженного наказания. При этом, Церковь не определяла еретикам меры наказания, и вообще католические синоды и соборы не назначали смертной казни для еретиков, как это сделал православный Константинопольский синод под председательством патриарха Михаила Оксиста (отказавшегося от кафедры в 1146 г.), постановив еретиков-богомилов в наказание сжигать.
Независимо от Церкви в Германии и в Северной Франции гражданская власть, начиная с XI века требовала сожжения еретиков.
В католической Европе впервые сожжение установлено государственным законом в марте 1224 г. в Ломбардии германским королем, а впоследствии императором Священной Римской империи германского народа Фридрихом II. Позднее подобные законы установлены и в других местах. В Германии в 1232г. Фридрих II издал закон о смерти еретикам, и при этом Фридрих пожелал, чтобы следствие о ереси вести было поручено монахам-доминиканцам. Этот же император в 1224, 1231 и 1238 гг. предусмотрел, чтобы упорствующие еретики сжигались. Папа Иннокентий IV одобрил эти законы, но суровые санкции этих законов никогда не были внесены в кодекс Церковного закона. (Они существовали только в государственном праве и применялись по решению государственного суда, следовавшего после передачи преступников инквизицией государственной власти - примечание составителя).
Ересь в то время считалась большим преступлением, чем политические преступления. (стр.574-576).
Деятельность инквизиторов-следователей была подчинена контролю епископов и Папы. Виенский собор 1311 г. постановил, что для заключения обвиняемого в тюрьму для применения пыток и вынесения приговора необходимо разрешение епископа. Названные обвиняемым его враги в качестве свидетелей не допускались, показания свидетелей проверялись. Для принуждения обвиняемого признаться в преступлении применялись пытки, но их применение было строго ограничено. Не разрешалось подвергать пыткам старых и слабых. Никого не разрешалось подвергать пыткам более одного раза. Подверженный пыткам имел право в течении 24 часов признание под пытками взять обратно. Не разрешалось применение пыток, если, по мнению судьи и епископа, имелось лишь частичное доказательство вины. Ни один виновный не мог быть осужден, если он признался только вследствие пыток, так как он имел возможность отказаться от сказанного во время пытки; если же он действительно был еретик, он мог отказаться от ереси и таким образом избавиться от осуждения.
Различали три вида еретиков:
а) Еретики, отказавшиеся от ереси раскаявшиеся и вернувшиеся в Церковь, подвергались только церковным карам - покаянию.
б) Еретики, в обращении которых были обоснованные сомнения - пожизненно заключались в тюрьму.
в) Еретики, упорствующие в ереси или отказавшиеся от нее, опять вернувшиеся к ней, передавались государственным властям.
Осужденные инквизиционным трибуналом (а не государственным судом) могли обжаловать приговор Папе и он часто отменял или смягчал приговор инквизиции. Инквизиционные трибуналы учреждались только там, где это было необходимо, особенно в Южной Франции, Северной Италии и Ломбардии, где многочисленные катары представляли опасность для Церкви и государства. Режим в инквизиционных тюрьмах был более легкий, чем в тюрьмах государственных; обращение с заключенными было более мягким, гуманным. Заключенным разрешалось принимать добровольные подаяния.
Инквизиция во Франции и Италии была церковной и действовала по постановлениям Церкви. Испанская инквизиция была смешанного характера: церковного и государственного. На ее деятельность большое влияние имела государственная власть. На то имелись важные причины.
а) Первая причина - это деятельность иудеев. Так как иудеи помогли исламу овладеть христианской Испанией, то они имели полную свободу для своей деятельности в Испании, она стала для них второй родиной. Благодаря занятию торговлей (что являлось их любимым занятием) они сильно разбогатели. Постепенно христиане отвоевывали Испанию у ислама, и испанские короли и князья, нуждаясь в деньгах, занимали их у иудеев, за что давали иудеям различные привилегии, например получили право взимать проценты за даваемые займы, что христианам запрещалось. В 1244 г. австрийское правительство разрешило иудеям за даваемые займы брать 170%. Король Богемии (Чехии) - Оттокар в 1254 г. разрешил иудеям брать неограниченные проценты за займы. Во Франции издано постановление, что иудеи не могут брать за займы больше 300%. При таких условиях иудеи легко взяли под контроль все богатство страны и стали оказывать большое влияние на политику христианских королей и привели народ к обнищанию, что вызвало народное недовольство иудеями, приведшее к еврейским погромам.
Причиной враждебности христиан к иудеям была также их ненависть к христианству. Они высмеивали христианскую религию, "иногда даже убивали христиан, особенно детей, с целью получения христианской крови для своих религиозных обрядов. Их обвиняют еще во многих других тяжелых преступлениях" (стр. 578). Подобная деятельность иудеев вызвала ненависть к ним и преследования их. И часто иудеям оставалось или умереть или креститься. И много иудеев притворно принимали христианство, в душе оставаясь его врагами. Таких евреев-лицемеров называли маранос. Они старались занимать высокие государственные и церковные должности и использовали свое богатство и положение, чтобы разрушить христианское государство и католическую Церковь. "Дело дошло до того, что Испания стала перед вопросом: оставаться ли Испании христианским государством или передать власть в стране иудеям и отказаться от христианства" (стр. 578). И испанские короли вынуждены были учредить в Испании инквизицию, чтобы разоблачить проникших на государственные и церковные должности евреев-лицемеров. Не желавшие обратиться в христианство иудеи были изгнаны из Испании в 1492 г.
б) Второй причиной учреждения инквизиции были притворно обратившиеся в христианство мусульмане, называемые морискос, представлявшие опасность для Испании только что отвоеванной от мусульман. Эти мусульмане поддерживали связь с жившими в Африке арабами и подпольно работали в пользу арабов, мечтавших вновь захватить Испанию.
Для предотвращения опасности для Испании от мусульман и иудеев испанские короли решили учредить инквизиционные трибуналы. Инквизиция существовала в Испании до 1820 г., то есть около 400 лет.
При короле Филиппе II инквизиция не допустила распространения в Испании протестантизма, чем сохранила Испанию от гражданской войны, которая произошла в Германии из-за деятельности протестантов (и унесла жизни сотен тысяч людей - прим. составителя).
Позднее обязанностью инквизиции было наказывать виновных в тяжелых нравственных преступлениях, препятствовать распространению атеистической литературы и укреплять власть Бурбонского королевского дома.
Возражения против инквизиции.
а) Инквизицию нельзя оценивать с точки зрения нашего времени, когда значительная часть общества равнодушна к религии или даже враждебна к ней. В те времена христианская идеология была государственной идеологией, религия рассматривалась как основа нравственности и вообще общественного порядка. В те времена спасение души было важнее жизни человеческого тела и нравственная честь была дороже жизни. Отрицание церковного авторитета являлось мятежом также и против государственной власти и угрожало целостности государства. В наши времена за политические преступления во многих государствах наказывают смертью. Поэтому не стоит удивляться, что правители католических государств наказывали смертью опасных преступников в своем государстве.
б) Неправда, что Церковь сжигала еретиков. Инквизиторы, поставленные Церковью, только формально отлучали от Церкви еретиков, которые фактически сами себя ставили вне Церкви своими преступлениями против Церкви. При этом, отлучению предшествовало следствие по доказательству еретиком антицерковной деятельности, попытки перевоспитать его. И только при закоренелости и упорстве еретика он отлучался от Церкви и передавался государственным властям для наказания в соответствии с его виной и законами государства как член государства, по требованию государства. Ни один еретик, отказавшийся от своих убеждений не был отлучен от Церкви и не был осужден государственной властью. А разве в наше время государство прощает преступников, если они признаются в своей вине и обещают исправиться?