Заметки о средневековой инквизиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Инквизиция (от латинского: inquisitio - розыскание, исследование, розыски) - судебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированных врагов, их переубеждения и перевоспитания, а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви в соответствии с указаниями Нового Завета (Тит.3:10; Мф.18:17; 1Кор.5:11-13; Гал.1:8-9). Отлучение от Церкви могло быть подано для обжалования Папе и им отменено. После отлучения врага Церкви от Церкви, он передавался государственной власти и ее судебный орган рассматривал дело отлученного от Церкви с точки зрения государственного права и в соответствии с его законами приговаривал виновного к предусмотренной законом каре.

Содержание

Оглавление.
Вместо предисловия.
I. Выписки из книг на тему Инквизиции.
1. Из книги: Я.Павловский, "Очерки истории католической Церкви", Резекне, 1994 г., глава "Инквизиция".
2. Из книги: С.Г. Лозинский, "История инквизиции в Испании".
3. Из книги: А. Ваплер, "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г., стр.158-162.
4. Из книги на польском языке. (Фамилия автора и название книги не сохранились).
5. Из книги: Х. А. Льоренте "История испанской инквизиции", Москва, 1999 г.
6. Из книги: Болеслав Кумор, "История Церкви", ч. 3, Люблин, 1976 г.
7. Из книги: Ю.Данзас (Юрий Николаев), "Католическое богопознание и марксистское безбожие", Рим, 1941 г.
II. Оценка деятельности инквизиции.
1. Исторические условия деятельности католической инквизиции.
2. Цели еретического движения.
3. Право Церкви и государства на защиту от еретического движения.
4. Последствия, могущие быть от бездействия Церкви и государственной власти по отношению к деятельности ересей.
5. О злоупотреблениях инквизиции.

Работа содержит 1 файл

Заметки о средневековой инквизиции.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

Быть  может нет такого исторического явления, о котором было бы написано столько злобного вздора, как об инквизиции. На нее сваливают все грехи тогдашнего... времени, все жестокости тогдашнего не ею установленного законодательства. Антирелигиозная литература вымышляет совершенно фантастические цифры ее жертв, говорит о миллионах несчастных замученных ею! И притом на католическую инквизицию валят все эксцессы когда-либо совершенные не только над еретиками, но позже и над колдунами.

Во  всем этом надо разобраться. Во-первых, в истории  инквизиции следует  различать несколько  периодов охарактеризованных разными условиями ее деятельности. Во-вторых, надо твердо понять, что инквизиционный суд был не более суров, чем гражданские суды того времени, а наоборот часто оказывался более мягким. Из множества дошедших до нас протоколов этих судов видно, что дела большей частью заканчивались наложением покаяния, а смертный приговор выносился сравнительно редко. Так например из 75 приговоров вынесенных за 100 лет инквизиционным трибуналом города Памье (в южной Франции) только 5 закончились передачей гражданским властям для казни. Из 930 приговоров произнесенных знаменитым инквизитором Бернаром Гвидонским, лишь 42 завершились этой формулой... Имелось не мало случаев оправдания обвиняемых. Наконец, надо добавить, что по своему составу инквизиционный суд был окружен кое-какими гарантиями от абсолютного произвола: решение выносилось инквизитором не единолично, к участию в рассмотрении доказательств виновности приглашались заседатели из местных граждан, и т.д. Но главное, следует различать разные периоды и разные условия действия инквизиционных судов.

В... течении всего XIII века эти суды ведали только борьбой против грозно развившейся  антиобщественной секты, подавление которой  состоялось лишь после  длительной и кровавой борьбы между южной  и северной Францией. Автор нашумевшей в наше время Истории Инквизиции, Ли, крайне враждебный Церкви, принужден все же признать, что торжество... секты привело бы Европу к одичанию, и добавляет: "Какой бы ужас нам ни внушали средства борьбы, и какую бы жалость мы бы не испытывали к людям павшим жертвой за свои убеждения, мы должны все же признать без колебания, что здесь борьба за Церковь была борьбой за цивилизацию и прогресс..."

Как последствие этой борьбы, в следующем, XIV веке инквизиция действовала  особенно во Франции, но здесь, к сожалению, она подпала под фактическую власть французских королей и не раз была ими использована в борьбе против их врагов (например в печально известном процессе духовного ордена Тамплиеров, осужденных церковным судом под давлением короля). А в конце следующего XV века в Испании королевская власть добилась учреждения особой инквизиции, ей подведомственной, для борьбы с пережитками мусульманства и с частыми тогда совращениями в иудейство. Эта испанская инквизиция допустила много злоупотреблений и эксцессов, порицаемых самими Папами римскими; большинство нареканий против инквизиции относится именно к ней, но и эти нарекания непомерно преувеличены.

Наконец, в конце того же XV века, инквизиционным судам в Германии, а затем в Италии, была поручена борьба с колдовством, принявшим тогда форму грозной эпидемии. Европа тогда была охвачена почти повальным увлечением колдовскими действиями отнюдь не безвредного вида. Вероятно на то были причины и физиологические (ряд неурожаев и голодовок,... эпидемия чумы, унесшая треть населения Европы в XIV веке и поразившая воображение масс), и психологические, связанные с первыми открытиями некоторых тайн природы, возбудившими одновременно и суеверный страх, и мечтания о безграничной власти человека над материальными силами. Как бы то ни было массовое увлечение колдовством и применение магических действий к сведению личных счетов было тогда повсеместным явлением, принявшим действительно опасные размеры. Это и вызвало приравнение колдовства к ереси, не допустимой ни церковными, ни гражданскими законами. Но здесь надо оговориться, что преследование колдунов вовсе не было делом одной только инквизиции: им ведали и гражданские суды, и особо учреждаемые экстраординарные суды в особо громких делах. Во Франции ведение колдовскими делами потребовал для себя парламент, и преследовал колдунов с беспощадной жестокостью. А в Германии, Англии и прочих странах, оторванных от Церкви Реформацией,... развернулись поистине страшные, массовые "процессы ведьм" XVI и XVII веков. Когда ныне в антирелигиозной литературе говорится об этих процессах, то неизменно связывают их с инквизицией, умалчивая о том, что борьба против колдунов достигла своего апогея именно там, где Церковь и ее суды были уже бессильны. И конечно никто не вспоминает или не знает о том, что именно представители (католической) Церкви протестовали против вопиющих злоупотреблений, допущенных в этих процессах, против недоказанности обвинений, против ...суеверий, приведших к смерти на костре тысячи невинных или больных женщин. Первым горячим защитником этих несчастных жертв выступил в начале XVII века иезуит Фридрих фон-Шпее, и его благородный голос был подхвачен иезуитами Таннером, Бузеем, Роберти, Пинамонти и др.

Значит  ли это, что мы отрицаем возможность злоупотреблений  и ...ошибок в процессах разбиравшихся церковными судами? Конечно нет ...церковные суды могли ошибаться как всякие иные суды: судьи были на уровне знаний и мнений своей эпохи. Но при всяком разборе исторических фактов, относящихся к колдовским процессам, надо прежде всего иметь ввиду следующие принципы:

Во-первых: судебный приговор не есть выражение вероучения Церкви, а лишь применение такового в меру разумения  самих судей, почему тут и возможны ошибки, отнюдь не колеблющие авторитета Церкви, - непогрешимого в  вопросах догматических, а не дисциплинарных.

Во-вторых: в колдовских процессах  преследовались злонамеренные  действия, а не научные  занятия.

В-третьих: колдовство действительно  часто носило злонамеренный  характер, о чем  свидетельствуют  многочисленные процессы с неопровержимыми фактами отравлений, убийства младенцев с целью использования их крови для магических заклинаний, отвратительного разврата и садизма при совершении колдовских действий, и т.д. Все это засвидетельствовано и процессами гражданских судов, как например известным процессом конца XVII века во Франции (так называемое "дело отравителей"), руководимым знаменитым министром Кольбером без всякого участия духовных лиц, и на котором выявились возмутительные, непередаваемые подробности всяких извращений под формой магических действий.

В-четвертых: вера в магические чары тогда была всеобщей и разделялась  самыми умными учеными  и трезвыми людьми того времени. Усматривать  в ней... суеверие начали только в XVIII веке, но именно это  огульное отрицание  всякой возможности злостного внушения, действия на расстоянии и т.п. было ошибкой. В эту ошибку впали все "просветители" XVIII века, ее повторяла вся позитивная наука XIX века, пока научное изучение нервно-психической жизни человека не показало, какие бездны неведомого содержатся в нас... незрячими фанатиками оказываются... при свете наших теперешних знаний, именно те люди, которые на основании кое-каких то скудных знаний о природе человека решали сплеча все связанные с этой природой вопросы, и слепо отвергали всякую возможность нахождения в ней сил им непонятных. В этом - главное оправдание тех судей, которые наоборот в эту возможность верили, хотя в практическом применении своего мнения они может быть и иногда тяжко ошибались.

Мы  долго задержались  на обвинениях, кидаемых Церкви, чтобы показать, насколько преувеличены в них размеры ошибок или злоупотреблений. Это вовсе не означает, что мы отрицаем самый факт злоупотреблений и заблуждений. Они были неизбежны на долгом историческом пути Церкви, от них не мог быть свободный ее человеческий, земной лик. Но есть у ней иной лик, мир духовного света, и его отражением была и остается великая культурная роль Церкви, отрицать которую могут только люди вообще не знакомые с историей. Мы здесь вкратце напомнили лишь историю развития под ее сенью человеческих знаний; но нельзя забывать, что она давала не только знания: она одухотворяла само человеческое познание, учила усваивать не одни только чувственные восприятия, и этим возносила человеческий разум до высот, достигнутых лучшими ее сынами и святыми. Она показала чем может стать человек, если развитие ума у него идет параллельно с развитием духовной жизни... (стр.287-294).   
 

II. Оценка деятельности  инквизиции.   

1. Исторические условия  деятельности католической  инквизиции.

При оценке всяких моральных действий всегда следует принимать во внимание:

а) степень их необходимости, если эти действия сопряжены с ущербом  для других людей;

б) мотивы (побудительные  причины), лиц, совершающих  данные действия.

Оба условия зависят  от исторической обстановки и ментальности того времени.

Что представляло собой  средневековое общество Европы в наиболее активный период (XII-XVI века) деятельности католической инквизиции?

В это время население  Европы представляло собой Corpus micstrum - "смешанное  тело". В Европе в этот период проживали католики, православные, иудеи, мусульмане и широко распространялись еретические движения, среди которых наибольшим было движение катаров, иначе называемых альбигойцами или неоманихейцами, а также вальденсы. В Испании и Португалии, только что освободившихся от ига Ислама возникала опасность иудейско-исламского реванша по уничтожению на Пиренейском полуострове христианских государств. В начале ХVI века в Европе появился протестантизм различных исповеданий. Внешними врагами Западной Европы в это время были мусульмане в лице арабов и турок, с которыми шла борьба на Ближнем Востоке (крестовые походы для освобождения "Святой Земли"), в Испании и на Балканском полуострове.

Хотя  влияние католической Церкви в Средние  века было сильным, но не полным и потому государства управлялись не церковным правом, а римским гражданским правом с свойственными ему карательными санкциями.

Появление весьма широкого еретического движения с его  агрессивным характером вынудило Церковь  прибегнуть к самозащите вначале посредством проповеди против еретических заблуждений, а затем, после убийства еретиками папского посла-монаха Петра Кастельнского, посредством организации крестового похода против катаров. В процессе борьбы с катарами для борьбы с сектантством Церковь призвала на помощь государственную власть и организовала трибуналы инквизиции. На протяжении всего данного исторического периода шли гражданские войны с еретиками: во Франции, в Центральной Европе и на Ближнем Востоке и в Испании с Исламом.

Наши  современники - либеральные демократы и современные сектанты конечно возмущаются запретами на пропаганду ереси, отлучение за это от Церкви и смертельными карами активистов еретического движения. Но не следует забывать, что в средние века у населения была совершенно другая иерархия ценностей, чем у наших современников. Те времена были временем нравственной чести, а не жизни "любой ценой". Свобода понималась не как "делай, что хочешь", а как внутренняя и внешняя независимость человека от греха и греховных желаний во имя реализации врожденной Богом человеку цели - участия человека в природе Бога. В те времена государственные власти и общество больше понимали чем наши современники - либеральные демократы, что уничтожение христианской религии, к чему стремились ереси, является разрушением человеческого общества.  

2. Цели еретического  движения.

Родиной катаров был Балканский полуостров, откуда они распространились в Кельн (Германия), в Англию, Испанию, в Южную Францию  и в Северную Италию. Главным их опорным  центром был город  Альби в Южной  Франции. В основе вероучения катаров лежал теистический дуализм. Бога Ветхого Завета они считали сатаной, которому противостоял "добрый" Бог Нового Завета, пославший на землю Христа. Катары отвергали Святые Таинства, в том числе и св. Евхаристию. К католической Церкви катары относились очень враждебно, критиковали обмирщенность духовенства, разрушали и грабили монастыри и церкви, издевались над христианскими святынями.

Французский историк Мишле  пишет, что еретическое  дворянство Южной  Франции находилось в дружеских отношениях с катарами и наводило ужас на все католическое население юга Франции. Они грабили и избивали духовенство и крестьян-католиков, не щадя ни возраста, ни пола, врывались в храмы, срывали церковные службы, пачкали и разбивали кресты, обламывали руки и ноги на распятиях Христа ([8], с.137-138).

Автор нашумевшей в свое время "Истории  инквизиции", Ли, крайне враждебный Церкви, принужден все  же признать, что  торжество...секты  привело бы Европу к одичанию, и добавляет: "Какой  бы ужас нам ни внушали  средства борьбы, и  какую бы жалость мы бы не испытывали к людям павшим жертвой за свои убеждения, мы должны все же признать без колебания, что здесь борьба за Церковь была борьбой за цивилизацию и прогресс..." ([7], с.290).

Кроме катаров большое  распространение  получила секта вальденсов, родиной которой была Франция. Они распространились во Франции, Северной Италии, а позднее в Германии и Чехии. Они отрицали учение о чистилище, молитвы за умерших, индульгенции, наказание смертью, военную службу, таинства покаяния и св. Евхаристии.

Победа  катаров и вальденсов угрожали гибелью  христианской цивилизации.

На  Пиренейском полуострове  возникло подпольное иудейское государство, угрожавшее разрушением  христианских государств: Испании и Португалии, опасностью возвращения  на Пиренейский полуостров исламского владычества, а также распространением ересей.  

3. Право Церкви и  государства на  защиту от еретического  движения.

А. Священное Писание предусматривает право и обязанность Церкви на свою самозащиту от ереси, что Церковь и делала с помощью трибуналов инквизиции.

Информация о работе Заметки о средневековой инквизиции