Заметки о средневековой инквизиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Инквизиция (от латинского: inquisitio - розыскание, исследование, розыски) - судебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированных врагов, их переубеждения и перевоспитания, а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви в соответствии с указаниями Нового Завета (Тит.3:10; Мф.18:17; 1Кор.5:11-13; Гал.1:8-9). Отлучение от Церкви могло быть подано для обжалования Папе и им отменено. После отлучения врага Церкви от Церкви, он передавался государственной власти и ее судебный орган рассматривал дело отлученного от Церкви с точки зрения государственного права и в соответствии с его законами приговаривал виновного к предусмотренной законом каре.

Содержание

Оглавление.
Вместо предисловия.
I. Выписки из книг на тему Инквизиции.
1. Из книги: Я.Павловский, "Очерки истории католической Церкви", Резекне, 1994 г., глава "Инквизиция".
2. Из книги: С.Г. Лозинский, "История инквизиции в Испании".
3. Из книги: А. Ваплер, "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г., стр.158-162.
4. Из книги на польском языке. (Фамилия автора и название книги не сохранились).
5. Из книги: Х. А. Льоренте "История испанской инквизиции", Москва, 1999 г.
6. Из книги: Болеслав Кумор, "История Церкви", ч. 3, Люблин, 1976 г.
7. Из книги: Ю.Данзас (Юрий Николаев), "Католическое богопознание и марксистское безбожие", Рим, 1941 г.
II. Оценка деятельности инквизиции.
1. Исторические условия деятельности католической инквизиции.
2. Цели еретического движения.
3. Право Церкви и государства на защиту от еретического движения.
4. Последствия, могущие быть от бездействия Церкви и государственной власти по отношению к деятельности ересей.
5. О злоупотреблениях инквизиции.

Работа содержит 1 файл

Заметки о средневековой инквизиции.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

В 1414 г. в Констанце состоялся Вселенский собор и Гус обратившийся к собору, получил от имп. Сигизмунда охранную грамоту для проезда на собор. Для свободного общения Гуса на соборе с него было снято отлучение от Церкви. Но Гус воспользовался этой свободой для проповеди своего учения и тогда за это был посажен в тюрьму. Собор рассмотрел дело Гуса и призвал его несколько раз отказаться от заблуждений. Но Гус отказался. Тогда собор признал его еретиком и передал в руки светской власти с просьбой не предавать его смерти, но ограничиться пожизненным заключением. Светский суд, руководствуясь законами того времени против еретиков, приговорил Гуса к сожжению. (Я. Павловский, "Очерки истории католической Церкви", стр. 612-613).  

2. Из книги: 

С.Г. Лозинский "История инквизиции в Испании".   

В 1215 г. 12-й Вселенский собор упрекнул испанское  духовенство за пассивное  отношение к нехристианам (ввел особые знаки на одежде мусульман и иудеев и запретил строить  новые синагоги). В 1312 г. Виенский, 15-й  Вселенский собор  вновь потребовал ограничения свобод для нехристиан. Но власти Испании игнорировали требования соборов об ограничении свобод для нехристиан. Тем временем иудейские финансисты грабили испанский народ, а некоторые иудеи были у власти, около короля.

При короле Генрихе II Трастамаре началось решительное наступление на иудеев. Антииудейское движение возглавил генеральный викарий Севильского архиепископа - Феран Мартинес. Севильские иудеи жалуются в Рим, Папе на их преследование и в 1378-80 гг. Папа запрещает преследование иудеев. От гонений и ограничений многие иудеи, ради материального процветания, принимают христианство.

В 1391 г. вновь начинается антииудейское движение, в нем участвует  много ремесленников. Это движение позднее  историками названо  социальной революцией. Под влиянием этого движения крестилось свыше 10 тыс. иудейских семей, около 1 млн. человек. Очень многие крестились под влиянием миссионера-доминиканца Виссенте Ферера (1350-1419). Крестившихся иудеев называли мараны. Но многие иудеи крестились лицемерно, тайно исповедуя иудаизм. Своим бессовестным поведением они вызвали ненависть народа (стр. 25). Благодаря еврейской солидарности и предприимчивости иудеи при короле Фердинанде и его жене Изабелле заняли в Испании господствующее положение. Так, двое из них заседали в высшей королевской канцелярии, один был генеральным судьей в Арагонии, другой генеральным казначеем. Маранами-лицемерами были губернатор Арагонии, хранитель печати Арагонии, секретарь министерства юстиции. Были из их числа епископы, генеральные викарии и т.д. Многие мараны, тайно исповедуя иудаизм, распространяли еретические взгляды. С маранами-лицемерами началась борьба, так как их поведение угрожало государству и Церкви. В 1476 г. издан особый катехизис для маранов, духовенство получило указания наблюдать за искренностью маранов в вере.

Тем временем, ересь, распространяемая выходцами из маранов  охватила Севилью, Андалузию  и Кастилию. Фердинанд  и Изабелла просят Папу Сикста IV учредить в Испании инквизицию, но при этом король требовал от Папы, чтобы назначение инквизиторов зависело от светской власти, а не от Церкви и чтобы конфискованное имущество шло в доход государству, чтобы инквизиторы были орудием светской власти, и лишь епископы-еретики подлежали папскому суду. В 1481 г. инквизиция начала действовать. Диего де Сусан - миллионер, призвал к вооруженному сопротивлению инквизиции в Севилье, создал заговор с целью убийства инквизиторов, но заговор был раскрыт.

В январе 1482 г. Папа Сикст IV порицает действия инквизиции, сожалеет о ее введении и требует ограничения ее деятельности, угрожает санкциями (стр. 53-54). В апреле 1482 г. Сикст IV издает вторую буллу против инквизиции для Арагонии (стр. 57-58). Но король Фердинанд противится требованиям Сикста IV. В мае 1483 г. Сикст уступает Изабелле в недопущении жалоб в Рим на приговоры испанской инквизиции и поручает прием жалоб Севильскому архиепископу Иньиго Манрике (стр. 61-62). Но и Сикст IV продолжает принимать жалобы на испанскую инквизицию и отменяет некоторые ее приговоры (стр. 62). Папа говорит, что богоугодное дело - это не чрезмерная строгость к виновным, а снисходительность, мягкость и сострадание. Он желает, чтобы раскаявшихся не преследовали (стр. 62) и дали им все права, как будто бы они и не грешили (стр. 62).

Устройство  инквизиции.

Супрема - высший генеральный  совет инквизиции. Создан в 1483 г. Во главе  его Президент - Генеральный  инквизитор. Он назначает  и смещает инквизиторов. Сам же президент  назначается королем  и утверждается Папой. Король не мог его  сместить, но мог  заставить его сложить полномочия. В Супрему входили несколько духовных лиц и 2 человека из Государственного Совета. Задачи Супремы: обнародование общих правил по деятельности инквизиции, контроль за деятельностью трибуналов, решение спорных вопросов, ревизия трибуналов. Супрема могла остановить следственный процесс (стр. 62-63). В Супрему обращались с обжалованием приговора и за помилованием (стр. 64).

Король  Фердинанд запрещает  насильственно обращать в христианство (стр. 128) и запрещает преследование  лиц, советующих не принимать христианство (стр. 128-129).

Иудейство поддерживало маранов-еретиков, тайно проповедовало  иудаизм, оскорбляло христианство. Кроме  того, возникла опасность  союза иудейства  с исламом. Все  это поставило  вопрос о необходимости  выселения иудеев из Испании. 31 марта 1492 г. был издан эдикт выселения не принявших христианство евреев из Испании. Всего выехало около 800 тыс. человек.

После взятия Гранады христианами, маврам предложено покинуть Испанию или принять  христианство. Принявшие  христианство назывались морисками. Они подлежали наблюдению со стороны инквизиции, но к ним, как к новообращенным относились снисходительно. Инквизиция тратила много средств на религиозное образование морисков, но мориски упорствовали в исламе. Опасаясь их размножения и усиления влияния в стране и союза их с зарубежными мусульманами-врагами Испании, решено в начале 17 века их выселить из Испании в Африку. Выселено около 500 тыс. человек.

Выезд из Испании иудеев, мавров, морисков подорвал экономику Испании, так как среди  выехавших было много ремесленников и торговцев.

Толедский архиепископ Силицео  доказывает с помощью  переписки испанских  иудеев с иудеями  константинопольскими (захвачены  их письма) о заговоре иудеев против Испании (стр. 216-218).

Мараны  пытаются реформировать инквизицию (либерализовать ее): они подкупают вождя восстания "коммунерос" - Падильо (его мать еврейка), чтобы тот лозунги либерализации инквизиции включил в требования восставших и жалуются Папе Льву X. Папа готовит буллу о либерализации инквизиции, но Карл V противостоит этому и доказывает, что еретики обманывают Папу. Папа верит и отменяет реформу инквизиции в Испании.

Король  Португалии Мануель  в 1497 г. издает эдикт  о выселении иудеев из Португалии, но затем  решает насильно отобрать у них их детей  от 4-20 лет и отдать их на воспитание в  христианские семьи. Церковь в лице епископа Фернандо Котиньу  против этого. Король же делает по своему. Взрослые иудеи просят короля исполнить эдикт о выезде их из страны, но король отказывает им и крестит их насильно. Мавров же из страны отпускают. Крестившиеся насильно евреи-мараны тайно иудействуют. Инквизиция относится к этому терпимо, считая маранов еще "зелеными" христианами.

Папа  Климент VII, 7 апреля 1533 г. издает буллу, что  насильно крещеные не являются христианами  и за отпадение  от христианства преследоваться не должны. Папа отменяет все репрессии  и конфискации  имущества маранов  и требует высылки ему дел обвиненных в ереси. Но опираясь на поддержку короля и народа, трибуналы не всегда слушались Папы и продолжали судить маранов. Папа Павел III продолжает линию Климента VII к маранам Португалии, но затем частично уступает доводам имп. Карла V и португальского короля Иоанна III. Но все же Павел III гумманизирует инквизицию. Однако инквизиция, поддержанная королем, преследует маранов. 23 августа 1604 г. маранам дана амнистия.

Кроме борьбы с тайно  иудействующими, исламствующими, инквизиция борется с протестантизмом (лютеранством). Но испанцев за лютеранство пострадало мало, больше пострадало иностранцев-лютеран, приехавших в Испанию проповедовать лютеранство.

Подвергались  преследованиям иллюминаты, учившие, что "подвигнутые" Духом Святым (харизматики, пророки и т.п.) могут не совершать религиозных обрядов. Так как трудно было определить "подвигнуты" они Духом Cв. или дьяволом, то инквизиция их проверяла. Но в целом относилась к ним терпимо и если наказывала их, то легко.

С конца 17 века инквизиция стала преследовать молинизм. В 1559 г. она начинает преследовать духовенство по обвинению в соблазне женщин и мужчин на исповеди их духовником к половой жизни с ними. За это наказывались: лишением права исповедывать, заключением и эпитимией. Инквизиция преследовала двоеженство христиан, вступление в брак духовенства. Наказание за это: каторга 3-5 лет, высылка и лишение сана.

С 1500 г. инквизиция преследует за гадание, магию (если в них есть элементы ереси), колдунов, астрологов, ведьм. Первый случай преследования ведьм был в 1498 г. Супрема считала, что вера в ведьм и колдовство это болезнь, а не преступление и надо за это наказывать умеренно. Показания ведьм об их преступлениях считали больным воображением.

В 18 веке инквизиция начинает борьбу с масонством (в 1726 г. масонская ложа в Гибралтаре, затем в Мадриде). 28 апреля 1738г. Папа Климент XII призвал к борьбе с масонством. В этом же веке инквизиция борется с ересью натурализма - французским просветительством, особенно распространенной среди аристократии. Инквизиция занималась цензурой книг, живописи, медалей и т.п.

Для смягчения деятельности испанской инквизиции Римская Курия  давала индульгенции, исповедные грамоты, рескрипты, буллы  от Сикста IV, Иннокентия VIII, которые освобождали  людей от наказаний, возложенных на них инквизицией. Испанский король Фердинанд в июне 1485 г. письменно известил высшее духовенство о непризнании этих папских документов до выяснения их подлинности. Впоследствии между папами и королями с переменным успехом шла борьба за влияние на испанскую инквизицию. В 1705 г. в Испании издан закон, запрещающий опубликование без разрешения короля любых папских постановлений и булл и не допускать никаких апелляций в Рим.

Папами  Иннокентием IV и Григорием X, 4.07.1247г. и 7.07.1273г. в защиту евреев от обвинения их в употреблении христианской крови на Пасху (с.465-467) были изданы буллы.

Жертвы  испанской инквизиции по годам:

  

3. Из книги:

Антоний Ваплер, "История  римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г., стр.158-162.   

...Все  упомянутые секты разрослись в конце ХII века, в особенности в юго-западной Франции, где от города Альби получили общее название альбигойцев. Пользуясь покровительством некоторых графов и местных вельмож, сектанты стали поступать все более дерзко и явно проповедывать свое учение. Не ограничиваясь одним распространением своего учения, они грабили и истребляли храмы, издевались над священными сосудами, нападали на священников и убивали их; словом поступали с католиками "с большей жестокостью, чем магометане". Отлучение их на многих синодах не исправляло их, а делало еще более враждебными. Папа Иннокентий III посылал к ним благоразумных священников, старавшихся их образумить путем бесед и вернуть их в лоно Церкви. Но эти усилия были бесплодны и сектанты убили папского легата Петра Кастельнау. После этого сектанты образовали вооруженный союз. Католики при угрозе их истребления были вынуждены прибегнуть к самообороне и предприняли крестовый поход на альбигойцев и их защитников. Война длилась 20 лет (1209-1229). По уничтожении союза сектантов следовало, во избежание новых кровавых войн, предотвратить новое образование тайных сектантских обществ. В связи с этим, согласно одобренному на IV Латеранском Соборе постановлению, Тулузкий Синод, в 1229 г. учредил епископский суд против еретиков, получивший название инквизиции. На обязанности епископов было: производить расследование о лицах, обвиняемых в сектантстве, иметь над ними надзор и стараться беседами и поучениями обратить их на путь истины и вернуть в лоно Церкви, а упорных в своих заблуждениях и враждебно относящихся к католикам, предавать в руки светской власти, для поступления с ними в соответствии с существовавшими тогда государственными законами.

В средние века на еретиков смотрели как на политических преступников. В христианских царствах государственная власть опиралась на власть Церкви и обе власти состояли в неразрывном единстве. Поэтому каждое покушение на Церковь признавалось и за покушение против общественного спокойствия и против государственной власти. Государство наказывало виновных как бунтовщиков и изменников: конфискацией имений, пожизненным заключением в тюрьму и даже смертной казнью сожжением на костре. Столь строгое наказание еретиков может быть оправдываемо только характером тогдашних сект, несдерживавшихся ни в чем в ненависти и поставивших себе целью полное истребление христиан-католиков. Они отвергали не только определенные пункты учения Церкви, но все христианство, провозглашая взамен его уничтожение нравственности и разрушение основ общественной жизни. Погрязнув в пороках, они стремились к ниспровержению церковного и политического порядка. Смело можно утверждать, что сектанты, с такими стремлениями и в настоящее время не были бы пощажены. Если некоторые из протестантских писателей возлагают на католическую Церковь ответственность за суровое преследование сектантов, то это происходит потому, что эти писатели, сами относясь враждебно к католической Церкви, не желают принимать во внимание особых условий тогдашней жизни и характера тогдашних ересей.

Информация о работе Заметки о средневековой инквизиции