Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:24, реферат
Инквизиция (от латинского: inquisitio - розыскание, исследование, розыски) - судебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированных врагов, их переубеждения и перевоспитания, а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви в соответствии с указаниями Нового Завета (Тит.3:10; Мф.18:17; 1Кор.5:11-13; Гал.1:8-9). Отлучение от Церкви могло быть подано для обжалования Папе и им отменено. После отлучения врага Церкви от Церкви, он передавался государственной власти и ее судебный орган рассматривал дело отлученного от Церкви с точки зрения государственного права и в соответствии с его законами приговаривал виновного к предусмотренной законом каре.
Оглавление.
Вместо предисловия.
I. Выписки из книг на тему Инквизиции.
1. Из книги: Я.Павловский, "Очерки истории католической Церкви", Резекне, 1994 г., глава "Инквизиция".
2. Из книги: С.Г. Лозинский, "История инквизиции в Испании".
3. Из книги: А. Ваплер, "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г., стр.158-162.
4. Из книги на польском языке. (Фамилия автора и название книги не сохранились).
5. Из книги: Х. А. Льоренте "История испанской инквизиции", Москва, 1999 г.
6. Из книги: Болеслав Кумор, "История Церкви", ч. 3, Люблин, 1976 г.
7. Из книги: Ю.Данзас (Юрий Николаев), "Католическое богопознание и марксистское безбожие", Рим, 1941 г.
II. Оценка деятельности инквизиции.
1. Исторические условия деятельности католической инквизиции.
2. Цели еретического движения.
3. Право Церкви и государства на защиту от еретического движения.
4. Последствия, могущие быть от бездействия Церкви и государственной власти по отношению к деятельности ересей.
5. О злоупотреблениях инквизиции.
В 1215 г. созван 12 Вселенский собор, который в связи с вооруженными насильственными действиями альбигойцев против католиков, постановил: нераскаявшиеся еретики должны передаваться светской власти для наказания, сеньоры должны изгнать еретиков из своих владений, и проч. (с. 80-83).
В 1224 г. 22 февраля германский король, будущий император Священной Римской империи германского народа Фридрих II издал закон, по которому, отлученные Церковью еретики будут наказываться соответственно их преступлению вплоть до смертной казни. Раскаявшиеся под страхом смерти еретики примут каноническую эпитимию (с.85-86).
В период Папы Григория IX (1227-1241) Фридрих II возобновил закон 1224 г. против еретиков наказанием их через сожжение или отрезание языка (с.93).
Инквизиция и иудаизм.
Огромная торговля, ведомая испанскими евреями, сосредоточила в их руках в XIV веке большую часть богатств Испании и благодаря этому они приобрели большое влияние на управление страной в Кастилии в царствование королей: Альфонса ХI (1312-1350), Педро I (1350-1369), Генриха II (1369-1379), a в Арагоне при Педро IV (1336-1387) и Хуане I (1387-1395).
Христиане, не смогшие соперничать с евреями в промышленности, почти все стали их должниками, и эта их зависимость от евреев сделала их врагами своих заимодавцев. Это стало причиной народных антиеврейских волнений почти во всех городах обеих королевств вплоть до Наварры. В 1391 г. от народной ярости погибло около 5 тыс. евреев, некоторые из них избежали смерти, став христианами. Другие евреи спешили принять крещение и вскоре более 100 000 еврейских семейств, это около 1 млн. человек, отказались от иудаизма и стали христианами. Число обращений значительно выросло за первое десятилетие XV века, благодаря миссионерской деятельности св. Висенте Ферреры и других миссионеров, критиковавших иудейский закон. Им помогли происходившие в 1423 г. знаменитые диспуты между некоторыми раввинами и обращенными в христианство евреями: Иеронимо де Санта-Фе, бывшим талмудистом и другими талмудистами, ставшими христианами: раввином Соломоном Леви, Астрюком Раймундом и прочими.
Эти крестившиеся евреи стали называться новохристианами. Оставшиеся верными иудаизму евреи называли евреев-христиан маранами и презирали их.
Многие евреи крестились из-за страха и карьеризма, ибо крестившись они получали доступ к высоким должностям. Многие из крестившихся евреев раскаялись в этом и вернулись к иудаизму, исповедуя его тайно, а внешне прикидывались христианами. Лицемерие и коварство этих евреев было раскрыто и послужило причиной введения в Испании инквизиции для разоблачения вредоносной деятельности тайных, лицемерствующих иудеев в христианской Церкви и в государстве и исключения их из Церкви. (см. том I, стр.143-145).
Распространялись слухи, что во многих местах королевства новохристиане вместе с некрещенными евреями издеваются над иконами Иисуса Христа и даже распинают христианских детей, чтобы представить страдания и смерть, которым был подвергнут Спаситель мира.
Альфонсо де Охеда рассказал Фердинанду (королю) и Изабелле (королеве), что один рыцарь из семьи де Гусман, тайно спрятавшись в семье одного еврея, дочь которого он любил, видел там совершение этого преступления в день, когда христиане празднуют установление Евхаристии (там же стр.146).
В 1480 г. один еврей обнародовал сочинение, в котором нападал на управление Фердинанда и Изабеллы и говорил много дурного о христианской религии. Духовник Изабеллы на следующий год опубликовал ответ на это сочинение под заглавием: "Католическое опровержение еретического пасквиля, вышедшего в Севилье в 1480 г." (там же, стр.147).
В начале 1480 г. в Толедо состоялось общее собрание кортесов королевства. На нем занялись делами религии и особенно средствами воспрепятствовать злу, которое может быть причинено католической вере общением иудеев с христианами. Были возобновлены старинные узаконения, между прочим то, которое обязывало некрещенных евреев носить на одежде отличительный знак, помогавший их распознавать, жить в отдельных кварталах, называемых еврейскими, и возвращаться в них до полуночи, и запрещало им профессии медика, хирурга, купца, цирюльника и кабатчика (там же стр.148).
При организации инквизиции было решено не допускать в среду судей и к делам святого трибунала ни одного епископа, ни наместника или генерального викария, происходящих из евреев, независимо по мужской или женской линии (там же стр.159).
Евреи Арагона противились деятельности инквизиционного трибунала и организовали ему вооруженное сопротивление, проявившееся в частности в заговоре на преднамеренное убийство доктора Педро Арбуеса д`Эпилы, главного инквизитора Сарагоссы. Заговорщики обложили налогом всех арагонцев еврейского происхождения для финансирования убийства Педро Арбуеса. Хуан де ла Абадиа, арагонский дворянин еврейского происхождения, возглавил заговор по убийству. Исполнение убийства поручено группе лиц. Покушения несколько раз не удавались. 15 сентября 1485 г. после 11 часов вечера, когда инквизитор молился, убийцы закололи его шпагой и Педро Арбуес 17 сентября умер. Старохристиане (христиане не еврейского происхождения) начали преследование еврейских убийц, и лишь епископ Альфонс Арагонский сдержал толпу жаждавшую мести (там же стр.175-177). Впоследствии мученик Педро Арбуес был причислен к лику святых.
В 1492 г. некрещенные евреи были изгнаны из Испанского королевства. Иудеев обвиняли в подстрекательстве к вероотступничеству евреев-христиан. Им приписывали много преступлений против христианской религии и спокойствия государства. Вспоминали закон из, так называемого, "Свода частей", изданного в 1255 г. Альфонсом Х, в котором говорится об еврейском обычае похищать христианских детей и распинать их в великую Пятницу для осмеяния воспоминаний о Спасителе мира. Рассказывали историю св. Доминика де Валя, ребенка из Сарагоссы, распятого в 1250 г.; говорили о краже св. Причастия в Сеговии в 1406 г. и об издевательствах евреев над ним; говорили о заговоре в Толедо в 1445 г. с целью организовать пороховые взрывы на улицах при праздновании Св. Евхаристии; о заговоре в Таваре, в местечке между Саморой и Бенавенте, где видели как иудеи разбрасывали железные капканы на улицах, по которым должны были бежать без обуви жители при пожаре их домов. Вспоминали мученическую смерть детей, похищенных в 1452 г. в Вальядолиде и умерщвленных подобно Христу, а также в 1468 г. в Сепульведе, в епархии Сеговии. Припоминали издевательства над крестом в 1488 г. на поле "Убежище лани", между местечками Касар и Гранадилья, в епархии Кории; похищение ребенка из города Ла-Гуардия, в провинции Ла-Манча, в 1489 г. и его распятие в 1490 г.; попытку подобного же преступления в Валенсии. Обвиняли врачей, хирургов и аптекарей из иудеев в злоупотреблении профессией для причинения смерти множеству христиан; смерть короля Энрике III приписывали его врачу Маиру.
Иудеи
знали об угрозе их
высылки из Испании
и пытались подкупить
Фердинанда и Изабеллу.
И короли хотели принять
предложение иудеев.
Но об этом узнал инквизитор
Торквемада, явившийся
в королевский дворец
и сказавший государям: "Иуда
первый предал своего
Господа за 30 сребрянников;
Ваши высочества думают
продать его вторично
за 30 тысяч монет. Вот
он, возьмите его и поторопитесь
продать". Слова доминиканца
изменили настроенность
короля и королевы и
они 31 марта 1492 г. издали
декрет о выселении
из Испании всех евреев
обоего пола до 31 июля
этого же года под угрозой
смерти и потери имущества.
Разрешалось остаться
только евреям принявшим
христианство (см. там
же стр.219-222).
6. Из книги:
Болеслав
Кумор, "История
Церкви", часть 3, Люблин, 1976
Уже в христианской древности Церковь боролась с ересями. Но эта борьба была прежде всего литературной борьбой и физическое насилие в ней отвергалось. С тех пор как Римская Империя гарантировала свободу Церкви интересы церковные и государственные стали совпадать и религиозное единство империи гарантировало ее политическое единство. По этой причине императоры IV и V веков стали издавать антиеретические законы против ариан, донатистов, манихеев. Против последних даже была применена кара смертью. Против антиобщественной ереси циркумцелионов св. Августин пожелал применения физической силы, а Оптат Милевский - кары смертью. Законодательство Юстиниана Великого (+567) и императора Карла Великого (+814) также имело антиеретические законы. Почему? Потому, что при взаимосвязи церковных дел с государственными делами отлучение еретиков от Церкви было недостаточно. Ереси рассматривались самой жизнью не только как выступление против совести - Божественного права, но и как антиобщественная деятельность. Однако, Церковь всегда осуждала жестокие меры светской власти против еретиков, ибо "вера, как говорил св. Бернард Клервоский, должна основываться на убеждении, а не на насилии".
Предписания имп. Юстиниана Великого о сжигании еретиков впервые применены были на Западе в XI веке. Так в 1017 г. король Франции Роберт II приказал сжечь 13 еретиков в Орлеане, а император Генрих III "по согласию многих приказал повесить много еретиков в Госляже" (1051). Богословы протестовали против таких действий.
В период крестовых походов ради обеспечения внутренней безопасности в христианской Европе победили новые взгляды на борьбу с ересями. Первые законы против еретиков на Западе издал император Фридрих Барбаросса в ХII веке (1183 г.) как "против врагов общественного порядка", а затем Арагонское королевство (1197), где введена смерть сожжением за ересь, считавшуюся "преступлением против величия". Кару смертью приняло законодательство императора Фридриха II декретом от 1231 г. для Сицилии, а затем в 1232 г. - для Империи.
Еще во второй половине ХIII века св. Фома Аквинский говорил, что "язычников и иудеев нельзя принуждать к принятию веры, ибо принятие веры является актом воли. Можно лишь их, если это возможно, принудить к тому, чтобы они не мешали распространению веры богохульством, двуличием и коварством или даже открытым преследованием." ...нельзя применять силу и принуждение к еретикам "для исполнения ими того, к чему они обязались соблюдать принятое" (с.182).
Среди канонических сборников XII века, Декрет Грациана, получивший всеобщее признание, представлял ряд правовых текстов Отцов Церкви и древних христианских синодов, ясно говорящих о том, что в случае ереси Церковь может желать помощи государства, и что ради спасения еретиков их можно, даже против их воли "принуждать к возвращению в Церковь". Появление в Италии и во Франции еретического движения возродили эти принципы. Вероятно под их влиянием оказался правовед Папа Александр III (1159-1181), высказавшийся на Вселенском Соборе 1179 г., чтобы светская власть карала еретиков конфискацией имущества, заключением, а по отношению к упорным применила физическую силу. Предпринявших же крестовый поход против еретиков он одарил индульгенциями.
Постановления синода в Вероне (1184 г.) при Папе Луциане III и имп. Фридрихе Барбароссе имели решающее значение. Хотя папская булла и императорский декрет не упоминают кару смертью, тем не менее Церковь обратилась за помощью против еретиков к светской власти. В декрете Ad abolendum Папа приказал дословно, что "кто будет публично пойман в ереси, тот, если он принадлежит к духовенству будет устранен с должности и тому будет запрещено отправление священных действий, если же это будет мирянин, то будет отдан под суд светской власти для вынесения ему определенного наказания. Епископы были обязаны хотя бы раз в год лично или через своего комиссара разыскивать в своей епархии еретиков и передавать их светской власти. Светские власти: князья, бароны, городские советы обязаны помогать Церкви в отыскании еретиков, не хотящие же это делать должны быть лишены общественных должностей и подлежат церковным наказаниям. Все защитники еретиков подвергались бесславию и лишению публичных прав."
Большое значение для утверждения этого в жизни имели крестовые походы против альбигойцев, - еретиков, угрожавших как государству и обществу, так и религиозной жизни. XII Вселенский Собор 1215 г. подтвердил постановления предыдущих синодов о выдаче еретиков светской власти и об исключении духовенства, призвал на помощь светскую власть и признал последние распоряжения Веронского синода 1184 г.
Большое значение для формирования церковной инквизиции имел синод в Тулузе в 1229 г., который в 18 канонах рекомендовал ряд средств для подавления ереси после крестовых походов. По решению этого синода еретики, их покровители и сторонники должны были караться карами animadversione debita. Каждый, укрывавший еретика, подлегал конфискации имущества и телесному наказанию. Дом, в котором проживал еретик подлегал сожжению, а решение по этому делу принадлежит епископу. Раскаявшимся еретикам следует даровать жизнь и наложить соответствующее наказание и выдать для ношения особую одежду.
От правления Папы Григория IX инквизиционный трибунал был подчинен непосредственно Апостольской Столице, а буллой от 22 ноября 1231 г. Папа доверил его доминиканцам.
15 мая 1252 г. Папа Иннокентий IV ввел в инквизиционный процесс из древнего Римского права пытки как средство получения доказательств, что в 866 г. отвергнуто было Папой св. Николаем I (858-867) в письме Ad consultata Buigarorum. Булла Папы говорила: "власть обязана еретиков, как истинных бандитов и убийц человеческих душ и воров святых таинств и веры христианской, принудить признаться в заблуждении и к выдаче им известных еретиков даже через отсечение членов или посредством угрозы смертью."
Организованные в XIII веке трибуналы инквизиции утвердились в романских странах. К их компетенции относились, кроме ереси, преступления против святотатства, богохульства, волшебства, магии, алхимии.
Инквизиционный
трибунал никого не
карал смертью, но
передавал преступника
светской власти с
просьбой о сохранении
ему жизни. Кары преступникам
были различны: от сожжения
на костре, пожизненного
заключения с конфискацией
имущества до наложения
публичного покаяния,
поста, милостыни и паломничества (стр.181-184).
7. Из книги:
Ю.
Данзас (Юрий Николаев), "Католическое
богопознание и марксистское
безбожие", Рим, 1941
г.
...Преследование ереси является вообще одним из главных обвинений, бросаемых Церкви ее врагами, и притом в такой форме, будто под видом ереси преследовалось научное познание и вообще усилия человеческого разума... Но вопрос о религиозной ереси стоит совсем особо: то был вопрос не столько религиозный по существу, сколько социальный. В течении веков над христианским миром... носился идеал полного духовного единства, и на этом идеале строилось все здание общественных отношений. Человеческое общество мыслилось как монолит, и восстание против этого понятия рассматривалось как общественное преступление. Чтобы понять эту психологию, надо ее сравнить с нынешним отношением к патриотическому долгу и к измене родине, которая карается неизбежной смертью. В те времена, когда не было такой резкой национальной обособленности, у людей была общая духовная родина, и измена ей была самым тяжким преступлением. Поэтому ересь преследовалась не только церковным законодательством, но и гражданскими законами; более того, именно гражданскими законами, еще в IV-м веке ...ересь рассматривалась как государственное преступление, между тем как... сама Церковь не принимала участия в этих мерах гражданской власти. Ее средствами борьбы против еретиков были только церковное покаяние и отлучение, а отдельные случаи казней за религиозные убеждения вызывали протест у представителей самой Церкви. Так продолжалось... приблизительно до XI-XII века. Но именно в эти века возникло и быстро распространилось еретическое движение мистически-анархического характера, занесенное с Востока и грозившее потопить еще не окрепшие устои европейской цивилизации. Эта фанатичная и антиобщественная секта была сперва известна в Восточной империи, где подвергалась самым суровым репрессиям со стороны государственной власти (в Константинополе происходили не раз массовые казни этих сектантов-павликиан), а затем перебросилась в разные страны восточной и южной Европы, где стала известной под разными наименованиями: в славянских странах эти сектанты были известны под названием богомилов, а в западной Европе они назывались катарами, позже альбигойцами... Антиобщественный характер секты всюду вызывал против нее гонения со стороны гражданских властей; и не Церковью, а именно гражданскими властями были зажжены первые костры для истребления этих еретиков. Гражданские власти сами требовали вмешательства Церкви в это дело, а кроме того раздражение народных масс против... сектантов выливалось в формы иногда жестоких самосудов. Фактически к началу XII века некоторые страны южной Европы, и в особенности южная Франция, были почти в состоянии гражданской войны, причем к борьбе за религиозные идеи примешивались, как всегда, и разные другие поводы к взаимной ненависти. Вмешательство Церкви, как общепризнанной тогда высшей духовной власти, было неизбежно и необходимо: для выяснения точных фактов отступления от веры помимо прочих обвинений. С этой целью была учреждена в 1184 г. Инквизиция, название которой означало "Розыск". Она так была названа потому, что инквизиторам поручалось расследование дел об ереси; если обвиняемый оказывался... по мнению судей, еретиком, то на него налагались различные церковные взыскания и обязательство покаяния, а в случае упорства он передавался гражданским властям для предусмотренного законом наказания.