Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:53, курсовая работа
Древняя Индия, как и другие раннеклассовые цивилизации, характеризуется более ранним появлением обычаев, религиозных табу, чем права. Важнейшими источниками права древней Индии были сборники обычного права - дхармашастры, самые древние из них называют еще дхармасутрами или ведангами. Характерной особенностью ранних шастр является то, что в них значительное место занимают нравственные и религиозные правила поведения, а правовые четко не выделены, вот почему исследователи нередко относят их не к источникам права, а к литературным памятника.
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии………………..5
1.1 Общая характеристика и структура Законов Ману……………………..5
1.2 Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14
2.1 Понятие преступления и виды преступлений по Законам Ману……...14
2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману…………19
Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………...23
3.1 Судебные органы В Древней Индии…………………………………….23
3.2 Характеристика судебного процесса по Законам Ману………………..24
Заключение…………………………….………………………………………30
Библиографический список…………………………………………………..32
3.1 Характеристика судебного процесса по Законам Ману
Судопроизводство нашло свое подробное описание в Законах Ману. По своему характеру судебный процесс был публичным и состязательным и дела уголовные и гражданские в основном совпадали.
Законы называют поводы для рассмотрения исков:
Всего выделяется восемнадцать поводов судебного разбирательства.
Судопроизводство делилось на несколько стадий: составление иска, ответ на него, судебное разбирательство, исполнение решения. Судебное разбирательство также разделялось на четыре стадии: рассмотрение искового заявления, рассмотрение ответа на него, слушание дела, вынесение решения (ЗМ,VIII,8,9).
Первая стадия судебного разбирательства - ознакомление с исковым заявлением - начиналась с вопроса монарха, который выяснял суть дела, обстоятельство и причины нанесения обиды или возникшего спора. Если становилось ясным, что есть основания для рассмотрения иска, инициатива переходила к судье, назначенному монархом.
Судьи
сами расследования не производили.
Спорящие стороны сами должны были
убедить суд в своей правоте
и представить для этого
Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного иска (обвинения), за исключением случаев рассмотрения дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев.
Если при рассмотрении иска в суде истец допускал какую-либо неточность относительно места, времени, обстоятельства утери вещи, либо отданного в долг или обнаруживались противоречия с его прежними показаниями, то его признавали проигравшим дело. Проигрывал дело он также в том случае, если пытался заговорить со свидетелями, не отвечал на поставленные судьей вопросы, не давал ясных и четких ответов, приводил не подтвержденные показаниями свидетелей доказательства(ЗМ,VIII,51-57). Истец, отказавшийся от дачи показаний по данному им иску, подвергался телесному наказанию и с него взыскивался штраф.
Ответчику давался полуторамесячный срок для оправдания. Если в течении этого срока он не приводил свидетелей, указанных в ответном заявлении, или допускал неточности и противоречия в своих показаниях, то он признавался виновным. Если показания истца и ответчика оказывались ложными, то виновному следовало уплатить штраф в размере двойной стоимости оспариваемой вещи(ЗМ, VIII,59). Если ответчик уклонялся от ответа на иск, то с него взыскивался штраф в пятикратном размере оспариваемой вещи, при повторной неявке - проигрывал дело. "Публичная состязательность, как необходимое условие ведения дел, усиливалась правом истца и ответчика биться об заклад, который выплачивался проигравшей стороной определенной суммой царю"17.
К веским доказательствам, достаточным для постановления судебного приговора, относилась очевидная вина, собственное признание, допрос обеих сторон, логику(принимаемую как сопоставление фактов)и клятву; 3 из них имели первостепенное значение.
Для вынесения решения в суде привлекались эксперты (кушалы), имеющие право рекомендовать вынести то или иное наказание. Для исполнения решения в суде привлекались специальные судебные исполнители. Судопроизводство велось по строгим правилам, канонам. Законы Ману призывают вершить справедливый суд, проклинают продажных судей, всех, кто пытается ввести в заблуждение органы правосудия.18 Однако, при разборе дел и вынесении решения, суд придерживался формальной оценки доказательств, за которой явно прослеживался классовый подход.
Значительное внимание в шастрах уделяется требованиям, предъявляемым к надежным свидетельским показаниям (ЗМ, VIII, 68, 69, 72). Действовал общий принцип: свидетель должен быть равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Это требование ослаблялось лишь в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.), когда свидетели не проверялись слишком тщательно (ЗМ, VIII, 72).Женщины могли давать показание только относительно женщин, о «дваждырожденных» могли свидетельствовать лишь «дваждырожденные». Показания "рабов, родственников и детей" "ненадежны", и потому считалось, что лучше к ним не прибегать.
Только
при отсутствии надлежащих свидетелей
разрешалось принимать
Существенной чертой Законов Ману является правовой формализм. Независимо от имеющихся доказательств и даже без их рассмотрения судьи могли объявить истца проигравшим дело, если, например, оказывалось, что он привел свидетеля, не присутствовавшего при сделке, или если его свидетель запутывался в показаниях. Истец, безусловно, проигрывал дело и тогда, когда его свидетель в течение семи дней после показаний заболевал или с ним случалось несчастье от огня, или умирал его родственник: во всем этом видели кару богов.
Строго каралось лжесвидетельство. Лжец в суде лишался своего имущества, им впредь запрещалось когда-либо выступать свидтелями. Они подвергались резкому моральному и религиозному осуждению. Их заставляли обнаженными, бритыми, собирая милостыню, страдая от голода и жажды, идти к дому своего врага(ЗМVIII,95). Затем с лжесвидетелей трех Варн взыскивался штраф и их подвергали изгнанию.
Подвергались
моральному и религиозному осуждению
и семьи лжесвидетелей(ЗМ,VIII,
Лжесвидетельство наказывалось иногда штрафом, равным десятикратной сумме иска, или изгнанием из страны. Предписывался также специальный ритуал приведения к присяге свидетеля. 19
Когда
отсутствовали достоверные
С древнейших времен также применялся суд божий - ордалий. " Существовало пять великих ордалий (весами, огнем, водой, простой и священной, и ядом). Но к ним можно было прибегать, во-первых, по согласию сторон, во-вторых, при отсутствии авторитетных доказательств - документов, свидетельских показаний, факта пользования вещью и, в-третьих, публично".20 Пытки и ордалии применялись по ограниченному составу преступлений. При отсутствии надлежащих доказательств обвиняемый должен был "взять огонь" или погрузиться в воду. "Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве". (ЗМ,VIII,114-115)
Оправдание этого обычая Законы Ману видят в примере богов. Один из мифических святых мудрецов был обвинен младшим братом в том, что он находился в связи с шудрянкой. Обвиненный прошел через огонь, и "наблюдатель мира" не сжег на теле невинного ни единого волоса. В другом месте Законы Ману объясняют смысл ордалия - злодеи думают: "никто не видит нас", но их видят боги, а также их совесть (ЗМ,VIII,85).
Испытание огнем могло существовать в разных формах. Самой распространенной было, по-видимому, прохождение через костер. "Испытание водой состояло в следующем: испытуемый, связанный определенным образом, погружался в реку; если он шел ко дну, то, как это на первый взгляд ни удивительно, считался оправданным. Вода, обожествляемая в качестве "чистой стихии", его не выталкивала, она его принимала и тем самым очищала от обвинения. Тот же, кто оставался на поверхности, обвинялся в преступлении ".21
К обвиняемым так же применялись и пытки, как правило, четырех видов: 6 палочковых ударов, 7 плетей, 2 подвешивания и вливание воды в нос. "Особо опасные преступники подвергались восьми видам пытки, в том числе прокалыванию руки иглой, сжиганию сустава пальца и т.д. От пытки освобождались лишь дети, старики, больные, беременные женщины, сознавшиеся лица, обвиняемые в незначительных преступлениях, а также брахманы независимо от тяжести преступления". 22
Затрудняясь в выборе средств доказывания, судьи требовали вещественных доказательств - поличного. Справедливый царь, говорится в Законах Ману, "не казнит вора, если у него не найдено краденого, пойманного же с краденым или с воровским инструментом следует казнить не колеблясь" (ЗМ,IX,270).
Но поличное имеется не всегда. И тогда остается следить за тем, как показывает свидетель, как отвечает обвиняемый: "по выражению лица, по движениям, походке, жестам, речи, по изменению [выражения] глаз и лица улавливается сокровенная мысль". (ЗМ,IX,26). Это должно было помочь найти виновного. В качестве “божьего суда” обвиняемого кидали в воду или заставляли коснуться языком раскаленного железного лемеха. Брахманы, дети, старики, больные, беременные женщины и душевнобольные пыткам не подвергались.
В эпоху Маурьев наряду с состязательным процессом получает распространение и розыскной. " Как охотник ищет след животного по каплям крови, так царю надо обнаруживать след дхармы посредством расследования"(,ЗМVIII,44). Об этом свидетельствуют и усиление в судопроизводстве роли органов власти, царя, который обязывался, в частности, вызвать ответчика в суд, если сам истец был не в состоянии сделать это, и возможность применения пыток.
Следуя изложенному материалу, можно выделить основные черты, присущие судебному процессу в Древней Индии, согласно Законам Ману: Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения. Верховный суд вершил царь с брахманами, вследствие чего выделялись две системы судов: царские и внутриобщинные. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя варновому делению. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.
При
отсутствии свидетелей, в качестве доказательств,
применялись ордалии различных видов:
испытание огнем, весами, водой и т.п., а
также пытки.
Заключение
В заключении проведенного курсового исследования целесообразно привести следующие итоговые положения:
Информация о работе Законы Ману как источник права Древней Индии