Законы Ману как источник права Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Древняя Индия, как и другие раннеклассовые цивилизации, характеризуется более ранним появлением обычаев, религиозных табу, чем права. Важнейшими источниками права древней Индии были сборники обычного права - дхармашастры, самые древние из них называют еще дхармасутрами или ведангами. Характерной особенностью ранних шастр является то, что в них значительное место занимают нравственные и религиозные правила поведения, а правовые четко не выделены, вот почему исследователи нередко относят их не к источникам права, а к литературным памятника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии………………..5
1.1 Общая характеристика и структура Законов Ману……………………..5
1.2 Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14
2.1 Понятие преступления и виды преступлений по Законам Ману……...14
2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману…………19
Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………...23
3.1 Судебные органы В Древней Индии…………………………………….23
3.2 Характеристика судебного процесса по Законам Ману………………..24
Заключение…………………………….………………………………………30
Библиографический список…………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Законы Ману.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

   "Ману-смрити " написаны на санскрите, содержат 2684 шлок, которые разбиты на 12 глав:

  • I глава излагает сведения о мироздании и его Творце, о происхождении основных 4 варн,главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.
  • II-повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, также говориться о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также "запомненной священной мудрости" дхармашастр;
  • III-IV- содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку(анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков( пратилома) и требован Иях  к соответствующим  обрядам.;
  • V-VI- содержат сведения о способах сакрализации повседневной  жизни: распорядок дня, перечисление запретных поступков, описане ритуалов очищения и образа жизни;
  • VII-наставления о функциях царя ,принципах его политики и государственном управлении
  • VIII-наставления о судопроизводстве и юридической практике;
  • IX-X-посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
  • XI-посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых(каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных  межварновых  браков, нарушивших дхарму)
  • XII-дает предписания относительно культа , ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом;

 Датировка ведийских сочинений - задача чрезвычайно сложная. Абсолютная  хронология, как правило, не установлена. Отдельные сочинения не представляют собой однородного целого: они складывались в течении длительного периода, в разной этнической среде, устно передавались из поколения в поколение, подвергались редактированию и обработке, т.е. вобрали в себя различные по времени тексты. К  тому же существует огромный временной разрыв между оформлением устных  собраний и их записью.

 Немалые трудности сопряжены с необходимостью адекватного понимания смысла текстов. Комментарии, выполненные в рамках той же ведийской традиции, далеко не всегда способствуют его уяснению. Чрезвычайно архаичен древний язык ведийских сочинений, что также составляет значительные сложности.

 В науке  утвердилась точка зрения Георга Бюлера, что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н. э. - II веке н. э. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II—VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничивал датировку периодом с II века до н. э. до I века н. э. К. П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150—120 годы до н. э. Поэтому едва ли допустимо определять хронологические границы всего памятника, правильней говорить о датировке его частей.

 Таким образом, анализируя данный параграф, можно подвести определенный итог:  Законы Ману  (санскр. Манавадхар-машастра) - древнеиндийский это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, по форме же Законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде, по мнению многих ученых, Законы Ману были составлены, около II в. до н.э. - I в. н.э, однако выделяют более "древние" и более "молодые" главы. Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей, написанных в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на их наследственно-профессиональный  характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью же Законов Ману является религиозный характер всех его положений.

    1. Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману

 Ввиду того,  что  общественные  отношения  образуют, в силу их специфики,   особые системы связи между юридическими нормами, возникает потребность группировки правовых норм в определенную отрасль права. Весьма актуальным это разделение является для современного общества, однако и для Законов Ману характерно выделение отраслей права. Не только уголовное, но и право собственности, обязательственное и наследственное право получили свое развитие  в Законах Ману.

Право собственности. Именно эта отрасль права в Древней Индии была достаточно разработана.  Необходимыми элементами права собственности древние индийцы считали три компонента: владение (бхукти), пользование (бхага) и распоряжение(свамья).

"Предписания  Законов Ману направлены на  всемерную охрану права собственности на различные виды движимого имущества: рабов, скот, зерно, домашний инвентарь".6

 Выделяются, следуя традиционной семизначной манере, следующие 7 способов приобретения собственности: приобретение лица в рабство, наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завладение, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений) 7-й способ приобретения предусматривался только для жрецов-брахманов).Универсальный способ приобретения права на вещь - по давности владения.

 Земля могла стать собственностью по истечении жизни трех поколений( от 30 до 60 лет), при условии, что это владение было добросовестным, что доказывалось с помощью праманов: человеческих( свидетели, документы) и божественных(ордалии).

 Недвижимое  имущество также могло выступать в роли собственности. "Земельный фонд в Древней Индии делился на несколько категорий: государственная, царская, общинная и частная. Государственной собственностью признавались леса, необработанные земли, рудники, пустоши. В царский личный фонд включались царские хозяйства, полновластным собственником которых выступал непосредственно правитель. Общинные земли - пастбища, луга и т.д".7 В компетенцию общины входил контроль над землевладением - преимущественное право выкупа участка предоставлялось соседям и родственникам, ограничивалась продажа лицам, не являющимся членами общины.

 Существовали  некоторые общегосударственные  ограничения, например, если собственник  бросал свой участок во время  сева или жатвы, он подвергался  штрафу, таким же было наказание и за нарушение правил купли - продажи.

 "В  древнеиндийском государстве закреплялась  собственность на рабов, они  могли принадлежать государству,  общине, частным лицам. Однако, самую  грязную и тяжелую работу выполняли  не рабы, а низшие касты свободных.  По Артхашастре, некоторые категории рабов могли иметь некоторое имущество (по Законам Ману такого права рабы не имели)".8

 Обязательственное право. Основанием для возникновения обязательства служили неосновательное обогащение, причиненный ущерб. В Законах Мну договор рассматривался как добровольное соглашение двух сторон. Законы Ману перечисляют несколько видов договоров, их общие принципиальные положения и возникающие отношения. Так, договор возникает только в силу добровольного, сознательного соглашения сторон; не порождал обязательств договор, заключенный пьяным, безумным, ребенком, в силу обмана или принуждения, а также рабом, если только соглашение не было выгодно хозяину. На договорное право оказало огромное влияние варно-кастовая система.

"Наиболее  разработан договор займа. В нормах права нашли отражение формировавшиеся на протяжении веков обычаи. В Древней Индии процветало ростовщичество, узаконено было взимание высоких процентных ставок, так максимальный размер процентов (2% в месяц для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшьи и 5% - для шудры), к тому же должник фактически находился в полной зависимости от кредитора. Допускались такие формы получения долга, как угроза, хитрость, принуждение, сила и т.д. Никакой защиты от подобных действий для должника не предусматривалось, наоборот: должник, пришедший с жалобой на кредитора,  подвергался штрафу". 9 Предусматривалось, в случае смерти должника, что обязанность уплаты переходила на сына и даже на других родственников. Из-за такого тяжелого положения и высоких кредитных ставок был довольно распространен институт долгового рабства.

 Особое  место в системе права занимал договор личного найма. В Законах Ману права рабы и рабочие зачастую упоминаются вместе,  в некоторых случаях положение рабов было даже лучше, т.к. он имел хотя бы гарантированное пропитание. Права наемных работников всячески нарушались, так, редко, когда получал он полностью полагающуюся ему плату, зато штрафы налагались на него по всякому поводу. Тяжелое положение вынуждало отказываться от личной свободы за содержание. Высшими кастами наемный труд презирался, и в Законах Ману брахманам рекомендуется всячески его избегать.

 Договор купли-продажи не был так детально проработан из-за слаборазвитых денежных отношений. Широко распространен был институт торговли людьми, хотя торговля рабами считалась самым недостойным занятием, самопродажа и продажа родственников влекла изгнание из касты(XI, 60, 62).

 Нестабильность  договора влекла возможность его  расторжения в течении 10 дней и  без указания причины(VIII, 222). При заключении сделок имело значение деление вещей на движимое и недвижимое имущество. Движимое покупалось и продавалось свободно, а при сделках с недвижимостью соблюдался определенный порядок. В более позднюю эпоху стали употребляться специальные грамоты для регистрации сделок с землей.

 Брачно-семейные отношения. Эта отрасль права нашла свое отражение  в гл. IX Законов Ману. В первых же строках говорится о подчиненном положении женщины в семье. Она всю жизнь была обязана подчиняться отцу, мужу, сыну. При их отсутствии царь назначал опекуна. Отцу беспрекословно подчинялись все члены семьи, особое положение занимал старший сын, относиться к которому должны были с такой же почтительностью, с какой и к отцу. Было признано многоженство.

 В Законах  Ману специально оговаривается, что отец не должен брать вознаграждение за дочь, но реально брак являлся неприкрытой продажей. Брачный возраст был очень низок, что зачастую приводило к большой разнице в возрасте супругов. Достигшими совершеннолетия считались мужчины в 16 лет, женщины – в 12.

 Запрещались браки между кровными родственниками( до 7 колена), установлено, что младший  брат не мог жениться раньше старшего. Отдельные части посвящены охране жены и "чистоты потомства", которая  является обязанностью мужа (ЗМ,IX, 6, 7).

 "Широко  проявились в брачно-семейных  отношениях кастовые ограничения. Законом не одобрялись межкастовые браки. Допускалась анулома - мужчина принадлежит к более высокой варне, чем жена, при этом жены в семье мужа занимали положение, согласно их кастовому происхождению. Грубым нарушением считалась пратилома - мужчина принадлежит более низкой касте, чем жена". 10

 Для дваждырожденных, благородных развод не допускался. В Индии был распространен  обычай(сати), когда в случае смерти мужа, жена была обязана взойти на погребальный костер своего супруга. Смерть мужа обычно рассматривалась как грех жены, поэтому ей полагалось естьгрубую пищу, изнурять себя. Положение вдов было настолько унизительным и тяжелым, что они сами предпочитали сжечь себя на костре.

 Муж мог оставить жену, если в семье  не было детей. Правда, покинутая или  проданная жена не освобождалась  от мужа, только если он являлся "вредным  для государства человеком". После  смерти жены муж мог снова вступить в брак, жена - никогда.

 Наследственное право. Традиционно в Древней Индии сложилось правило:   "не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца". Жена Наследовала лишь имущество своего бездетного сына. Ее стридхану (приданое) получали дочери, при их отсутствии- сыновья. Наследства лишались слабоумные, изгнанные из касты, государственные преступники и т.д.

 Законы  Ману установили такой порядок наследования. Перед разделом наследства из него исключалось все подаренное, а  также брачный дар. Затем, в первую очередь наследовали родные сыновья, при их отсутствии- сыновья , рожденные по поручению дочерью. При отсутствии таковых наследовали подаренные сыновья.  В последнюю очередь наследовал покинутый сын и принятый в дом. При отсутствии перечисленных сыновей наследство переходило к гуру- домашнему жрецу. А если не было гуру, то  тогда наследовала дочь. При отсутствии дочерей имущество поступало в казну царя.

 Рассмотрев  основные отрасли древнеиндийского права, согласно Законам Ману, можно подвести следующий итог: правовые нормы в Законах не отделены от других социальных норм, но если их выделить и распределить по отраслям и институтам права, как это принято в современной юриспруденции, то увидим, что вопросы права в законах Ману разработаны более полно по сравнению с другими древневосточными кодификациями права.

 В период создания Законов Ману в Индии  уже хорошо понимали разницу между  собственностью и владением, значительное внимание уделялось охране частной  собственности. Законы Ману указывают 7 возможных способов возникновения  права собственности. Все эти способы делились по кастам. Приобретать собственность можно только у законного собственника. Выделяются следующие виды форм собственности: государственная (царская), жреческая, общинная, частная.

Информация о работе Законы Ману как источник права Древней Индии