Законы Ману как источник права Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Древняя Индия, как и другие раннеклассовые цивилизации, характеризуется более ранним появлением обычаев, религиозных табу, чем права. Важнейшими источниками права древней Индии были сборники обычного права - дхармашастры, самые древние из них называют еще дхармасутрами или ведангами. Характерной особенностью ранних шастр является то, что в них значительное место занимают нравственные и религиозные правила поведения, а правовые четко не выделены, вот почему исследователи нередко относят их не к источникам права, а к литературным памятника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии………………..5
1.1 Общая характеристика и структура Законов Ману……………………..5
1.2 Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14
2.1 Понятие преступления и виды преступлений по Законам Ману……...14
2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману…………19
Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………...23
3.1 Судебные органы В Древней Индии…………………………………….23
3.2 Характеристика судебного процесса по Законам Ману………………..24
Заключение…………………………….………………………………………30
Библиографический список…………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Законы Ману.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

 Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говориться об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров – договор займа. Существовали так же договор аренды земли, договор купли-продажи, договор дарения и т.д.

 Для древней Индии характерна большая  патриархальная семья. Главой семьи  являлся муж. Женщина находилась в полном подчинении от своего мужа и сыновей. Брак представлял собой  имущественную сделку, в результате которой, мужчина покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законом не одобрялись межкастовые браки. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил.

 Законы  Ману - наиболее древний образец  наследственного права. Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону. Имущество  после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына. Дочери, чаще всего, от наследования устранялись, либо они получали наследство в самую последнюю очередь. При отсутствии детей и родственников, все имущество переходило в пользу царя.        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Преступления и  наказания по Законам  Ману

2.1 Понятие преступления  и виды преступлений  по Законам Ману

   Определила  главную характерную черту древнеиндийского права, проявившуюся в отсутствии четкой дифференциации преступлений и грехов, определила тесная связь права с религией и моралью. Основу  их разграничения, выделяемую в ЗМ, положен не характер самого правонарушений, а наказание за него. В одном случае предусматривается штраф, телесное наказание, в другом — искупление.

 Само  понятие преступления можно применять  лишь условно при характеристике права древнего мира, понятие "преступление", "проступок" не разграничивались и обозначались термином "адхарма", "грех".

 Наличие большого перечня преступлений и  наказаний  свидетельствует о наличии острых социальных конфликтов: люди страдали от грабежей, насилия, беззакония, воровства и т.д. Законы заполнены статьями об уголовных преступлениях: о хищении, краже имущества, скота, ограблении, краже людей, убийствах, тяжких телесных повреждениях, лживых доносах, прелюбодеянии, проституции, мужеложстве, пьянстве и др.

   Власти вынуждены были вводить  комендантский час, иметь отряды  борьбы с бандитизмом и разбоями. Широко применялся аппарат сыщиков, информаторов, секретных агентов, доносителей.

 Шастры  при рассмотрении конкретных преступлений исходят из неких общих понятий, принципов: из признания форм вины (умысел или неосторожность), необходимой  обороны, рецидива, соучастия, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказания, и пр.

 Убийца  освобождался от наказания, если убил, защищая себя, при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов (ЗМ, VIII, 349). При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребенок, престарелый или даже брахман, весьма ученый в ведах (ЗМ, VIII, 350). Подстрекатели к грабежу наказывались двойным штрафом. Как смягчающее обстоятельство учитывалось при оскорблении словом или действием отсутствие умысла, состояние преступника, находившегося в опьянении, умопомрачении и пр.

 Учитывалось иногда, что преступник действовал не по своей воле, а по прямому указанию лица, от которого зависел. Штраф, налагаемый на него, был в этом случае вдвое меньше штрафа, налагаемого на подстрекателя. Смягчающими обстоятельствами признавались беда или несчастье, постигшее преступника.

 Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признавались групповой характер преступления, рецидив  и пр. При вынесении наказания, как во всем древневосточном праве, учитывался личный статус преступника и потерпевшего, пол, возраст, варна, родственные связи сторон. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность, более низкий варновый статус потерпевшего - отягчал ее, кроме воровства, когда действовал обратный принцип. По Законам Ману на брахмана в этом случае налагался больший штраф, чем на шудру.

  Согласно Закона Ману выделяются следующие виды преступлений:

  • государственные;
  • преступления против личности;
  • преступления против собственности.

 Государственные преступления. Среди преступлений, называемых законом Ману, наиболее опасными считаются государственные. Они же и стоят  на первом месте в классификации. В ст. 280 гл. IX говориться о том, что взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы следует казнить без промедления. Статья 289 гласит: " Ломающего [городскую] стену (prakara), засыпающего рвы (parikha), ломающего [городские] ворота надо немедленно изгнать". В ст. 275 устанавливались указания для лиц, упорно противодействующих царским приказам и поощряющих врагов.

 Отсутствие  полного перечня  государственных  преступлений - характерная черта  древневосточного права. Но даже это  доказывает то, что существовало правовое выделение. Выделялись и правонарушения, носящие характер святотатства, и  должностные преступления. К первым относилось, например, такое действие, как поношение богов и святынь, ко вторым -злоупотребления служащими царя своими полномочиями, составление ложных приказов и пр. (ЗМ, IX, 231—232).

 Преступления  против личности. В Законах Ману много внимания уделено именно этому виду преступлений. Наиболее тяжким преступлением против личности считалось убийство человека. Умышленное убийство человека всегда влекло за собой смертную казнь. За неумышленное убийство брахмана полагалось посту поступить следующим  образом: или прожить в лесу 12 лет, построив хижину, питаясь милостыней, сделав своим отличительным знаком череп убитого; стать добровольной мишенью для воинов, обучающихся воинскому ремеслу; или трижды броситься в горящий костер вниз головой; или отдать брахману свое имущество; или жить обритым в конце деревни или  в коровнике, обслуживая коров (ЗМ, XI, 73-75)."Убийство убийцы - открытое или тайное - никогда не является 'для убивающего грехом" - провозглашено в ЗМ (VIII. 351). Убийство, совершенное в целях необходимой обороны, при защите женщин, брахмана, жертвенных даров и самого себя не считалось преступлнием и не влекло за собой религиозного преследования (ЗМ,XI,8). "Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана, сам же брахман не мог быть наказан смертной казнью даже за убийство. В этом случае он изгонялся из страны".11 Виновный  в убийстве неученого брахмана искупал вину, пройдя от 4 до 15 км, повторяя одну из Вед, ограничивая себя в еде. Шудрам и париям за неумышленное убийство брахмана ставили на лбу клеймо трупа без головы. Телесные повреждения рассматривались в шастрах в контексте оскорблений действием, к числу которых законы Ману относили, например, прикосновение, замахивание, удар. "Наказание штрафом за оскорбление действием варьировалось в зависимости от последствий: было ли избиение с кровью или без крови или "почти до смерти", была ли сломана рука или нога, выбиты зубы, отрезаны уши, нос, потерял ли потерпевший способность говорить, двигаться, принимать пищу. В последнем случае наряду со штрафом требовалось возмещение расходов на лечение. Групповые побои влекли удвоенную сумму штрафа для каждого преступника".12

 К преступлениям  против личности также относились оскорбление. Различались понятие "оскорбление словами" и "оскорбление действием". Более строгими считались оскорбления словом или действием дваждырожденных. За оскорбление брахмана словом или действием низшего ожидала смертная казнь. За надменнее рассуждение с брахманом , шудре вливали в рот и уши кипящее масло.(ЗМ, VIII,277).

 Также к оскорблению словом относилось "поношение, посрамление и угрозу", при этом учитывался прямой и тайный смысл оскорбительного слова, а также соответствовало ли оно действительности, например, при оскорблении умалишенным. С этой целью привлекались показания лекарей, близких людей.

 Как и жизнь, достоинство людей в  шастрах расценивалось в зависимости  от сословно-варновой принадлежности. Если оскорбление словом или действием  равного себе по положению или  представителя низшей варны наказывалось, как правило, штрафом (ЗМ, VIII, 276, 268 и др.), то такое же преступление шудры в отношении дважды рожденных влекло за собой телесное наказание, внушающее трепет, - отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию (ЗМ, VIII, 270—280). "Ту часть тела, какой шудра ударит брахмана, следует у него отрубить".

 Прелюбодеяние выделяется как одно  из первых известных  шастрам тяжких преступлений. В ЗМ нормы о прелюбодеянии идут вслед  за убийством. Прелюбодеев казнили, кроме брахманов. Под прелюбодеянием  в Индии понимали любезничание и  заигрывание с чужой женой в уединенных местах ( в роще, лесу, у водоема, откуда берут воду), прикосновение к ее руке и одежде, бесеа в доме без разрешения мужа.  Уличенного в осквернении ложа гуру клали на раскаленное изображение женщины или заставляли самому себе отсечь детородный орган. Брахманы за подобное преступление отделывались религиозным покаянием, в течении года нося ножку кровати, одежду из лыка,. Жив в безлюдных местах(ЗМ, VIII,354-389). "Людей, домогающихся чужих жен, царю следует изгонять, подвергать наказанию, внушающему трепет" — гласит правило ЗМ (VIII, 352). Все виновные в прелюбодеянии (которому в шастрах дается очень широкая трактовка, включающая, в частности, тайную беседу с чужой женой, услужливость, заигрывание с ней, прикосновение к ее одежде и украшениям и пр.) подлежат смертной казни. Однако  проституция жены с согласия мужа не наказывалась (ЗМ, VIII, 362). Шастры не проводят различий между прелюбодеянием и изнасилованием (лишение чести девушки против ее воли( ЗМ, VIII, 364). Это преступление влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению отделывался высоким штрафом. Неверную жену, "обнаглевшую вследствие знатности родственников", ЗМ рекомендовали затравливать собаками (VIII, 371), а ее сожителя сжигать на раскаленном железном ложе. Наказывался мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной, при этом учитывалось ее социальное положение и была ли она охраняема или нет. Если шудра сожительствовал с женщиной из высшей варны, он подлежал кастрации.

 Преступления  против собственности. Нашли свое отражение  в шастрах и имущественные преступления - кража, грабеж, которые рассматривались как  и  преступлениями против личности, клеветой, прелюбодеянием, так как имущество в правосознании древнего индуса являлось как бы продолжением личности, было неразрывно связано с нею.

 К преступлениям  против собственности относилось воровство, как было изложено выше. Различалось  воровство скрытое и открытое. Открытым воровством считалось обмеривание, обвешивание покупателей, уклонение от таможенных пошлин, продажа несеменного зерна за семенное и др. Продавца  несеменного зерна за семенное ожидало обезабраживающие наказание, а золотых дел мастера, поступившего нечестно, разрезали бритвами на части(ЗМ, II,291,292)

 Скрытыми  ворами считались живущие в лесу и все прочие воры. Кним были отнесены игроки, бродячие актеры, шинкари, еретики. Таких людей, как правило, подвергали изгнанию(ЗМ,IX,257).

 Вором в Индии объявлялся всякий, что-либо берущий из рук вора. Вором считался брахман, берущий вознаграждение за совершение жертвенного  обряда из рук вора.(ЗМ, VIII,340)

 К ворам  применяли 3 вида наказания: заточение, заковывание в цепи, телесные наказания(ЗМ, VIII,225) в некоторых случаях с воров взыскивали штраф, но чаще всего их казнили.

 Применение  наказания зависело от ценности краденного и варновой принадлежности преступника. Похитивший веревку, сосуд из колодца  или испортивший колодец, в котором  путники берут воду, был обязан вернуть вещь, возместить ущерб и, кроме этого, уплатить штраф в размере одной маши(ЗМ, VIII,319). За  кражу тканей, пряжи, навоза, бродильных напитков, молока, меда и т.п. следовало уплатить штраф в размере стоимости краденного.

 Характерно  для древнеиндийского общества, что под тяжким преступлением понимается смертоубийство, а также уничтожение чужого имущества. В шастрах проводятся, однако, четкие различия между грабежом, или насильственными действиями присвоения вещи в присутствии собственника, и кражей — в отсутствие собственника, к которой приравнивалось отрицание получения чужой вещи на хранение и пр. 

 "Собирание  кореньев, плодов от деревьев, дров  для огня и травы для корма  скота" не считалось преступлением  (ЗМ VIII 339,341).

 Захват (грабеж) наиболее ценного имущества: крупного рогатого скота, людей, домов, золота, влек за собой крупный штраф(ЗМ VIII 344,345). По ЗМ похищение "родовитых людей, особенно женщин,так же как и лучших драгоценных камней" наказывалось смертной казнью, захват же коров - отсечением половины ноги (ЗМ, VIII, 323-324).

Информация о работе Законы Ману как источник права Древней Индии