Законы Ману как источник права Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Древняя Индия, как и другие раннеклассовые цивилизации, характеризуется более ранним появлением обычаев, религиозных табу, чем права. Важнейшими источниками права древней Индии были сборники обычного права - дхармашастры, самые древние из них называют еще дхармасутрами или ведангами. Характерной особенностью ранних шастр является то, что в них значительное место занимают нравственные и религиозные правила поведения, а правовые четко не выделены, вот почему исследователи нередко относят их не к источникам права, а к литературным памятника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии………………..5
1.1 Общая характеристика и структура Законов Ману……………………..5
1.2 Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14
2.1 Понятие преступления и виды преступлений по Законам Ману……...14
2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману…………19
Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………...23
3.1 Судебные органы В Древней Индии…………………………………….23
3.2 Характеристика судебного процесса по Законам Ману………………..24
Заключение…………………………….………………………………………30
Библиографический список…………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Законы Ману.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

 Из  этого, как и из других примеров, можно проследить, что в дхармашастрах, главной целью составителей было не строгое применение предписаний  о наказаниях, а предупреждение, предостережение преступника о  тех тяжких последствиях, которые его ждут. Угрозы излагались в ЗМ даже в самой общей, декларативной форме, не сопряженной с конкретной санкцией.

 Таким образом, можно сделать следующий вывод: в развитии уголовного права, представленного в законах Ману, можно выделить как положительные, так и отрицательные черты. Несомненными  плюсами  является то, что прво отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от варновой принадлежности потерпевшего. С другой же стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалии, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен

 В основном выделяются 3 вида преступлений: государственные, преступления против личности, преступления против собственности. На первом месте  стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

 "Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ей подробную характеристику, начиная от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

 К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой". 13

 Законы  Ману знают также понятие необходимой  обороны, убийство, совершенное при  защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману

В законах  Ману раскрывается понятие наказания, указываются его цели, виды и принципы применения, подчеркивается, что главной  целью наказания является защита богатств, а также чести, достоинства  и жизни владельцев богатств. Полагалось, что порядок в обществе поддерживается благодаря страху перед наказанием." Только охваченный страхом перед наказанием этот мир считается с законами" – подчеркивается в законах Ману(ЗМ, VIII,10,15,34) и далее говориться:" там, где гуляет ликующее Черное наказание с красными глазами, и поданные не ошибаются и вождь хорошо видит"(ЗМ, VIII, 11,13). Древние индийцы понимали, что без наказания никто бы не имл собственности, произошло бы смешение Варн, низшие заняли бы место высших, а сильные погубили бы слабых(ЗМ,VII,11,14).

  Древние  индийцы превозносили наказание,  называя его царем, вождем, Сыном  владыки, карателем, господином  людей(ЗМ, VII,14,17). Наказание рассматривалось как возмездие за нарушение установленной богами дхармы, считали, что его применение должно сопровождаться причинением виновному страданий, носить устрашающий и предупредительный хаарктер по отношению к возможным потенциальным преступникам. Именно поэтому в Древней Индии тюрьмы располагались на главных улицах для того, чтобы всех устрашал вид страдающих, обезображенных преступников(ЗМ,IX,268)

Определяя уголовное наказание, шастрины предусматривали  также соответствующие им религиозные  кары и нравтственное осуждение. Оставить виновных безнаказанными считалось  тяжким грехом и аморальным поступком(ЗМ,VIII,302-312).

 Превознося  наказание, индийцы все же понимали вред несправедливого наказания, поэтому  они предписывали монарху и судьям поступать осторожно, тщательно  выясняя место, причины, время совершения преступления, состояние виновного и обстоятельство, при котором совершено преступление. Несправедливое наказание имело ряд последствий, в том числе духовного, морального значения."Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в другом мире лишает неба"(ЗМ,VIII,127). Предусматривалось более мягкое наказание для женщин, престарелых лиц, калек, слепых, слабоумных. Их, по указанию монарха, могли наказать розгами, веревкой.(ЗМ,IX,230)

 Наказание усугублялось за рецидив. Так, за первую кражу обычного имущества у вора отрубали два пальца, за вторую- руку и ногу, за третью -казнили. При совершении неумышленных преступлений, за которые полагались позорящиеся наказания, виновные лишались еще и собственности, а если они совершали это преступление умышленно, то подвергались еще изгнанию ,т.е. становились вратьями (ЗМ,IX, 242).

 Как указывалось выше, наказание зависело от тяжести содеянного, а также  от того, к какой варне принадлежал преступник и потерпевший.

 За  тяжкие преступления и преступления против представителей высших варн, предусматривались более строгие наказания, чаще всего применялась смертная казнь в особо устрашающих формах. Виновные в совершении менее тяжких преступлений отделывались штрафами, религиозным покаянием. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки, вороны, собаки (XI, 132). Допускалось также прощение проступка в отношении лиц слабоумных, больных и детей.

 К легким, щадящим наказаниям можно отнести замечание, покаяние, выговор. Затем идут штраф, телесные наказания, смертная казнь. В ЗМ (VI—II, 310) царю предписывалось обуздывать беззаконие тремя мерами: заточением, заковыванием в цепи и различными видами телесных наказаний. В другом месте в перечень наказаний (ЗМ, VIII, 129) вошли:

  • замечания;
  • выговор;
  • штраф;
  • членовредительские наказания;
  • смертная казнь.

   Некоторые наказания носили позорящий  характер. Пьянице налагалось клеймо  продавца спиртного, вору - знак собаки, убийце брахмана – знак трупа без головы, оскорбителю ложа гуру (учителя Вед) – знак женского органа (ЗМ,IX,237). Женщин, растлевающих девушек, возили с остриженной головой верхом на осле в людных местах. Человеку низшего происхождения, севшему рядом с человеком благородного происхождения, ставили на бедре клеймо и с позором прогоняли (ЗМ,VIII, 281). Все заклейменные , как правило, становились вратьями (ЗМ,IX,239). Вратьями становились брахманы, совершившие убийство коровы, принесшие жертвы для недостойных людей, продавшие себя в рабство, уличенные в прелюбодеянии или ростовщичестве (ЗМ,IX,60-71)14.

 В ЗМ различается простая (отрубание головы) и квалифицированная (сажание на кол, утопление и пр.) смертная казнь (IX, 279), которая в ряде случаев могла быть заменена уплатой высшего штрафа, т.е. 1000 пан (средний штраф — 500 пан, низший — 250 пан), что ставило в неравное положение бедного и богатого преступника. К брахманам смертная казнь не применялась, к ней приравнивалась своеобразная гражданская смерть, связанная с публичным оглашением, клеймением, изгнанием из касты и страны.

 Членовредительские  наказания распространялись на "половые органы, чрево, язык, две руки, две ноги, глаз, нос, два уха, все тело (VIII, 124).

 Наиболее  распространенным  видом наказания  в Древней Индии были штрафы. Штраф  мог взиматься в 50-кратной стоимости украденной или похищенной вещи (VIII, 322). При неуплате штрафа виновный превращался в раба и выплачивал назначенную сумму. Штрафы  часто применялись в качестве  дополнительного наказания. Так, при повреждении имущества следовало возместить ущерб и заплатить штраф, равный причиненному ущербу. Разрешалось заменить штраф работой. Так, если кшатрий, вайший и шудра участвовали в порочных играх, то они были обязаны отработать положенный штраф(ЗМ,IX,119). Государство рассматривало штраф как источник дохода, его разновидностью являлась конфискация имущества. В одной из статей зафиксирован пережиток талиона: “Пусть царь для предупреждения преступлений отнимет у вора ту часть тела, которой он действует против людей" (VIII, 344).

   В случае преступлений среди чиновников, в сборнике законов Ману зафиксированы также определенные виды наказаний. Законы Ману крайне отрицательно упоминают взяточников, вымогателей, мошенников, “недостойно поступающих высокопоставленных служащих” (IX, 258, 259). Царю рекомендовано с помощью шпионов, осведомителей собирать информацию о преступной деятельности таких должностных лиц и вынести наказание. Ответственность они понесут наравне с хиромантами, гадателями, лжелекарями и проститутками высшего разряда (IX, 258, 259).

 Древнеиндийским шастринам было известно наказание  без вины. Так, грабителей надлежало убить вместе с друзьями, родственниками с отцовской и материнской стороны (ЗМ,VIII,352; IX,269).

   Таким образом, можно подытожить  следующие:  в Законах Ману  уже  дается определение понятия  наказания, указываются некоторые  характерные черты. При определении наказания довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. В основном защищались богатые, родовитые, которые, как правило, могли откупиться. Бедные же , не имевшие возможности возместить ущерб и уплатить штраф, всегда приговаривались к смертной казни.  Иногда предписываемые наказания носили   характер предостережения и, скорее всего, не применялись на практике. Это так называемые наказания по принципу символического талиона (поднявшему руку на человека следует отрубить руку и т.д.). Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Судебный процесс  по Законам Ману

3.1 Судебные органы  в Древней Индии

 Переходя  к суду в Древней Индии, следует прежде всего отметить то несомненное предпочтение, которое отдается коллегиальному решению дел.

 "Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным  в суд с брахманами и опытными  советниками... Но если царь не  делает разбора дела лично, тогда следует назначить ученого брахмана для их разбора... Тот, придя в высокий суд, окруженный тремя судьями, пусть разбирает дела царя, сидя или стоя" (ЗМ, VIII, 10).

 В Древней  Индии существовали две системы  судов - царские и внутриобщинные, причем суд не был полностью отделен от администрации. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками".  Стоит  отметить,  что  царь ежедневно посещал судебные органы, что впоследствии стало его официальной  и  обязательной  функцией . Если  по  каким-то  причинам  царь  не  мог  отправлять правосудие, существовала специальная замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями" (специалистов по Ригведе (логике),  Агорведе (этимологии)  и  Самоведе (ритуалу)). Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший (ЗМ,VIII, 21). Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. 15

 В компетенцию  царского суда входило в первую очередь  рассмотрение дел о недоимках, о  продаже и закладе чужого имущества, соучастии в запрещенных торговых объединениях. Затем разбирались  дела о невыплате жалования, нарушения  обязательств, об отмене купли-продажи, споры между хозяином и пастухом, иски о возвращении долга. Кредитор, возвративший свое имущество силой, хитростью, судебному преследованию не подвергался(ЗМ,VIII,50). Царский суд рассматривал семейные правонарушения, решая вопросы брака, наследования, опеки.

 Судя  по Артхашастре (III, 1), во всех административных единицах, начиная с деревень (в каждой из 10), создавались судебные коллегии из трех человек для суда и надзора за ворами. "Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах".16 Общинные кастовые суды просуществовали неофициально вплоть до XX столетия.

 В шастрах  раскрывается понятие судебной тяжбы (судебное дело), раскрываются ее причины, указываются необходимые элементы. В Законах Нарады регламентируются 132 вида судебных дел.

 Судебную  тяжбу персонифицировали, изображая  ее в образе человека: монарх- голова, главный судья- рот, казначей и писарь - ноги, огонь, вода и золото- глаза и сердце, пристав- ступни, судьи- руки. Монарх садился к востоку, судьи – к северу, казначей- к западу, писарь - к югу. Золото, огонь и вода размещались между ними.

 Преступления  в храмах разбирались священнослужителями. Противоправные деяния разбирали органы самоуправления. В особых случаях расследование и рассмотрение судебных дел проводилось высшим судом, такие дела подразделялись на 18 категорий (ЗМ,VIII,3). Приговоры, решения судей должны основываться на дхарме (ЗМ,VIII, 174), законах и обычаях страны. Законодатель считал, что только таким путем достигалась справедливость. До рассмотрения дела в суде участникам процесса не разрешалось иметь частные аудиенции у судей. В данном случае запрет очевиден - избежать подкупа, дачи взятки тем, от кого зависело судебное решение, приговор. Честность, неподкупность судей проверялась агентами-провокаторами.

 Судьями могли выступать только выходцы  из благородных семей, разбирающиеся  в шастрах, честные и благопристойные. Наказание может быть наложено только честным, умным, правдивым, тем, кто имеет таких же помощников (ЗМ,VIII, 31). Судьи, вершившие несправедливый суд, подвергались крупному штрафу. Нес ответственность и монарх, пренебрегающий мнением брахманов и нарушающий шастры. Имущество корыстолюбивых судей конфисковывалось (ЗМ,IX,234). Судьи должны были принимать активное участие в разбирательстве дела, но побуждать других подавать иск в суд не имели права. В процессе, где ложь губит правду, гибнут судьи (VIII, 14). В имущественных спорах отсутствие свидетелей лишает сторону права на иск (VIII, 57). Решение суда, вынесенное по закону и дхарме, не может отменяться даже царем (IX, 233) и наоборот: незаконное решение суда царь должен отменить, оштрафовать судью или советника и дело принять к своему рассмотрению. Вероятно, таким путем осуществлялось право на апелляцию.

Информация о работе Законы Ману как источник права Древней Индии