Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление основных черт и принципов функционирования древневавилонской системы гражданского права в той мере, в какой они отражены в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, как правового регулятора общественного поведения.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать общую характеристику законника Хаммурапи, как основного источника древневавилонского права;
- подробно рассмотреть структуру законника Хаммурапи путём разбора отдельных его элементов;
- подробно проанализировать нормы законника Хаммурапи, регулирующие отдельные сферы общественных отношений (отношения, связанные с выполнением взятых обязательств, отношения связанные с институтом права собственности, брачно-семейные отношения и т.д.).
ВВЕДЕНИЕ ……………………………..…………….…………………. …..…4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННИКА ХАММУРАПИ....7
ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО…………………………….….14
ГЛАВА 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ……………………………………...17
ГЛАВА 4. БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО…………………………………...21
ГЛАВА 5. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО……………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………..…………….……
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННИКА ХАММУРАПИ....7
ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО…………………
ГЛАВА 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ……………………………
ГЛАВА 4. БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО…………………………………...21
ГЛАВА 5. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО……………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники эти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Наконец из законов можно узнать также о нравах, об обычаях какого-нибудь государства того времени. В вавилонском случае, например, - это их так сказать «бюрократизм», т.е. любые сделки, даже самые незначительные, всегда заключались при свидетелях. Если хорошо поискать, то можно привести еще массу примеров, причем не только из вавилонского кодекса, потому что мировоззрение государства, т. е. людей его составляющих всегда закрепляется в обычаях, а те, в свою очередь могут повлиять на составление законов.
Тем не менее, несмотря на достаточно большое количество научных работ и исследований, посвящённых рассматриваемому вопросу среди историков и юристов до сих пор ведутся споры о природе и характере Законов Хаммурапи: считать ли их плодом творчества царя-законодателя и его учёных, пользовавшихся в своей работе сборниками «царских решений», то есть приговоров, вынесенных по различным делам прежними царями, или же это кодификация обычного права, то есть запись и систематизация издавна существовавших в Месопотамии обычаев. Ещё один вопрос касается действенности кодекса - насколько обязательным было следовать букве и духу этих законов. Кроме того, нельзя забывать, что законник Хаммурапи не полностью отражал реальную правовую действительность в силу действия наряду с ним норм обычного права и всевозможных прочих правовых установлений и распоряжений.
Приведённые выше и многие
другие вопросы, касающиеся природы
происхождения законника
Целью данной курсовой работы является выявление основных черт и принципов функционирования древневавилонской системы гражданского права в той мере, в какой они отражены в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, как правового регулятора общественного поведения.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать общую характеристику
законника Хаммурапи, как
- подробно рассмотреть структуру законника Хаммурапи путём разбора отдельных его элементов;
- подробно проанализировать
нормы законника Хаммурапи,
Объектом исследования в данной курсовой работе выступают урегулированные нормами, содержащимися в законнике Хаммурапи, гражданские отношения, сложившиеся в Древневавилонском царстве.
Предметом исследования данной работы является непосредственно сам свод законов Хаммурапи, как основной источник древневавилонского права.
При написании данной
курсовой работы использовались труды
отечественных и зарубежных учёных (Крамер С., «История
начинается в Шумере»; Просина Н.Л., Свенцицкая
И.С., «Законы Хаммурапи, царя Вавилона
(1792-1750 гг. до н.э.) практикум по истории
древнего мира»), монографии и публикации
(Якобсон В.А., «Законы Хаммурапи как источник
по истории Древней Месопотамии»), учебные
пособия (Черниловский З. М., Хрестоматия
по всеобщей истории), а также ресурсы
сети интернет (http://www.bankreferatov.ru/)
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННИКА ХАММУРАПИ
Законы Хаммурапи были
найдены французской
Так же можно отметить, что они были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали обычаи предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи – его указы и решения судебных дел. Обычное право представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений.
Главным источником кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.
Целью правотворчества в ранней древности является не столько создание новых норм, соответствующих произошедшим в обществе изменениям, сколько попытки сохранить старые «идеальные порядки». Но, с другой стороны, реальная действительность вынуждала законодателей делать всё новые уступки новому положению вещей.
От учёта этого обстоятельства зависит понимание структуры текста и ряда важных особенностей его содержания, например, тех или иных положений – «лакун». От правильного понимания структуры текста зависит также интерпретация отдельных его положений [8, с. 84].
В научной литературе часто встречаются указания на «неполноту» и «казуистичность» Законов Хаммурапи, на основании чего им отказывают в праве именоваться кодексом. Однако принцип исчерпывающей полноты законодательства древнему праву известен не был. Что же касается казуитстичности, то она объясняется тем, что ряд абстрактных правовых категорий (правоспособность, дееспособность, вина и т.д.) ещё не был сформулирован, хотя и существовал в виде очень абстрактных и смутных представлений, выражавшихся казуистически. В ряде же случаев казуистичность вовсе является мнимой: вавилонские юристы видели самостоятельные «составы преступления» в ряде случаев, которые современный юрист, не задумываясь, отнёс бы к числу незначительных общественных деяний. Своеобразным был и способ систематизации, построенный на ассоциативном принципе группировки предметов регулирования. С современной точки зрения он, разумеется, крайне неудобен, но для вавилонских юристов имел то преимущество, что позволял сразу рассматривать тот или иной предмет правового регулирования во всех возможных аспектах [18, с. 111].
Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 – около 630 гг. до новой эры) в Ниневии.
Клинописный текст состоит из трёх частей: введения, самого закона и заключения. В первой и последней частях – Хаммурапи характеризует себя и своё правление, а так же указывает цель составления законов: «чтобы сильный не угнетал слабого» и т.д. [7, с. 77].
Статьи законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить нормы закона так, чтобы они в тоже время охватывали не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных вопросов. Древний же законодатель мыслил себе закон иначе.
Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда; как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по социальному положению), то должно выбить зуб его». Такая форма изложения называется «казуальной» [14, с. 203].
Текст законов начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые эпические поэмы: «Когда славнейший Анум, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили его среди Игигов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени» [10, с. 4].
Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя.
Затем Хаммурапи перечисляет свои благочестивые деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства, в отдельности перед богом этой общины, и тем самым утверждает законность своей власти над каждой из них. Иначе говоря, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми «новыми» общинами - от Ура и Эреду у персидского залива до Ашшура и Ниневии на среднем Тигре. В то же время ново и важно, что подчеркивается «вечность» царской власти в Вавилоне. Характерно то, что, перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур и Эреду – древнейшие культовые центры Двуречья, а затем уже Вавилон, Бог, которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чрезвычайно пышная титулатура Хаммурапи: «Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сень страны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей» и т.п. Наконец, вводимый словом «отныне», начинается собственно текст законов [2, с. 81].
Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие «простейшие» случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте, где они могут быть вставлены [17, с. 12].
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские «юристы» такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом «если», после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными законник был разбит на «параграфы», или «статьи», снабженные нумерацией (сам же текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего таких параграфов – 282 [19, с. 2].
В задачу данной работы входило показать этот судебник не просто, как юридический документ, но и как исторический источник, способный воссоздать общую картину Вавилона времен Хаммурапи и показать некоторые обычаи и нравы этой страны. Наиболее удобно эту проблему рассматривать по блокам. Основных таких блока два — экономический, в котором рассказывается об экономическом устройстве Вавилона того времени: земледелии, скотоводстве, садоводстве, торговле и т. д. и социальный, в котором рассказывается о социальных отношениях между жителями, семейном праве и судопроизводстве. Исходя из вышеперечисленного, каждый блок был разделен на соответствующие разделы, раскрывающие определенную часть проблемы [12, с. 8].
Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по «предмету» регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «изменение» судебного решения судьёй. Например статья 3 – «Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого человека должно убить» — относится к ложным обвинениям. Следующие статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Возьмём в пример статью 17 – «Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то господин раба должен дать ему 2 сикля (условное обозначение денежной единицы в Вавилоне) серебра». Поэтому следующий раздел (п. 26 - 41), касающийся имущества, полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наемника, подлежит смертной казни (не за «дезертирство», как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей, и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. за «кражу»). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п. 42 (первый в следующей группе) – «Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нём хлеба, то его должно изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи» — тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п. 42 - 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества [3, с. 144].
Информация о работе Законы Хаммурапи как источник гражданского права