Законы Хаммурапи как источник гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление основных черт и принципов функционирования древневавилонской системы гражданского права в той мере, в какой они отражены в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, как правового регулятора общественного поведения.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать общую характеристику законника Хаммурапи, как основного источника древневавилонского права;
- подробно рассмотреть структуру законника Хаммурапи путём разбора отдельных его элементов;
- подробно проанализировать нормы законника Хаммурапи, регулирующие отдельные сферы общественных отношений (отношения, связанные с выполнением взятых обязательств, отношения связанные с институтом права собственности, брачно-семейные отношения и т.д.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………..…………….…………………. …..…4

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННИКА ХАММУРАПИ....7

ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО…………………………….….14

ГЛАВА 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ……………………………………...17

ГЛАВА 4. БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО…………………………………...21

ГЛАВА 5. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО……………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Алёны Законы Хамурапи Новая (с измененным списком и заключением) от 21.11.2012.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Дальнейшие разделы  посвящены следующим нормам:

- п. 89 - 126 - торговые и  коммерческие операции. Пример (ст.102) – «Если тамкар (займодавец) ссудит  шамаллума (заёмщик) серебром  беспроцентно, а тот потерпит  убыток, там, куда отправиться,  то он должен вернуть тамкару  (займодавцу) основную сумму».

- п. 127 - 195 - семейное право.  Пример из семейного права  (ст.127) – «Если человек протянет  палец против энтум или жены  человека и не докажет обвинения,  то этого человека должно повергнуть  перед судьями, а так же обрить  ему виски».

- п. 196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения. Приведём в пример ст. 213 – «Если он ударит рабыню человека и причинит выкидыш, то он должен отвесить 2 сикля серебра».

- п. 215 - 282 - операции с  движимым имуществом, включая наем  имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один). Возьмём для рассмотрения ст. 246 – «Если человек наймёт быка и сломает ему ногу или рассечёт ему жилу на затылке, то он должен хозяину быка возместить быка за быка» [10, с. 18].

Вот это лишь небольшое краткое описание статей кодекса царя Хаммурапи.

Таким образом, Законы Хаммурапи, являясь законодательным памятником, представляют дотеоретическую стадию развития права. Вследствие чего данному  памятнику права не присуща терминологическая строгость. Законы Хаммурапи также не содержат понятия ряда абстрактных правовых категорий, некоторое представление о них уже было, однако выражались они конкретно-казуистически.

Текст Законов Хаммурапи  не имеет внутреннего членения, но условно может быть разбит на отдельные нормы, логически объединяемые в восемь разделов. Расположение отдельных норм и переход от одной нормы к другой основаны на принципе ассоциации (смежности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

 

 

Поскольку исторически древневавилонские правители с эпохи ранних государств были наделены правом и обязанностью регулировать торговые отношения, в законах Хаммурапи устанавливались правила разбора споров по поводу самых разных обязательств и сделок. Субъектом в таких сделках и обязательствах могли выступать только полноправные хозяева (мужчины или женщины): сделка с неправоспособным лицом, находившимся в рабской или патриархальной зависимости, расценивалась не только как недействительная, но и как злонамеренное действие сродни воровству. Двусторонняя сделка должна была оформляться договором, лучше письменным, либо заключаться при свидетелях [4, с. 32].

Для некоторых договоров  устанавливались специальные правила, сделки, как правило, порождали двусторонние обязанности. Так, при купле-продаже продавец должен был гарантировать, что является полноправным хозяином вещи. При продаже вина или пива держательница корчмы обязана была принимать в уплату и хлеб, придерживаться установленной законом таксы; запрещалось обвешивать покупателя. Вообще цена за покупаемую вещь могла назначаться в пересчете на серебро, хлеб или любое движимое имущество, т.е. купля-продажа еще не вполне отделилась от мены. Для договоров денежного займа устанавливался предельный размер процентов – 20% в серебре или 33,5% в пересчете на хлеб; при превышении нормы заимодавец (обыкновенно специальный торговый агент – тамкар) терял все даденное взаймы. Договор найма жилья следовало точно соблюдать по сроку: если хозяин выгонял жильца до истечения договора, он терял всю сумму оплаты. Для договора личного найма, особенно специалистов-корабельщиков, врачей, ремесленников, в законах устанавливались точные нормы оплаты труда за типовые работы. Несоблюдение условий договора хранения, если таковой был правильно оформлен, попытка не возвратить взятое на хранение влекли обязанность возместить ущерб вдвое [9, с. 16].

Распространенным был  договор самозаклада, по которому в  обмен на заем хлебом или деньгами заимодавец получал члена семьи  или раба должника; такая сделка только ограничивалась тремя годами работы.

Особое внимание законы уделили договору аренды земельных  участков; по-видимому, арендой прикрывались особые отношения условного владения сельскохозяйственными угодьями. Арендатор  обязан был добросовестно обрабатывать поля, в любом случае (есть урожай, нет ли) платить условленное за аренду. Арендодатель не имел права отнимать данное в аренду в первый год, даже если не получал платы. В договоре земельной аренды активно участвует тамкар, который предоставляет посреднические ссуды серебром в целях обработки полей.

Специальный поверенный, тамкар (получивший в держание царскую  землю на условиях отчисления прибыли  от торговых операций), выступает как  особый субъект в целом ряде договоров  и сделок. Он может заключать договор  поручения с торговым агентом-шамаллумом, передавая ему деньги для получения торговой прибыли, причем здесь не действовало ограничение о предельном проценте по займу. В спорном случае деньги взыскивались вдвое. Попытка шамаллума злоупотребить доверием тамкара наказывалась тройным штрафом, но и тамкар в аналогичном случае терпел шестикратный убыток. Развитие торговых отношений в Вавилоне определило специфическое регулирование сферы коммерческого оборота, неожиданное для такой ранней эпохи. Специально оговаривались обязанности сторон при постройке и найме корабля с корабельщиком, который отвечал за возможные потери только в случае доказанной своей вины. Допускалось соглашение о товариществе в целях получения прибыли от совместно вложенных денег; прибыль или убытки предписывалось делить поровну. Договоры заключались, как правило, на строго обусловленный срок: от 1 года до 4 лет по разным сделкам. Неисполнение условий влекло для стороны либо потерю данного по договору, либо кратное возмещение. Практиковалось заложничество по разного рода долговым сделкам, когда заимодавец держал у себя в доме члена семьи или раба должника до тех пор, пока долг не будет возвращен сполна [3, с. 78].

Обязательство (т. е. обязанность что-либо сделать или возместить другому  лицу в силу предписания права) могло возникнуть не только по причине соглашения, сделки, но и вследствие допущенного нарушения прав другого лица, причинения ему материального ущерба. В зависимости от условной оценки ущерба законы предписывали компенсацию в соотношении с покупной ценой попорченной вещи либо по установленной таксе. Случайно причиненный ущерб не возмещался. Но если нарушитель еще и проявил непредусмотрительность (например, соседи предупреждали, что его бык чрезмерно бодлив), то требуемое возмещение значительно возрастало [1, с. 112].

Рассмотрев данную область правового  регулирования законами Хаммурапи, можно отметить, что законник в  значительной степени направлен  на обеспечение законности и справедливости при совершении различного рода сделок, коммерческих операций. В законнике Хаммурапи впервые упоминаются понятия с развитием которых, в дальнейшем, появляются такие институты как торговый агент, залог, торговый договор, права третьих лиц, обременения и пр. Кроме того, нельзя не заметить что в Законнике представленно довольно большое количество видов сделок, которые сплошь пропитаны формализмом.        

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

 

 

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда, в зависимости от выполняемой им службы. Однако царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В письмах этого времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, «владением отцовского дома» (цибит бит-абим). Тем не менее земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по желанию владельца.

Степень свободы распоряжения надельной  землей из царского фонда была различной  для членов администрации, крупных ремесленников, жриц (жрецы в законнике не упомянуты; судя по тому, что жреческие должности могли распродаваться по частям, служба жреца обычно оплачивалась серебром или натурой) и т. п., которые могли отчуждать эту землю, с передачей покупателю своей службы [17, с. 214].

Высшая группа держателей царской земли - тамкары, жрицы-надитум, представители администрации и  крупные мастера ремесленники не были обязаны пожизненно нести службу (которая к тому же в ряде случаев  заменялась денежными взносами): они могли в любой момент продать свой надел вместе с обязанностью служить по данной должности. Размеры их наделов составляли от 12 до 75 га; они, несомненно, принадлежали к классу рабовладельцев. Если (как чаще всего и бывало) им трудно было по характеру своей службы отлучаться для личного участия в работах на наделе, они сдавали его в аренду; иначе же вели хозяйство самостоятельно с помощью дополнительной рабочей силы - наемников, должников и, конечно, собственных рабов.

Царские служащие и ремесленники средней категории получали наделы размером 9 - 12 га. Кроме того, им не возбранялось приобретать частную землю и из общинного фонда [19, с. 21].

Особый правовой режим  существовал в отношении имущества воинов (имущество илку).

Царская земля под  воинскими наделами полностью исключалась из оборота; лишено было законной силы всякое частноправовое распоряжение землей воина (продажа, обмен, отнятие за долги и т. д.). Всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной и приобретатель этого участка «терял свое серебро». Правило это действительно проводилось в жизнь.

Так, человек который  покупал что-либо у несущего воинскую повинность терял свои деньги и возвращал  имущество его владельцу. О чем  это говорит? Воин, получивший земельный  участок, не мог в полной мере распоряжаться им и, в то же время, попытка его продажи никак не наказывалась. Виновным оказывался покупатель, у которого просто отбирались деньги, которые он предлагал за землю. Передача жене или дочери недвижимости, входящей в состав воинского илька, также была запрещена. «Редум, баирум и другой человек, несущий воинскую повинность, не может отписать своей жене или дочери ничего из поля, сада или дома, которые входят в состав его илька, а также не может отдавать их за свою долговую расписку.». Однако, «Из поля, сада и дома, которые он покупал и приобретал, он может отписать своей жене и своей дочери, а также отдавать за свою долговую расписку.». То есть, «настоящей» собственностью воина являлась лишь та, за которую он заплатил свои собственные деньги. Наверное, это было даже справедливо. Воин нес службу, получал за это ильк и затем до конца жизни мог им пользоваться (но только он). В наше время это сравнимо, к примеру, со служебным автомобилем, которым также можно пользоваться. Разница одна – право пользования машиной дается только в период работы в организации. Вернувшемуся из плена воину всегда было обеспечено сохранение его надела. Надел война обычно составлял 12 га, по мере возможности и они применяли рабский труд, а также прикупали или приарендовывали землю [13, с. 7].

«Если человек обменял  поле, сад и дом, принадлежащие  редуму, баируму или другому человеку, несущему воинскую повинность, и дал  приплату, то редум, баирум или другой человек, несущий воинскую повинность, может вернуться к своему полю, своему саду и своему дому, а приплату, которая была ему дана, он может взять себе.». Опять-таки, убытки в данном случае воин не несет. Напротив, иногда он имеет выгоду от такой незаконной сделки.

Скот, даваемый редуму (или  же другому человеку, несущему воинскую повинность) государством, не мог быть продан. Более того, «Поле сад и дом, принадлежащие редуму, баируму или другому человеку, несущему воинскую повинность, не могут быть проданы за серебро.». Эта статья вообще запрещала воинам продавать свою недвижимость. Причем, не указано, являлся ли дом или сад именно даром царя [10, с. 27].

Значение царского хозяйства  было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают [15, с. 74].

Таким образом, обобщая  вышеизложенное можно сделать вывод что, процесс развития собственнических отношений в Вавилоне достиг высокого уровня развития, в отличие от иных стран Древнего Востока, где данный процесс сдерживался сохранявшимися общинными, сословными, патриархальными, семейными связями. В их консервации было заинтересовано государство. Во-первых, это облегчало государственный контроль, во-вторых, в частном собственнике видели главного противника сильной центральной власти. Главным достоянием в древних цивилизациях считалась земля. Она могла становиться объектом купли продажи, дарения, сдаваться в аренду, но это было лишь право владения, не переходящее в полную частную собственность. Тем значимее и прогрессивнее на этом фоне выглядят положения законника царя Хаммурапи, регулирующие отношения, связанные с правом собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

 БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

 

 

Семейные отношения  видимо играли в Вавилоне достаточно важную роль, т.к. им в Законах Хаммурапи  уделяется немало внимания. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались: по-видимому, в этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права. Не характеризовались специально и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле «брать жен» для сыновей. Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако, вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа. Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачно-семейных отношений.

Требования брачно-семейных законов были общими для всех сословий. Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены. Женщина почти не имела возможности выбрать мужа по собственному желанию. Будущего мужа ей выбирал отец. Обычно брачные договоры заключались родителями жениха и невесты. Отец жениха или он сам вносил отцу невесты брачный дар и выкупную плату.

Информация о работе Законы Хаммурапи как источник гражданского права