Высшие и центральные органы власти при Екатерине 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:26, реферат

Описание работы

Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

Содержание

Введение
Глава первая. Реформы высших и центральных органов власти
1.1 Реформа Сената
1.2 Попытки искоренения взяточничества
1.3 Реформа Синода
1.4 Высший законосовещательный орган
Глава вторая. Реформирование системы местного управления
2.1 "Учреждения" о губерниях
Глава третья. Изменение принципов кадровой политики и организации государственной службы
3.1 Манифест о вольности дворянства
3.2 Жалованная грамота дворянству
3.3 Организация городского "самоуправления"
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по моей курсовой.docx

— 59.31 Кб (Скачать)

Система организации  гражданской службы, направленная на создание дворянской бюрократии, оказалась  недостаточной для подготовки кадров секретарей и других служащих канцелярий. На окраинах России должности секретарей и воевод занимали не всегда дворяне. В 20—40-е гг. правительство было вынуждено  расширить социальную базу комплектования государственных служащих. Был разрешен прием в канцелярские служители  детей духовенства, а потом и  купечества. В течение 5 лет юнкера ручались в Сенате, Синоде и коллегиях, чтобы стать канцелярскими служителями. Квалифицированных кадров для гражданской  службы было недостаточно. Смотр коллегии юнкеров в 1740 г. показал, что из 64 человек только 9 имели способности  и желание быть на гражданской  службе в системе органов управления. Остальные оказались «неспособными  к наукам» или стремились к  военной службе.

В середине XVIII в. правительство  Елизаветы Петровны активно влияло на процесс формирования бюрократии. Были приняты меры к закреплению  состоявших на службе канцелярских служителей и их детей. Подавляющее большинство секретарей к тому времени было разночинцами. Число потомственных дворян среди чиновников сократилось. Для исправления положения в 1750—1754 гг. было приостановлено назначение в секретари лиц недворянского происхождения, ужесточен контроль за обучением юнкеров — кандидатов на замещение секретарских должностей разного уровня.

Роль церкви в государственном  управлении

Во второй четверти XVIII в. происходили изменения в  положении церкви. Новые политические взаимоотношения абсолютистского  государства и церкви требовали  правовой регламентации имущества  и правового статуса духовенства. Менялось церковное управление. Уже  в первой четверти этого века взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия или Святейший правительствующий  Синод. Эти церковные органы продолжали действовать в 20—60-е гг. Решался  вопрос об административной власти епископов, местных церковных управлений. Церковная  организация стала частью государственного аппарата. Синод находился в подчинении Верховного тайного совета, который  посылал церковному органу указы.

Духовная коллегия была переименована в Синод, статус которого стал близким к Сенату. В 1726 г. появился проект разделения Синода на два департамента: первый состоял  бы из духовных лиц и ведал богослужебными делами, второй комплектовался из светских чиновников, решавших судебные и административно-хозяйственные  вопросы. Этот проект насаждал бюрократизацию церковного управления.

По указанию Синода Анна Ивановна на молебне была провозглашена  самодержицей. Однако впоследствии репрессиям подверглись и некоторые высшие церковные иерархи, члены Синода. В 1744 г. архиерейские домовые правления  преобразуются в консистории. В  них входили светские чиновники-секретари и пять духовных лиц. Духовные консистории имели разнообразные функции; заведовали личным составом духовенства, занимались борьбой с ересями и расколом, управляли судом духовных лиц и прихожан (по бракоразводным делам) и т.д. При возглавлявшем епархию архиерее вместо духовного правления была создана коллегия из белого и монашествующего (черного) духовенства. Епархия подразделялась на духовные благочиния («уезды»).

Елизавета ликвидировала  Коллегию экономии, созданную в 1726 г. и ведавшую хозяйством церкви, вернула  доходы с монастырских земель Синоду. Уложенная комиссия 1754 г. разрабатывала  положение о церкви, затронувшее  ряд существенных вопросов православия. Роль церкви и духовенства в государстве  возрастала. Церковь занимала большое  место и в государственном  управлении.

* * *

При дворцовых переворотах  и смене правителей сущность абсолютной монархии не менялась. Одной из основных причин переворотов являлись противоречия в среде господствовавших группировок  дворян. Дворянство являлось социальной опорой абсолютной монархии, поддерживало самодержавие в борьбе со старой аристократической  знатью.

Во второй четверти XVIII в. господствует тенденция к укреплению абсолютизма. Но вместе с этим проявилось и стремление группы представителей высшей знати ограничить права императрицы в свою пользу. Так действовали «верховники». Эти попытки не нашли поддержки среди массы дворян. При неограниченной монархической форме власти государственный аппарат менялся. Со времени Екатерины I и до конца правления Елизаветы несколько раз изменялись высшие органы власти, центральные и местные учреждения. Во властных структурах государства имела огромное значение личность абсолютного монарха.

Поскольку императрицы (некоторое исключение представляла Елизавета Петровна) или возведенные  на престол дети были слабыми личностями, то за них правили фавориты или  приближенные из старой или новой  знати. Вследствие частых смен лиц, стоявших во главе государства, высшая власть слабела.

Государство этого  времени вошло в историю как  полицейское. Появилась профессиональная полиция. Государственные органы власти вмешивались во все стороны жизни  общества, все регламентировалось. Усилились централизация и бюрократизация всей системы государственного управления. Все больше проявлялась сословно-социальная ориентация политики правительства  в формировании бюрократии.

Издаваемые царские  указы, вся управленческая система  в эти годы носили продворянский характер. Основные задачи государственного управления решались в интересах дворянства, обеспечивали расширение его прав и привилегий. Дворянам отменили служебные повинности, введенные в начале XVIII в.

Законодательская  и управленческая деятельность преемников Петра I была направлена на усиление крепостнической  системы. Помещикам давалось право  самим определять меру и способ наказания  крестьян за «побег» и «продерзости», ссылать их в Сибирь на поселение.

«Бироновщина», засилье иностранцев в органах власти и управления были ликвидированы с воцарением Елизаветы Петровны.

Социально-экономические  и политические условия развития России 20—60-х гг. XVIII в. требовали преобразований в области властных структур и их совершенствования. Но при довольно быстрых заменах властителей не могли продолжаться крупные реформы петровского времени.

Стране нужна  была крепкая власть, которая бы обеспечила экономическую и политическую стабилизацию, способствовала бы прогрессу  во внутренней и внешней политике.

Вопросы для самопроверки

  1. К какому периоду в истории России относятся дворцовые перевороты? Сколько их было?
  2. Покажите роль гвардии в свершении государственных переворотов.
  3. Менялся ли характер власти при смене императоров и высших должностных лиц? Какие элитные группы вели борьбу за власть?
  4. Назовите высшие органы власти, созданные во время правления Екатерины I и Анны Ивановны. В чем заключались их функции?
  5. Оцените личности императриц Анны Ивановны и Елизаветы Петровны. Сравните их деятельность в управлении страной.
  6. Что такое бироновщина?
  7. Как менялось значение Сената при наследниках Петра I ?
  8. Что означает полицейская регламентация государственного управления?

Рекомендуемая литература

  1. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 1999.
  2. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. СПб., 1997.
  3. Анисимов Е.В. Россия без Петра. 1725—1740г. СПб., 1994.
  4. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. М., 1986.
  5. Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII — XX века. М., 1999.
  6. В борьбе за власть. Страницы политической истории России XVIII в. М., 1988.
  7. Дворцовые перевороты в России 1727—1825. Ростов н/Д, 1998.
  8. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России. М., 1983.
  9. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. М., 1992.
  10. История отечественного государства и права. Ч. 1. М., 1996.
  11. История России. (Орлов А.С., Георгиев В.А. и др.). М., 1997.
  12. История России IX — XX вв. (от первых князей Киевской Руси до первого президента России). Москва — Ростов н/Д, 1999.
  13. История России с начала XVIII до конца XIX в. М., 1996.
  14. Курукин И.В. Анна Леопольдовна //Вопросы истории. 1997. № 6.
  15. Линец С.И. История Российского государства и органов его управления. Пятигорск, 1998.
  16. Макаров В.Б. История государственного управления и местного самоуправления в России ( IX в. — 1927 г.). Нижний Новгород, 2000.
  17. Мордовцев Д.Л. Русские женщины. Биографические очерки из русской истории. М., 1993.
  18. Наумов З.Н. Елизавета Петровна //Вопросы истории. 1993. № 5.
  19. Рогов В.А. История государства и права России IX — начала XX в. М., 1994.
  20. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в: М., 1998.
  21. Теория и история административно-политических элит России. Ростов н/Д, 1996.
  22. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000.
  23. Черкасов П., Чернышевский Д. История императорской России. М., 1994.

Информация о работе Высшие и центральные органы власти при Екатерине 2