Высшие и центральные органы власти при Екатерине 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:26, реферат

Описание работы

Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

Содержание

Введение
Глава первая. Реформы высших и центральных органов власти
1.1 Реформа Сената
1.2 Попытки искоренения взяточничества
1.3 Реформа Синода
1.4 Высший законосовещательный орган
Глава вторая. Реформирование системы местного управления
2.1 "Учреждения" о губерниях
Глава третья. Изменение принципов кадровой политики и организации государственной службы
3.1 Манифест о вольности дворянства
3.2 Жалованная грамота дворянству
3.3 Организация городского "самоуправления"
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по моей курсовой.docx

— 59.31 Кб (Скачать)

УФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт  государственного и муниципального управления

Кафедра социальных технологий

Реферат

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II

по  дисциплине "История государственной  службы в России"

студентки группы 180603

специальности "Государственное и

муниципальное управление"

ТИТАРЕНКО Кристина Анатольевна

Научный руководитель -

к. и. н., доцент

Сакулин В.Е.

Белгород 2009

Содержание

  • Введение
    • Глава первая. Реформы высших и центральных органов власти
    • 1.1 Реформа Сената
    • 1.2 Попытки искоренения взяточничества
    • 1.3 Реформа Синода
    • 1.4 Высший законосовещательный орган
    • Глава вторая. Реформирование системы местного управления
    • 2.1 "Учреждения" о губерниях
    • Глава третья. Изменение принципов кадровой политики и организации государственной службы
    • 3.1 Манифест о вольности дворянства
    • 3.2 Жалованная грамота дворянству
    • 3.3 Организация городского "самоуправления"
    • Список используемой литературы

Введение

Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено  многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления  часто называют "золотым веком" Российской империи.

Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность. Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего  руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и  судебным учреждением. Другая реформа  первых лет царствования Екатерины II была связана с Синодом - высшим государственным органом по делам  Русской православной церкви. Так  же в годы ее правления было проведено  реформирование системы местного управления

В современной России также проводятся реформы. Страна все  глубже втягивается в систему  рыночной экономики. Произошли изменения  в структуре органов государственной  власти. Успешно действует институт президентства. Реально взаимодействуют  три ветви власти. Оформилась система  местного самоуправления, в которой  время от времени осуществляется определенная реорганизация.

Объект исследования - реформаторская деятельность Екатерины II.

Предмет исследования - реформа Сената., реформа Синода, реформирование системы местного управления, Манифест о вольности дворянства, Жалованная грамота дворянству, Организация городского "самоуправления".

Цель работы - провести комплексное исследование реформ Екатерины II.

Задачи:

Реформирование высших и центральных органов власти;

Реформирование системы  местного управления;

Изменение принципов  кадровой политики и организации  государственной службы.

Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения.

Глава первая. Реформы высших и  центральных органов власти

1.1 Реформа Сената

Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы  управления была крупная реформа  Сената, предпринятая в 1763 г. Сосредоточив в своих руках почти всю  законодательную инициативу и судебную власть и достигнув высшей точки  своего развития, Сенат с середины 50-х гг. начал терять прежнюю роль в государственном управлению. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел, Сенат не смог сосредоточить свое внимание на решении вопросов общегосударственного значения, и многие из его начинаний не получили должного развития.

План реформы Сената, подготовленный ближайшим советником императрицы Н.И. Паниным, предусматривал разделение Сената на 6 департаментов  со строго определенными функциями.4 департамента находились в Петербурге, а 2 в Москве.

Важнейшие вопросы управления были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемым самим генерал - прокурором. Этот департамент обнародовал законы, ведал Тайной экспедицией и Канцелярией  конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственными и церковными имуществами  и соответствующими им учреждениями.

В ведомстве второго  департамента находились вопросы суда, мажевания, рассмотрение прошений на имя императрицы и т.п.

Третий департамент  сосредоточил самые разнообразные  дела: заведывание путями сообщения  и медициной, попечительством о  науках, образовании и искусствах; управление окраинами, имевшими некоторые  права автономии.

Четвертый - занимался  военно-сухопутными и военно-морскими делами.

Московские департаменты соответствовали петербургскими: пятый - первому, а шестой - второму. Все департаменты, кроме первого, возглавлялись обер-прокурорами, подчиненными генерал-прокурору История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е, переб. и доп./ Под общ. ред. Р.Г. Пихои. - М.: Издательство РАГС, 2004, - С. 103..

Генерал - прокурор превратился  в высшего чиновника государства, первого и единственного министра, в ведении которого находились важнейшие  дела управления. Генерал - прокурор от имени и по поручению императорской  власти осуществлял надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, также он исполнял функции министра финансов, юстиции, внутренних дел.

Реформа 1763 г. меняла порядок  рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и  лишь в случае возникновения разногласий  вопрос выносился на общее заседание  Сената. Таким образом, каждый департамент  выступал как самостоятельное подразделение  Сената со своим кругом дел и своей  канцелярией, что разрушало единство этого высшего государственного учреждения. В ходе реформы Сенат  лишился своей законодательной  функции, но по-прежнему сохранял функции  контроля и высшего судебного  органа. Их сочетание в одном учреждении было главным недостатком реформы.

1.2 Попытки искоренения взяточничества

Важной составной  частью реформы Сената 1763 г. было принятие новых штатов, которые вводили  жалованье для всех служащих центральных  и местных учреждений.

Тем самым ликвидировались  остатки приказных порядков XVII в., когда многие канцелярские служители  жалованья совсем не получали, а "кормились", получая "от дел" с челобитчиков. Эта практика отрицательно сказывалась  на работе всего государственного аппарата, способствовала коррупции и взяточничеству, когда чиновник вполне законно мог  установить размер своего вознаграждения, превращая его, таким образом, во взятку.

Штаты 1763 г. установили чиновникам оклады вдвое выше прежних, при этом жалование назначалось по должности. Повышением жалованья и установлением  в 1764 г. пенсии чиновникам правительство  надеялось укрепить государственный  аппарат. После введения новых штатов предполагалось обновить высшее, среднее  и низшее звенья бюрократии История  государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е, переб. и доп./ Под общ. ред. Р.Г. Пихои. - М.: Издательство РАГС, 2004, - С. 105..

1.3 Реформа Синода

Другая реформа первых лет царствования Екатерины II была связана с Синодом - высшим государственным  органом по делам Русской православной церкви. В его состав входили назначаемые  императором митрополиты, архиепископы и епископы. Надзор за деятельностью  этого высшего государственного органа осуществлял обер-прокурор. В ведении Синода находились все  дела Православной церкви: чисто церковного характера, церковно-административные и хозяйственные дела, церковная  цензура, духовный суд и др. На заседаниях рассматривались документы, поступавшие  из Сената, Военной, Адмиралтейской, Иностранной  коллегий, Коллегии экономии, Московского  университета, губерний и других государственных  учреждений. Правительственное значение Синода в делах и учреждениях  церкви было равно значению Правительствующего сената в делах государственного управления. Он имел право учинять  конференции с Сенатом и сноситься  с ним ведениями, а коллегиям  и провинциальным учреждениям посылать указы.

Екатерина II, открыто  заявлявшая свои взгляды на членов Синода, как на государственных служащих, обязанных преследовать в своей  деятельности цели, указанные правительством, придавала большое значение власти синодального обер-прокурора и не могла не оказывать значительного  содействия развитию фактического влияния  прокуратуры на высшее церковное  управление.

Этому способствовало и  проведение секуляризационной реформы 1764 г., по которой все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов в них, ибо содержало их на средства из государственной казны. Духовенство окончательно превращалось в одну из групп чиновничества Черняк В.З. История государственного и муниципального управления России. Учебник для вузов . - М.: Издательство РДЛ, 2001, -С.158..

1.4 Высший законосовещательный  орган

Особое значение в  царствование Екатерины II, приобрели  учреждения связанные с активной законотворческой и административной деятельностью самой императрицы. Созданный ею в начале первой русско-турецкой войны в 1768 г. Совет при высочайшем дворе представлял собой совещание  начальников высших и центральных  учреждений. В его состав вошли  самые важные лица империи, имевшие  чины 1-го и 2-го классов: вице-канцлер, граф Н.И. Панин, генерал-майор, князь А.М. Голицын, президент Военной коллегии граф З.Г. Чернышев, гетман Украины граф К.Г. Разумовский, князь Г.Г. Орлов, генерал-прокурор Сената князь А.А. Вяземский; в 1774 г. к ним прибавился новый фаворит  Екатерины II - князь Г.А. Потемкин как  вице-президент Военной коллегии.

Совет являлся совещательным  органом, не имевшим исполнительной власти, но выполнение его постановлений  возлагалось на разные правительственные  места и лица, которые были обязаны  сообщать о результатах. Поступавшие  в Совет бумаги разделялись на два разряда: одни для сведения, другие непосредственно для обсуждения. Последние поступали от разных учреждений или чиновников и касались всех наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики России.

В то же время Совет  не принимал участия в разработке важнейших законодательных актов, а занимался в основном текущими административными делами, еще раз  ярко продемонстрировав свою роль в  качестве института русского абсолютизма.

Глава вторая. Реформирование системы  местного управления

2.1 "Учреждения" о губерниях

Уже в 1775 г. одним из наиболее значительных законодательных актов, изменившим организацию управления страной и систему госаппарата, стали "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи". Было положено начало губернской реформы, основное содержание которой было связано  с реорганизацией системы местного управления.

Учреждение о губерниях  ввело новое административно-территориальное  деление, в основу которого был положен  демографический принцип - численность  податного населения. Экономические  связи и национальные особенности  почти не учитывались. В целях  более оперативного управления губерниями было проведено их разукрупнение. Вместо прежних 23 было образовано 50 губерний с числом жителей от 300 до 400 тыс. ревизских  душ, а провинции как промежуточная  территориальная единица ликвидировались.

Новое местное управление отличали от прежнего две характерные  черты: разделение органов власти по функциям на административные, финансово-экономические  и судебные и усиление роли в управлении на местах выборных представителей от дворянства.

Структура местного управления выглядела теперь следующим образом. Главным административным (и полицейским) органом в губернии стало губернское правление. Этот орган получил всю  полноту исполнительной власти; в  его компетенцию входило обнародование  законов и контроль за их соблюдением, поддержание порядка в губернии. Возглавлял правление губернатор, который фактически управлял единолично.

Аналогичным губернскому  правлению органом в уезде  был нижний земский суд, состоявший из капитана-исправника и двух-трех заседателей, члены нижнего земского суда избирались дворянским собранием  уезда на 3 года. В административном управлении города принципиальных изменений  не произошло. Власть здесь по-прежнему оставалась в руках городничих и  комендантов из дворян.

Финансово-хозяйственные  органы губернии и уезда состояли из казенной палаты и уездного казначейства. В эти учреждения были переданы сбор и учет доходов и расходов губерний и уездов. Затем компетенция казенных палат значительно расширилась - к ним перешли функции Мануфактур - и Берг-коллегий и некоторых других центральных учреждений. Появление финансово-экономических органов управления в регионах объяснялось развитием экономики страны и формированием капиталистического способа производства, влиянием этих факторов на крепостное хозяйство, выразившихся в первую очередь в росте дворянского предпринимательства.

В результате реформы 1775 г. была создана четко оформленная  система сословных судов: уездный  суд в уезде и верхний земский  суд в губернии - для дворян, городовой  суд и губернский магистрат - для  горожан, нижняя и верхняя расправы - для государственных крестьян. Такая система судебных органов  укрепила сословную структуру общества.

Новым учреждением в  системе местного управления были приказы  общественного призрения. Наделенные административно-полицейскими функциями, они осуществляли также "попечение  и надзирание" за народными школами, сиротскими домами, больницами, аптеками, богадельнями.

Информация о работе Высшие и центральные органы власти при Екатерине 2