Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:26, реферат
Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.
Введение
Глава первая. Реформы высших и центральных органов власти
1.1 Реформа Сената
1.2 Попытки искоренения взяточничества
1.3 Реформа Синода
1.4 Высший законосовещательный орган
Глава вторая. Реформирование системы местного управления
2.1 "Учреждения" о губерниях
Глава третья. Изменение принципов кадровой политики и организации государственной службы
3.1 Манифест о вольности дворянства
3.2 Жалованная грамота дворянству
3.3 Организация городского "самоуправления"
Список используемой литературы
Елизавета Петровна умерла 25 декабря 1761 г. Ее преемником стал Карл-Петр-Ульрих (Петр III ) — внук Петра I (сын его дочери Анны) и внучатый племянник Карла XII , прибывший в Россию еще в 1742 г.
Дворцовые перевороты, имевшие место в истории России второй четверти XVIII в., вели к смене царствующих особ. Главные заговоры перемежались с «малыми переворотами», когда свергались с постов высокие чиновники, принадлежавшие к элите общества, кабинет-министры, министры, фавориты и видные губернаторы. Так, в 1727 г. был свергнут и отправлен в ссылку А.Д. Меншиков, где он и умер в 1730 г., подобная участь постигла князей Долгоруких, из которых четверо казнены. Д.М. Голицын умер в Шлиссельбургской крепости. В 1739—1740 гг. арестован А.П. Волынский — кабинет-министр, выразивший недовольство иностранным засильем. Он тайно составил «Генеральное рассуждение о поправлении внутренних государственных дел». Главные идеи Волынского сводились к переустройству государственного управления, «чтобы свои природные министры со временем были», а все должности в государственном аппарате от канцеляриста до сенатора заполнялись дворянами. Для этого надо было командировать дворянских детей за границу обучаться. И 30 учеников были направлены за рубеж для приобретения навыков и знаний.
По требованию Бирона Волынский и вместе с ним патриотически настроенные должностные лица — придворный архитектор П.М. Еропкин, горный инженер Хрущев, президент Коммерц-коллегии П.И.Мусин-Пушкин, обер-прокурор Сената Ф.И. Сойкин и другие — были арестованы, приговорены к казни или ссылке. Волынский был четвертован.
При преемниках Петра
I государство все более
Серия «малых переворотов» продолжалась и во время Елизаветы Петровны. В 1748 г. был арестован фаворит Лесток, в 1758 г. свергли канцлера А.П. Бестужева-Рюмина. При Елизавете существовала Тайная канцелярия, которая в 40—60-е гг. вела расследование слухов, порочивших царицу. В ссылку была отправлена Анна Леопольдовна с семьей. Суд приговорил к ссылке главных политических противников Миниха, Левенвольде и Остермана, осторожного дипломата и интригана, начавшего службу еще при Петре I и удержавшегося у власти при трех императрицах. В годы царствования Анны Ивановны было заведено две тысячи политических дел, а во время Елизаветы Петровны — пять тысяч. Существовавшая с 30-х по 60-е гг. Канцелярия тайных розыскных дел была перегружена следственной работой. Расправа над всеми недовольными производилась независимо от социального положения и значения высокого лица в государстве.
Полицейский стиль
регламентировал всю
Дворцовые перевороты
и полицейская регламентация
государственной системы
Значение Сената падало, в какое-то время снова повышалось, но ненадолго. На деле Сенат занимал положение центрального органа с обычными исполнительными функциями. После Петра I его преемники отступили от устройства центрального управления. Вместо Сената они поставили Верховный тайный совет и этим свели его на уровень коллегии. Должность генерал-прокурора, «ока государева», ликвидировали. В 30-е гг. права Сената были восстановлены. В его структуре появилось 5 департаментов с разными административными полномочиями. Но вскоре над Сенатом был поставлен Кабинет министров, и Сенат снова утратил свое былое значение. Он перестал быть органом надзора за государственным аппаратом. Из его ведения ушло и руководство деятельностью многих коллегий. Он превратился в орган исполнения распоряжений высших государственных учреждений и как апелляционная инстанция рассматривал судебные дела, решения губернаторов, воевод. Была восстановлена должность генерал-прокурора, на которую был назначен (в качестве исполняющего обязанности) П.И. Ягужинский, в 1740 г. замененный князем Н.Ю. Трубецким. Сенат в этот период был исполнительным органом, находившимся под контролем высших Совета и Кабинета.
С 40-х гг. Сенат
был восстановлен в прежних правах,
сохранял свое первенствующее положение
в государстве до учреждения Конференции.
Далее он уже не ведал внешнеполитическими
делами и некоторыми общими вопросами
внутренней политики. Но за Сенатом
сохранилось руководство
К середине XVIII в. аппарат
Сената усложнился. В его состав
вошло несколько новых
Большую группу центральных государственных учреждений второй четверти XVIII в. составляли коллегии, управлявшие отдельными (специальными) хозяйственными и общественными вопросами. В структуру коллегий входили департаменты, экспедиции, постепенно добавлялись канцелярии и конторы. Штаты разрастались, укреплялся принцип единоначалия, прибавлялись советники и асессоры. Хотя в 1727 г. число чиновников и было сокращено вдвое, в дальнейшем оно опять увеличилось. В это время колебалось и общее количество коллегий. Оно также то сокращалось, то возрастало. Это свидетельствовало о неустойчивости внутренней политики и нестабильности государственного управления. Более устойчивыми были три коллегии: Иностранная, Военная, Адмиралтейская. Существовали еще девять коллегий: Главный магистрат, Вотчинная, Камер-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Коммерц-коллегия и Синод — духовная коллегия.
Возрастающие задачи
государства, развитие промышленности,
торговли, обострение классовых противоречий
вели к организационным перестройкам
центральных государственных
Относительная стабильность
сохранялась в органах
В 40-е гг. были восстановлены некоторые коллегии как самостоятельные центральные учреждения, до этого объединенные по родственным вопросам в одну управленческую структуру. Самостоятельными стали Берг- и Мануфактур-коллегии, а также Главный магистрат. Для проверки дворянских прав на землю, выяснения «подлинного шляхства» была разработана «Инструкция о Генеральном межевании», которой руководствовался управленческий аппарат. В рассматриваемый период истории России активно действовали и такие управленческие учреждения, как Сибирский приказ, Печатная контора, Ямская канцелярия с конторами, Раскольничья контора, Соляная контора и др. Особое место занимала Главная Дворцовая канцелярия, занимавшаяся придворными, штатами и хозяйством.
Оформившаяся к середине XVIII в. коллегиальная система управления была пестрой. Ее центральные государственные учреждения (коллегии, приказы, канцелярии) различались структурой и полномочиями. Коллежская система находилась в состоянии кризиса. Но вместе с этим в центральных органах управления проявлялись новые принципы их организации и действия.
Система местных
учреждений была подвергнута значительным
изменениям. Это объяснялось необходимостью
укрепления дворянского государства
в 20—30-е гг., когда разразился острый
финансовый кризис и недовольство масс
усилилось. Перестройка органов
управления на местах проводилась в
интересах помещиков. В 1727 г. фактически
была ликвидирована (или резко сокращена)
петровская дорогостоящая система
местных учреждений. В условиях господства
в стране феодально-крепостнических
производственных отношений, при отсутствии
буржуазии как класса (она только
зарождалась), существовании полицейских
форм в государственном строе
было трудно осуществить заложенные
Петром принципы организации местного
государственного аппарата, отделить
суд от администрации, надзор — от
исполнительной власти, финансовое управление
— от полиции. По манифесту 9 января
1727 г. штаты местных органов
В конце 20-х гг. была
проведена областная
Основной ячейкой на местах являлась губерния во главе с губернатором, полномочия которого резко возросли. Он даже имел право утверждать смертные приговоры. Отделения административной власти от судебной не произошло. В городах и уездах власть принадлежала воеводам. В августе 1726 г., еще до проведения контрреформы местного управления, проводилась первая в России сенаторская ревизия государственных учреждений Московской губернии под руководством президента Юстиц-коллегии А. А. Матвеева. Были раскрыты огромные злоупотребления местных чиновников, незаконные поборы с населения, хищения казенных средств. Но ревизия оказалась безрезультатной, так как материалы были переданы в высшие органы власти, а Матвеев был отстранен от должности.
Схема местных властных
учреждений выглядела следующим
образом: губернатор с губернской канцелярией,
закрепленной инструкцией от 12 сентября
1728 г., позволившей взамен ликвидированных
многих контор и старых канцелярий
несколько расширить штат служилых
людей при местном начальстве.
Далее стоял воевода в
Перестройка системы местного управления установила строгую последовательность подчинения. Воевода уездный подчинялся только непосредственно провинциальному воеводе, а последний — губернатору. Установилась строгая иерархия в подчинении государственных учреждений на местах. В это время Россия делилась на 14 губерний, 47 провинций и более 250 уездов. В последующие десятилетия административное деление страны не намного изменилось.
После ликвидации Главного и городских магистратов управление городами перешло в руки воевод. Органами управления стали ратуша с исполнительными функциями и посадский сход. Елизавета восстановила магистраты; управление городами снова изменилось.
Компетенция губернаторов и воевод была ограничена практическими задачами. В их обязанность входило исполнение законов и распоряжений верховной власти, Сената и коллегий, охрана порядка на своей территории, борьба с разбоем, ведение тюрьмами и т.д. На них возлагался и сбор подати, прямых и косвенных налогов. Они имели и судебные функции. Фактически власть губернаторов и воевод была неограниченной. С центральными и высшими учреждениями имел право сноситься только губернатор. Происходила и укреплялась бюрократизация местного государственного аппарата, его централизация.
Вновь начавшие действовать с 1743 г. магистраты были подчинены губернаторам и воеводам и также были включены в общую систему централизации власти. В 60-е гг. воеводы менялись через 5 лет.
Губернаторов назначали
на неопределенный срок. Складывалась
иерархия уровней управления, учреждений
и занятых в них чиновников.
Определяется материальное положение
различных групп бюрократии, постепенно
увеличиваются ряды этого слоя в
обществе. Централизация системы
государственного управления снизу
доверху, формирование служилой бюрократии
преимущественно из среды дворян,
поддерживало и укрепляло самодержавную
власть. Бюрократия становилась элитным
слоем, вышедшим как из старой аристократической
части господствовавшего
Информация о работе Высшие и центральные органы власти при Екатерине 2