Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:53, контрольная работа
«Бунташное время» — так современники называли царствование Алексея Михайловича (1645 — 1676). Это было время больших народных восстаний. Особенно часто вспыхивали восстания в городах. В 30 — 50-х годах XVII в. на обширной территории Московского государства произошло около 30 городских восстаний. Самое большое и значительное из них разразилось в Москве в июне 1648 г.
1. Причины и движущие силы восстания в Москве в 1648 году с.
2. Ход московского восстания с.
3. Значение восстания в Москве 1648 г. с.
Список литературы с.
Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собою брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что ее дети не будут рождаться ни в один из месяцев и ни в один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у нее от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части ее света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пятеро детей: Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида. Все они также стали почитаться за богов.
Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней.
Дополнительные пять дней солнечного года, которые греки впоследствии называли «эпагоменами» (т. е. «сверхгодичными»), не были прибавлены ни к одному из месяцев года, которые по-прежнему содержали по 30 дней. Они праздновались в конце года как дни рождения богов, появившихся на свет от союза Геба и Нут. Таким образом, все годы имели одинаковую продолжительность и состояли из 365 дней. Такой календарный год представлял собой лучшее приближение к истинной длине тропического года, чем прежний год в 360 дней.[2; с. 45-47]
Попытка введения високосного года. За несколько столетий до нашей эры египетские жрецы уже знали, что их год короче действительного, но египтяне из религиозных соображений хотели, чтобы их праздники, в которые приносились жертвы богам, случались не в одно и то же время года, а проходили и освящали все месяцы года. Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, т. е. не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года. Известно, что не только Гиппарх, но и Птолемей в своем «Альмагесте» пользовался «блуждающим» годом.
Долгое время считалось, что египтяне не пытались исправить свой календарь и привести его в соответствие с движением Солнца. Однако в 1866 г. при раскопках одного храма в дельте Нила нашли плиту, на которой египетскими иероглифами и по-гречески была сделана надпись, имеющая важное значение для истории календаря. Это был так называемый Канопский декрет царя Птолемея III Евергета из династии Птолемеев. В декрете, датированном 7 марта 238 г. до н. э., говорится: «Так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, то, чтобы праздники, празднуемые летом, не пришлись бы на будущее время на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом».
Следовательно, здесь впервые содержалось предложение о введении високосного года. Если бы этот декрет был осуществлен, то средняя продолжительность египетского года составляла бы 365,25 суток, т. е. в точности равнялась бы так называемому юлианскому году, принятому двумя столетиями позже.
Сотический период. Так как год египетского календаря был короче тропического года почти на 6 часов, то через каждые 4 года гелиакический восход Сириуса запаздывал на целые сутки. Через 120 лет ошибка давала целый лишний месяц. Поэтому и дата солнцестояния по египетскому календарю падала на все более поздние месяцы, а начало года переходило на все более раннее время года: сначала на весну, затем на зиму, осень и снова на лето. Такой кругооборот происходил за 365 × 4 = 1460 лет.
За такой промежуток времени египетских календарных годов насчитывалось на один год больше, т. е. 1461. С этого момента начало года опять совпадало с предутренним восходом Сириуса и временем летнего солнцестояния. Таким образом, египетский календарный год по отношению к тропическому году был «блуждающим», переходящим. В позднейшие века истории Египта период в 1461 год получил название сотического, «периода Сотиса» и даже «Великого года».
В
26 г. до н. э. в Египте начал применяться
улучшенный календарь — коптский,
в котором продолжительность года принималась
равной 365,25 дня, т. е. такой же, как и в юлианском
календаре. Однако в отличие от юлианского
календаря у него другие правила високоса.
Високосными годами в этом календаре являются
только те, порядковые числа которых при
делении на четыре дают в остатке три.
Так, к примеру, 1970 год в нашем календаре
простой, а в коптском — високосный. В
самом деле, перевод года нашей эры в эру
Диоклетиана, применяемую в действующем
и сейчас в Эфиопии, Египте и Судане коптском
календаре и начавшуюся на 283 года позже
нашей эры, дает: 1970—283 = 1687. При делении
этого года коптского календаря на четыре
в остатке получится три. Египетский календарь,
созданный в глубокой древности и характерный
своей простотой, явился основой для всех
дальнейших совершенствований солнечного
календаря.[2; с. 48-51]
Так же как и в других древних государствах, где земледелие было основным занятием населения и календарь был необходим прежде всего для предсказания сезонных изменений погоды и разливов рек, в Китае во II тыс. до н.э. были заложены основы летоисчисления на основе наблюдений за фазами Луны — т.е. положено начало лунному календарю.
Самым важным достижением древней китайской науки является создание календаря. Зачатки его относятся к третьему тысячелетию до н. э. Уже тогда в Китае имели понятие о сезонах и временах года.
Некоторые китайские летописи, а также ряд археологических данных свидетельствует о том, что уже в эпоху Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н. э.) была установлена продолжительность года в 356 дней, а сам год был разделен на 12 месяцев по 29 и 30 дней. Время от времени вставляли добавочные месяцы.
Примерно за тысячу лет до н. э. китайские астрономы знали, что год нельзя разделить на целое число месяцев. В результате длительных наблюдений за небесными светилами были уточнены продолжительность лунного месяца и солнечного года: лунный месяц был определен в 29,5 суток, а солнечный год — в 365,25 суток. Па этой основе были созданы сначала лунные, а впоследствии лунно-солнечные и солнечные календари.
Лунно-солнечный календарь. В лунно-солнечном календаре китайцев год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней. Поэтому лунный год состоял только из 354 дней. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, который длиннее на 10 дней 21 час, семь раз в течение 19-летнего периода вставлялся добавочный, 13-й месяц. Это были високосные лунные годы. Тогда получалось соотношение: 12 лет × 12 мес. + 7 лет × 13 мес. = 235 месяцев, т. е. столько же, сколько в метоновом цикле.
Как же распределялись 13-месячные годы в 19-летнем цикле? Так как год принимался равным 12 7/19 месяца, то, как только различие становилось близким к единице, делалась вставка 13-го месяца. Эти вставки приходились на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла. При этом добавочный месяц всегда вставлялся после зимнего солнцестояния.
Месяцы по этому календарю начинались с новолуния. Началом нового года считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Этот момент приходится на январь, или февраль, т. е. на середину между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. К этому времени среднесуточная температура воздуха значительно повышалась и наступал период подготовки к весенним полевым работам.
Месяцы не имели собственных названий, а считались по порядку: первый, второй, третий и т. д. Они делились на 10-дневные периоды, и числа 1, 11 и 21 обозначались особыми иероглифами и являлись днями отдыха.
Описанный календарь, известный под названием «Чжуань-сюй ли», являлся одним из шести древнейших календарей и широко применялся более чем за два столетия до н. э. По своей точности он не уступал юлианскому календарю, введенному в Европе полутора столетиями позже.
Сезонный сельскохозяйственный календарь. В период династии Цинь (246 - 201 г.г до н.э.) был разработан и начал применяться сезонный сельскохозяйственный календарь, в котором календарный год был разделен на 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике. В табл. 1 приводятся названия этих сезонов и соответствующие им даты григорианского календаря.
Таблица 1. Названия сельскохозяйственных сезонов и их начало по григорианскому календарю
|
Следует иметь в виду, что деление года на сезоны существовало независимо от деления на месяцы, связанные с особенностями движения Луны. При помощи такого календаря крестьянам легче было определять сроки посева, сбора урожая и выполнять другие сельскохозяйственные работы.
Деление календарного года на климатические сезоны является одной из особенностей китайского календаря. И в наше время сезонный календарь часто применяется в деревнях. С этим календарем связано много пословиц и поговорок, сложившихся на основании многовековых наблюдений за явлениями природы.
Дальнейшее развитие теории календаря связано с именами Ло Ся-хуна, Дэн Пина, Сыма Цяня, Чжан Хэна, Цзу Чун-чжи, Го Шоу-цзина и многих других.
В 104 г. до н. э. в Китае была произведена календарная реформа и был введен календарь «Тай-чу ли», прозванный в дальнейшем «Саньтунским». В создании его принимали участие выдающиеся ученые Ло Ся-хун, Дэн Пин и Сыма Цянь. Они установили более точно продолжительность тропического года, определили начало каждого из сельскохозяйственных сезонов и длительность синодического месяца Луны.
Средняя
продолжительность лунного
Циклический, или бытовой, календарь. Описанные выше астрономические календари применялись большей частью в гражданской жизни. Но одновременно с ними в Древнем Китае существовала так называемая «циклическая» календарная система, нашедшая широкое применение также в Японии, Корее, Монголии и Тибете. Она отличается от других календарных систем своим своеобразным построением. В ней годы объединены в «циклы», каждый из которых охватывал 60 лет (табл. 2). Каждый год внутри одного полного цикла получал свое иероглифическое обозначение, которое не имело особого смыслового характера. Весь цикл состоял из пяти двойных столбцов, соответствующих пяти «стихиям», или «небесным ветвям». Они обозначали следующие понятия: дерево (Му), огонь (Хо), земля (Ту), металл (Цзинь) и вода (Шуй).
Каждая стихия была представлена в двух состояниях: мужском (нечетные столбцы, т. е. 1, 3, 5, 7 и 9) и женском (четные столбцы, т. е. 2, 4, 6, 8 и 10). Таким образом, получалось 10 вертикальных столбцов, или «небесных ветвей», каждый из которых обозначался одним из следующих циклических знаков: Цзя, И, Бин, Дин, У, Цзи, Гэн, Синь, Жэнь и Гуй.