Восстание Тайпинов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:41, реферат

Описание работы

Кратко характеризует предпосылки и последствия восстания тайпинов в Китае.

Работа содержит 1 файл

тайпины.docx

— 56.38 Кб (Скачать)

1.3 Причины Тайпинского восстания

Причины, которые привели  к началу одного из крупнейших в  истории Китая народных восстаний, поставившего под угрозу правление  цинской династии и продолжавшегося пятнадцать лет, представляли собой сложное переплетение факторов, носивших традиционный характер, с новыми явлениями, связанными с вторжением иностранных держав. Приметы династийного кризиса, о котором речь шла выше и которые проявили себя в восстаниях рубежа XVIII -XIX вв., были усугублены последствиями интенсивного вовлечения китайского общества в мировые хозяйственные и культурные связи.

Возможно, наиболее значительные последствия, приведшие к росту  народного недовольства, имело все  более увеличивавшееся отрицательное  сальдо Китая в торговле с западными  державами, что в свою очередь  было результатом огромного увеличения ввоза в страну опиума. На протяжении 1820-1840-х гг. в результате торговых операций китайская экономика получила около 10 млн. лянов серебра прибыли, в то время как вывезено его  из Китая было примерно 60 млн. Это  отразилось на рыночном соотношении  серебра и медной разменной монеты. Так, если в начале XIX в. за один лян серебра давали 1 тыс. медных монет (туцзыр), то в начале 1840-х гг.- до 1500 монет. Последнее обстоятельство имело самое непосредственное отношение к проблеме налогового бремени. Как отмечалось выше, поземельный налог назначался в зависимости от количества и качества земли и исчислялся в граммах серебра. Непосредственная выплата производилась медной монетой в соответствии с реально складывающимся на рынке соотношением. Таким образом, реальное налоговое бремя, и в первую очередь на территории провинций Южного Китая, через которые и шла основная торговля с Западом, должно было увеличиться, и весьма существенно [34, с. 55].

Второе обстоятельство, также  связанное с иностранным вторжением и питавшее источники народного  недовольства, состояло в перенесении  основного объема торговли после  первой «опиумной » войны в  приморские провинции бассейна Янцзы. Это было результатом сопротивления, которое встретили иностранцы в  Гуандуне, а также открытия для иностранной торговли целого ряда новых приморских городов. Товары, которые раньше приходилось транспортировать на юг, теперь было весьма удобно отправлять за границу, используя водную транспортную сеть бассейна Янцзы. Это лишило работы весьма значительную часть населения южных провинций, принадлежавшего к общественным низам, которые к середине XIX в. уже традиционно были связаны с перевозками товаров для иностранной торговли. Таким образом, новые факторы, связанные с воздействием мирового рынка и капитализма, стали как бы частью традиционного механизма, действие которого приводило к обострению династийного кризиса и вспышке народного сопротивления.

К отмеченным обстоятельствам  следует добавить и ряд других, носивших вполне традиционный характер. Народное недовольство вызвали последствия  стихийных бедствий, обрушившихся на Китай в 40-е гг. XIX в. Плохое содержание ирригационных сооружений привело  к тому, что в 1841 и 1843 гг.Хуанхэ прорвала дамбы, контролировавшие ее течение. Это вызвало затопление огромных территорий, в результате чего погибло около 1 млн. человек. В 1849 г. в провинциях нижнего течения Янцзы случился один из самых жестоких неурожаев в XIX в. Засуха, ураганы и нашествие сельскохозяйственных вредителей почти полностью уничтожили посевы.

В условиях серьезного ухудшения  положения значительные массы сельских и городских низов могли принять  участие в антиправительственных  выступлениях. Кроме того, в провинциях Южного Китая, где, собственно, и началось восстание, были весьма сильны традиционные противоречия между двумя группами населения -- пунти («коренные », или бэнъди на пекинском диалекте) и хакка («пришлые », или кэцзя в нормативном чтении). Первые, организованные в могущественные клановые общины, занимавшие наиболее удобные для земледелия и плодородные земли долин, считали себя истинными хозяевами здешних мест. Хакка были потомками более поздних переселенцев, которым достались земли предгорий, более пригодные для выращивания батата, чем ведения поливного земледелия. Из их числа выходили арендаторы земель пунти. Помимо этого хакка как более поздним пришельцам чаще приходилось сталкиваться с местным некитайским населением и вести с ним борьбу за землю [16, с. 96].

Хакка были весьма благодатной средой для пропаганды антиправительственных настроений. Неудовлетворенность своим положением, постоянное ощущение приниженного социального статуса заставили их винить в этом общественный порядок в целом, олицетворением которого являлась правящая маньчжурская династия. На Юге, в особенности в среде хакка, было много сторонников тайного общества «Небо и земля», занимавшегося антиманьчжурской пропагандой и призвавшего народ к свержению цинской династии и установлению китайского правления. Неудивительно в связи с этим, что будущий руководитель Тайпинского восстания был родом из деревни хакка - Хун Сюцюань (1814 - 1864) родился в простой крестьянской семье в провинций Гуандун.

После опиумной войны в  Китае развернулось массовое движение как против иностранцев, так и против маньчжурских и китайских феодалов. В восстаниях и волнениях наряду с китайцами участвовали и другие народности, населяющие Китай: мяо, тибетцы, тун, яо, дунгане и др. Кульминационным пунктом народной борьбы стало тайпинское восстание 1851-1864 гг.

2. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ  И ОБРАЗОВНИЕ ГОСУДАРСТВА ТАЙПИНОВ  В КИТАЕ

2.1 Борьба тайпинов против  маньчжурского господства

Китайская реакция на давление со стороны Запада, конечно, в значительной степени определялась ситуацией  внутри страны, которая в середине 19 в. была крайне неустойчивой. В период между 1840 и 1860 революционные восстания вспыхивали во всех 18 провинциях. Четыре из них поставили под удар само существование династии Цин: два выступления были организованы мусульманским населением на юго-западе (1855-1873 гг.) и северо-западе страны (1862-1878 гг.), Тайпинское (1851-1864 гг.) и Няньцзюаньское (1853-1868 гг.) восстания. Самым мощным и организованным было Тайпинское восстание. На протяжении почти 15 лет отряды тайпинов действовали в 16 из 18 провинций страны.

Отправным пунктом Тайпинского восстания стала межклановая вражда в Южном Китае, усилившаяся под влиянием бурного роста населения и раздуваемая недовольством этнически обособленных сообществ хакка. Однако особый характер этого движения определялся присущей ему уникальной идеологией, проповедником которой был самопровозглашенный младший брат Христа - Хун Сюцюань, сельский учитель, несколько раз проваливавший экзамены на занятие должности в системе гражданской администрации и почерпнувший свое религиозное вдохновение от миссионеров в Кантоне и из памфлетов Лян Афа - первого обращенного в протестантскую религию китайца [25, с. 125].

Религиозная пропаганда Хун Сюцюаня обещала, помимо избавления от маньчжурских «демонов», вознаграждение в раю. Кроме того, идеология тайпинов подчеркивала равенство людей (включая женщин) перед Богом и обещала помощь калекам, одиноким вдовцам, вдовам и сиротам. Восставшие клялись ликвидировать торговлю опиумом, азартные игры, женское рабство, проституцию и бинтование ног.

За период с 1841 г. по 1849 г. официальные китайские хроники  зарегистрировали более 110 крестьянских восстаний. Так, в декабре 1842 г. произошло  восстание народности фань в Цинхае, в 1843 г. - восстание в Юньнани, в 1844 г. - крестьянские восстания на острове Тайвань, в Хунани и Гуанси, в 1845г. - крестьянские восстания в Гуандуне, Чжили, Шаньдуне, Ганьсу и Чжэцзяне, в 1846 г. - в Гуанси, Хунани, Цзянсу и Юньнани. Восстания постепенно расшатывали власть маньчжурских императоров в Китае. Среди населения, особенно в районах, расположенных к югу от реки Янцзы, получили большое распространение различные тайные общества, известные обычно под общим названием Саньхэхой (Триада), или Тяньдихой (Общество земли и неба). Это были в большинстве своем организации локального характера, объединявшие по нескольку тысяч человек, не связанные одна с другой и действовавшие разрозненно. Наряду с деревенской беднотой, составлявшей основную массу членов этих обществ, в них входили представители городских низов, а также торговцы и даже отдельные мелкие помещики, проникшиеся ненавистью к господству маньчжуров в стране. Основным политическим лозунгом тайных обществ было: «Свергнем династию Цин, восстановим династию Мин». Некоторые из этих обществ выдвигали и такие лозунги: «Чиновники угнетают, народ восстает», «Бей чиновников и не трогай народ», «Лишить богатых имущества, чтобы помочь бедным», и даже призывы к общности имущества: «Уничтожить межи, с тем чтобы все жили одной семьей» [18, с. 156].

Тайные общества сыграли  большую роль в развертывании  вооруженной антифеодальной борьбы в Китае после поражения в  первой опиумной войне; они подготавливали и возглавляли многие народные восстания.

Вооруженная борьба народных масс еще более усилилась с 1847 г., особенно в южных провинциях, где крестьяне в связи со стихийными бедствиями, постигшими эти провинции, оказались в крайне тяжелом положении. В октябре 1847 г. в двух смежных  провинциях Хунань и Гуанси на почве злоупотреблений чиновников при продаже хлеба из государственных амбаров голодающему населению началось восстание крестьян, организованное одним из тайных обществ, возглавляемым Лэп Цзай-хао. Восстание продолжалось несколько месяцев. Вслед за тем весной 1848 г. вспыхнули крупные крестьянские восстания в Хуанчжоу (провинция Гуанси) и в районе гуан-дун-гуансийской границы. Восставшие убивали чиновников, освобождали из тюрем заключенных, облагали контрибуцией крупных помещиков и торговцев, захватывали склады с продовольствием, которое раздавали населению. В ноябре 1849 г. началось еще более крупное восстание крестьян под руководством Ли Юаньфа, охватившее более 10 уездов Гуанси, Хунани и Гуйчжоу. Оно продолжалось до мая 1850 г. и лишь с большим трудом было подавлено цинскими властями. Восстания меньшего масштаба происходили беспрерывно в разных районах.

Несмотря на свой большой  размах, вооруженная борьба крестьян велась разрозненно и недостаточно организованно.

В 1843 г. выходцем из крестьян, сельским учителем Хун Сю-цюанем (1814-1864 гг.) было основано общество Байшандихой (Общество поклонения верховному владыке). Хун Сю-цюань еще до первой опиумной войны проникся ненавистью к Цинской династии и маньчжурским феодалам и поставил своей целью свержение их господства. Используя некоторые положения христианской религии и древнекитайских этических учений, он широко пропагандировал идею всеобщего равенства и призывал к борьбе против «дьявола», под которым разумел маньчжурских феодалов. Хун Сю-цюань и его ближайший сподвижник сельский учитель Фын Юнь-шань в течение ряда лет вели активную пропаганду в уездах Гуйпин и Гуйсянь провинции Гуанси. Здесь общество Вайшандихой превратилось в сплоченную организацию, которая в середине 1849 г. насчитывала в своих рядах около 10 тыс. членов. В общество входили главным образом крестьянская беднота, рабочие-угольщики, а также отдельные мелкие помещики. Руководителями общества, помимо Хув Сю-цюаня и Фын Юнь-шаня, были также угольщик Ян Сю-цин, бедный крестьянин Сяо Чао-гуй и мелкие помещики Ши Да-кай и Вэй Чан-хой.

Понимая, что под религиозной  оболочкой общества Байшандихой скрывается революционная организация, местные крупные помещики и цинские власти стали преследовать членов общества. С 1848 г. начались столкновения между наемными помещичьими отрядами и членами Байшандихой, а в середине 1850 г. на поимку Хун Сю-цюаня был направлен отряд правительственных войск. Этот отряд был разбит вооруженными силами общества Байшандихой. Вслед за тем Хун Сю-цюань дал приказ всем своим последователям продать свое имущество, вырученные деньги сдать в общую кассу и собраться с оружием в руках в деревне Цзиньтянь (уезд Гуйпин). Повстанцы стали получать одежду и пищу из общего склада на началах уравнительного распределения [2, с. 114].

В августе - декабре 1850 г. повстанцы, к которым примкнуло несколько  вооруженных отрядов, действовавших  ранее под руководством различных  тайных обществ, нанесли ряд поражений  правительственным войскам. 11 января 1851 г., в день рождения Хун Сю-цюаня, в Цзиньтяне было торжественно провозглашено начало вооруженной борьбы за свержение господства маньчжурских феодалов.

2.2 Образование тайпинского государства

Призыв к уничтожению  маньчжурского господства, олицетворявшего  в глазах народа всю систему феодального  гнета, отвечал чаяниям широких  масс. Опираясь на поддержку народа, повстанческая армия, численность  которой увеличилась уже до нескольких десятков тысяч человек, одержала новые  победы над цинскими войсками. В сентябре 1851 г. восставшие заняли город Юнъань, расположенный к северо-востоку от Цзиньтяня, и здесь провозгласили создание Тайпин тяньго (Небесное государство великого благоденствия), глава которого Хун Сю-цюань получил титул тянъвана (небесного князя). В названии государства содержалась идея установления в Китае строя, при котором каждый пользовался бы «великим благоденствием». Другие руководители общества Байшандихой получили титулы ванов более низких рангов и составили правительство тайпинского государства. Фактическим главою этого правительства стал Ян Сю-цин. По названию государства восставших принято называть тайпинами.

В апреле 1852 г. тайпинская армия, прорвав фронт цинских войск, окружавших Юнъань, выступила в поход на север, в район среднего течения реки Янцзы. Тайпины, пренебрегая опасностью, смело шли на штурм укрепленных городов. В бою под Цюаньчжоу погиб Фын Юнь-шань, а под Чанша - Сяо Чао-гуй. В декабре того же года тайпины заняли важный порт Йочжоу на озере Дунтин, а в январе 1853 г. после ожесточенных боев захватили город Учан - один из крупнейших центров долины Янцзы. Во время похода через провинции Хунань и Хубэй тайпинская армия выросла до 500 тыс. человек.

Победы тайпинов в районе Учана и переход на их сторону населения ряда центральных провинций вызвали полную растерянность маньчжурских властей. Однако руководители тайпинской армии не использовали благоприятного момента для нанесения решающего удара по столице Китая. В феврале 1853 г. полумиллионная тайпинская армия выступила из Учана по течению Янцзы на восток. Заняв по пути несколько крупных городов, тайпины подступили к Нанкину и 19 марта 1853 г. штурмом взяли этот город - один из самых больших в Китае, являвшийся при Минской династии второй столицей страны. Нанкин стал центром тайпинского государства [15, с. 126].

Вскоре после занятия  Нанкина тайпинское правительство обнародовало важный программный документ - закон о земле, который определял порядок перераспределения земли и систему организации сельского населения. «Все земли Поднебесной, - указывалось в этом документе, - должны совместно обрабатываться жителями Поднебесной. Те, кому недостает земли в одном месте, переселяются в другое. На разных землях Поднебесной бывают урожаи и неурожаи; если в одном месте недород, то урожайные районы должны помочь ему. Нужно добиться того, чтобы вся Поднебесная пользовалась великими благами, дарованными отцом небесным, богом-вседержителем, чтобы люди совместно обрабатывали землю, совместно питались и одевались, совместно расходовали деньги, чтобы все было поровну, и никто не остался голодным и холодным». В соответствии с этим принципом уравнительности все земли должны были делиться по своему качеству на девять категорий (один надел первой категории соответствовал трем наделам девятой категории) и распределяться по количеству едоков так, чтобы в среднем каждая семья могла собрать со своего поля примерно равный урожай. Женщины должны были получать наделы наравне с мужчинами; детям, не достигшим 16 лет, полагалась половина надела взрослого.

Информация о работе Восстание Тайпинов