Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:53, контрольная работа
«Бунташное время» — так современники называли царствование Алексея Михайловича (1645 — 1676). Это было время больших народных восстаний. Особенно часто вспыхивали восстания в городах. В 30 — 50-х годах XVII в. на обширной территории Московского государства произошло около 30 городских восстаний. Самое большое и значительное из них разразилось в Москве в июне 1648 г.
1. Причины и движущие силы восстания в Москве в 1648 году с.
2. Ход московского восстания с.
3. Значение восстания в Москве 1648 г. с.
Список литературы с.
Второй этап московского восстания (июнь—август 1648) характеризовался отдельными вспышками, открытой классовой борьбой в столице (выступление холопов 27 июня), массовыми восстаниями во многих северных, южных и сибирских городах. Острой социальной борьбой сопровождалась подготовка к проведению Земского собора. На его заседании 16 июля было принято решение о созыве нового собора 1 сент. и подготовке «Соборного уложения».
На третьем этапе московского восстания (сент.— нояб. 1648) в рамках деятельности Земского собора большую активность проявляли дворянство и верхи купечества, стремившиеся удовлетворить свои сословные требования. Царь сумел добиться возвращения Морозова к власти. Его правительствово перешло к более широким репрессиям против участников июньских событий, что вновь вызвало брожение в столице.
Четвёртый
этап московского восстания (дек. 1648—
янв. 1649) характеризовался обострением
классовых противоречий и грозил новой
вспышкой вооружённых выступлений в столице
городских низов и стрельцов. Однако правительство
рядом мер сумело их предупредить. В конце
января было завершено «Соборное уложение»,
удовлетворившее основные интересы дворянства,
верхушки купечества и отдельные требования
широких кругов горожан.[3]
3.
Значение восстания
в Москве 1648 г.
В Москве еще долго было неспокойно, в июле и в октябре волновались холопы и требовали своего освобождения. Некоторые из них были казнены. Как же отнеслось к этим бурным событиям дворянское ополчение, стоявшее в Москве? Почему не встало оно решительно на сторону своего правительства в критический для него момент?
Дворяне отказались поддержать правительство, предъявив ему требования об отмене урочных лет. Дворяне хотели использовать народное восстание в своих целях. Они уже много лет добивались полного закрепощения крестьян, наведения порядка в судах и приказах, защиты от бояр, которые нередко отнимали у них землю и вывозили крестьян. Все эти требования были вновь представлены царю в дни народного восстания.
Напуганное правительство стремилось к сплочению сил господствующего класса. В результате сложился временный союз, по терминологии того времени, «единачество» посадских людей столицы, служилых людей по отечеству и стрельцов. Его участники потребовали от правительства созыва экстренного Земского собора. 16 июля 1648 г. на Земском соборе было принято решение о необходимости составить новое Уложение. Оно было выработано комиссией, возглавляемой князем Н. И. Одоевским, и утверждено на Земском соборе, открывшемся 1 сентября 1648 г. и закончившемся 29 января 1649 г.
Таким образом, царь пошел на уступки восставшим: было отменено взыскание недоимок и созван Земский собор для принятия нового Соборного Уложения. Впервые за долгое время Алексей Михайлович самостоятельно решал основные политические вопросы.
Вскоре
правительство почувствовало
Новое Уложение, принятое Собором в начале 1649 г., почти 200 лет оставалось основным сводом государственных законов России. По давнему требованию дворянства были полностью закрепощены крестьяне. Разделение слобод в посадах на «белые» и «черные» было уничтожено, и все население посада обложено податями и повинностями в пользу государства. В статьях Уложения была разработана система жестоких наказаний и пыток за выступления против самодержавия и феодального строя. Вводилась смертная казнь за оскорбление «государской чести». Виновные в оскорблении «государской чести», в действиях «самовольством, скопом и заговором», в покушении на жизнь помещика подвергались смертной казни. Феодальное государство стало более сильным и организованным.
Московское восстание нашло широкий отклик в других городах. Там ходили слухи, что в Москве «сильных побивают ослопьем да каменьем». Восстания охватили ряд северных и южных городов — Великий Устюг, Чердынь, Козлов, Курск, Воронеж и др. В южных городах, где посадское население было немногочисленным, восстания возглавили стрельцы. К ним иногда присоединялись крестьяне близлежащих деревень. На Севере главная роль принадлежала посадским людям и черносошным крестьянам.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что Московское восстание 1648 года стало отражением глубокого экономического и социального кризиса, в котором находилось государство в начале царствования Алексея Михайловича. Тот факт, что в восстании приняли участие почти все слои населения, а также впечатляющий размах событий, побудил правительство пойти на уступки. Итогом восстания стало Соборное Уложение 1649 года, которое во многом и отвечало ожиданиям восставших из различных социальных слоев.
Список литературы:
Тема
9. Календари древности
Содержание:
Литература
Вавилон следует признать родиной первого лунного календаря. Его создание относится к середине третьего тысячелетия до н. э. В Шумере, занимавшем территорию Южного Двуречья (между реками Тигром и Евфратом), в то время каждый город имел свой календарь. Вавилонский царь Хамму-рапи (1792—1750 гг. до н. э.) объединил под своей властью территории Двуречья с городами-государствами Урук, Киш, Ур, Лагаш и др. Вавилония стала одной из богатейших стран мира, очагом развитой науки, культуры, искусства, мореплавания. Большое развитие получила астрономия. Прославились имена вавилонских астрономов и математиков Киденаса, Набурианна и др.
Во времена царствования Хаммурапи календарь города Ур стал официальным календарем Вавилонии. Первоначально он являлся лунным и год в нем состоял из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом. Месяцы имели такие названия: нисану, айру, сивану, дуузу, абу, улулу, ташриту, арахсамну, кисливу, тхабиту, шабатху и адару. Первым месяцем года являлся нисану, который соответствовал примерно периоду с 22 марта по 22 апреля. Более мелкой единицей измерения времени являлась семидневная неделя, заимствованная у шумеров.
Постепенно
календарь превращался в лунно-
Начиная с конца IV в. до н. э. начал применяться 19-летний цикл, в продолжение которого вставляли 7 эмболисмических месяцев, приходившихся на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла. Открытие этого цикла было сделано около 380 г. до н. э. и связано с именем уже упоминавшегося Киденаса.
Величайшей заслугой вавилонских астрономов было открытие периода, известного под названием «сарос», что по-египетски значит «повторение».
Сарос — это промежуток времени, по истечении которого в той же последовательности вновь повторяются солнечные и лунные затмения. Сарос приблизительно равен 6585 и 1/3 суток. Но почти такую же длительность имеют 223 синодических месяца (6585,321 дня). Поэтому разница в одни сутки набежит только по прошествии 1500 лет.
По
сообщению древнегреческого историка
Диодора Сицилийского, жившего в I в.
до н. э., вавилоняне при помощи сароса
предсказывали затмения. Достоверно известно,
что знаменитый греческий ученый Фалес
из Мйлета, зная сарос, предсказал полное
солнечное затмение, наблюдавшееся в Малой
Азии 28 мая 585 г. до н. э.[1; с. 33-35]
Примерно за четыре тысячи лет до нашей эры на берегах Нила существовала одна из самых могущественных и культурных в то время стран — Египет. Здесь зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей.
Открытие солнечного года. Уже в то время египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с гелиакическим, т. е. первым предутренним, восходом Сириуса (a Большого Пса) — самой яркой звезды неба. Египтяне называли ее звездой Сотис.
Гелиакические восходы Сириуса наблюдались особенно внимательно. Многовековые и даже тысячелетние наблюдения дали возможность установить, что гелиакические восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, когда в Древнем Египте начинался счет нового хозяйственного года. Встречи первых предутренних восходов Сириуса отмечались как большие торжества и сопровождались особыми церемониями.
Для
египтян разливы Нила имели исключительно
большое хозяйственное
Многолетние наблюдения гелиакических восходов Сириуса дали возможность египетским жрецам установить продолжительность года в 360 дней.[2; с. 43-44]
Календарный год древних египтян. Египетский календарь отличался исключительной простотой и удобством. Год делился на 12 равных месяцев, каждый из которых содержал по 30 дней. Месяцы назывались так:
1. Тот | Thoth | 7. Фаменот | Phamenoth |
2. Фаофи | Phaophi | 8. Фармути | Pharmuthi |
3. Атир | Athyr | 9. Пахон | Pachon |
4. Хойяк | Choiak | 10. Пайни | Payni |
5. Тиби | Tybi | 11. Эпифи | Epiphi |
6. Мехир | Mechir | 12. Месори | Mesori |
[3]
Большинство месяцев египетского календаря получило свои названия в честь различных божеств, которым они были посвящены. Так, тот — первый месяц года в древнеегипетской религии — был посвящен богу Луны и мудрости; месяц атир был посвящен богине Хатор, фаменот — обожествленному царю Аменофису. Название месяца фармути связано с египетской богиней Эрмуты, пахон — с египетским богом Хонсом и т. д. Месяц пайни посвящен «празднику долины», а месори посвящен «рождению Солнца».
Каждый месяц делился на три больших недели, по 10 дней в каждой, и на шесть малых педель, по 5 дней в каждой. Греки назвали их «декадами» и «пентадами». Каждая декада символизировалась особым «деканом» — 10-градусным отрезком, на которые была разделена эклиптика, и отсчетом времени по утренним (гелиакическим) появлениям наиболее ярких звезд каждого декана.
Кроме деления на месяцы, год был также разделен на три сезона по четыре месяца в каждом: время разлива Нила, время сева и время сбора урожая.
Установление длины года в 365 дней. Дальнейшими длительными наблюдениями восходов Сириуса жрецам удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Однако жрецы скрыли от народа свое открытие и для обоснования необходимости реформы календаря и увеличения длины года с 360 до 365 дней они, по свидетельству известного древнегреческого писателя Плутарха (около 46—126 гг. н. э.), придумали следующую легенду: