Восстание в Москве в 1648 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

«Бунташное время» — так современники называли царствование Алексея Михайловича (1645 — 1676). Это было время больших народных восстаний. Особенно часто вспыхивали восстания в городах. В 30 — 50-х годах XVII в. на обширной территории Московского государства произошло около 30 городских восстаний. Самое большое и значительное из них разразилось в Москве в июне 1648 г.

Содержание

1. Причины и движущие силы восстания в Москве в 1648 году с.
2. Ход московского восстания с.
3. Значение восстания в Москве 1648 г. с.
Список литературы с.

Работа содержит 1 файл

Тема 20.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

    Второй  этап московского восстания (июнь—август 1648) характеризовался отдельными вспышками, открытой классовой борьбой в столице (выступление холопов 27 июня), массовыми восстаниями во многих северных, южных и сибирских городах. Острой социальной борьбой сопровождалась подготовка к проведению Земского собора. На его заседании 16 июля было принято решение о созыве нового собора 1 сент. и подготовке «Соборного уложения».

    На  третьем этапе московского восстания (сент.— нояб. 1648) в рамках деятельности Земского собора большую активность проявляли дворянство и верхи купечества, стремившиеся удовлетворить свои сословные требования. Царь сумел добиться возвращения Морозова к власти. Его правительствово перешло к более широким репрессиям против участников июньских событий, что вновь вызвало брожение в столице.

    Четвёртый этап московского восстания (дек. 1648— янв. 1649) характеризовался обострением классовых противоречий и грозил новой вспышкой вооружённых выступлений в столице городских низов и стрельцов. Однако правительство рядом мер сумело их предупредить. В конце января было завершено «Соборное уложение», удовлетворившее основные интересы дворянства, верхушки купечества и отдельные требования широких кругов горожан.[3] 

3. Значение восстания  в Москве 1648 г. 

    В Москве еще долго было неспокойно, в июле и в октябре волновались  холопы и требовали своего освобождения. Некоторые из них были казнены. Как же отнеслось к этим бурным событиям дворянское ополчение, стоявшее в Москве? Почему не встало оно решительно на сторону своего правительства в критический для него момент?

    Дворяне отказались поддержать правительство, предъявив ему требования об отмене урочных лет. Дворяне хотели использовать народное восстание в своих целях. Они уже много лет добивались полного закрепощения крестьян, наведения порядка в судах и приказах, защиты от бояр, которые нередко отнимали у них землю и вывозили крестьян. Все эти требования были вновь представлены царю в дни народного восстания.

    Напуганное  правительство стремилось к сплочению  сил господствующего класса. В результате сложился временный союз, по терминологии того времени, «единачество» посадских людей столицы, служилых людей по отечеству и стрельцов. Его участники потребовали от правительства созыва экстренного Земского собора. 16 июля 1648 г. на Земском соборе было принято решение о необходимости составить новое Уложение. Оно было выработано комиссией, возглавляемой князем Н. И. Одоевским, и утверждено на Земском соборе, открывшемся 1 сентября 1648 г. и закончившемся 29 января 1649 г.

    Таким образом, царь пошел на уступки восставшим: было отменено взыскание недоимок и созван Земский собор для принятия нового Соборного Уложения. Впервые за долгое время Алексей Михайлович самостоятельно решал основные политические вопросы.

    Вскоре  правительство почувствовало себя увереннее, а 22 октября Морозов вернулся в Москву и вновь взял управление в свои руки.

    Новое Уложение, принятое Собором в начале 1649 г., почти 200 лет оставалось основным сводом государственных законов России. По давнему требованию дворянства были полностью закрепощены крестьяне. Разделение слобод в посадах на «белые» и «черные» было уничтожено, и все население посада обложено податями и повинностями в пользу государства. В статьях Уложения была разработана система жестоких наказаний и пыток за выступления против самодержавия и феодального строя. Вводилась смертная казнь за оскорбление «государской чести». Виновные в оскорблении «государской чести», в действиях «самовольством, скопом и заговором», в покушении на жизнь помещика подвергались смертной казни. Феодальное государство стало более сильным и организованным.

    Московское  восстание нашло широкий отклик в других городах. Там ходили слухи, что в Москве «сильных побивают ослопьем да каменьем». Восстания охватили ряд северных и южных городов — Великий Устюг, Чердынь, Козлов, Курск, Воронеж и др. В южных городах, где посадское население было немногочисленным, восстания возглавили стрельцы. К ним иногда присоединялись крестьяне близлежащих деревень. На Севере главная роль принадлежала посадским людям и черносошным крестьянам.

    Итак, подводя итоги, можно сказать, что  Московское восстание 1648 года стало отражением глубокого экономического и социального кризиса, в котором находилось государство в начале царствования Алексея Михайловича. Тот факт, что в восстании приняли участие почти все слои населения, а также впечатляющий размах событий, побудил правительство пойти на уступки. Итогом восстания стало Соборное Уложение 1649 года, которое во многом и отвечало ожиданиям восставших из различных социальных слоев.

 

Список литературы: 

  1. История России: учеб. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. —М.: ТК Велби, 2006. – 526 с.
  2. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года (с картами) / Н. И. Павленко. – М.: Юрайт, 2010. - 712 с.
  3. Чистякова, Е. В. Городские восстания в России в первой половине XVII в. – Е. В. Чистякова. – Воронеж, 1975

 

Тема 9. Календари древности 

Содержание: 

  1. Вавилонский календарь
  2. Древнеегипетский календарь
  3. Календарь Древнего Китая

    Литература

 

  1. Вавилонский календарь
 

  Вавилон следует признать родиной первого  лунного календаря. Его создание относится к середине третьего тысячелетия до н. э. В Шумере, занимавшем территорию Южного Двуречья (между реками Тигром и Евфратом), в то время каждый город имел свой календарь. Вавилонский царь Хамму-рапи (1792—1750 гг. до н. э.) объединил под своей властью территории Двуречья с городами-государствами Урук, Киш, Ур, Лагаш и др. Вавилония стала одной из богатейших стран мира, очагом развитой науки, культуры, искусства, мореплавания. Большое развитие получила астрономия. Прославились имена вавилонских астрономов и математиков Киденаса, Набурианна и др.

  Во  времена царствования Хаммурапи  календарь города Ур стал официальным  календарем Вавилонии. Первоначально  он являлся лунным и год в нем  состоял из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом. Месяцы имели такие названия: нисану, айру, сивану, дуузу, абу, улулу, ташриту, арахсамну, кисливу, тхабиту, шабатху и адару. Первым месяцем года являлся нисану, который соответствовал примерно периоду с 22 марта по 22 апреля. Более мелкой единицей измерения времени являлась семидневная неделя, заимствованная у шумеров.

  Постепенно  календарь превращался в лунно-солнечный, правда, с самой примитивной вставкой. Так, уже в XVIII в. до н. э. применялась система произвольных вставок. Об этом упоминается в одном из указов Хаммурапи, где сказано: «Так как год имеет недостаток, то пусть месяц, который сейчас начинается, получит название второго улулу, и потому подать Вавилону причитается не на 25 число ташриту, а на 25 второго улулу». Значит, после первого месяца улулу был вставлен второй месяц с тем же названием. Этот способ произвольных вставок удержался в Вавилонии до VI в. до н. э., после чего появилась система вставок по циклам. Прежде всего появилась «восьмилетка», в течение которой три раза вставлялись добавочные, 13-е месяцы (второй улулу); широко применялся способ удлинения года вставлением второго адару.

  Начиная с конца IV в. до н. э. начал применяться 19-летний цикл, в продолжение которого вставляли 7 эмболисмических месяцев, приходившихся на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла. Открытие этого цикла было сделано около 380 г. до н. э. и связано с именем уже упоминавшегося Киденаса.

  Величайшей  заслугой вавилонских астрономов было открытие периода, известного под названием «сарос», что по-египетски значит «повторение».

  Сарос — это промежуток времени, по истечении которого в той же последовательности вновь повторяются солнечные и лунные затмения. Сарос приблизительно равен 6585 и 1/3 суток. Но почти такую же длительность имеют 223 синодических месяца (6585,321 дня). Поэтому разница в одни сутки набежит только по прошествии 1500 лет.

  По  сообщению древнегреческого историка Диодора Сицилийского, жившего в I в. до н. э., вавилоняне при помощи сароса предсказывали затмения. Достоверно известно, что знаменитый греческий ученый Фалес из Мйлета, зная сарос, предсказал полное солнечное затмение, наблюдавшееся в Малой Азии 28 мая 585 г. до н. э.[1; с. 33-35] 

 

  1. Древнеегипетский  календарь

    Примерно  за четыре тысячи лет до нашей эры  на берегах Нила существовала одна из самых могущественных и культурных в то время стран — Египет. Здесь зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей.

    Открытие  солнечного года. Уже в то время египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с гелиакическим, т. е. первым предутренним, восходом Сириуса (a Большого Пса) — самой яркой звезды неба. Египтяне называли ее звездой Сотис.

    Гелиакические восходы Сириуса наблюдались  особенно внимательно. Многовековые и даже тысячелетние наблюдения дали возможность установить, что гелиакические восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, когда в Древнем Египте начинался счет нового хозяйственного года. Встречи первых предутренних восходов Сириуса отмечались как большие торжества и сопровождались особыми церемониями.

    Для египтян разливы Нила имели исключительно  большое хозяйственное значение, так как от них зависел урожай ячменя и эмера (пшеницы двузернянки, или полбы) — главнейших злаковых культур Древнего Египта. Поэтому ожидание первого появления Сотиса, а вместе с этим и разлива Нила привело к необходимости счета дней в период от одного разлива Нила до другого или, точнее, от одного гелиакического восхода Сириуса до следующего. Так было положено начало создания в Египте одного из первых солнечных календарей. 

    Многолетние наблюдения гелиакических восходов Сириуса дали возможность египетским жрецам установить продолжительность года в 360 дней.[2; с. 43-44]

    Календарный год древних египтян. Египетский календарь отличался исключительной простотой и удобством. Год делился на 12 равных месяцев, каждый из которых содержал по 30 дней. Месяцы назывались так:

1. Тот Thoth 7. Фаменот Phamenoth
2. Фаофи Phaophi 8. Фармути  Pharmuthi
3. Атир  Athyr 9. Пахон Pachon
4. Хойяк Choiak 10. Пайни Payni
5. Тиби Tybi 11. Эпифи Epiphi
6. Мехир Mechir 12. Месори Mesori

    [3]

    Большинство месяцев египетского календаря  получило свои названия в честь различных божеств, которым они были посвящены. Так, тот — первый месяц года в древнеегипетской религии — был посвящен богу Луны и мудрости; месяц атир был посвящен богине Хатор, фаменот — обожествленному царю Аменофису. Название месяца фармути связано с египетской богиней Эрмуты, пахон — с египетским богом Хонсом  и т. д. Месяц пайни посвящен «празднику долины», а месори посвящен «рождению Солнца».

    Каждый  месяц делился на три больших  недели, по 10 дней в каждой, и на шесть  малых педель, по 5 дней в каждой. Греки назвали их «декадами» и  «пентадами». Каждая декада символизировалась особым «деканом» — 10-градусным отрезком, на которые была разделена эклиптика, и отсчетом времени по утренним (гелиакическим) появлениям наиболее ярких звезд каждого декана.

    Кроме деления на месяцы, год был также  разделен на три сезона по четыре месяца в каждом: время разлива Нила, время сева и время сбора урожая.

    Установление  длины года в 365 дней. Дальнейшими длительными наблюдениями восходов Сириуса жрецам удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Однако жрецы скрыли от народа свое открытие и для обоснования необходимости реформы календаря и увеличения длины года с 360 до 365 дней они, по свидетельству известного древнегреческого писателя Плутарха (около 46—126 гг. н. э.), придумали следующую легенду:

Информация о работе Восстание в Москве в 1648 г