Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:38, реферат
Недалеко от Неаполя, в Капуе и ее окрестностях, было особенно много казарм, где гладиаторы – прежде всего военнопленные и рабы – по изощренной и испытательной системе, как спортсмены к состязаниям, готовились физически и психологически к состязаниям (кровавым показательным боям). Убить противника и умереть – так гласил закон, вынуждавший их выступать на арене друг против друга. Их страшная борьба не на жизнь, а на смерть служила одной – единственной варварской цели – пощекотать нервы жадной до развлечений толпе свободных римских граждан.
Более подробно о правилах работорговли мы узнаем из законодательства. В котором говорится, за что работорговец может ручаться, а за что нет. Какой раб считается здоровым. В каких случаях можно подавать жалобы.
Цены на рабов
значительно колебались в зависимости
от спроса и предложения, способностей,
талантов, возраста и внешнего вида,
а также эпохи. Росту цен способствовала
и всевозрастающая роскошь.
Рабы
везде и всюду.
В последние десятилетия Республики потребность в рабах резко возросла, ибо италийские помещики перешли от преимущественного производства пшеницы к возделыванию более выгодных оливок и винограда. Кроме того, все большее количество ремесленников, предпринимателей и купцов начали использовать рабов в качестве дешевой рабочей силы. Даже самые не богатые семьи имели одного-двух рабов для тяжелых работ.
Однако не только частные лица, но общественные учреждения – государство, город или храм – имели собственных рабов.
Применение рабов в сельском хозяйстве зависело от многообразия производства. Но со временем круг их задач значительно расширился, т.к. сельское хозяйство само по себе вело к развитию ремесленных занятий. В поместьях часто устраивались песчаные карьеры и каменоломни, шахты, кирпичные, горшечные, ткацкие и валяльные мастерские, а также постоялые дворы, где опять же применялся рабский труд. Численность городских рабов определялась не действительной потребностью, а надуманной и бессмысленной роскошью.
Для того, чтобы
удержать в повиновении огромную
армию рабов, необходима была хорошо
продуманная организация с
Во времена
Империи много заботились об обучении
собственных рабов какому-либо ремеслу
или искусству.
"Рабов
используй, как
части собственного
тела…"
"…каждого – со своей целью".
Этому совету Демокрита,
сформулированному греческим
Рабы помогали
ученным и философам в
Роскошь рабства включала в себя и использование рабов, служивших исключительно для демонстрации богатства и выставлявшихся хозяином на больших трапезах.
Когда во II в. н.э. мода на "литературно-музыкальные" застолья прошла, для увеселения и развлечения гостей стали использовать рабов другого рода: в знатных домах держали теперь дураков и шутов, карликов и великанов, идиотов и уродов.
Однако императору Августу такие странные развлечения удовлетворения не приносили, и он, как сообщает Плутарх, предпочитал мальчиков.
В другом месте
Плутарх, рассказывая о всякого
рода курьезах, сообщает читателю, что
в Риме имелся рынок "чудес природы",
на котором продавались "безыкрые,
короткорукие, трехглазые и остроголовые"
люди. Что касается карликов, то часто
их производили искусственно, с помощью
специальных приспособлений задерживая
рост детей.
Унижение
человеческого достоинства.
Противоположность между господином и рабом все более проявлялась лавинообразным увеличением притока рабов, и одновременно ухудшались и отношения между ними.
Рабы подвергались чудовищным унижениям, часто доходившим до жестокостей, совершавшихся рабовладельцами. Особенно отвратительно Римляне обходились со своими рабами во времена Республики. Хозяину принадлежала не только рабочая сила раба, но и его жизнь, и с ней и теле вместе с половыми органами и невинностью, которыми рабовладелец распоряжался как хотел, для удовлетворения своих сексуальных потребностей. По римскому праву не было ничего, что можно было бы считать супружеской неверностью или совращением, растлением или развратом, если объектом или жертвой таких действий являлись раб или рабыня.
За любой нанесенный ущерб рабу свободным, не являющимся его господином, то лишь владельцу надлежало решать, вчинять ли иск. С другой стороны за ущерб нанесенный рабом, отвечал господин.
Обращение
Катона с рабами.
Насколько далеко зашли римляне в овеществлении людей в рамках рабства, описывает Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), враг Карфагена, стремившийся возродить древнеримскую строгость нравов, в своей книге "О земледелии".
"Пусть хозяин будет скор на продажу, не на покупку". Так гласит одно из правил сельского хозяина.
Сам Кантон жил исключительно спартански. Он был практичен в приобретении рабов и земель. Катон хладнокровно отделывался от старых и ослабевших рабов, не менее расчетливо следил и за тем, чтобы уход за ними был не хуже, чем за животными с тем, чтобы труд их приносил прибыль.
Содержание рабов Катоном не менее подробно описывает Плутарх.
"Ни один
из его рабов не появлялся
в чужом доме иначе как по
поручению Катона или его жены"
Позорное
пятно человечества.
Бесчеловечное обращение взяло верх с тех пор, как домовладыка перестал жить вместе со своими сельскими рабами, что в свою очередь было вызвано увеличением размеров хозяйств и отсутствием их владельцев. Постоянный страх перед наказанием удерживал их от возмущения, однако, как показывает опыт, плохое и жестокое обращение с ними делало их еще более строптивыми и опасными.
В городе царили строгие формальности: раб не мог более говорить, если его не спрашивали, а иным господам казалось унизительно обращаться к рабам даже словесно.
В общем же и целом в отношениях городских рабов и их господ преобладали теневые стороны.
Издевательства и жестокое обращение имели своим следствием то, что именно среди рабов смерть пожинала особенно богатый урожай. Средняя продолжительность жизни раба составляла примерно 21 год.
Таким образом,
обращение римлян с рабами лежит
позорным пятном на всей истории человечества.
Жестокие
наказания.
Лишь немногим удавалась обращаться с рабами столь хладнокровно и умело, как это делал Катон; большинство колебалось между слабостью и жестокостью.
К обычным наказаниям относилась порка различными "инструментами", чем занимался домашний экзекутор. Это могли быть пустотелая палка, кожаный бич или кнут с узелками, а то и колючая проволока. На жертв налагали ножные, ручные и шейные оковы (ножные кандалы с остатками вдетых в них костей были обнаружены при раскопках в Кьети). Длина цепей достигала десяти футов. В разряд обычных наказаний входили: продажа за пределы страны, каторжные работы.
Рабовладелец мог применять к рабу любые меры, вплоть до пыток и уродования членов, отрубать ему руки или ноги, разбивать кости.
Надумав использовать молодого раба в качестве евнуха, господин мог его оскопить. Достаточно легким считалось наказание - предать раба в гладиаторскую школу, а рабыню в публичный дом.
Хозяин дома
был прокурором, судьей и палачом
одновременно, и закон не вмешивался
в семейные дела, даже если господин
или раб совершали самые чудовищные преступления.
Распятие
– обычная смертная
казнь.
Обычной смертной казнью, применявшейся в древности к рабам, было распятие на кресте, отмененное лишь христианскими императорами. Сначала на шею осужденному одевалась деревянная колодка (фурка или патибулум), и уже после этого его гнали ударами на место казни.
Под крестом понимали установленный на месте казни столб, у которого происходило бичевание или распятие.
Наряду с распятием были известны и другие изощренные и отвратительные методы казни. Так, например, осужденных на смерть бросали в печь или же обмазывали смолой и поджигали живьем.
Подробно описав пожар в Риме 64 г., уничтоживший город при Нероне, автор "Анналов" пишет:
"Их умерщвление
сопровождалось издевательствами, ибо
их облачали в шкуры диких зверей, дабы
они были растерзаны насмерть собаками,
распинали на крестах или обреченных на
смерть в огне поджигали с наступлением
темноты ради ночного освещения".
Заговоры
и мятежи.
Угнетенные всегда восставали против угнетателей, пытаясь освободится хотя бы силой. Уже в архаическую эпоху в Риме заговоры и восстания рабов не были редкостью, примером тому – заговор рабов 419 г. до н.э. решивших поджечь Рим сразу с нескольких концов. Но двое посвященных выдали своих товарищей, которые были схвачены и наказаны. Доносчики получили свободу и изрядную сумму денег.
Повезло римлянам и при подавлении другого восстания рабов, которое должно было быть поднято в 198 г. до н.э. неподалеку от Рима, в Сетии. Там содержались заложники из Карфагена. В их распоряжении было довольно много рабов. Число их увеличивалось оттого, что жители Сетии купили карфагенян, захваченных в качестве добычи в недавней войне (2-ой Пунической). Именно среди них и созрел план восстания.
Ранним утром в день мятежа двое рабов выдали план городскому претору Луцию Корнелию Лектулу. Когда в Сетии он распорядился схватить главарей заговорщиков, мятежные рабы тут же разбежались, жестоко преследуемые римскими отрядами.
Когда вскоре после
того пришло сообщение, что оставшиеся
от этого заговора рабы хотят занять город
Тренесту, туда поспешил тот же претор
и, прибыв, казнил 500 повстанцев.
Первая
сицилийская война
рабов.
Исходным пунктом
первого значительного
Мир, царивший в Сицилии в течение 60 лет после разгрома великого Карфагена во второй Пунической войне (218-201 гг. до .н.э.) принес на остров истинное процветание, на которое теперь покушались восставшие рабы. Мятеж был вызван самими землевладельцами, как местными, так и перебравшимися сюда из Италии, пытавшимися превзойти друг друга в жадности и дурном отношении к рабам.
Но Демофил не только превратил своих собственных пастухов в разбойников; успеху восстания он способствовал еще и тем, что вооружил целый отряд рабов, сопровождавший хозяина в его путешествиях по Сицилии.
За короткое время рабы Демофила собрали и вооружили чем могли около 400 человек и неожиданно напали на считавшийся неприступным город Энну.
Рабы врывались в дома, убивали, грабили и насиловали. Как сообщает Диодор, они даже младенцев отрывали от материнской груди и разбивали о землю.
К ним присоединилось множество других рабов. Они поймали Демофила и прикончили его ударами меча и топора. После успеха – взятия Энны – народное собрание, приняло политическое решение. Выбрали царем Евна (чудесный пророк). Евн назвал себя Антиохом, а восставших сирийцами. Евн казнил пленных Энны, убил собственноручно своих бывших господ.
Он окружил себя умными и дальновидными людьми, составившими его совет, среди них выделялся грек Ахей. Он организовал быстро растущую армию рабов, вооружив ее топорами, секирами, серпами, пращами и вертелами, и доведя численность своего войска до 10000 человек, открыто напал на римлян, которым нанес несколько поражений одно за другим.
Теперь в Риме осознали опасность, исходившую от ставшей еще более мощной армии рабов, и послали на Сицилию восьмитысячное войско. Однако последовавший затем разгром римлян прибавил рабов восставшим, и вскоре Евн располагал уже 70-тысячной армией.
Лишь консулу Рупилию удалось изменить положение в свою пользу. После длительной осады Тавромония, в результате которой среди защитников города начались каннибализм и предательства, ему наконец удалось взять эту крепость на восточном побережье Сицилии.