Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:38, реферат
Недалеко от Неаполя, в Капуе и ее окрестностях, было особенно много казарм, где гладиаторы – прежде всего военнопленные и рабы – по изощренной и испытательной системе, как спортсмены к состязаниям, готовились физически и психологически к состязаниям (кровавым показательным боям). Убить противника и умереть – так гласил закон, вынуждавший их выступать на арене друг против друга. Их страшная борьба не на жизнь, а на смерть служила одной – единственной варварской цели – пощекотать нервы жадной до развлечений толпе свободных римских граждан.
Осознание своей
отверженности порождало в
Все
больше крови.
Особым указом было запрещено кому бы то ни было держать в Риме больше определенного количества гладиаторов.
Намерение Цезаря послать на арену несколько сот пар бойцов, так напугало сенат, что он законодательным путем ограничил число гладиаторов, которые могут находится в собственности частного лица.
Уже через 3 года, т.е. в 63 г. до н.э. сенат законодательно запретил всем будущим магистратам в течение 2 лет перед соисканием должности организовывать гладиаторские бои, если только их не обязывало к этому чье-либо завещание.
В 73-71 гг. до н.э. гладиаторы впервые выступили как солдаты против Спартака. Потом из гладиаторов стали делать телохранителей.
Появилась угроза для государства от войска гладиаторов. 21 октября 63 г. до н.э. сенат решил вывести такие войска в Капую и другие города, чтобы лишить мятежников опасного оружия.
Перед началом гражданской войны (49 г. до н.э.) появилось опасение, что Цезарь включит гладиаторов в состав своей армии.
Передав гладиаторов Цезаря гражданам в качестве телохранителей, Полепей исключил возможность их венного использования.
В связи со своим четырехкратным триумфом Цезарь устроил истинную гладиаторскую битву – пышный спектакль.
За убийством Цезаря 15 марта 44 г. до н.э. последовало законодательное установление: в качестве ежегодного поминовения сенат распорядился посвящать в Риме и в других городах Италии один день в году гладиаторским играм. Императоры же всегда стремились к ограничению возможностей частных лиц устраивать гладиаторские бои.
Государство все больше поощряло распространение служившей для увеселения толпы человеческой резни, причем каждый правитель стремился переплюнуть предыдущего.
Растущие масштабы гладиаторских битв требовали все большего числа бойцов, которых привозили из все более далеких областей после покорения их римской военной машиной.
Такая широкомасштабная
субсидированная государством резня
была, по мнению М. Гранта, свидетельством
"перехода империи от периода
анархического упадка к эпохе жестокого
позднеантичного тоталитаризма.
Властитель
и толпа.
Личное присутствие императора на играх способствовало установлению особых связей между ним и толпой. Осознание маленьким человеком того, что его и великого Цезаря объединяют одни и те же переживания, не могло не воодушевить народ.
Лишь не многие
правители открыто
Политические
значения игр
Гладиаторские игры императоры использовали в качестве политического маневра, отвлекающего массы от мятежных настроений и укрепляющего тем самым автократию.
Желая сохранить
свою абсолютную власть, императоры не
должны были допускать, чтобы толпа
скучала или голодала. Они пригоршнями
бросали деньги в народ. Этим они
затыкали ему рот. Для проведения
этих мероприятий принцепсы (императоры
I-IV вв. н.э.) назначали высших чиновников,
отвечавших за проведение игр.
"Дом
гладиаторов дешевых…"
Если император мог себе позволить самое широкое финансирование гладиаторских игр, то должностные лица, в том числе консулы и преторы оказывались зачастую на грани разорения.
Ликвидация государственных доплат организаторам игр, проведенная Августом, особенно ударила по преторам. Он же, первый римский император запретил всем чиновникам, кроме преторов, устраивать гладиаторские бои. Впоследствии лишь некоторым богачам удавалось организовывать гладиаторские игры в Риме.
Однако на Италию и провинции это не распространялось. Если же устроитель оказывался недостаточно щедр, он навлекал на себя недовольство народа считавшего себя обманутым.
Устраивались гладиаторские игры и для возвышения своей должности, победы на выборах.
Чудовищное число гладиаторов, год за годом приносилось в жертву толпе на аренах Рима, Италии и провинций, превращало торговлю бойцами в выгодное дело.
Сенат создал настоящую
биржу и правила регулирования рынка гладиаторов
и гладиаторских игр.
От
деревянного помоста
к амфитеатру.
Если для гладиаторских игр первоначально было достаточно деревянных подмостков, то вскоре потребовалось начать строительство более солидных сооружений, чем и был дан толчок к возведению амфитеатров.
Первый известный нам амфитеатр был возведен в Помпеях вскоре после 80 г. н.э. Это было смелое по замыслу деревянное строение, вместимость которого удалось довести до 20000 сидячих мест.
Рим отставал от Помпеи в строительстве гладиаторских арен. И лишь в 53 г. молодой политик Г. Скрибоний Курион, повелел возвести в столице амфитеатр, который соответствовал бы величию города.
Быстро пожирали деревянные амфитеатры пожары, бывало, что набитые зрителями трибуны обрушивались под собственной тяжестью. Причиной тому – конструкционные ошибки, халтурная работа строителей.
Первый постоянный амфитеатр в столице, включавший в себя как каменные, так и деревянные конструкции в 29 г. до н.э. возвел Статилий Тавр, родственник и любимец Августа.
70 амфитеатров,
которые продолжают
Колизей
– отблеск былого
величия.
Сооружение Колизея, размерами своими превышающего все предыдущие и последующие строения, было начато императором Веспасианом (69 – 70 гг.), завершено Титом (79-81 гг.); он же открыл Колизей стодневными торжествами; его преемнику оставалось лишь завершить оформление. Современники относили это творение к числу чудес света, которое и по сей день производит неизгладимое впечатление.
Колизей стоит на месте бывшего парка Золотого Дома Нерона, и именно там, где раньше находился пруд, перед тем осушенный и засыпанный. В плане он представляет собой эллипс с внешним обводом в 527 м., главные оси которого составляют 188 м. в длину и 156 м в ширину. Длина осей овальной же арены – 86 и 54 м.; площадь ее – 4644 кв. м., а всего комплекса около 29000 кв. м. Глубина фундамента Колизея 9 м.
Лучшие места в ложах нижнего ряда предназначались для высокопоставленных лиц и прежде всего для императора с семьей и двором в окружении потомков древних родов знатных родов и т.д. Лишь женщины императорской семьи и весталки имели право наблюдать кровавую резня на арене в непосредственной близости, прочие же сидели на более высоких местах. На самых высоких рядах толпились представители низшего сословия.
Музыка и шум
толпы оглушали зрителя, глаза же его
ослепляли огромные массы празднично
одетых людей. Толпа пьянела при виде смертельного
боя гладиаторов.
Последняя
трапеза.
Организаторы
гладиаторских игр проводили
усиленную рекламную
Всем было хорошо
известно, что половина гладиаторов не
покинут арену живыми. Знали это все –
как зритель, так и гладиаторы, и поэтому
каждый c каждый с особенным чувством переживал
последнюю трапезу накануне игр. Там устроители
щедро угощали будущих гладиаторов и звероборцев.
Последняя трапеза обостряла ожидание
игр. Все это происходило на глазах жаждущей
черни.
Здравствуй
Цезарь, идущие на смерть
приветствуют тебя.
По несколько дней не кормленные либо специально натасканные на людей звери выступали в некотором роде в качестве палачей, ибо в программу игр в амфитеатре входило и публичное наказание преступников. Жестокости не было предела. Разгоряченная толпа требовала зрелища. Эти зрелища обставлялись пышно и театрализовано. Преступников заставляли выучивать сцены, и они подвергались настоящим страданиям. Не существовало такой пытки или казни, которую бы не инсценировали перед публикой.
После всех этих
увеселений наступала кульминация
– великолепная гладиаторская колонна,
входившая на арену.
"Режь,
бей, жги!"
Отбор оружия, открытая жеребьевка – все эти приготовления к убийствам на арене еще сильнее разжигали страсти публики. Закуской перед основным блюдом были показательные бои с тупым оружием, т.е. без пролития крови.
Обычно гладиаторы сражались попарно, но устраивались и групповые бои.
"Режь, бей, жги! Почему он так робко бежит на клинок? Почему так не смело убивает? Почему так не охотно умирает?"
Все эти реплики зафиксированы Сенекой в одном из его писем.
Однако не всегда бои заканчивались смертельным ударом. В большинстве случаев побежденный оказывался без чувств или, обессиленный от ран, опускался на колени. Судьбу побежденного решал император, который прислушивался к гласу народному, таким образом приобретая благосклонность народа. Для удаления с арены павших была придумана особо отвратительная процедура. Служители в масках, изображавших бога подземного царства Меркурия, с помощью раскаленного железа проверяли действительно ли человек мертв. Таким образом, находили притворяющихся. Их уносили со сцены вместе с трупами или уволакивали крюками, а впоследствии добивали.
Победивший гладиатор
получал пальмовую ветвь. Хорошо
показавшим себя популярным бойцам полагалась
солидная премия. Счастливчиками считались
немногие бойцы, которые добывали "меч
свободы" – освобожденные от гладиаторской
службы.
"Удирать
ни-ни…"
Эта фраза взята из болтовни лоскутника Эхиона из Петропиева "Пира Трилиалхиона". "Да и вообще, что хорошего сделал нам Нербан? Дом гладиаторов дешевых, полудохлых, дунешь на них, и повалятся; всадников, которых он дал убить, можно было счесть за человечков с ламповой крышки – сущие крышки: один увалень, другой кривоногий, а третий – то (третий дублер) – мертвец за мертвеца, с подрезанными жилами."
Разочаровавшие
толпу гладиаторы должны были быть
счастливы, что отделались так дешево
– только побоями.
Морские
сражения на потеху
толпе.
Истинной кульминацией кровавых игрищ были настоящие морские сражения, устраивавшиеся для развлечения толпы. Затопляя огромные пространства, устраивали искусственные озера. На них выпускали корабли со специально обученными гладиаторами, особенно из числа военнопленных, вступавших в смертельную схватку на воде.
Традиция эта восходит к Цезарю. В 46 г. до н.э. он первый устроил в связи со своим четырехкратным триумфом подобный спектакль на озере, специально для этого устроенном на Марсовом поле. Через год после смерти Цезаря, т.е. в 43 г. до н.э., озеро на Марсовом поле было засыпано, т.к. считали, что его дурно пахнущие испарения способствовали распространению свирепствовавшей тогда эпидемии.
Во 2 г. до н.э. в связи с освещением храма Марса Ультора (Мстителя), воздвигнутого в честь Цезаря, Август устроил большую морскую битву. Для этого на правом берегу Тибра было выкопано огромное озеро, размерами своими 557-536 втрое превосходившее площадь Колизея.
В 52 г. н.э. на Фузинском
озере, Клавдий превзошел
Корабельные бои происходили и на арене амфитеатров, заливавшихся для этого водой.
Император Троян (98 – 117 гг. н.э.), при котором Римская империя достигла наибольших размеров, также развлекал народ морскими сражениями. Наряду с амфитеатром он велел построить арену для морских сражений.