Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:37, реферат
История университетского образования в России представляет собой одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной историографии. Его актуализации на рубеже XX–XXI вв. способствовала череда юбилеев старейших российских университетов и подготовка в связи с этим ряда обобщающих трудов как по истории отдельных университетов, так и по проблемам складывания университетской системы в России в целом.
Введение 3
Глава I Становление высшего образования в первой половине 19 века 8
§ 1 Государственная политика в области высшего образования в начале XIX века 9
Глава II Российские университеты и их внутреннее устройство 20
§ 1 Виленский университет 24
§ 2 Дерптский университет 28
§ 3 Московский университет 31
Глава III Расширение системы высшего образования в первой половине XIX века (качественные и количественные показатели) 36
Заключение 44
Но и при всем желании для
успешных занятий в университете
у слушателей не хватало надлежащей
подготовки. Гимназия выпускала их
с механически вызубренной
Два вывода само собою вытекали из
описанного состояния высшей школы:
Во-первых, надо было, чтобы профессора
читали лекции на языке, понятном для
слушателей. Вызов иностранных профессоров
оказался мерой целесообразной: после
первого массового призыва при
введении устава 1804 года эта мера более
не повторялась. Но невозможным также
оказалось и подготовить
Другой причиной была неподготовленность студентов, вытекавшая из неудовлетворительной постановки гимназического преподавания. Реформа 1804 года наполнила гимназическую программу университетскими предметами. Она исходила при этом из того положения, что «не всякий имеет возможность продолжать занятия в университете, поэтому гимназия должна дать законченный курс сведений, необходимых для развития и для практической жизни». Само устройство университетов должно было служить прежде всего лишь средством для подготовки гимназических учителей. Не только университет доступен был «не всякому», но и созданная вновь гимназия почти никому не была нужна при тогдашнем отношении общества к образования. Большинство продолжало ограничиваться прохождением приходского и уездного училищ. Для купечества и мещан предложенные в уставе программа предметов из которых некоторые предметы они считали лишними. Дворянство тоже по-прежнему не доверяло воспитательной стороне казенной школы и интересовалось совсем другими предметами, чем преподававшиеся там. В виде уступки дворянам, гимназиям приходилось усиливать практику французского языка, вводить фехтование и танцы. Но это мало помогало.26
Поводом для новой общей реформы высшей и средней школы, как видно, имелось достаточно. Общая реформа произведена была, однако, не под влиянием приведенных выше педагогических, а под влиянием политических соображений. Так поставило и решило задачу правительство Николая I. Устав гимназий и училищ уездных и приходских (1828 г.), Положение об учебных округах (1835 г.) и Общий устав университетов (1835 г.).
По уставу 1804 года гимназии подчинялись университетам. С новым уставом округов (1835 г.) это подчинение прекратилось. Низшая, средняя и высшая школы были подчинены теперь учебной администрации округа. Университетский устав 1835 года покончил с фикцией академической свободы, существовавшей по уставу 1804 года. Богословие, церковная история и право делались обязательными предметами для всех факультетов. Философия, политическая экономия и статистика переводились с юридического факультета на филологический; взамен того юридический факультет наполнялся кафедрами существующего русского законодательства, изучение которого должно было готовить студентов к роли чиновничества, а не ученых юристов. На филологическом факультете открывались особые кафедры русской и славянской истории. Русские профессора должны были читать теперь русскую науку, основанную на русских началах, как их формулировал Уваров (1833-1849 гг. министр народного просвещения).
Новый дух преподавания Уваров определил
в своем обращении к
Но успеха могло и не быть, если
бы молодые профессора 30-х годов
проповедовали, как ученные 20-х годах
перед пустой аудиторией. Самое важное
было то, что и в этом отношении
положение дела тоже переменилось.
Вокруг профессоров собралась
В 40-х годах XIX века университетский
устав 1835 года подвергся изменениям.
Правительство считало
Первый шаг к распространению
киевского устава на другие университеты
сделан был положением о ректорах
11 октября 1849 года, в силу которого ректорская
должность не должна была совмещаться
с профессорской и ректор назначался
не по выбору. Тем же положением предоставлено
было министру увольнять всех деканов
по усмотрению и назначать в деканы
профессоров факультета без выборов.
Подчиненные таким образом
В результате всех этих мероприятий
число студентов в
Таким образом, в 1 половине XIX века высшее
образование достигло больших успехов.
Расширилась сеть высших учебных
заведений. Это было связано с
развитием капиталистических
С 1804 года деятельность всех российских университетов регулировалась прежде всего университетскими уставами. Несмотря на отступления от духа автономии, пронизывавшего первые уставы, они сохранили свою реальную силу более трех десятилетий.28 Происходившие в 1819-1825 годах изменения в кадровой политике и программах преподавания отнюдь не повлекли за собой девальвации прав университетской корпорации или потери университетами их общественного значения. Общеуниверситетский устав 1835 года расширив сферу вмешательства государства в управление университетами, сохранил основные права и преимущества университетского сословия. Социальная ценность университетского образования к этому времени выросла, а статус университета обеспечивался более прочными гарантиями. Принципы правового регулирования положения студентов и их места в учебном процессе, утвердившиеся в 1800-х годах, в уставе 1835 года серьезно не пересматривались. Они надолго оставили студентов в зависимом положении, то есть не только обучаемых, но и воспитуемых, неполноправных и не вполне дееспособных членов университета. Только с увеличением массы своекоштных студентов в 1830-1840-х годах изменилось состояние тотального присмотра за студентами, регламентированности их быта, что привело к разгрому свободной науки в университетах.
Заключение
Таким образом, изучение темы данной работы позволяет сделать некоторые выводы.
В начале XIX века стало возможным создание централизованной государственной системы образования. Вступивший на престол Александр I в 1802 году учредил Министерство народного просвещения, которое возглавлял П.В. Завадовский. Это положило начало новому этапу развития отечественного образования. В результате деятельности этого министерства были образованы шесть по числу российских университетов, учебных округов - Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Вильненский, Дерптский. Все учебные заведения округа связывались между собой в учебном и административном отношении, каждое учебное заведение высшего типа заведовало учебными заведениями низшего типа. Устав 1804 года давал университетам некую автономию и определял элементы самоуправления - это формирование и функционирование ученых советов, проведение общих собраний.
В области просвещения последние
годы царствования Александра I характеризовались
попытками привлечения религии
на службу реакции и обскурантизма.
В 1817 году было учреждено Министерство
народного просвещения и
Еще более жесткой стала политика
власти в период правления Николая
I. В Манифесте о завершении дела
декабристов в 1826 году Николай I высказал
мысль о том, что причиной их восстания
явились недостатки воспитания. Мысли
о порочности образования высказывал
и министр народного
По уставу 1828 года было определено назначение каждого учебного заведения: приходские училища предназначались для низшего сословия; уездные училища - для детей купцов и унтер-офицеров; гимназии - для дворян.
В марте 1833 года министром народного просвещения стал граф С.С. Уваров. Первым шагом по реализации своей концепции (Православие, Самодержавие, Народность) в высшей школе явилась подготовка устава университета Св. Владимира, который ограничивал автономию и самоуправление университета.
По положению 1835 года все учебные заведения распределялись по 8 округам: Петербургскому, Московскому, Дерптскому, Казанскому, Харьковскому, Киевскому, Одесскому и Белорусскому, во главе которых стояли университеты с попечителями.
26 июля 1835 года Николай I утвердил
общий устав университетов.
Ответной реакцией императора Николая
I на революционные события 1848-1849 годов
стало назначение министром народного
просвещения П.А. Ширинского-