Университетское образование в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

История университетского образования в России представляет собой одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной историографии. Его актуализации на рубеже XX–XXI вв. способствовала череда юбилеев старейших российских университетов и подготовка в связи с этим ряда обобщающих трудов как по истории отдельных университетов, так и по проблемам складывания университетской системы в России в целом.

Содержание

Введение 3

Глава I Становление высшего образования в первой половине 19 века 8

§ 1 Государственная политика в области высшего образования в начале XIX века 9


Глава II Российские университеты и их внутреннее устройство 20

§ 1 Виленский университет 24

§ 2 Дерптский университет 28

§ 3 Московский университет 31


Глава III Расширение системы высшего образования в первой половине XIX века (качественные и количественные показатели) 36

Заключение 44

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 91.68 Кб (Скачать)

В сентябре 1802 года первым министром  народного просвещения был назначен граф П.В. Завадовский. Он провел существенные преобразования либерального характера. Под его руководством происходила разработка нового школьного устава и проведение в жизнь учебной реформы. В январе 1803 года были изданы «Предварительные правила народного просвещения», где содержался рассчитанный на перспективу развернутый план деятельности нового ведомства. А затем в 1804 году издан «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», в котором определены были основы автономии и элементы самоуправления университета - это формирование и функционирование учебных советов, проведение общих собраний. В документе подчеркивается, что «университет пользуется высочайшим покровительством и состоит под главным начальством Министра народного просвещения»4

В шести учебных округах России создавались университеты: в Москве, Вильно, Дерпте, Санкт-Петербургском  учебном округе, Казани, Харькове.

Главное звено в реформе 1803-1804 гг. представлял университет, являвшейся не только образовательным, но также и административным центром.5

5 ноября 1804 года император Александр  I именным указом утвердил уставы  Московского, Казанского и Харьковского  университетов. Проект университетских  уставов в основном разработал  В.Н. Каразин - советник императора по вопросам народного образования. Устав создавал организацию, сходную с устройством университетов Германии. Для поступления в российский университет устав 1804 года не выдвигал никаких ограничений кроме одного: «Никто не может быть принят в университет студентом, не имея нужных познаний для слушания курсов в университете» 6 Таким образом, устанавливалась согласованность стандартов, что не могло не оказать положительного влияния на качество обучения в университете.

Высшей инстанцией по учебным и  судебным делам в университете являлось общее собрание, или Совет, состоявший из ординарных и заслуженных профессоров. Совет избирал ректора, инспектора казенных студентов, профессоров, почетных членов, адъюнктов; назначал учителей в гимназии и уездные училища; определял порядок учебной жизни, как университета, так и других учебных заведений. Он являлся высшей инстанцией университетского суда.

Исполнительная власть вверялась  Правлению университета, состоявшему  из деканов факультетов, а также  помощника ректора. Устав предоставлял университетам право создавать  научные общества, поощрять научную  деятельность частных лиц избранием  их в почетные члены, возведением  в ученые степени и наградами. Академическая свобода по уставу 1804 года содействовала развитию не только науки и улучшению качества высшего образования, но и выполнению университетами функций просвещения и популяризации научных знаний в обществе.

Разгром наполеоновской Франции, возвышение Российской империи, события в Германии вызвали неоднозначную реакцию  в студенческой среде. В ряде стран  Европы имели место выступления  студентов, цель которых заключалась  в требовании демократизации общественной жизни. По мнению ряда правительственных  чиновников, российские университеты стали превращаться в «гнезда  революционности и безнравственности».

Поэтому был взят официальный курс на укрепление в системе народного  просвещения идей христианского  и монархического толка. 24 октября 1817 года Александр I издал Манифест, который  начинался следующими словами: «Желая, дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения, признали мы полезным соединить дела по Министерству народного просвещения  с делами всех вероисповеданий в  составе одного управления, под названием  Министерства духовных дел и народного  просвещения».

Это министерство весь период его  существования возглавлял князь  А.Н. Голицын. Новый министр своей главной задачей считал борьбу с политическим либерализмом и религиозным вольнодумством; он резко осуждал сложившуюся до него либеральную систему просвещения.

Решением Главного правления училищ от 30 января 1819 года было установлено  учредить во всех университетах кафедры  богословия для того, чтобы преподавать  начала истинного богопознания и  христианского учения.

Министерство духовных дел и  народного просвещения объявило главной задачей школы воспитание у учащихся самодержавно-монархической  идеологии с помощью православной религии и науки. Александр I требовал привести все учебные заведения  в такое состояние, «в каком им следует быть и для соответствия видам правительства».  Особое опасение министерства вызывали университеты, которые признавались очагами революционной заразы. Искоренению ее должны были послужить решительные меры, предпринятые сначала в отношении Казанского университета и распространенные позднее на другие высшие учебные заведения — в Петербургском и Харьковском университетах, гимназии высших наук в Нежине и т. д. Ужесточившаяся политика в отношении просвещения, усиление цензурных репрессий, всевозрастающая полицейская слежка явственно обозначили реакционность правительственного курса.7

События 14 декабря 1825 года, завершившие первую четверть XIX века, наложили неизгладимый отпечаток  на последующий период. Опасение революционной  крамолы определило направление  внутренней политики, вызвало принятие мер не только чисто полицейского характера, как создание III отделения  и корпуса жандармов, но и мероприятий, направленных на упрочение самодержавной  власти — централизация государственного управления, кодификация законов, — а также укрепление классовой опоры царизма — дворянства. Это стремление к консервации основ феодального государства наглядно проявилось и в деятельности комитета 6 декабря 1826 года, и в реформах просвещения. Уже весной 1826 года министерство просвещения получило указание кардинально пересмотреть всю систему народного образования. Этим занялся специально созданный комитет устройства учебных заведений, деятельность которого так определялась министром просвещения Шишковым

Свои взгляды  на образовательную политику А.С. Шишков целостно изложил на заседании Главного правления училищ. Вот характерная выдержка из его доклада: «Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет. Излишество их, равно, как и недостаток, противны истинному просвещению. Обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу оного количество людей, принесло бы более вреда, нежели пользы. Наставлять земледельческого сына в риторике было бы приуготовлять его быть худым и бесполезным или еще вредным гражданином»8.

Рескриптом 14 мая 1826 года Николай I назначил особый «комитет устройства учебных  заведений», который работал до 1835 года. Его целью было без всякого  отлагательства «ввести единообразие в учебную систему, дабы уже, за совершением  сего, воспретить всякие произвольные преподавания учений, по произвольным книгам и тетрадям» . Это учреждение разработало важные нормативные документы: Устав гимназий и училищ уездных и приходских (1828), Устав университета Св. Владимира (1833), Положение об учебных округах (1835) и Общий устав императорских российских университетов (1835). Эти документы определили официальную образовательную политику России.

8 декабря 1828 года именным указом, данным Сенату, Николай I утвердил  Устав гимназий и училищ, состоящих  в ведомстве университетов: Санкт-петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. В первом параграфе этого документа  записано следующее: «Общая цель  учебных заведений, состоящих  в ведомстве университетов, заключается  в том, чтобы при нравственном  образовании доставлять юношеству  средства к приобретению нужнейших  по состоянию каждого познаний».

В уставе 1828 года прослеживаются общие  реакционные тенденции, а именно: расширение полицейского надзора за деятельностью университетов, узкая специализация.

Реализация требований устава 1828 года возлагалась на Министерство народного  просвещения и учебные округа. В период с 1828 по 1833 годы министром  народного просвещения был князь  К.А. Ливен. Ему удалось провести через государственный совет уставы и штаты гимназий, уездных и приходских училищ, что упорядочило деятельность этих учебных заведений. Министр Ливен уделял много внимания развитию высшей школы, так как хорошо знал ее проблемы. Однако воплотить в жизнь многочисленные планы К.А. Ливен не успел, так как был уволен в отставку по состоянию здоровья.

В марте 1833 года министром народного  просвещения стал граф С.С. Уваров (до октября 1849 года). В отечественном образовании С.С. Уваров оставил заметный след: он выдвинул концепцию, в которой утверждал, что народное образование должно осуществляться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности . Первым шагом по реализации своей концепции в высшей школе явилась подготовка устава университета Св. Владимира. Он был утвержден 25 декабря 1833 года. Этот университет создали в Киеве на базе Волынского лицея. Назначение нового министра просвещения С. С. Уварова знаменовало лишь укрепление реакционного курса. Воззрения Уварова были достаточно характерны для определенной части русского дворянства в первой половине XIX века. Разносторонне образованный человек, увлекавшийся литературой, автор ряда работ о Гете и классических древностях, участник литературных кружков, в том числе и «Арзамаса», где сблизился с Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, Н. И. Гнедичем, братьями А. И. и Н. И. Тургеневыми, после 1825 года он полностью отходит от увлечений молодости и выступает как один из наиболее рьяных идеологов реакции, один из авторов так называемой теории официальной народности.9

Устав университета Св. Владимира 1833 года явился правовой основой для  возрождения российских университетов, переживших кризис в 20-е годы XIX века. По замыслу С.С. Уварова университет стал рассматриваться не как ученное сословие, а как высшее учебное заведение и административно-коллегиальное учреждение для управления другими учебными заведениями округа.

По уставу 1833 года в состав совета университета входили только профессора, а адъюнкты такого права лишились. Вместе с тем туда был введен синдик - начальник канцелярии, что усилило  его реальную власть. По новому уставу произошло значительное ограничение  прав университетского совета - у него отняли право увольнять преподавателей и судить их. По уставу 1833 года ректора  стали избирать на 2 года.

При активном участии министра народного  просвещения С.С. Уварова было подготовлено и 25 июня 1835 года утверждено Положение об учебных округах, которое создавало правовую основу для руководства всеми учебными заведениями Российской империи. Этот документ особо выделял роль университетов как учебно-научных центров основных регионов страны.

Согласно императорским указам все учебные заведения распределялись по 8 округам: Петербургскому, Московскому, Дерптскому, Казанскому, Харьковскому, Киевскому, Одесскому и Белорусскому, во главе которых стояли университеты с попечителями. В последующие  годы название и границы учебных  округов менялись.

26 июля 1835 года Николай I утвердил  Общий устав императорских Российских  университетов. Руководство ими  осуществлял министр народного  просвещения через попечителей  соответствующих учебных округов.  Внутри университета управляющие  функции принадлежали Совету (ректор  и все профессоры) и Правлению  (ректор, деканы факультетов и  синдик - начальник канцелярии). Университетский  устав 1835 года покончил с фикцией  академической свободы, существовавшей  по уставу 1804 года. Попечитель обязан  был теперь жить в том городе, где находился университет. Ректор  и деканы пока оставались выборные, но власть совета была сильно  ограничена. Судебные функции были  вовсе отняты у университета; административные и хозяйственные  дела по-прежнему ведались правлением, но начальником правления был  не совет, а попечитель. Попечителю  же принадлежал надзор за дисциплиной  в университете. Инспектор из  выборного и ответственного перед  советом лица превратился в  чиновника, назначавшегося попечителем, - и при том не из профессоров,  а из посторонних университету  «военных или гражданских служащих».  Студентам дана была форма;  устав регламентировал их нравственные  обязанности и даже заботился  о их «наружном образовании», прическе, манерах и т.п. Инспектору  студентов предписывалось (в Московском  университете) посещать в разные часы и всегда неожиданно квартиры казеннокоштных студентов, наблюдать за их знакомствами, следить за посещением церкви и т.д..

Ответной реакцией императора Николая I на революционные события 1848-1849 годов  стало назначение в январе 1850 года министром народного просвещения  князя П.А. Ширинского-Шихматова. В это время был предпринят еще ряд ограничительных мер в высшей школе. Во-первых, установление численного предела обучавшихся в российских университетах, а также запрета на прием лиц недворянского происхождения. Во-вторых, запрещение заграничных командировок преподавателей и студентов с научными целями. В-третьих, прекращение чтения лекций по философии светским профессорам с передачей преподавания логики и психологии ученным богословам. Была увеличена плата за обучение.

Министр Ширинский-Шихматов насаждал политический контроль за всеми сторонами  жизни и деятельности высшей школы. Профессора обязаны были до начала учебного года предоставлять деканам  факультетов тексты своих лекций для утверждения. Подчиненные министру ректоры и деканы получили инструкцию, устанавливающую правила самого детального надзора за преподаванием. Контроль за студентами со стороны  инспектора университета и его помощников осуществлялся даже по месту жительства.10

Таким образом, благодаря образовательным  реформам XVIII века, открытию значительного  числа учебных заведений и  активному развитию обучения, в начале XIX века стало возможным создание централизованной государственной  системы образования.11 В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения. В 1804 году был издан Устав учебных заведений подведомых университетам, который давал университетам некую автономию. Последние годы царствования Александра I характеризовались попытками привлечения религии на службу реакции и обскурантизма. Поэтому был взят официальный курс на укрепление в системе народного просвещения идей христианского и монархического толка. Восстание декабристов в 1825 году оказало огромное влияние на образование. Рескриптом 14 мая 1826 года Николай I назначил особый «комитет устройства учебных заведений», который работал до 1835 года. Это учреждение разработало Устав гимназий и училищ уездных и приходских (1828), Устав университета Св. Владимира (1833), Положение об учебных округах (1835) и Общий устав императорских российских университетов (1835). В уставе 1828 года прослеживаются общие реакционные тенденции. 26 июля 1835 года Николай I утвердил Общий устав императорских Российских университетов, который покончил с фикцией академической свободы, существовавшей по уставу 1804 года. Несмотря на это, университеты России оставались центрами свободолюбивых идей.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Российские университеты и их внутреннее устройство

Информация о работе Университетское образование в 19 веке