Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:37, реферат
История университетского образования в России представляет собой одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной историографии. Его актуализации на рубеже XX–XXI вв. способствовала череда юбилеев старейших российских университетов и подготовка в связи с этим ряда обобщающих трудов как по истории отдельных университетов, так и по проблемам складывания университетской системы в России в целом.
Введение 3
Глава I Становление высшего образования в первой половине 19 века 8
§ 1 Государственная политика в области высшего образования в начале XIX века 9
Глава II Российские университеты и их внутреннее устройство 20
§ 1 Виленский университет 24
§ 2 Дерптский университет 28
§ 3 Московский университет 31
Глава III Расширение системы высшего образования в первой половине XIX века (качественные и количественные показатели) 36
Заключение 44
В сентябре 1802 года первым министром
народного просвещения был
В шести учебных округах России создавались университеты: в Москве, Вильно, Дерпте, Санкт-Петербургском учебном округе, Казани, Харькове.
Главное звено в реформе 1803-1804 гг. представлял университет, являвшейся не только образовательным, но также и административным центром.5
5 ноября 1804 года император Александр
I именным указом утвердил
Высшей инстанцией по учебным и судебным делам в университете являлось общее собрание, или Совет, состоявший из ординарных и заслуженных профессоров. Совет избирал ректора, инспектора казенных студентов, профессоров, почетных членов, адъюнктов; назначал учителей в гимназии и уездные училища; определял порядок учебной жизни, как университета, так и других учебных заведений. Он являлся высшей инстанцией университетского суда.
Исполнительная власть вверялась Правлению университета, состоявшему из деканов факультетов, а также помощника ректора. Устав предоставлял университетам право создавать научные общества, поощрять научную деятельность частных лиц избранием их в почетные члены, возведением в ученые степени и наградами. Академическая свобода по уставу 1804 года содействовала развитию не только науки и улучшению качества высшего образования, но и выполнению университетами функций просвещения и популяризации научных знаний в обществе.
Разгром наполеоновской Франции, возвышение
Российской империи, события в Германии
вызвали неоднозначную реакцию
в студенческой среде. В ряде стран
Европы имели место выступления
студентов, цель которых заключалась
в требовании демократизации общественной
жизни. По мнению ряда правительственных
чиновников, российские университеты
стали превращаться в «гнезда
революционности и
Поэтому был взят официальный курс на укрепление в системе народного просвещения идей христианского и монархического толка. 24 октября 1817 года Александр I издал Манифест, который начинался следующими словами: «Желая, дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения, признали мы полезным соединить дела по Министерству народного просвещения с делами всех вероисповеданий в составе одного управления, под названием Министерства духовных дел и народного просвещения».
Это министерство весь период его существования возглавлял князь А.Н. Голицын. Новый министр своей главной задачей считал борьбу с политическим либерализмом и религиозным вольнодумством; он резко осуждал сложившуюся до него либеральную систему просвещения.
Решением Главного правления училищ от 30 января 1819 года было установлено учредить во всех университетах кафедры богословия для того, чтобы преподавать начала истинного богопознания и христианского учения.
Министерство духовных дел и
народного просвещения объявило
главной задачей школы
События 14 декабря 1825 года, завершившие первую четверть XIX века, наложили неизгладимый отпечаток на последующий период. Опасение революционной крамолы определило направление внутренней политики, вызвало принятие мер не только чисто полицейского характера, как создание III отделения и корпуса жандармов, но и мероприятий, направленных на упрочение самодержавной власти — централизация государственного управления, кодификация законов, — а также укрепление классовой опоры царизма — дворянства. Это стремление к консервации основ феодального государства наглядно проявилось и в деятельности комитета 6 декабря 1826 года, и в реформах просвещения. Уже весной 1826 года министерство просвещения получило указание кардинально пересмотреть всю систему народного образования. Этим занялся специально созданный комитет устройства учебных заведений, деятельность которого так определялась министром просвещения Шишковым
Свои взгляды на образовательную политику А.С. Шишков целостно изложил на заседании Главного правления училищ. Вот характерная выдержка из его доклада: «Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет. Излишество их, равно, как и недостаток, противны истинному просвещению. Обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу оного количество людей, принесло бы более вреда, нежели пользы. Наставлять земледельческого сына в риторике было бы приуготовлять его быть худым и бесполезным или еще вредным гражданином»8.
Рескриптом 14 мая 1826 года Николай I назначил особый «комитет устройства учебных заведений», который работал до 1835 года. Его целью было без всякого отлагательства «ввести единообразие в учебную систему, дабы уже, за совершением сего, воспретить всякие произвольные преподавания учений, по произвольным книгам и тетрадям» . Это учреждение разработало важные нормативные документы: Устав гимназий и училищ уездных и приходских (1828), Устав университета Св. Владимира (1833), Положение об учебных округах (1835) и Общий устав императорских российских университетов (1835). Эти документы определили официальную образовательную политику России.
8 декабря 1828 года именным указом,
данным Сенату, Николай I утвердил
Устав гимназий и училищ, состоящих
в ведомстве университетов:
В уставе 1828 года прослеживаются общие реакционные тенденции, а именно: расширение полицейского надзора за деятельностью университетов, узкая специализация.
Реализация требований устава 1828 года
возлагалась на Министерство народного
просвещения и учебные округа.
В период с 1828 по 1833 годы министром
народного просвещения был
В марте 1833 года министром народного просвещения стал граф С.С. Уваров (до октября 1849 года). В отечественном образовании С.С. Уваров оставил заметный след: он выдвинул концепцию, в которой утверждал, что народное образование должно осуществляться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности . Первым шагом по реализации своей концепции в высшей школе явилась подготовка устава университета Св. Владимира. Он был утвержден 25 декабря 1833 года. Этот университет создали в Киеве на базе Волынского лицея. Назначение нового министра просвещения С. С. Уварова знаменовало лишь укрепление реакционного курса. Воззрения Уварова были достаточно характерны для определенной части русского дворянства в первой половине XIX века. Разносторонне образованный человек, увлекавшийся литературой, автор ряда работ о Гете и классических древностях, участник литературных кружков, в том числе и «Арзамаса», где сблизился с Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, Н. И. Гнедичем, братьями А. И. и Н. И. Тургеневыми, после 1825 года он полностью отходит от увлечений молодости и выступает как один из наиболее рьяных идеологов реакции, один из авторов так называемой теории официальной народности.9
Устав университета Св. Владимира 1833 года явился правовой основой для возрождения российских университетов, переживших кризис в 20-е годы XIX века. По замыслу С.С. Уварова университет стал рассматриваться не как ученное сословие, а как высшее учебное заведение и административно-коллегиальное учреждение для управления другими учебными заведениями округа.
По уставу 1833 года в состав совета университета входили только профессора, а адъюнкты такого права лишились. Вместе с тем туда был введен синдик - начальник канцелярии, что усилило его реальную власть. По новому уставу произошло значительное ограничение прав университетского совета - у него отняли право увольнять преподавателей и судить их. По уставу 1833 года ректора стали избирать на 2 года.
При активном участии министра народного просвещения С.С. Уварова было подготовлено и 25 июня 1835 года утверждено Положение об учебных округах, которое создавало правовую основу для руководства всеми учебными заведениями Российской империи. Этот документ особо выделял роль университетов как учебно-научных центров основных регионов страны.
Согласно императорским указам
все учебные заведения
26 июля 1835 года Николай I утвердил
Общий устав императорских
Ответной реакцией императора Николая
I на революционные события 1848-1849 годов
стало назначение в январе 1850 года
министром народного
Министр Ширинский-Шихматов насаждал политический контроль за всеми сторонами жизни и деятельности высшей школы. Профессора обязаны были до начала учебного года предоставлять деканам факультетов тексты своих лекций для утверждения. Подчиненные министру ректоры и деканы получили инструкцию, устанавливающую правила самого детального надзора за преподаванием. Контроль за студентами со стороны инспектора университета и его помощников осуществлялся даже по месту жительства.10
Таким образом, благодаря образовательным реформам XVIII века, открытию значительного числа учебных заведений и активному развитию обучения, в начале XIX века стало возможным создание централизованной государственной системы образования.11 В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения. В 1804 году был издан Устав учебных заведений подведомых университетам, который давал университетам некую автономию. Последние годы царствования Александра I характеризовались попытками привлечения религии на службу реакции и обскурантизма. Поэтому был взят официальный курс на укрепление в системе народного просвещения идей христианского и монархического толка. Восстание декабристов в 1825 году оказало огромное влияние на образование. Рескриптом 14 мая 1826 года Николай I назначил особый «комитет устройства учебных заведений», который работал до 1835 года. Это учреждение разработало Устав гимназий и училищ уездных и приходских (1828), Устав университета Св. Владимира (1833), Положение об учебных округах (1835) и Общий устав императорских российских университетов (1835). В уставе 1828 года прослеживаются общие реакционные тенденции. 26 июля 1835 года Николай I утвердил Общий устав императорских Российских университетов, который покончил с фикцией академической свободы, существовавшей по уставу 1804 года. Несмотря на это, университеты России оставались центрами свободолюбивых идей.12
Глава II Российские университеты и их внутреннее устройство