Университетское образование в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

История университетского образования в России представляет собой одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной историографии. Его актуализации на рубеже XX–XXI вв. способствовала череда юбилеев старейших российских университетов и подготовка в связи с этим ряда обобщающих трудов как по истории отдельных университетов, так и по проблемам складывания университетской системы в России в целом.

Содержание

Введение 3

Глава I Становление высшего образования в первой половине 19 века 8

§ 1 Государственная политика в области высшего образования в начале XIX века 9


Глава II Российские университеты и их внутреннее устройство 20

§ 1 Виленский университет 24

§ 2 Дерптский университет 28

§ 3 Московский университет 31


Глава III Расширение системы высшего образования в первой половине XIX века (качественные и количественные показатели) 36

Заключение 44

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 91.68 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО Красноярский государственный  педагогический университет 

Им. В.П Астафьева

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

« Российские университеты в первой половине 19 века»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса

Бакалавр 30 группа

Ю.С Юшкевич 

Проверил:

Д.И.Н, профессор 

В.И. Федорова

 

 

 

Красноярск 2011

Оглавление 

Введение  3


Глава I  Становление высшего образования в первой половине  19 века 8


§ 1 Государственная политика в области высшего образования в начале XIX века                                                                                                                              9


 

 Глава II Российские университеты и их внутреннее устройство  20


§ 1 Виленский университет  24


§ 2 Дерптский университет                                                                                28 


§ 3 Московский университет 31 


 

Глава III Расширение системы высшего образования в первой половине XIX века (качественные и количественные показатели)                                            36


Заключение  44


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

История университетского образования в России представляет собой одно из важных направлений, которое  активно исследуется в современной  историографии. Его актуализации на рубеже XX–XXI вв. способствовала череда юбилеев старейших российских университетов и подготовка в связи с этим ряда обобщающих трудов как по истории отдельных университетов, так и по проблемам складывания университетской системы в России в целом.

Неизменную  актуальность сохраняют вопросы  о своеобразии российских университетов  и их соотношении с опытом Европы. Это, в свою очередь, привлекает внимание к изучению истоков университетского образования в России, а также  к более тщательному исследованию тех эпох, в которые уже происходило  взаимодействие российского и европейского высшего образования, и тех результатов, к которым оно привело.

Между тем, сравнительный  аспект в исследованиях по истории  российских университетов использовался  до сих пор явно недостаточно. К  сожалению, в историографии еще  в начале XX в. возникла традиция, согласно которой история отечественных университетов оказалась жестко привязана к истории общественной жизни России, ее «прогрессивным» или «реакционным» периодам и фактически исключена из общего хода истории европейских университетов, приобретя изолированный, «самодостаточный» характер. 

 История  российских университетов в первые  десятилетия после их возникновения  – это история адаптации европейской  «университетской идеи» к условиям  российской цивилизации. Среди  всех инноваций, утвердившихся  в России после петровских  реформ, университет явился, быть  может, в наиболее чистом виде  европейским институтом, и центральную  роль в его «усвоении» сыграло  установление прямых образовательных  контактов России с Европой.

Целью моей работы является- изучение процесса развития и становление российской системы высшего образования в первой половине XIX века.

Для наиболее полного раскрытия  темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать государственную политику в области высшего образования в начале XIX века;
  2. Проследить те качественные изменения, которые произошли в результате этой политики;
  3. Рассмотреть деятельность основных университетов России первой половины XIX  века, их внутреннюю структуру
  4. Оценить роль университетов в российском государстве того времени

 

Собственно  изучение российских университетов  началось в дореволюционной отечественной  историографии с середины XIX в. Были написаны исторические труды, посвященные отдельным российским университетам и приуроченные к их юбилеям.1

Эти издания  представляли собой фактологическое, скрупулезное (подчас до малейших деталей, почерпнутых из университетских  архивов, которые в наши дни не сохранились) изложение истории  конкретного университета, которое  по сути не получало концептуального  осмысления – действовавшие исторические факторы рассматривались изолировано  лишь для данного университета, оценивались  как существенные для его становления, но не получали трактовки, исходя из общей  картины развития университетов  в России или, тем более, из контекста  европейской университетской истории  того времени.

Построение  таких концепций легло на плечи  авторов обобщающих исследований, касающихся российской системы университетского образования в целом. Первенство здесь принадлежит профессору Петербургского университета, историку и литературоведу М. И. Сухомлинову. Им были впервые поставлены многие из принципиальных вопросов в истории российских университетов, ответам на которые посвящено и данное исследование. Так, именно Сухомлинов первым задался целью изучить историю создания и немецкие корни первого отечественного университетского Устава 1804 г. В ходе этого он обнаружил существенное влияние немецких корреспондентов на разработку университетских преобразований начала XIX в., обратил внимание на роль Гёттингенского университета в качестве образца для реформ. 

Одна из ключевых концепций Сухомлинова заключалась  в подчеркивании позитивной роли «университетской автономии» в России. Ее возникновение не случайно: выход  работы историка вскоре после введения в силу университетского Устава 1863 г. был призван доказать, что утверждение «автономии» российских университетов в период Великих Реформ являлось лишь возвращением к уже существовавшим и освященным традицией принципам Устава 1804 г., которые подверглись искажению в николаевскую эпоху. При этом именно принятие Устава 1804 г. «открыло путь для развития народной образованности и дало верный залог для ее безостановочного движения»

В статье Т.Н. Жуковской «Русский студент дореформенной эпохи» имеются сведения о положении студенчества первой половины XIX века в связи с колебаниями правительственного курса, сопоставляются условия жизни студентов и формы студенческой повседневности в российских университетах.

Статья А.М. Феофанова «Социальный состав и численность студентов Московского университета во второй половине XVIII века - первой четверти XIX века» имеет социологическое направление. В ней прослеживается динамика численности студентов Московского университета в 1755-1825 годах, а также сословное происхождение и вероисповедание московских студентов.

Предметом статей Л.М. Волосниковой «Законодательство России о высшем образовании в XVIII веке» и «Университетский устав Российской империи 1804 года: режим академической свободы» является генезис академической свободы в России. В первой статье описывается начальный этап развития высшего образования в России. Во второй - рассматривается как происходило становление системы высшего образования в начале XIX века.

Статья Л.А. Зайцевой «Генезис государственного управления высшим образованием в России» имеет политическое направление, в которой описывается политика государства в области образования. Делается акцент на значительную и важную роль государства в развитии образования.

В статье Е.К. Сысоевой «Московский университет и общеобразовательная школа в XVIII - начале XX века» прослеживается связь развития общеобразовательных и высших школ, а также значение университетов в развитии школ.

Статьи В.А. Змеева «Высшее образование в России во второй четверти XIX века» и «Высшая школа России в первой четверти XIX века» рассматривают создание, деятельность университетов в первой половине XIX века.

Целью статьи Н.В. Поляковой «Складывание российской системы образования» является процесс складывания российской образовательной системы.

          Объектом данного исследования является политика государства в области образования первой половины XIX века

Предмет исследования –  российские университеты первой половины XIX века

Таким образом, проанализировав  всю, использованную мною при подготовке данной работы литературу, можно сделать  вывод о том, что глубокое и  детальное изучение данной темы, а  именно история российских университетов в первой половине XIX в. представляется актуальным, так как высшее образование - одна из базовых ценностей российского общества. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. От направленности и эффективности образования сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Поэтому рассмотрение истории российских университетов необходимо для установления тех фактов, которые необходимы для создания «идеальной модели высшего образования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I  Становление высшего образования в первой половине  19 века

К началу XIX века в народном хозяйстве  России все более явственно назревают  коренные изменения. Они порождались  развивающимися буржуазными отношениями  в различных областях экономики — оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые сношения, в промышленности все большее значение приобретала фабрика с вольнонаемными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионную мануфактуры. Товарные отношения проникают в сельскохозяйственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств, возникновению поместий, работающих на внутренний или внешний рынок. Растущие города, привлекая все новых рабочих, ремесленников, торговцев, увеличивали потребности внутреннего рынка.

Развивающийся товарообмен между отдельными регионами  страны требовал улучшения средств  связи, транспорта, водных путей.

В связи со всеми этими явлениями все  острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и  просто в грамотных работниках, способных  обслуживать более сложный процесс  промышленного и сельскохозяйственного  производства. В этой ситуации одним  из важнейших условий поступательного  развития страны становилось народное образование.

В то же время, по данным 1797 года, процент грамотного сельского населения равнялся 2,7; городского — 9,2 %.2

При этом следует  учитывать, что основную массу населения  России составляли крестьяне, и только 4 % всех россиян обитало в городах. Кроме того, критерий грамотности в начале XIX века был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначить свою подпись фамилией.3

Идеи просвещения  еще во второй половине XVIII века привлекают внимание представителей передового дворянства. И. И. Бецким и Н. И. Новиковым высказываются мысли об образовании и воспитании «новых людей» и «полезных граждан». Просветительские идеи получают дальнейшее и более демократическое осмысление в сочинениях А. Н. Радищева, И. П. Пнина, А. Ф. Бестужева, В. В. Попугаева, на страницах «Санкт-Петербургского журнала», «Периодического издания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».

 

§ 1 Государственная политика в области высшего образования в начале XIX века

Первый год  нового XIX столетия ознаменовался для  России рядом событий, резко изменивших направление ее внутренней и внешней  политики.

11 марта 1801 года скоропостижно скончался  от «апоплексического удара», по  словам правительственного сообщения,  в действительности же в результате  ударов, нанесенных ему заговорщиками,  император Павел I. Однако государственный переворот, который возвел на родительский престол Александра I, не обеспечил ему прочной власти. Молодой монарх для укрепления своего положения вынужден был искать новые общественные силы, которые он мог бы противопоставить и деятелям павловского времени и сановной оппозиции екатерининских вельмож. Положение государственной власти осложнялось и недовольством армии, крестьянскими выступлениями, напряженной международной обстановкой. В этих условиях обращение к либеральному реформизму казалось спасительным средством, которое привлекло бы на сторону правительства значительные круги просвещенного дворянства. 

Александр I, придя к власти, продолжил проведение в России образовательной  реформы. Но она была не самоцелью, так  как для ускорения темпов развития страны нужен был рост социальной активности общества. Образование было одним из способов пробудить социальную мобильность населения, но его необходимо было подкрепить и другими действиями. Правительство разработало комплекс мер, призванных преодолеть сословную  закоснелость общества, мешающую ему  динамично следовать за темпами  экономического, промышленного и  культурного развития соседних европейских  стран.

В августе 1802 года было создано министерство народного  просвещения, первоочередной задачей  которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев  учебного процесса в России.

Министерству народного просвещения  подчинялись: Главное училищное  правление, Академия наук, университеты и другие учебные заведения. По Манифесту  определялся круг полномочий министерства народного просвещения. Манифест в  понятии «народное просвещение» соединял «воспитание юношества» и  «распространения наук».

Информация о работе Университетское образование в 19 веке