Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:37, реферат
История университетского образования в России представляет собой одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной историографии. Его актуализации на рубеже XX–XXI вв. способствовала череда юбилеев старейших российских университетов и подготовка в связи с этим ряда обобщающих трудов как по истории отдельных университетов, так и по проблемам складывания университетской системы в России в целом.
Введение 3
Глава I Становление высшего образования в первой половине 19 века 8
§ 1 Государственная политика в области высшего образования в начале XIX века 9
Глава II Российские университеты и их внутреннее устройство 20
§ 1 Виленский университет 24
§ 2 Дерптский университет 28
§ 3 Московский университет 31
Глава III Расширение системы высшего образования в первой половине XIX века (качественные и количественные показатели) 36
Заключение 44
ГОУ ВПО Красноярский государственный педагогический университет
Им. В.П Астафьева
Реферат на тему:
« Российские университеты в первой половине 19 века»
Выполнил: студент 3 курса
Бакалавр 30 группа
Ю.С Юшкевич
Проверил:
Д.И.Н, профессор
В.И. Федорова
Красноярск 2011
Оглавление
Введение 3
Глава I Становление высшего образования в первой половине 19 века 8
§ 1 Государственная политика в
области высшего образования в начале
XIX века
Глава II Российские университеты и их внутреннее устройство 20
§ 1 Виленский университет 24
§ 2 Дерптский университет
§ 3 Московский университет 31
Глава III Расширение системы высшего
образования в первой половине XIX века
(качественные и количественные показатели)
Заключение 44
Введение
История университетского
образования в России представляет
собой одно из важных направлений, которое
активно исследуется в
Неизменную
актуальность сохраняют вопросы
о своеобразии российских университетов
и их соотношении с опытом Европы.
Это, в свою очередь, привлекает внимание
к изучению истоков университетского
образования в России, а также
к более тщательному
Между тем, сравнительный аспект в исследованиях по истории российских университетов использовался до сих пор явно недостаточно. К сожалению, в историографии еще в начале XX в. возникла традиция, согласно которой история отечественных университетов оказалась жестко привязана к истории общественной жизни России, ее «прогрессивным» или «реакционным» периодам и фактически исключена из общего хода истории европейских университетов, приобретя изолированный, «самодостаточный» характер.
История
российских университетов в
Целью моей работы является- изучение процесса развития и становление российской системы высшего образования в первой половине XIX века.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
Собственно
изучение российских университетов
началось в дореволюционной
Эти издания
представляли собой фактологическое,
скрупулезное (подчас до малейших деталей,
почерпнутых из университетских
архивов, которые в наши дни не
сохранились) изложение истории
конкретного университета, которое
по сути не получало концептуального
осмысления – действовавшие исторические
факторы рассматривались
Построение таких концепций легло на плечи авторов обобщающих исследований, касающихся российской системы университетского образования в целом. Первенство здесь принадлежит профессору Петербургского университета, историку и литературоведу М. И. Сухомлинову. Им были впервые поставлены многие из принципиальных вопросов в истории российских университетов, ответам на которые посвящено и данное исследование. Так, именно Сухомлинов первым задался целью изучить историю создания и немецкие корни первого отечественного университетского Устава 1804 г. В ходе этого он обнаружил существенное влияние немецких корреспондентов на разработку университетских преобразований начала XIX в., обратил внимание на роль Гёттингенского университета в качестве образца для реформ.
Одна из ключевых
концепций Сухомлинова
В статье Т.Н. Жуковской «Русский студент дореформенной эпохи» имеются сведения о положении студенчества первой половины XIX века в связи с колебаниями правительственного курса, сопоставляются условия жизни студентов и формы студенческой повседневности в российских университетах.
Статья А.М. Феофанова «Социальный состав и численность студентов Московского университета во второй половине XVIII века - первой четверти XIX века» имеет социологическое направление. В ней прослеживается динамика численности студентов Московского университета в 1755-1825 годах, а также сословное происхождение и вероисповедание московских студентов.
Предметом статей Л.М. Волосниковой «Законодательство России о высшем образовании в XVIII веке» и «Университетский устав Российской империи 1804 года: режим академической свободы» является генезис академической свободы в России. В первой статье описывается начальный этап развития высшего образования в России. Во второй - рассматривается как происходило становление системы высшего образования в начале XIX века.
Статья Л.А. Зайцевой «Генезис государственного управления высшим образованием в России» имеет политическое направление, в которой описывается политика государства в области образования. Делается акцент на значительную и важную роль государства в развитии образования.
В статье Е.К. Сысоевой «Московский университет и общеобразовательная школа в XVIII - начале XX века» прослеживается связь развития общеобразовательных и высших школ, а также значение университетов в развитии школ.
Статьи В.А. Змеева «Высшее образование в России во второй четверти XIX века» и «Высшая школа России в первой четверти XIX века» рассматривают создание, деятельность университетов в первой половине XIX века.
Целью статьи Н.В. Поляковой «Складывание российской системы образования» является процесс складывания российской образовательной системы.
Объектом данного исследования является политика государства в области образования первой половины XIX века
Предмет исследования – российские университеты первой половины XIX века
Таким образом, проанализировав всю, использованную мною при подготовке данной работы литературу, можно сделать вывод о том, что глубокое и детальное изучение данной темы, а именно история российских университетов в первой половине XIX в. представляется актуальным, так как высшее образование - одна из базовых ценностей российского общества. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. От направленности и эффективности образования сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Поэтому рассмотрение истории российских университетов необходимо для установления тех фактов, которые необходимы для создания «идеальной модели высшего образования».
Глава I Становление высшего образования в первой половине 19 века
К началу XIX века в народном хозяйстве России все более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики — оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые сношения, в промышленности все большее значение приобретала фабрика с вольнонаемными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионную мануфактуры. Товарные отношения проникают в сельскохозяйственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств, возникновению поместий, работающих на внутренний или внешний рынок. Растущие города, привлекая все новых рабочих, ремесленников, торговцев, увеличивали потребности внутреннего рынка.
Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей.
В связи со
всеми этими явлениями все
острее становится потребность не только
в образованных специалистах, но и
просто в грамотных работниках, способных
обслуживать более сложный
В то же время, по данным 1797 года, процент грамотного сельского населения равнялся 2,7; городского — 9,2 %.2
При этом следует учитывать, что основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4 % всех россиян обитало в городах. Кроме того, критерий грамотности в начале XIX века был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначить свою подпись фамилией.3
Идеи просвещения еще во второй половине XVIII века привлекают внимание представителей передового дворянства. И. И. Бецким и Н. И. Новиковым высказываются мысли об образовании и воспитании «новых людей» и «полезных граждан». Просветительские идеи получают дальнейшее и более демократическое осмысление в сочинениях А. Н. Радищева, И. П. Пнина, А. Ф. Бестужева, В. В. Попугаева, на страницах «Санкт-Петербургского журнала», «Периодического издания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».
§ 1 Государственная политика в области высшего образования в начале XIX века
Первый год нового XIX столетия ознаменовался для России рядом событий, резко изменивших направление ее внутренней и внешней политики.
11 марта 1801
года скоропостижно скончался
от «апоплексического удара», по
словам правительственного
Александр I, придя к власти,
продолжил проведение в России образовательной
реформы. Но она была не самоцелью, так
как для ускорения темпов развития
страны нужен был рост социальной
активности общества. Образование было
одним из способов пробудить социальную
мобильность населения, но его необходимо
было подкрепить и другими действиями.
Правительство разработало
В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России.
Министерству народного