Университетское образование в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

История университетского образования в России представляет собой одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной историографии. Его актуализации на рубеже XX–XXI вв. способствовала череда юбилеев старейших российских университетов и подготовка в связи с этим ряда обобщающих трудов как по истории отдельных университетов, так и по проблемам складывания университетской системы в России в целом.

Содержание

Введение 3

Глава I Становление высшего образования в первой половине 19 века 8

§ 1 Государственная политика в области высшего образования в начале XIX века 9


Глава II Российские университеты и их внутреннее устройство 20

§ 1 Виленский университет 24

§ 2 Дерптский университет 28

§ 3 Московский университет 31


Глава III Расширение системы высшего образования в первой половине XIX века (качественные и количественные показатели) 36

Заключение 44

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 91.68 Кб (Скачать)

В XIX в. возникла и получила свое оформление университетская система  в нашей стране, выявились ее особенности, роль университетов необычайно поднялась  в культурной и общественной жизни; было принято 4 университетских Устава, каждый из которых определял особенности  определенного этапа в развитии университетов. Сложившаяся в России университетская система состояла только из государственных учебных  заведений, называвшихся императорскими и находившихся в ведении Министерства народного просвещения. Находясь на государственном бюджете, российские университеты сильно зависели от пожертвований, на которые строились новые университетские  здания, создавались библиотеки, музеи, клиники, выплачивались именные  стипендии и т.д. Для XIX века характерно постоянное взаимодействие правительства  и университетской общественности, принимавшее то форму сотрудничества, то конфликта, что особенно отразилось на содержании университетских Уставов, как мы увидим в дальнейшем.

Новые требования к университетам  и Академии наук, возникшие в ходе реформ Александра I, вызвали необходимость  в разработке новых уставов. Уже  в 1802 г. император поручил сенаторам  Муравьеву и Потоцкому, академику  Н.И. Фусу составить комитет для  рассмотрения новых уставов АН и  МУ. От Московского университета в  состав комитета вошел проф. Баузе. Проект университетского Устава был  составлен Каразиным, а затем  дорабатывался Фусом. 4 ноября 1804 г. Александр I подписал Грамоту о правах и привилегиях Московского университета, а 5 ноября был утвержден царем  новый Устав Московского университета, действие которого было сразу же распространенно  на Казанский и Харьковский, с 1819 г. на Петербургский и в 1820 г. на Дерптский, но не полностью. До этого, в 1803 г., был  утвержден новый устав АН, в  котором Академии наук поручалось заниматься только развитием науки, образование же было полностью передано в ведение Министерства народного просвещения.

Университетский устав 1804 г. исходил из опыта ряда западноевропейских университетов и учитывал почти  столетнюю к тому времени историю  университетского образования в  России. Он был очень обширен по объему, состоял из 16 глав, включавших 187 статей. В первую очередь определялось, что есть университет -“высшее ученое сословие, для преподавания наук учрежденное. В нем приготовляется юношество  для вступления в различные звания государственной службы”.

 

По уставу университеты получали большую автономию и невиданную в тогдашней России демократию при  решении своих внутренних вопросов, но все же не удалось ввести, по примеру  немецких университетов, свободу преподавания, так как не хватало профессоров, и свободу слушания — из-за недоверия  к самодеятельности студентов. Всей учебной работой руководил Совет  под председательством ректора, составленный из всех профессоров и  адъюнктов. Хозяйственные вопросы  решались и судебная власть над всеми  университетскими чинами осуществлялась Правлением, в которое входили: ректор-председатель, деканы факультетов и непременный  заседатель, назначаемый попечителем  из числа ординарных профессоров. Университет  мог иметь собственную типографию, содержать свою гимназию, составлять ученые общества по разным наукам, проводить  собственную цензуру для издаваемых и выписываемых книг.13

 

Особое значение имело  то, что по уставу осуществлялась выборность ректора и деканов, профессоров  и адъюнктов, основные вопросы университетской  жизни обсуждались и решались коллегиально: Советом и Правлением университета, факультетскими собраниями; ректор и деканы, принимая единоличные решения по важным вопросам, докладывали о них на Совете или собрании, они же отчитывались перед очередными выборами о проделанной работе. По уставу ректор избирался на 1 год, но в 1809 г. был установлен трехлетний срок полномочий ректора.

Университет состоял теперь из 4 факультетов с 28 кафедрами: нравственных и политических наук — 7 кафедр, физических и математических наук- 8, медицинских  наук — 6, словесных наук — 7. Кроме 28 профессоров, в университете полагалось иметь 12 адъюнктов — помощников профессора, замещавших их в случае болезни или отсутствия, 3 учителей современных иностранных языков , 3 учителей приятных искусств и гимнастических упражнений. Вводилось звание Почетного  члена университета из числа прославившихся учением и дарованием российских и зарубежных деятелей; почетные члены  отбирались Советом по одному от факультета, они получали ежегодную университетскую  пенсию и имели право голоса на общих собраниях.

Студенты учились в  университете 3 года, для поступления  представляли свидетельство директора  гимназии об успехах, поведении и  прилежании и документ об имущественном  состоянии. Не окончившие гимназию сдавали  экзамены по языкам и основам наук комитету, назначавшемуся ректором. Зачисление проводилось Правлением. За проступки  ректор мог наказать студента карцером до 3 дней, Правление — до 2 недель, и только Совет имел право исключить  из университета.

 

Студенты вначале изучали  общие для всех факультетов науки  и после этого могли покинуть университет, получив на торжественном  собрании аттестат. Оставшиеся студенты приступали к изучению наук по специальности  и, когда они считали, что овладели ими, требовали испытаний на степень  кандидата. Чтобы получить ее, надо было выдержать письменный экзамен по специальности, затем устно ответить на два вопроса в основной науке и дополнительные вопросы присутствовавших, которые могли касаться и вспомогательных наук.

Устав наделял большими правами  факультетское собрание, решавшее важные вопросы: распределения лекций, проведения испытаний, присвоения степеней и т. д. Чтобы получить степень магистра или доктора, требовалось выдержать  большую испытательную программу  в присутствии всех членов факультета и 2 членов Совета, выделявшихся от других факультетов по жребию. С претендентом декан вместе с 2 профессорами по вспомогательным  наукам проводил предварительную беседу, итоги которой докладывались  факультетскому собранию, и оно решало: отказать или назначить день публичных  испытаний. В этот день из написанных и хранимых тайно вопросов по науке, входившей в программу факультета, путем жребия выбиралось 2 вопроса  для магистра и 4 — для доктора, на них должен быть дан вопрошаемым  письменный полный ответ. Затем следовало  устное испытание в других предметах, назначаемых экзаменатором. После  этого в отдельном помещении  в присутствии членов факультета отвечали письменно соответственно на 2 или 4 вопроса, выбранных по жребию, сочетая это с выполнением  практических заданий: медик ставил диагноз, химик определял состав вещества и т.п. В заключение претендент на степень магистра должен был прочитать  одну публичную лекцию, а на степень  доктора — 3 по предметам, назначенным  факультетом, и представить диссертацию  для защиты в публичном собрании. В случае, когда факультет отказывал  претенденту в испытаниях, повторное  обращение с просьбой о допуске  возможно было только через год.

Таким образом, устав 1804 г. был  важным шагом в развитии университетского образования в России, создал невиданную в условиях самодержавия автономную систему, способствовал повышению  престижа университетов и совершенствованию их работы. Последующие события показали, что устав 1804 г. оставался во многом на бумаге, так как не соответствовал окружавшей действительности.14

§ 1 Виленский  университет

Старейший Виленский  университет, возникший еще в 1579 году, вскоре стал крупным научным  центром средневековой Европы, особенно известным благодаря астрономическим  исследованиям — в 1573 году при университете была создана первая в Европе астрономическая обсерватория. К началу XIX века в нем преподавали литовские и русские ученые, количество студентов возросло до 700 человек. При университете действовали три клиники, больница, аптека, был разбит ботанический сад и создан зоологический музей. С 1804 года права и функции его были значительно расширены. В ведение университета, согласно новому уставу, вошли школы Виленского учебного округа, а также губерний: Витебской, Гродненской, Могилевской, Минской, Киевской, Волынской и Подольской. 

В 1803 году попечителем Виленского учебного округа был назначен князь Адам Чарторыйский (1770—1861), способствовавший расцвету университета. Чарторыйский занимал должность попечителя на протяжении двадцати лет (по 1823 год), совмещая её с постами товарища министра иностранных дел (1802—1804) и министра иностранных дел (1802—1807).

В соответствии с утверждённым 18 мая 1803 года «Уставом или общем постановлении  императорского Виленского университета и училищ его округа» университет  являлся одновременно учебным, научным  и учебно-административным местным  учреждением, избиравшим директоров гимназий, смотрителей уездных училищ и  другие должностные лица, контролировавшим учебно-методическую, дисциплинарную, хозяйственную деятельность окружных учебных заведений, издавал и  цензурировал учебную и методическую литературу. В учительской семинарии при университете готовились квалифицированные школьные педагоги.15

Университет был самым  богатым среди всех российских университетов: кроме штатной суммы в 130 тысяч  рублей в год, выделявшейся всем университетам, средства составляли ежегодные поступления  в 105 тысяч рублей из доходов бывших иезуитских имений, а также дополнительные одноразовые ассигнования (в 1804 году 70 тысяч рублей пожалования от Александра I, в 1807 году субсидия в 30 тысяч рублей, в 1811 — 60 тысяч рублей.16

 

Количество студентов росло  от 290 в 1804 году до 1 321 в 1830 году. К 1823 году стал крупнейшим университетом России и Европы, числом студентов превосходя Оксфордский университет. Первоначально в Виленском университете присваивались докторские и магистерские степени по широкому кругу научных дисциплин — словесности, управления государственных доходов и торговли, иностранным государственным отношениям, правоведения, архитектуры и другим. В1819 году университет был лишён права присвоения учёных степеней магистра и доктора; выпускники могли получить степень кандидата. В 1821 году было запрещено выдавать и кандидатские дипломы.17

 

В университете действовали тайные студенческие патриотические организации (филоматы, филареты, «лучезарные» или «лучистые»). В1823 году по делу о принадлежности к ним были арестованы десятки воспитанников университета.

Адам Чарторыйский был смещён. Его место занял Н. Н. Новосильцев (1768—1838). В связи с процессом филоматов по инициативе Новосильцева из университета указом 14 августа 1824 года для «пресечения вредного влияния, которое возымела противодействующая университетскому начальству партия», были уволены и высланы из Литвы профессора Юзеф Голуховский, Игнатий Данилович, Иоахим Лелевель.

В 1831 г. закрыли власти Виленский  и Варшавский университеты, так как  многие их воспитанники и студенты были активными участниками польского  восстания 1830-1831 гг., а подчиненный  Виленскому университету Волынский  лицей перевели сначала в Житомир, а затем в Киев. На его базе правительство решило открыть университет  — умственную крепость вблизи военной  — с целью подавить дух польской национальности и слить его с  общим русским духом .

По указу Николая I от 8 ноября 1833 г. в Киеве создавался университет  в составе юридического и философского факультетов. Для университета был  введен временный устав, сильно отличавшийся от устава 1804 г. Он действовал до 1842 г. Этот устав значительно ограничивал  университетскую автономию и  усиливал вмешательство чиновников в университетские дела. В связи  с нехваткой кадров большая часть  кафедр была замещена учителями лицея, преподавателями Киевской духовной академии и гимназии. Даже физику преподавал профессор из Духовной академии. Лучше  дело с преподавателями обстояло на юридическом факультете, где оказалось  много выпускников зарубежных университетов. Состав преподавателей определил характер преподавания и устройство — они  напоминали в первые годы гимназические.

На первый курс в 1833 г. было принято 62 студента, а к 1838 г. их число  возросло до 267. Необычайно высок был % дворян среди студентов Киевского  университета — около 90. Основную массу  студентов и преподавателей составляли поляки, среди которых возникали  конспиративные общества, имевшие часто  антирусскую направленность. Борьба польских и русских элементов  в Киевском университете продолжалась долгие годы, принимала нередко острые формы, что послужило причиной временного закрытия университета в 1839 г. и чистки его состава. Первым ректором Киевского университета был профессор МУ М. А. Максимович, который способствовал проникновению русского влияния, сохраняя при этом наилучшие отношения с польскими профессорами.

 

В последующие годы в Киевском университете святого Владимира  был открыт медицинский факультет  на базе закрытой Виленской медицинской  академии, введена, по примеру Дерпта, доцентура для подготовки к профессорскому званию, разработан новый устав, существенно  отличавшийся от устава 1835 г. для российских университетов.

 Структура университета

Состоял из четырёх факультетов — физико-математический, медицинский, нравственно-политический (с богословием), литературный с изящными искусствами. Числилось 32 кафедры, преподавалось 55 предметов. Университету принадлежал ботанический сад, анатомический музей, клиника, физическая и химическая лаборатории, библиотека в 60 тысяч томов.

Преподавание велось преимущественно  на польском и латыни. После смещения Чарторыйского постепенно вводилось чтение отдельных предметов на русском языке.

После реформы 1803 года были учреждены две кафедры, на которых преподавалась философия — кафедра логики и кафедра метафизики и морали. Поскольку подходящей кандидатуры на вакантную должность профессора не нашлось, философию преподавал адъюнкт Ян Зноско. В 1804 годудолжность профессора философии занял прибывший из Эрлангена сторонник классической немецкой философии, испытавший влияние идей Канта и Рейнгольда Иоганн Абихт, к тому времени уже опубликовавший 24 труда по философии. Абихт читал на латыни и тяжёлым для понимания стилем, поэтому его лекции особой популярностью не пользовались. В Вильне Абихт издал на основе своих лекций книгу Initia Philosophiae propriae sic dictae. Vilnae (1814).

В 1820 году с объединением двух кафедр в одну место профессора философии по конкурсу занял воспитанник Варшавского университета, совершенствовавшийся в университетах Эрлангена и Гейдельберга Юзеф Голуховский. Его лекции пользовались особой популярностью и вызвали подозрение российских властей. В 1824 году Голуховский из университета был удалён.18

Ректор и деканы избирались на три  года. Ректорами были Иероним Стройновский (1799—1806), ЯнСнядецкий (1807—1814), Шимон Малевский (1817—1822), математик Юзеф Твардовский(1823—1824).19

Формально ректором университета Пеликан  был утверждён с 1826 года пожизненно (фактически до упразднения учебного заведения в 1832 году); Пеликан участвовал в комиссии по ликвидации Виленского университета, впоследствии член многих научных обществ и президент императорской Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии (1851—1856).

§ 2 Дерптский университет

Значительным  научным и учебным центром  стал Дерптский университет, открытый в 1802 году. Помимо факультетов медицинского, математического, философского при  нем был создан так называемый профессорский институт, который  за сравнительно короткий срок — 12–15 лет — сумел подготовить большое научное пополнение для русских вновь открываемых университетов. Более 20 хорошо подготовленных Дерптским университетом специалистов стали профессорами Петербургского, Казанского и других университетов.20

Информация о работе Университетское образование в 19 веке