Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:43, дипломная работа
Цели данной работы - проследить основные тенденции двусторонних отношений после 1992 г. (условная дата окончания советского периода истории, а также «холодной войны») и наметить их перспективы на будущее. Мы предполагали выявить определенные закономерности в истории взаимодействия между Турцией и Россией. Понять, как они преломляются в новых исторических условиях.
Задачи работы: охарактеризовать исторически сложившуюся модель взаимодействия между Турцией и Россией. Выявить, как складывалась их взаимная периферии; охарактеризовать современный международный статус этой периферии, основные тенденции ее развития;
• охарактеризовать проблемный блок, сохраняющийся на этой территории, в том числе в рамках турецко-российских отношений. Показать новые качественные внешнеполитические ориентиры Анкары и Москвы. Показать место России во внешней политике Турции, и наоборот;
Пик активности турецких фирм пришелся на период 1994-1997 годов, когда на территории России работало до 80 строительных компаний, таких, как "Энка", "Аларко", "Байтур", "Мир" и др. По состоянию на января 2004 г. Около 40 турецких стороительных фирм успешно осуществляют свои деятельности на территории Российской Федерации. Столь широкое присутствие на российском рынке турецких строительных фирм следует объяснять высоким качеством работ в сочетании с сравнительно невысокой стоимостью, что позволяло выигрывать тендеры на строительство объектов в условиях достаточно жесткой конкуренции с российскими и западными компаниями.
Важнейшей областью сотрудничества является топливно-энергетический комплекс. На основе долгосрочного межправительственного соглашения, заключенного сроком на 25 лет, Турция, начиная с 1987 г., закупает у России природный газ (сейчас около 12 млрд. куб.м в год). Достигнута договоренность об увеличении поставок российского природного газа в Турцию с перспективой доведения их ежегодных объемов к 2010 г. до 30 млрд. куб.м в год за счет введения в строй прямого трансчерноморского газопровода "Голубой поток".
Объем прямых турецких инвестиций в российскую экономику составляет более 600 млн. долл.
Продолжается реализация предоставленного нашей стране в 1995 г. "Эксимбанком" Турции инвестиционного кредита в размере 350 млн. долларов на финансирование строительства и модернизации ряда объектов в России (ЦКБ, горбольница в г.Москве, гостинично-деловой центр, приборостроительный завод в Челябинской области и др.).
В области экспорта природного газа турецкий рынок для России является третьим по величине в Западной Европе. Природный газ – основной экспортный товар России в Турцию.
В последнее время российские инвесторы с возрастающим интересом рассматривают турецкий рынок. Российские инвестиции в нашей стране развиваются в таких сферах, как туризм и энергетика.
Самый свежий пример. В
июне с.г. торги на строительство
третьего термина аэропорта «Шереметьево
Безусловно, стержнем торгово-экономических отношений двух стран является энергетика. Крупнейшие российские компании «Газпром» и РАО ЕЭС России выходят на турецкий рынок. После ввода в эксплуатацию уникального проекта «Голубой поток» «Газпром» уверенно закрепляет свои позиции в Турции и совместно с турецкой компанией «Боташ» планирует строительство на турецкой территории крупнейших в регионе газохранилищ, а также ряд региональных проектов поставок российского газа в страны Ближнего Востока, Центральной и Южной Европы. Сегодня объем поставок российского природного газа в Турцию по балканскому и трансчерноморскому («Голубой поток») маршрутам составляет порядка 14,5 млрд куб. метров. С постепенным выводом газопровода «Голубой поток» на проектную мощность 16 млрд куб. метров в год суммарные поставки российского газа в Турцию достигнут в 2010 году 30 млрд куб. метров.
Согласно подписанному в декабре 1997г. соглашению Российская сторона к 2007г. намерена довести объем поставок природного газа в Турцию до 30 млрд. куб. м, большая часть которого, как планируется, будет поставляться по газопроводу, по дну Черного моря (проект "Голубой поток30").
Есть перспективная задача и для РАО ЕЭС России. В соответствии с сочинскими договоренностями, будет проработан вопрос о поставках российской электроэнергии через территорию Турции в Ирак. Показательно, что в дни сочинского саммита в Стамбуле находилась российская делегация во главе с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко, которая принимала участие в заседании российско-турецкой Рабочей группы по торговле и энергетике.
Контакты по политической линии между Россией и Турцией всегда отставали от развития двусторонних отношений в других областях, прежде всего в торговле и экономике. Это отметил в ходе переговоров на высшем уровне в Анкаре и президент В.В. Путин. Во времена Советского Союза это объяснялось принадлежностью двух стран к разным военно-политическим блокам. После распада СССР понадобились годы, чтобы идеологические стереотипы времен «холодной войны» начали постепенно исчезать из сферы российско-турецких отношений. Это сложный и очень болезненный период. Ведь эти стереотипы были очень сильны. Сломать их в отношениях между двумя странами было не легче, чем Берлинскую стену31.
К счастью, времена таких стереотипов и предубеждений, основанных в двух соседних странах на элементарном незнании друг друга, сегодня остались позади. В их преодоление вложен кропотливый труд государственных деятелей, политиков, дипломатов, представителей деловых кругов, ученых, деятелей искусства и литературы, журналистов, — всех тех, кто, несмотря на все трудности и препятствия, сумел не только выстроить российско-турецкие отношения с учетом национальных интересов народов двух стран, но сделать их значимыми для региона и мира в целом.
После распада СССР базовые
ориентиры взаимоотношений
Путь к такому режиму отношений с Турцией был действительно сложным из-за возникающих порой и с той, и с другой стороны рецидивов конфронтационного мышления. Знаковым, этапным документом и, по общей оценке Москвы и Анкары, важнейшим инструментом преодоления этих рецидивов и вывода взаимодействия двух стран на региональный и глобальный уровень стал План действий по развитию сотрудничества между Россией и Турцией в Евразии (от двустороннего сотрудничества – к многоплановому партнерству). Этот документ был подписан 16 ноября 2001 года в Нью-Йорке министрами иностранных дел двух стран - Игорем Ивановым и Исмаилом Джемом. В нем впервые в истории российско-турецких межгосударственных отношений стороны зафиксировали поступательный переход - вначале от соперничества к сотрудничеству, ныне – от двустороннего сотрудничества к многоплановому партнерству.
В ходе переговоров на высшем уровне при визите Путина В.В. особое внимание было уделено теме укрепления взаимодействия в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков.
Особое внимание Владимир Путин и Реджеп Эрдоган уделили углублению взаимодействия двух стран в Черноморском регионе. Они констатировали наличие двух эффективных механизмов для формирования благоприятных условий для развития двустороннего и многостороннего сотрудничества в этом важнейшем с точки зрения глобальной политики и экономики регионе: это Организация Черноморского экономического сотрудничества и оперативная военно-морская группировка «Блэксифор
В.В. Путин и Р.Т. Эрдоган отметили стабильное развитие торгово-экономических связей двух стран. Так, взаимный торговый оборот, составивший в 2004 году 11 млрд долларов, в этом году должен достичь 15 млрд. Оба руководителя подчеркнули в Сочи, что поставленная ими задача по увеличению двустороннего товарооборота в 2007 году до 25 млрд долларов вполне реальна. Россия прочно занимает второе место во внешней торговле Турции. Внушительных объемов достигла деятельность в России турецких строительно-подрядных компаний. За последние 15 лет осуществлено несколько сот контрактов на сумму свыше 12 млрд долларов.
Российский президент и турецкий премьер обсудили в Сочи и перспективы развития военно-технического сотрудничества. Как известно, Главное управление оборонной промышленности Турции в марте с.г. объявило новый тендер на организацию в стране производства разведывательных ударных вертолетов. Это уже вторая попытка Анкары наладить в Турции производство 145 боевых вертолетов. Завершение торгов планируется до конца этого года.
Первый тендер на этот проект, названный программой «АТАК», был объявлен еще в 1997 году. Стоимость проекта, по оценкам специалистов, составляет 1,5-2,0 млрд долларов. Понятно, что он привлек внимание ведущих военно-промышленных компаний мира, в том числе из России. На финишной прямой продолжавшегося шесть лет драматического соперничества за право реализации этого проекта остались два конкурента. Это американская компания «Белл Текстрон» с вертолетом «Супер Кобра» и российские компании «Рособоронэкспорт» и ОАО «Камов» с вертолетом Ка-50-2 «Эрдоган», оснащенным израильской бортовой электроникой.
По мнению экспертов, таких выгодных предложений в вертолетных тендерах, которые были сделаны российской стороной, в мировой практике еще не было. А потому 15 октября 2003 года руководитель Аппарата оборонных отраслей промышленности, первый заместитель министра обороны Турции Эрджан принял обоснованное решение о необходимости подписания контракта с российской фирмой «Камов». Однако через полтора месяца после этого он был уволен в отставку. А 14 мая 2004 года тендер был аннулирован без определения победителя33.
Думается, что совместная реализация такого проекта может стать для российско-турецких отношений второй мощной опорой. По своей значимости вертолетный тендер сравним с уникальным проектом транспортировки в Турцию российского природного газа «Голубой поток», который считается первой такой опорой. Если реализация проекта «Голубой поток» символизировала прорыв в российско-турецких торгово-экономических связях и их вывод на качественно новый уровень, который позволил начать на регулярной основе и политический диалог между Москвой и Анкарой, то совместное осуществление вертолетного проекта может окончательно сформировать многоплановое партнерство двух стран.
Другими словами, в конце 90-х годов прошлого столетия российско-турецкие торгово-экономические связи создали основу для политического диалога двух стран, который в течение многих десятилетий был «заморожен». Сегодня же набравший силу политический диалог должен в свою очередь способствовать обеспечению очередного импульса для всего комплекса российско-турецких отношений. Знаковым событием в этом плане могут стать, в частности, результаты нового вертолетного тендера и развитие военно-технического сотрудничества в целом. Переговоры в Сочи показали, что и в Москве, и в Анкаре это понимают.
По оценкам специалистов Россия и Турция располагают потенциалом увеличения к 2007 году двустороннего товарооборота до $25 миллиардов.
"К концу этого
года товарооборот между
По мнению главы Турецко-российского делового совета, рост товарооборота, в основном, будет обеспечен за счет увеличения поставок российского природного газа по трансчерноморскому газопроводу "Голубой поток".
Официальная церемония открытия магистрали пройдет в четверг в турецком черноморском городе Самсун. В ней примут участие президент РФ Владимир Путин, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и глава турецкого правительства Тайип Эрдоган.
"Турция также испытывает
потребность в продукции
В торгово-экономических отношениях между Россией и Турцией в последние годы наблюдается позитивная динамика. Россия является вторым после Германии торговым партнером Турции.
Объемы поставленного в эту страну в 2004 году газа по западному и трансчерноморскому маршрутам составили 14,5 миллиардов кубометров. С выходом к 2010 году на проектную мощность газопровода "Голубой поток" объемы поставок газа в Турцию возрастут до 30 миллиардов кубометров, что превратит ее во второго после Германии крупнейшего импортера природного газа из России.35.
Таким образом, в дипломной работе можно сделать следующие выводы. Турецкие и российские ученые и политики встречались уже не раз, чтобы обсудить вопросы истории, политики и экономики. Обсуждаемые проблемы представляют бесспорную научную и практическую ценность. Личные контакты позволяют сторонам ближе узнать и лучше понять друг друга, обменяться накопившимися знаниями, поделиться достижениями. Однако в повестке дня таких встреч, как правило, отсутствовали вопросы, связанные с контактами в области культуры. Между тем Турция - страна, ступив на землю которой, буквально в тот же миг начинаешь ощущать ее причастность к богатейшей многовековой культуре. Изучение культуры Турции - это погружение в историю духовной и материальной деятельности турецкого общества на протяжении всего его существования. Сохраняя и развивая собственное культурное наследие, турецкое общество «встречалось» с внешними культурными импульсами, исходившими от разных народов и Востока и Запада. Это означает, что турецкой культуре приходилось вступать в разнообразные контакты с инонациональными культурами, но воспринимала она и делала своим достоянием лишь тот опыт другой культуры, который отвечал ее собственным потребностям. Отсюда - две группы проблем: проблемы национальных традиций и проблемы взаимодействия с инонациональными культурами, изучение которых представляет несомненный интерес для более глубокого осмысления других сторон жизни турецкого общества. С 60 гг. происходит улучшение советско-турецких отношений, что объяснялось стремлением Турции диверсифицировать внешнеэкономические связи, вынудить Запад к более благоприятным для Турции условиям сотрудничества для нейтрализации советского влияния в этой стране, а также общей разрядкой отношений Восток-Запад. К тому же, позиция Москвы по Кипру против энозиса оказалась ближе к интересам Турции, чем западная политика невмешательства в конфликт, в котором у Греции было больше шансов на победу (при этом Анкара подозревала Москву в намерении превратить Кипр в «средиземноморскую Кубу»). Результатом экономической помощи СССР Турции стали: Искендерунский металлургический комбинат, нефтеперерабатывающий завод в Измире, алюминиевый завод в Сейдишехире и др. Создание экономической базы взаимных интересов позволило на рубеже 60-70 гг. провести демаркацию советско-турецкой границы (длиной 616,5 км). С распадом СССР развернулось соперничество исламского шиитского Ирана и светской (сунитской) Турции за влияние на Закавказье и Среднюю Азию, от исхода которого зависит во многом будущее этих регионов. Советско-турецкие отношения получили развитие с начала 70-х гг. В 1972 г. была подписана Декларация о принципах добрососедских отношений между СССР и Турцией, основные цели которой полностью соответствуют Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В марте 1977 г. было заключено советско-турецкое соглашение о научно-техническом и экономическом сотрудничестве. Важное значение для дальнейшего укрепления и развития взаимовыгодных советско-турецких отношений имеет подписание в июне 1978 г. Политического документа о принципах добрососедского и дружественного сотрудничества между СССР и Турецкой Республикой.
Информация о работе Турецко-российские отношения в 1992-2005 годах