Турецко-российские отношения в 1992-2005 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:43, дипломная работа

Описание работы

Цели данной работы - проследить основные тенденции двусторонних отношений после 1992 г. (условная дата окончания советского периода истории, а также «холодной войны») и наметить их перспективы на будущее. Мы предполагали выявить определенные закономерности в истории взаимодействия между Турцией и Россией. Понять, как они преломляются в новых исторических условиях.
Задачи работы: охарактеризовать исторически сложившуюся модель взаимодействия между Турцией и Россией. Выявить, как складывалась их взаимная периферии; охарактеризовать современный международный статус этой периферии, основные тенденции ее развития;
• охарактеризовать проблемный блок, сохраняющийся на этой территории, в том числе в рамках турецко-российских отношений. Показать новые качественные внешнеполитические ориентиры Анкары и Москвы. Показать место России во внешней политике Турции, и наоборот;

Работа содержит 1 файл

Турецко-российские отношения в 1992-2005 годах.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

Государство постепенно свертывает предпринимательскую деятельность, приватизируя свои предприятия, сокращая свои инвестиции и ограничивая их капиталоемкими объектами производственной (энергетика, транспорт и связь, ирригация и т. п.) и социальной инфраструктуры (начальное, среднее и частично высшее образование, НИОКР, здравоохранение и др.). Всего начиная с 1984 года было приватизировано около 170 компаний. Отказываясь от прежних командных и запретительных методов регулирования, государство сосредотачивается на общей координации, стратегическом и индикативном планировании, определении приоритетных направлений и задач внутреннего развития и взаимодействия с другими странами на региональном и глобальном уровнях5.

Привлечение внешних  ресурсов стимулировало мобилизацию и производительное использование внутренних источников. Экономический рост Турции сопровождался заметным повышением нормы накопления: с 9-10% в среднем за 50-е годы она возрастает до 18-20% в 60-70-е годы, а со второй половины 80-х годов поддерживается - с небольшими отклонениями в отдельные годы - на уровне 22-24% в среднем. Турецкая экономика вступает в активную стадию промышленного переворота, во всех ее отраслях расширяется использование интенсивных факторов - машин, оборудования, современных технологий и технических средств.

События показывают, что  Турция уже очень мощно вторглась  в эти государства, не ограничиваясь  только экономической и финансовой сферами. Четыре встречи на высшем уровне, прошедшие по инициативе Анкары, и  в особенности ташкентская (1996 г.), дают экспертам повод говорить о появлении признаков начала процесса политического объединения тюркоязычных государств под эгидой Турции.

В России не может не вызвать  беспокойства происходящее в последние  годы в политике Турции усиление линии пантюркизма и панисламизма как идеологической оболочки внешнеполитической, экономической и военной экспансии, предусматривающей агрессивное расширение турецкого влияния на тюркоязычные в основном мусульманские народы не только ближнего зарубежья, но и самой России.

Осуществляемые Турцией  в Закавказье и Центральной Азии шаги экономического плана подкрепляются  информационным наступлением с далеко идущими целями. На Закавказье и  регион восточнее Каспия нацелены турецкие радио- и телепередачи. Настойчиво культивируется идея культурно-языкового единства на основе турецкого языка, массовыми тиражами распространяются турецкие печатные издания. Десять тысяч студентов из стран Закавказья и Центральной Азии приглашены на обучение в турецких университетах.

Следует отметить, что в последние годы в Турции набирает силу процесс "турецко-исламского синтеза", в основу которого положен замысел объединения пантюркистских, панисламистских идей. На этой почве все выше поднимается волна национализма и исламизма. Это уже вызывает беспокойство турецкой армии, как гаранта принципа лаицизма, и где проводится активная чистка от сторонников крайних форм ислама.

В ряде ключевых спорных  вопросов между Россией и Турцией, выходящих на стратегический уровень, стоит проблема транспортировки нефти из государств каспийского региона по выгодному для Турции маршруту в обход России.

Одним из важнейшим обстоятельств, подогревающих турецкие аппетиты, является наличие в регионе огромных сырьевых ресурсов, в первую очередь нефти  и газа, и открывшиеся в связи с этим перспективы для Турции стать посредником между Востоком и Западом в распределении нефтяных богатств путем их транспортировки через свою территорию. По оценкам, только в ложе Каспийского моря разведанные запасы нефти составляют около 10 млрд. тонн. Запасы в "азербайджанском секторе" Каспийского моря составляют примерно 2 млрд. тонн. (Экспорт нефтепродуктов дает, например, Азербайджану 75 процентов всех валютных поступлений.)

Следует отметить, что  новые прикаспийские государства  не имеют выхода к открытым морям. Поэтому их внешнеэкономическая деятельность и связь с мировым рынком полностью зависят от возможностей и условий транзита грузов через территории соседних стран. Эту ситуацию и намерена использовать Турция, став у нефтяного крана.

Достойны пристального внимания политические устремления Турции в Черноморском бассейне. Еще в 1990 году Турция выдвинула идею создания здесь зоны свободной экономической кооперации, в которую вошли бы черноморские страны, освобождающиеся от коммунистического режима.

Эта идея нашла свое воплощение на Стамбульской конференции 1992 года, где была подписана Декларация о  создании Черноморской зоны экономического сотрудничества (ЧЗЭС), в которую  кроме Турции вошли Россия, Украина, Румыния, Болгария, Грузия, Молдавия, Греция, Армения и Азербайджан. Целями ассоциации было объявлено снижение таможенных барьеров и создание льготных условий для взаимной торговли, формирование свободных зон торговли и циркуляции капиталов, а также учреждение совместной Парламентской ассамблеи, призванной гармонизировать отношения стран бассейна6.

И хотя все эти акции, на первый взгляд, носят экономический  характер, многие политологи не без  основания утверждают, что они  преследуют в большей степени  политические цели - укрепление своих  позиций и принятие на себя лидирующей роли среди государств черноморского бассейна. С другой стороны, необходимо констатировать, что пребывание России в этой организации на вторых ролях заметно снижает возможности российского влияния в черноморской зоне7.

На Балканах Турция проявляет не меньшую активность, что не может оставлять Россию, исторически тяготеющую к этому региону, безразличной. Турецкие политические инициативы на Балканах распространяются на Албанию, имеющую ту же религию, Болгарию, где проживает немало этнических турок, Румынию, в которой собственный экономический кризис открыл двери для турецкого внедрения. С этими странами уже заключены десятки торговых, экономических и военно-технических соглашений, предпринимаются меры по продвижению идеи оформления на Балканах некоего варианта военно-политического союза мусульманских образований, конечно, под патронажем Анкары.

Далеко идущие последствия  имеет военно-политическое сближение  Анкары с Тель-Авивом. Подписанный  между ними в начале 1996 года договор о военном сотрудничестве предусматривает создание объединенной группы военно-стратегических исследований, взаимодействие разведывательных структур, обмен опытом в охране государственных границ, проведение совместных учений, обмен между военными академиями, тренировочные полеты израильских самолетов над территорией Турции.

В основе азербайджанско-турецкого  военного сотрудничества лежит двусторонний договор, подписанный в августе 1992 года, а также ряд соглашений и  договоренностей, заключенных в  ходе рабочих встреч. Анкара умело использовала в своих интересах азербайджанско-армянский конфликт и наладила тесные отношения с Азербайджаном в военной и военно-технической сферах, что, по мнению военно-политического руководства страны, позволяет ей обеспечить устойчивое влияние не только в этой республике, но и в Закавказье в целом. Сотрудничество двух стран наиболее продвинулось в области подготовки военных кадров для армии Азербайджана, поставок оружия и боеприпасов, в том числе на Карабахский фронт, которые осуществляются регулярно, начиная с апреля 1993 года.

Турецкое руководство  предпринимает все более активные усилия по налаживанию военных связей с республиками Центральной Азии, учитывая высокую концентрацию вооружений в этом регионе, нехватку квалифицированных военных кадров, а также неурегулированность целого ряда военных вопросов в отношениях с Россией8.

Важное место в планах Турции отводится налаживанию военных  связей с Украиной. В 1994 г. между двумя  странами подписано соглашение о  сотрудничестве в подготовке военных кадров, в военно-технической и научных областях. Проводится обмен военными делегациями, информацией о системе военного обучения и образования, консультации по вопросам технического и тылового обеспечения войск. Прекращение российско-украинского военного партнерства и возникновение на его поле противостояния по отдельным военным вопросам рассматривается в Анкаре как важная предпосылка ослабления геостратегических позиций России на Юге. Усилия Анкары и НАТО в целом направлены на то, чтобы не допустить в будущем военного сближения России и Украины.

Таким образом, при оценке состояния отношений двух стран  возникает двойственное ощущение.

С одной стороны, Россия оказалась перед лицом нарастающей  угрозы с юга, источником которой  в значительной степени остается Турция, которая не рассталась с имперскими амбициями и в этой своей политике склонна опираться на военную силу, собственность или союзников. Все это есть и не может оставаться за пределами российского внимания.

 

ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

 

Российско-турецкие связи  в культурно-гуманитарной сфере  осуществляются на основе российско-турецкого Межправительственного Соглашения о культурном и научном сотрудничестве от 19 июля 1994 года.

В сфере гуманитарного сотрудничества действует ряд межведомственных документов, в том числе Протокол о культурном сотрудничестве между Министерством культуры и туризма Российской Федерации и Министерством культуры Турецкой Республики от 6 июля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве между Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию и Министерством национального образования Турецкой Республики от 2 ноября 1994 г. В последние годы на фоне поступательного развития политических и экономических отношений России и Турции и партнерского сближения двух стран, включающего в себя сферу прямых контактов граждан, проявляется все большая востребованность дальнейшего развития и углубления гуманитарно-культурных связей9.

На нынешнем этапе практически  окончательно согласован и готовится к подписанию проект российско-турецкой Межправительственной Программы сотрудничества в области образования, науки, культуры, молодежных обменов и спорта. Двусторонние обмены осуществляются в основном по линии непосредственного сотрудничества между ведомствами и организациями культуры обеих стран на коммерческой и некоммерческой основе. Творческие контакты имеют довольно широкий диапазон.

Российские художественные коллективы традиционно принимают участие в международных фестивалях искусств в Анкаре, Стамбуле, Бурсе, Ялове, Карсе, международном театральном фестивале стран Черного моря в Трабзоне, международном фестивале оперы и балета в Аспендосе (Анталья). В театрах оперы и балета и консерваториях Стамбула и Анкары, в симфоническом оркестре университета «Билькент» (г.Анкара) в качестве педагогов по долгосрочным контрактам работают российские хореографы и музыканты. Выставки работ современных российских художников регулярно проходят в Анкаре, Анталье, Денизли, Измире, Стамбуле и других турецких городах.

На основе достигнутых министерствами культуры двух стран договоренностей в 2007 г. с успехом прошел Год культуры России в Турции (в церемонии открытия приняли участие Министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов и Министр культуры и туризма Турции А. Коч). В его рамках в крупнейших турецких городах – Стамбуле, Анкаре, Измире, Анталье, Трабзоне и др. было проведено более 20 значимых культурных мероприятий. В их числе - выступления артистов российского балета, ансамблей и солистов классической музыки, театральных и фольклорных коллективов (Петербургский театр им. Мусоргского, два кукольных театра, Государственный ансамбль песни и пляски Донских казаков, Пензенский казачий ансамбль «Казацкая застава»). Были организованы две выставки: фотографий - «Взгляд на Россию» и архивных документов - «Россия и Турция в документах российских архивов: 1917-1930-е гг.». Состоялись выступления артистов российского цирка и цирка на льду.

В программу ежегодного Международного стамбульского кинофестиваля была включена ретроспектива российских фильмов. В рамках Международного кинофестиваля «Золотой апельсин» прошли Дни российского кино (в его программу вошли фильмы А. Звягинцева, А. Сокурова, А. Попогребского, Я. Чевашенского, А. Кончаловского, А. Балабанова и др.) и была организована выставка карандашных рисунков С.Эйзенштейна. В Стамбуле проведены ставшие традиционными «Дни культуры» Татарстана и Башкортостана. 11 декабря 2007 г. в Анкаре прошло торжественное мероприятие с участием симфонического оркестра «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета, посвященное закрытию Года культуры России в Турции.10

В свою очередь, 2008 год был провозглашен Годом культуры Турции в России. Его торжественное открытие с  участием министров культуры двух стран  состоялось в Москве 8 апреля. На прошедшей в Московском международном доме музыки церемонии прозвучала оратория «Назым» Фазыла Сая в исполнении турецкого Президентского симфонического оркестра и Государственного полифонического хора под управлением И. Йазыджы. В его рамках в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи были организованы выступления турецких фольклорных, классических и современных музыкальных коллективов и исполнителей, выставки книг, фотографий, изделий народных промыслов, кинопоказы. Среди наиболее ярких из них можно выделить концерты пианистов А. Тютюнджю и Ф. Сая, оркестра «Музыка Вива» под управлением Е. Араджита, совместный концерт Ансамбля песни и пляски Российской Армии им. Александрова с турецким Ансамблем янычарской музыки, а также выступления известных эстрадных исполнителей Таркана и Ш. Ферах, ансамбля «Таксим трио». Завершилась программа Года культуры Турции в России в декабре в Санкт-Петербурге совместным выступлением турецкого пианиста К. Гёрсев с Петербургским симфоническим оркестром. Знаменательным событием последних лет стало воссоздание в 2008 г. при содействии Посольства и Центра национальной славы в г. Гелиболу мемориального комплекса в память о российских воинах, умерших и похороненых здесь в 20-е годы XX века. К открытию памятника было приурочено издание подготовленного Посольством сборника «Российские соотечественники в Турции», презентация которого прошла с участием заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б. Карасина в Стамбуле.

Поступательно развивается сотрудничество министерств образования двух стран. Начиная с 1996 г. Россия ежегодно выделяет государственные стипендии для обучения и повышения квалификации граждан Турции в российских образовательных учреждениях (порядка 40-50 стипендий). Кроме того, значительное количество турецких абитуриентов - по разным данным, от ста до пятисот человек - обучаются в российских ВУЗах на коммерческой основе. Российская академия наук сотрудничает с турецкими научными учреждениями в различных областях. Регулярно осуществляются обмены визитами ученых, проходят научные конференции, симпозиумы и т.п11.

Информация о работе Турецко-российские отношения в 1992-2005 годах