Турецко-российские отношения в 1992-2005 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:43, дипломная работа

Описание работы

Цели данной работы - проследить основные тенденции двусторонних отношений после 1992 г. (условная дата окончания советского периода истории, а также «холодной войны») и наметить их перспективы на будущее. Мы предполагали выявить определенные закономерности в истории взаимодействия между Турцией и Россией. Понять, как они преломляются в новых исторических условиях.
Задачи работы: охарактеризовать исторически сложившуюся модель взаимодействия между Турцией и Россией. Выявить, как складывалась их взаимная периферии; охарактеризовать современный международный статус этой периферии, основные тенденции ее развития;
• охарактеризовать проблемный блок, сохраняющийся на этой территории, в том числе в рамках турецко-российских отношений. Показать новые качественные внешнеполитические ориентиры Анкары и Москвы. Показать место России во внешней политике Турции, и наоборот;

Работа содержит 1 файл

Турецко-российские отношения в 1992-2005 годах.doc

— 273.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

филиал в г. Дербенте

 

 

 

Факультет   исторический

Кафедра       общественных наук

Специальность  050400.0 «История»

 

 

 

 

 

Селимханов  Адмир Славикович

 

Турецко-российские отношения в 1992-2005 годах

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

 

                                          Научный руководитель:

к.и.н., доцент Юсупов К. Д. 

 

 

 

 

Работа допущена к защите ___________

Заведующий кафедрой       ___________

Дата представления            ___________

Дата защиты                        ___________

Оценка                                 ___________

 

 

 

ДЕРБЕНТ  2012

 

Содержание 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. В 1990-е - начале 2000-х годов произошло кардинальное изменение системы международных отношений. Оно было связано с переходом к так называемому «однополярному миру» в результате поражения СССР в ходе «холодной войны», распаду Советского Союза и Югославии, появлению целой системы новых независимых государств.

Угрозы международной безопасности, связанные с «ядерным сдерживанием», заменились или дополнились новыми вызовами, связанными с международным терроризмом, распространением межэтнической конфликтности, всплеском незаконного оборота наркотиков, оружия и проч.

В этих условиях существенную роль стали играть вновь формирующиеся системы международных связей, в том числе и между государствами, ранее входившими в конфликтующие военно-политические блоки (такими, например, как Турция и Россия).

Эта тема, то есть формирование сложных, а порой и противоречивых, партнерских, но иногда и конкурентных отношений в новой международной реальности составляет предмет настоящей работы. Хронологические рамки нашей работы определены еще и тем, что в этот пятнадцатилетний период начал формироваться новый тип отношений между Турцией и Россией.

Особый интерес представляют турецко-российские отношения в  том виде, в каком они разворачивались  в 1990-е гг. и далее. Россия и Турция - исторические партнеры и конкуренты, два основных региональных лидера в регионе от Балкан до Центральной Азии (не будем пока учитывать фундаменталистский Иран, находящийся по существу в международной изоляции, и Китай, не очень стремящийся в настоящее время к ведущей роли в системе международных отношений).

 

Наши страны имеют много общего, по крайней мере в том, что обе они - бывшие империи, обе являются двойной периферией -Запада и Востока, обе тесно связаны с европейскими системами безопасности и транслируют соответствующие принципы с Запада на Восток. Но главное, что связывает наши страны - историческая политическая активность в том поясе, который 3. Бжезинский назвал «дугой нестабильности», то есть на территории от Балкан до Центральной Азии. Турцию и Россию разделяют страны-лимитрофы, которые в ходе исторического процесса попеременно становились периферией одного из двух региональных лидеров.

Однако в новых исторических условиях конфликт между государствами-региональными  лидерами утратил свою остроту. Этому  способствовало, во-первых, включенность обеих стран в систему европейской безопасности, а во-вторых, наличие общих проблем в рамках единой для них периферийной территории. Главные из этих проблем - лавинообразное развитие агрессивного национализма и религиозного экстремизма. На территории собственной периферии и Турция, и Россия ответственны за стабильность и безопасность. Кооперация между обеими странами, на наш взгляд, будет способствовать их обеспечению.

Историческая конкуренция  между Россией и Турцией не является препятствием для развития на будущее тесных и даже партнерских отношений. Достаточно привести пример Франции и Германии, которые также неоднократно вступали друг с другом в состояние войны. И тем не менее в настоящее время они являются самыми близкими партнерами на Европейском континенте, и эти отношения установились именно по критерию безопасности.

Цели данной работы - проследить основные тенденции двусторонних отношений после 1992 г. (условная дата окончания советского периода истории, а также «холодной войны») и наметить их перспективы на будущее. Мы предполагали выявить определенные закономерности в истории взаимодействия между Турцией и Россией. Понять, как они преломляются в новых исторических условиях.

Задачи работы: охарактеризовать исторически сложившуюся модель взаимодействия между Турцией и Россией. Выявить, как складывалась их взаимная периферии; охарактеризовать современный международный статус этой периферии, основные тенденции ее развития;

• охарактеризовать проблемный блок, сохраняющийся на этой территории, в том числе в рамках турецко-российских отношений. Показать новые качественные внешнеполитические ориентиры Анкары и Москвы. Показать место России во внешней политике Турции, и наоборот;

• проследить основные направления  и тенденции турецко-российских (турецко-советских) отношений после 1990 г. Проанализировать отношения двух стран на примере различных регионов в пределах и за пределами бывшего СССР, где интересы двух стран пересекаются. Исследовать экономические отношения двух стран и показать их влияние на политику;

• охарактеризовать наличную ситуацию в сфере международной безопасности, а также сложившуюся систему вызовов и угроз, особенно в зоне турецко-российских конкурентных интересов. Предложить модель создания системы региональной безопасности.

Данная работа представляет собой комплексное исследование отношений между нашими странами после 1990 г. В ней обосновывается возможность существенно повысить уровень региональной безопасности, в том числе и с использованием уже имеющихся инструментов, в чем и заключается ее новизна.

Хронлогические рамки охватывает  российско-турецкого взаимодействия в 1990-е и последующие годы предопределяет рост исследовательского интереса к проблеме и сопутствует актуальности разнообразных взглядов, концепций и предложений.

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ТУРЦИИ

 

Первые шаги на пути расширения двустороннего торгово-экономического сотрудничества между - тогда еще - Советским  Союзом и Турцией были сделаны  на государственном уровне. В марте 1991 года в Москве был подписан советско-турецкий договор о дружбе и сотрудничестве.

Значительный импульс  развитию делового сотрудничества между  двумя странами придало начало поставок в Турцию в 1987 году российского природного газа, которые позволили этой стране в некоторой степени решить проблему нехватки энергоносителей, а России - стимулировать поступление на ее внутренний рынок турецких товаров и услуг.

Однако с распадом СССР в черноморско-каспийском регионе  создалась новая геополитическая  и геостратегическая ситуация, которая  вновь всколыхнула турецкие амбиции, заставив вспомнить о величии когда-то могущественной турецкой империи. Отодвинулись границы России, появилась буферная зона в виде суверенных государств с преимущественно тюркским, мусульманским населением. И главное, оставшаяся без союзников, утратившая основные атрибуты великой державы, ослабленная Россия, по оценке самих турецких политиков, уже не представляла собой той внушительной политической и военной силы, которая должна была сдерживать экспансионистские устремления Турции1.

В сложившихся условиях вполне закономерным выглядит усиление политической, экономической и военной активности Турции, стремящейся с максимальной эффективностью использовать неожиданно открывшийся для нее исторический шанс и взять реванш за прежние неудачи. Смелости Турции придавало и то обстоятельство, что за ее спиной стояли США и другие государства Запада, заинтересованные в переделе сфер влияния в соответствии со стратегией "нового мирового порядка".

В развитии торгово-экономических  отношений России и Турции в 90-е  годы прослеживаются два этапа. Первый из них охватывает период до середины 1998г. - он ознаменовался небывалым подъемом в развитии экономического сотрудничества двух стран, особенно торговли и подрядно-строительной деятельности турецких фирм в России. Начало второго этапа датируется российским финансово-экономическим кризисам августа 1998г. Его следствием оказалось сужение рынка сбыта импортных товаров и услуг в России в результате девальвации рубля. В результате турецкий бизнес столкнулся с совершенно новой ситуацией на российском рынке. Новый этап в развитии двусторонних отношений должен ознаменоваться поиском свежих форм и направлений сотрудничества, отвечающих обоюдным интересам двух стран2.

Особенно актуальным направлением развития турецкого экспорта в Россию становится его внутристрановая географическая диверсификация, то есть многочисленным российским регионам наряду с центром следует предложить рассмотреть варианты удовлетворения своих импортных потребностей за счет широких возможностей турецких фирм. Быстрое развитие местной промышленности диктует необходимость развития не только прямой торговли, но и возможностей реализации инвестиционных проектов с участием турецких фирм.

Поставки природного газа в Турцию, начавшись в 1987г. с  объема 0,4 млрд. куб. м, в 1994г. достигли проектной мощности 6 млрд. куб, м.

В планах Запада Турция, как член НАТО, всегда рассматривалась  в качестве надежной опоры атлантизма на Востоке, "санитарным кордоном" между Европой и арабским миром, сдерживающим фактором на пути распространения исламского фундаментализма Ирана, важным элементом противостояния России на кавказском направлении и в бассейне Черного моря. Новое восприятие Турции в правящих кругах Запада сформулировано следующим образом: "Турция пытается помочь новым мусульманским странам стать светскими демократиями. Она выступает как мост между Западом, Балканами и Ближним Востоком. Она продолжает играть роль жизненно важного рычага безопасности Запада... Дружба с Турцией важна для Запада как никогда.3"

Являясь последовательным союзником Запада и основным реализатором его глобальных геополитических и военно-стратегических замыслов в этом регионе, Анкара преследует и собственные интересы. Они выражены в стремлении Турции действовать в направлении дальнейшего ослабления российского присутствия в регионе и укрепления собственного экономического, политического и военного влияния в качестве ведущей военно-политической и экономической силы этого стратегически важного региона мира.

Судя по всему, политика Турции рассчитана на длительную перспективу и предусматривает распространение своих усилий вплоть до центральноазиатских стран и тюркоязычных регионов России.

Сегодня вполне очевидны ее главные задачи: это всестороннее развитие торгово-экономических связей с новыми независимыми государствами на выгодных для Турции условиях; далее - создание двухсторонней и региональной системы экономического сотрудничества; кроме того, обеспечение условий для политического сближения с новыми независимыми государствами на этническо-религиозной основе; наконец, формирование системы политического сотрудничества с последующим приданием ей статуса и функций военно-политической структуры, выдвижение в региональные лидеры, обеспечение условий для эффективного влияния на общую ситуацию в регионе.

Оценивая возможности Турции как реального конкурента России, следует иметь в виду, что успехи в сфере экономики, политики и культуры позволили Турции из второстепенной, заурядной страны к началу 90-х годов превратиться в государство важного регионального значения, имеющее свой вес и голос на международном уровне, способное позволить себе вступать в конкурентную борьбу с сильным противником, а порой и навязывать ему свои условия.

В 90-е годы по целому ряду социально-экономических показателей  Турция вплотную приблизилась к уровню стран Восточной и Юго-Восточной Европы. В то же время практически не уменьшилось ее сильное отставание от стран Западной Европы. Не удалось Турции войти и в число так называемых новых индустриальных государств. Ее ограниченные возможности форсировать темпы догоняющего развития были связаны с целым рядом причин4.

До начала 80-х годов  Турция придерживалась стратегии импортозамещения, в реализации которой главная  роль принадлежала государству. Силами госсектора были построены наиболее крупные инфраструктурные сооружения и промышленные предприятия. Предпринимательская деятельность государства в сочетании с таможенным протекционизмом, бюджетным субсидированием и льготным банковским кредитованием создавала благоприятные условия для быстрого становления и развития современного частного предпринимательства.

С переходом Турции, начиная  с 80-х годов, к экспорториентированной модели, отказом государства от жесткого регулирования и монопольного положения  в ряде отраслей хозяйства, превращением турецкой экономики в открытую конкурентную систему, частный сектор превращается в основной субъект экономического развития. В качестве ведущего предпринимателя он в 90-е годы выступал в промышленности, кредитно-банковской системе, индустрии туризма и в ряде других отраслей.

Информация о работе Турецко-российские отношения в 1992-2005 годах