Тайпины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Крестьянская война тайпинов (1850—1864 гг.), охватившая значительную часть территории Китая, являлась наиболее мощным вооруженным выступлением широких масс китайского народа в XIX в. против феодального гнета и власти маньчжуров. Она была порождена резким обострением классовых и национальных противоречий между крестьянством и феодалами, а также между основной массой китайского народа и стоявшей у власти в стране маньчжурской аристократией. Поэтому тайпинское восстание было по своему характеру антифеодальным и антиманьчжурским движением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Провозглашение государства Тайпин Тяньго...........................................8
§ 1 Учение Хун Сюцюаня ………………………………………………………….8
§ 2. Борьба государства Тайпин Тяньго против маньчжуро-китайских феодалов и иностранных интервентов ………………………………………………………12
Глава 2. Падение тайпинского государства. Причины поражения и значение восстания …………………………………………………………………………..18
§ 1. Начало большого восстания …………………………………………………18
§ 2. Второй этап борьбы…………………………………………………………...22
§ 3. Значение восстание тайпинов и разгром восстаний национальных меньшинств…………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……...............................................................38

Работа содержит 1 файл

2292 тайпины перед.+ doc.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     После объявления Нанкина столицей Тайпин тяньго тайпины разрешили свободный  ввоз на территорию своего государства иностранных товаров, запретив лишь торговлю опиумом30.

     В целом, однако, вплоть до осени 1856 г. положение  в тайпинском лагере оставалось стабильным. Тайпинам удалось удерживать весьма значительную территорию, имевшую стратегическое значение, и не только успешно отбивать атаки, но и наносить поражения правительственным войскам и отрядам местных военных предводителей, выступивших на стороне цинского правительства.

     Тайпинское  государство было резко ослаблено  внутренней борьбой, вспыхнувшей осенью 1856 г. и отметившей собой рубеж, после которого восстание пошло по нисходящей линии. Причины происшедшего по-разному оценивались историками, но более всего это походило на стремление захватить верховную власть в тайпинском государстве. Действующими лицами сентябрьских событий были все основные руководители тайпинского государства, сумевшие уцелеть в ходе походов и боев. Прежде всего это была борьба между Небесным ваном Хун Сюцюанем и его наиболее влиятельным соратником Ян Сюцином, уже ко времени занятия Нанкина сосредоточившим главные нити политического и военного контроля в своих руках.

     После превращения Нанкина в тайпинскую столицу отношения между ними стали резко ухудшаться, начало чему было положено еще в конце 1853 г., когда Ян под предлогом того, что его устами вещает Сам Бог Отец, осудил Хуна за недостойное поведение, объявив, что он «начал слишком много грешить».

     В начале лета 1856 г. произошел еще один эпизод, который также можно было истолковать как претензию Ян Сюцина на захват главенствующего положения в тайпинской иерархии. На этот раз «Бог Отец» потребовал, чтобы Хун Сюцюань пожелал ему, Ян Сюцину, не «девять тысяч лет жизни», а все «десять», что по существующему церемониалу было положено желать только самому Хун Сюцюаню.

     Ян  Сюцин, который деспотическими методами правления восстановил против себя других тайпинских руководителей, для рядовых тайпинов продолжал оставаться любимым и почитаемым предводителем восстания. Об истинных причинах сентябрьских событий 1856 г. можно строить предположения, внешне же их канва выглядит следующим образом.

     На  рассвете 2 сентября 1856 г. части, верные Северному вану Вэй Чанхуэю, ворвались  в резиденцию Яна и безжалостно  уничтожили всех, кто там находился, включая и самого Ян Сюцина. Через несколько дней после этого был издан эдикт от имени Хун Сюцюаня, в котором Вэй Чанхуэй подвергался осуждению за происшедшее, более того, он был приговорен к публичному наказанию палками во дворце верховного правителя тайпинов. Уцелевшие сторонники Ян Сюцина, которых в Нанкине насчитывалось несколько тысяч человек и которые, несомненно, представляли опасность для участников заговора, желая быть свидетелями унижения своего врага, без оружия собрались в указанном месте. Но здесь они были окружены бойцами Вэй Чанхуэя и безжалостно и хладнокровно уничтожены31.

     Узнав о случившемся, Ши Дакай, находившийся в это время на войне, снял войска с передовых позиций и в  октябре объявился у стен Нанкина. Происшедшее вызвало его крайнее  осуждение, которое он и не пытался  скрывать. Вэй готовил расправу и над Ши Дакаем, надеясь таким образом избавиться от основных соперников в борьбе за главную роль в тайпинской державе.

     Ши  Дакаю чудом удалось избежать смерти. Получив сообщение о готовящейся  расправе над ним, он бежал из города. По одним сведениям, его верные люди помогли ему спуститься с городской стены по веревке, по другим — телохранители вынесли его за пределы Нанкина в корзине, в которой обычно зеленщики доставляли в город овощи. Тогда по распоряжению Вэя была совершена расправа над членами семьи Ши Дакая, оставшимися в городе.

     Однако  победа Вэй Чанхуэя была непродолжительной. Через месяц по требованию Ши Дакая  и других многочисленных руководителей тайпинов он был лишен жизни вместе с несколькими сотнями своих приверженцев. Ши Дакай с триумфом вернулся в Нанкин.

     Не  совсем ясна роль, которую в этих событиях играл Хун Сюцюань. Скорее всего, он являлся участником заговора, направленного против Яна, но впоследствии стал опасаться чрезмерного усиления власти того, кто, выполняя его волю, расправился с Восточным ваном. Тем не менее устранение Вэй Чанхуэя, а которого и была возложена вся ответственность за трагические события, помогло ему сохранить ореол верховного правителя, чрезмерным доверием которого воспользовались враждебно настроенные приближенные.

     Последовавшие государственные перевороты и контрперевороты  были поистине ужасны. Погибли тысячи людей, составлявшие цвет тайпинского военного командования и политического руководства. По данным источников, их число составило более 20 тыс. человек32.

       Все это вызвало рост взаимного недоверия  в тайпинском руководстве и в конечном счете привело к расколу движения. В 1856 г. Ши Дакай, очевидно не без оснований опасавшийся за свою безопасность, покинул Нанкин и со своими вооруженными приверженцами (около 100 тыс.) отправился в самостоятельный поход, надеясь основать новый центр тайпинского движения в богатой провинции Сычуань.

       Формально Великобритания, Франция, США  на первоначальном этапе тайпинского восстания  соблюдали нейтралитет. Однако, на самом деле они уже в 1854 г. попытались использовать Гражданскую войну в своих корыстных целях. Дипломатические представители Великобритании, Франции и США предъявили китайскому императору  совместное требование о перезаключении договоров 1842 - 1844 гг. Державы требовали себе права неограниченной торговли на всей территории Китая, допущения своих постоянных послов в Пекин, официального права торговать опиумом. Китайское правительство отклонило эти требования, но к открытому конфликту это не привело, так. как военные силы Великобритании в это время были связаны в войнах с Россией, Ираном и Индией33.

       Когда Великобритания, Франция и Россия освободили свои силы после Крымской войны, британцы стали искать повод  для развязывания военного конфликта  в Китае. Такой повод нашелся - это было задержание китайскими властями английского судна "Эрроу", занимавшегося контрабандной торговлей.

       В конце октября 1856 г. британская эскадра  подвергла бомбардировке порт Гуанчжоу. В начале 1857 г. в военных действиях  также участвовали американские корабли. Вскоре в Англии присоединилась и Франция.

       В 1860 г. объединенная англо-французская  армия вновь развернула военные  операции на Ляодунском полуострове  и в северном Китае, захватила  Тяньцзинь. В решающем сражении, в  конце сентября, под Пекином англо-французская артиллерия разгромила маньчжуро-монгольскую конницу. Путь на Пекин был открыт. Не подготовленные к войне китайские войска были полностью разбиты.

       24-25 октября 1860 г. был подписан  Пекинский договор, по которому  китайское правительство согласилось выплатить Англии и Франции 8 миллионов лянов контрибуции, открыть для иностранной торговли Тяньцзинь, разрешить использовать китайцев в качестве рабочей силы (кули) в колониях Англии и Франции. К Англии с этого момента переходила южная часть Цзюлунского полуострова34.

§ 3. Значение восстание тайпинов и разгром восстаний национальных меньшинств

 

    Героическая крестьянская война тайпинов послужила мощным толчком к активизации деятельности традиционных тайных обществ, к развертыванию ими вооруженной борьбы против власти маньчжуров, а также к подъему освободительного движения национальных меньшинств. Одновременно с тайпинским восстанием и под его несомненным влиянием во многих районах страны развертывались многочисленные народные антимапьчжурские восстания, возглавлявшиеся деятелями тайных обществ, и восстания ряда национальных меньшинств. Самыми крупными из них были партизанская война няньцзюней в средней и северной полосах провинции Аньхой в 1852—1864 гг., восстания обществ Малых мечей в Шанхае и в Фуцзяни в 1853 г., народные восстания в Гуандуне и Гуанси в 1854—1855 гг., восстание под руководством Ли Юнь-хэ и Лань Чао-дина в Сы-чуани в 1859—1862 гг., а также восстания народа мяо в Гуйчжоу и народа пантай в Юньнани в 1855—1872 гг35.

    Эти и многие другие локальные восстания охватывали в общей сложности огромную территорию, которая намного превосходила размеры тайнинского государства; число их участников — многие сотни тысяч — также превосходило численность тайпинской армии. Подавление этих восстаний потребовало от цинской реакции огромных сил и средств, что препятствовало ей сосредоточиться на разгроме тайпинов.

    Однако  движение тайпинов не объединилось с. другими антиманьчжурскими восстаниями, главную движущую силу которых составляло все то же крестьянство. Тайпины за редким исключением даже и не пытались установить связь и сотрудничество с руководителями других народных восстаний. В свою очередь и эти. руководители (также за единичными исключениями) не стремились наладить боевое сотрудничество с тайпинами и предпочитали действовать самостоятельно. Глубоко укоренившиеся традиции местничества и клановости, а также разобщенность, порождаемая объективными условиями существования феодального крестьянства, помешали тем и другим сплотиться воедино для совместной борьбы против общего врага. В этом сказалась исторически обусловленная классовая ограниченность феодального крестьянства, помешавшая ему возвыситься до понимания необходимости единства действий и сплочения всех антифеодальных и антиманьчжурских сил. Воспользовавшись рознью в лагере повстанцев, маньчжурская реакция сумела подавить одно за другим многие народные восстания, что ухудшило позиции тайпинов36.

    В своей борьбе за низвержение маньчжурского господства тайпины пытались апеллировать к патриотическим чувствам китайских помещиков, особенно к образованной части господствующего класса китайских феодалов — ученому сословию шэньши. В одном из упоминавшихся ранее манифестов они особо обращались к представителям ученого сословия, заявляя: «Ныне в каждой провинции есть десятки тысяч людей сильных духом, имеется немало видных ученых и отважных героев. Мы хотим, чтобы они высоко подняли знамя восстания и, посвятив себя мести заклятому врагу, совершили подвиги во славу государя (Хун Сю-цюаня)».

    Позднее, в 1861 г., один из тайнинских руководителей Хун Жэнь-гань издал «Манифест об истреблении дьяволов»37, в котором обращался к народу и войскам, включая цинских солдат и офицеров, чиновников и шэньши, с призывом оказывать всяческое содействие тайпинской армии в искоренении «маньчжурских дьяволов» и переходить на сторону повстанцев. Примерно тогда же он опубликовал пропагандистскую брошюру «Возвращение на истинный путь»38; в форме живой беседы с чиновником-перебежчиком из лагеря маньчжурской реакции он старался показать превосходство тайпинских идей, порядков и учреждений над цинскими и необходимость для всех китайцев встать на «истинный путь» активной поддержки тайпинского движения.

    Тайпины принуждали шэньши и помещиков участвовать в тайпинских государственных экзаменах на ученые степени, широко привлекали их на различные должности в свою администрацию, присваивая свои чиновничьи ранги и титулы. Они делали это отчасти потому, что нуждались в грамотных людях, а отчасти из-за своей приверженности к традиционной системе государственных экзаменов на ученые степени. Однако китайские помещики и шэньши в своем огромном большинстве уже давно примирились с господством маньчжуров в стране и прочно связали с ним свою судьбу. Они верой и правдой служили маньчжурской династии, которая оберегала их классовые интересы и защищала от восставших крестьян. В тех случаях, когда помещикам, шэньши и цинским чиновникам, так или иначе, приходилось сотрудничать с повстанцами, они, как правило, поступали так лишь по горькой необходимости, в целях самосохранения. При этом они старались по возможности пакостить тайпинам и при первом же удобном случае перебегали в стан цинской реакции.

    В среде китайских феодалов отсутствовали  более или менее значительные группы антиманьчжурски настроенных людей. В свою очередь антипомещичья социально-экономическая политика тайпинов естественно отталкивала от них китайских помещиков. В результате союз между тайпинами и более или менее значительной частью китайских феодалов оказался невозможен. А это значительно усиливало позиции маньчжурской реакции в борьбе против тайпинов.

    Тайпинское  восстание потерпело поражение  вследствие ряда причин: грубых военно-стратегических просчетов повстанцев, превосходства материальных и людских ресурсов на стороне феодальной реакции, тесного сплочения маньчжурской аристократии и китайских помещиков перед лицом их общего классового врага — восставших крестьян, отсутствия единства и сплочения среди антиманьчжурских сил в стране и т. д. Особенно большую роль сыграло открытое вмешательство англо-французских интервентов и американских авантюристов в гражданскую войну на стороне маньчжурско-цинской реакции.

    Подавление  тайпинского восстания — этого  крупнейшего по своему масштабу народного движения в Китае в XIX в. против феодального гнета и господства маньчжуров — надолго обескровило силы народной оппозиции этому господству, способствовало консолидации сил феодальной реакции, продлило существование прогнившего цинского режима и тем самым в известной мере затормозило на время социально-экономический и политический прогресс страны. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Во  время тайпинского восстания (1850-1864) погибли около 20 млн человек. Учение тайпннов привлекло на свою сторону очень многих. Основатель движения, Хакка Хуи Сюцюань, верил, что он является Сыном Господним и братом Иисуса39.

       Одержимый лихорадочными христианскими видениями (вдохновленными общением с миссионерами в Гуанчжоу) Хуи Сюцюань, провалившись на экзаменах для поступления  на государственную службу, начал  религиозный поход с целью завоевать Китай. Его поддерживало огромное количество недовольных крестьян, и в 1851 г. ими было основано Тайпин Тянь-го («Небесное государство великого благоденствия»). Целью восставших было освободить Китай от маньчжурской династии Цин и построить новое общество. Маньчжуров считали воплощением дьявола, поэтому их надо было уничтожить.

       Тайпины придумали новую форму христианского  коммунизма — с общинной собственностью, общей казной и отделением друг от друга мужчин и женщин. Женщинами  руководили закаленные в битвах женщины-ветераны, а гомосексуализм был запрещен под  страхом смерти. Проституция, курение опиума и бинтование ступней также были запрещены.

Информация о работе Тайпины