Тайпины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Крестьянская война тайпинов (1850—1864 гг.), охватившая значительную часть территории Китая, являлась наиболее мощным вооруженным выступлением широких масс китайского народа в XIX в. против феодального гнета и власти маньчжуров. Она была порождена резким обострением классовых и национальных противоречий между крестьянством и феодалами, а также между основной массой китайского народа и стоявшей у власти в стране маньчжурской аристократией. Поэтому тайпинское восстание было по своему характеру антифеодальным и антиманьчжурским движением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Провозглашение государства Тайпин Тяньго...........................................8
§ 1 Учение Хун Сюцюаня ………………………………………………………….8
§ 2. Борьба государства Тайпин Тяньго против маньчжуро-китайских феодалов и иностранных интервентов ………………………………………………………12
Глава 2. Падение тайпинского государства. Причины поражения и значение восстания …………………………………………………………………………..18
§ 1. Начало большого восстания …………………………………………………18
§ 2. Второй этап борьбы…………………………………………………………...22
§ 3. Значение восстание тайпинов и разгром восстаний национальных меньшинств…………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……...............................................................38

Работа содержит 1 файл

2292 тайпины перед.+ doc.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Провозглашение государства Тайпин Тяньго...........................................8

§ 1 Учение Хун Сюцюаня ………………………………………………………….8

§ 2. Борьба государства Тайпин Тяньго против маньчжуро-китайских феодалов и иностранных интервентов ………………………………………………………12

Глава 2. Падение тайпинского государства. Причины поражения и значение восстания …………………………………………………………………………..18

§ 1. Начало большого восстания …………………………………………………18

§ 2. Второй этап борьбы…………………………………………………………...22

§ 3. Значение восстание тайпинов и разгром восстаний национальных меньшинств…………………………………………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……...............................................................38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

 

    Крестьянская  война тайпинов (1850—1864 гг.), охватившая значительную часть территории Китая, являлась наиболее мощным вооруженным выступлением широких масс китайского народа в XIX в. против феодального гнета и власти маньчжуров. Она была порождена резким обострением классовых и национальных противоречий между крестьянством и феодалами, а также между основной массой китайского народа и стоявшей у власти в стране маньчжурской аристократией. Поэтому тайпинское восстание было по своему характеру антифеодальным и антиманьчжурским движением.

    Обострение  противоречий в китайском феодальном обществе было вызвано прогрессировавшим  с конца XVIII в. ухудшением материальных условий существования крестьянства. Усилилась концентрация земельной собственности в руках феодалов, вызывая обезземеливание крестьян, росли феодальная эксплуатация и налоговое бремя. Политической почвой для углубления и обострения классовых и национальных противоречий послужили: привилегированное положение маньчжуров в Цинской империи, сосредоточение государственной власти в руках маньчжурской знати и установленный ею режим жесточайшего гнета и произвола. Беспощадные расправы цинских властей с китайскими патриотами, осмелившимися выступать против владычества маньчжуров в стране, не могли не вызвать справедливого возмущения широких масс китайского народа. Оно подогревалось воспоминаниями о чудовищных зверствах маньчжуров при завоевании Китая и об унижении.

    Выступления против господства маньчжуров в Китае  считались по цинским законам одним из самых тяжких преступлений. Виновные подлежали смертной казни вместе со своими родственниками китайского народа в связи с насильственным насаждением в стране некоторых маньчжурских обычаев, чуждых подавляющему большинству ее населения. В представлениях крестьянских масс в силу низкого уровня их политического и классового, самосознания национальные противоречия нередко заслоняли собой противоречия классовые, а владычество маньчжуров олицетворяло собой всю систему феодального гнета.

    Огромную  роль в доведении классовых и  национальных противоречий до крайности сыграла агрессия капиталистических держав против Цинской империи в 40-х годах XIX в., особенно первая опиумная война 1840—1842 гг., положившая начало превращению Китая в полуколонию международного капитализма и сильно подорвавшая престиж маньчжурских правителей в глазах китайского народа, веру во всемогущество и непобедимость их вооруженных сил.

    По  мере углублений внутренних противоречий в китайском феодальном обществе все более нарастала вооруженная борьба народных масс против властей. Если в 1814—1839 гг. цинскими хрониками было зарегистрировано около 30 вооруженных выступлений, то с 1841 по 1849 г. произошло уже 110 народных восстаний в различных районах страны. В 1847—1850 гг. ареной наиболее активной вооруженной борьбы народных масс стала южная провинция Гуанси, где за указанное время произошло несколько десятков восстаний1. Повстанческое движение в Гуанси охватило значительную часть ее территории и, хотя отличалось локальностью и разрозненностью действий повстанцев, тем не менее, подготовило почву для крестьянской войны тайпинов. Тайпинское восстание было вполне самостоятельным движением широких крестьянских масс, к которым примкнули представители других угнетенных слоев, а также незначительное число антиманьчжурски настроенных помещиков, торговцев и чиновников. Восстание свидетельствовало о том, что дело борьбы за уничтожение маньчжурского владычества и восстановление китайской национальной государственности взяли на себя представители народных низов, поскольку образованные и имущие слои китайского феодального общества оказались неспособными поставить перед собой такую задачу, так как они тесно сомкнулись с маньчжурскими феодалами.

    Общность  классовых интересов оказалась куда более прочной и сильной, чем общность их национальных интересов с основной массой китайского народа.

    Тайпинское  восстание выделяется среди многих других народных восстаний периода маньчжурского владычества не только длительностью и огромным размахом. Оно является, пожалуй, зенитом крестьянского движения в стране в феодальную эпоху — по организованности крестьянских масс и развитию их самостоятельной политической идеологии. Тайпины впервые в истории Китая четко сформулировали идею «крестьянского коммунизма», идею создания справедливого общественного строя, основанного на принципе уравнительности в сфере производства и потребления. Восставшие крестьяне, вчера еще забитые и распыленные, создали свое государство, свою дисциплинированную армию, выдвинули из своей среды замечательных полководцев, не раз проявляли образцы стойкости, мужества и героизма, неоднократно одерживали блестящие военные победы над силами феодальной реакции и временами ставили господство маньчжуров в стране на край гибели.

     Тайпинское  восстание принято разделять  на несколько этапов. Первый этап охватывает 1850—1853 гг. Это было время, когда восставшие собирали силы, создавали вооруженные отряды, в дальнейшем превратившиеся в армии, и с боями продвигались на север. Он завершился осадой и захватом Нанкина, который был превращен тайпинами в столицу своего государства. Наивысший подъем восстания пришелся на 1853—1856 гг. В этот период инсургентам удалось не только создать вполне стабильное государственное образование на территории нескольких приморских провинций нижнего течения Янцзы, но и предстать в качестве реальной угрозы цинской династии. События, связанные с кровавой междоусобной борьбой в тайпинском руководстве осенью 1856 г., делят историю восстания на восходящий период и время, когда восставшие безуспешно пытались удержать завоеванное в тяжелой борьбе. 1856—1864 гг. — последний этап в тайпинской истории, завершившийся падением Нанкина и гибелью всех основных участников тайпинской драмы.

      Вклад советских исследователей в историографию голлизма пока весьма скромен. В нашей стране существует лишь несколько книг и серия статей, специально посвященных истории тайпинского движения. Среди них две монографии, принадлежащих перу В. И. Илюшечкина и Г.С. Кара-Мурза и Н. Н. Молчанова. Книга В. И. Илюшечкина, написанная прекрасным литературным языком, несомненно, самая популярная в СССР работа о восстании тайпинов. Она выдержала несколько многотиражных изданий. История движения рассматривается в небольшой книге Г.С. Кара-Мурза. Среди множества исторических свидетельств о крестьянской войне тайпинов 1850-1864 гг. в Китае сохранились один источник на русском языке, составленный в середине XIX в. и опубликованные в конце 50-х годов ХХ в. Это дневниковые записи К.А. Скачкова. К.А. Скачков (1821-1883) заведовал метеорологической и магнитной обсерваторией при русской духовной миссии в Пекине с 1849 по 1857 годы. В течение всех лет пребывания в Китае он вёл дневник, в котором нашли отражение события в столице Цинской империи, связанные с разгоравшейся в Китае крестьянской войной. Сведения о тайпинах, оставленные автором, использовались отечественными тайпиноведами. Несомненная их ценность была определена специалистами, критический анализ свидетельств о тайпинах, содержащихся в дневниках К.А. Скачкова, присутствует в работах исследователей истории и историографии Китая.

       Целью данной работы является изучения истории восстание Тайпинов

       Задачи  работы:

    1. Исследовать вопросы, связанные с возникновением государства Тайпин Тяньго;
    2. Рассмотреть падение тайпинского государства;
    3. Охарактеризовать причины поражения и значение восстания;

       Глава 1. Провозглашение государства Тайпин Тяньго

§ 1 Учение Хун Сюцюаня

 

      Хун Сюцюань, Хун Жэнькунь, Хун Хосю, главный идеолог и вождь крестьянского движения тайпинов в Китае. Родился в крестьянской семье в уезде Хуасянь провинции Гуандун 1 января 1814, был учителем и четырежды терпел неудачу при попытках сдать экзамены на низшую ученую степень сюцай, открывавшую путь к чиновничьей карьере. Во время одной из поездок на экзамен в столицу провинции, портовый город Гуанчжоу (Кантон), он познакомился с христианскими миссионерами, которые обратили его в свою веру, а после визионерского опыта стал именовать себя братом Иисуса Христа. В 1843 он основал идейно направленное против официального конфуцианства, даосизма и буддизма «Общество поклонения Богу» (Бай Шанди хой), в котором объединил своих родственников и земляков, склонившихся к принятию христианства. Одним из первых к нему примкнул его двоюродный брат Хун Жэньгань (1822–1864), впоследствии также ставший лидером движения тайпинов2.

      В конце 1850 в провинции Гуандун  Общество начало мобилизацию своих  сторонников на вооруженную борьбу с правившей маньчжурской династией  и создание «священных кладовых», т.е. общественных хранилищ, для их снабжения продовольствием и одеждой на основе уравнительных норм. 11 января 1851 было публично объявлено восстание, направленное на свержение царствующего дома Цин и установление Небесного государства Великого равновесия (Тай пин тянь го), давшего название всему движению тайпинов. 23 марта 1851 Хун Сюцюань провозгласил себя его вождем – Небесным князем (Тянь-ван). 19 марта 1853 повстанцы захватили крупнейший город центральной части страны, южную столицу предшествующей эпохи Мин (1368–1644) – Нанкин, который был объявлен центром Небесного государства и переименован в Небесную столицу (Тяньцзин).

      Его основные религиозно-утопические идеи выражены в многочисленных небольших  произведениях: Поучение об обращении к истоку Пути и пробуждении мира (Юань дао син ши сюнь, 1845), Песнь об обращении к истоку Пути и спасении мира (Юань дао цзю ши гэ, 1845), Поучение об обращении к истоку Пути и познании мира (Юань дао цзюэ ши сюнь, 1846), Исправление порочного и возвращение правильного (Гай се гуй чжэн, 1846) и другие. В Поучении об обращении к истоку Пути и пробуждении мира автор связал христианскую идею надгосударственного единства человечества («града Божия») с ассимилированной конфуцианством и ассоциированной с историософским образом «Великого равновесия» (тай пин) древнекитайской социально-космической утопией «Великого единения» (да тун): «Если рассматривать наш современный грешный мир как состоящий из отдельных частей, то он представляет собой множество различных государств. А если рассматривать его как единое целое, то он представляет собой одну семью. Всемогущий верховный владыка – отец всех людей на этой грешной земле. Он – господин и творец всего, что есть как в нашей стране, так и в чужеземных государствах. Он – защитник и хранитель всего живого как в чужеземных странах, так и в Китае. В Поднебесной все мужчины – братья, все женщины – сестры. Как же могут существовать между ними границы частного? Как же могут появляться у них мысли отнимать [вещи] друг у друга?»3

      Христианские  догматы получили у Хун Сюцюаня  весьма своеобразную интерпретацию, во многом обусловленную традиционными  верованиями и исторически сложившимися понятиями. В соответствии с бинарной оппозицией «инь – ян» Бог, именуемый  «Верховным владыкой» (шан чжу) и «Августейшим верховным господином» (хуан шан ди), наделялся супругой. Признаваясь «единым корнем» (и бэнь) всего многообразия человеческих душ, из которого все они возникают и в который возвращаются, он, в согласии с общепринятым мировоззрением, трактовался как носитель «первозданной пневмы» (и юань чжи ци). Как и во всей классической китайской философии, у Хун Сюцюаня «небо и человек едины в пневме», а «небесный путь» (тянь чжи дао), т.е. всеобщий закон, означает «обязательное обращение вещей в свою противоположность по достижении предела» (у цзи би фань). В этом круговращении явлений, предполагающем необходимую смену предельного хаоса порядком, человек представляет собой «[самое] ценное между небом и землей», «[самое] одухотворенное среди тьмы вещей» и такое место он занимает прежде всего благодаря своей созидательной деятельности4.

      Идею  «великого равновесия» как высшей стадии триадического развития общества, которой предшествуют периоды «впадения  в хаос» (шуай луань) и «подъема к  равновесию» (шэн пин), в конфуцианстве сформулировал Хэ Сю (129–182). Примерно в то же время она легла в основу учения, изложенного в классическом даосском трактате Тай пин цзин (Канон Великого равновесия). Давший название этому тексту социальный идеал предполагал воспроизведение в обществе природной гармонии, уравнительное распределение продуктов труда и равновесие человеческих интересов. Вместе с тем подобное благоденствие считалось зиждущимся на строгой социальной иерархии, воспроизводящей иерархию природных и сверхприродных сил. Данное учение составило идеологическую основу восстания Желтых повязок в 184.

      Подобные  эгалитаристско-утопические воззрения  нашли продолжение в опубликованном Хун Сюцюанем в 1853 программном документе  тайпинского государства Земельной  системе Небесной династии (Тянь чао тянь му чжи ду). Земельная система гласила: «Все население Поднебесной – одна большая семья Небесного отца, господа бога». Однако конкретизация такого идеала равенства и братства вылилась в мелочно регламентированную систему патриархальных общин, тотально охваченных военно-демократической и теократизированной властью. Все жители Небесного государства разбивались на пятидворки во главе с командиром. Пять пятидворок, т.е. 25 семейств, образовывали ячейку тайпинского общества с собственной церковью, возглавлял эту ячейку лянсыма – начальник, в круг обязанностей которого входило награждать усердных и наказывать ленивых, надзирать за полевыми работами, заведовать «священной кладовой», ведать учетом урожая и других продуктов, выдачей средств на свадьбы, крестины и похороны, исполнять функции судьи и сельского пастыря, отправлять религиозные церемонии, читать проповеди, обучать детей по текстам Ветхого и Нового завета, священным обращениям и указам Небесного князя, а также возглавлять борьбу подчиненных ему жителей с вражескими солдатами и организовывать облавы на бандитов.

Информация о работе Тайпины