Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:04, курсовая работа
Крестьянская война тайпинов (1850—1864 гг.), охватившая значительную часть территории Китая, являлась наиболее мощным вооруженным выступлением широких масс китайского народа в XIX в. против феодального гнета и власти маньчжуров. Она была порождена резким обострением классовых и национальных противоречий между крестьянством и феодалами, а также между основной массой китайского народа и стоявшей у власти в стране маньчжурской аристократией. Поэтому тайпинское восстание было по своему характеру антифеодальным и антиманьчжурским движением.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Провозглашение государства Тайпин Тяньго...........................................8
§ 1 Учение Хун Сюцюаня ………………………………………………………….8
§ 2. Борьба государства Тайпин Тяньго против маньчжуро-китайских феодалов и иностранных интервентов ………………………………………………………12
Глава 2. Падение тайпинского государства. Причины поражения и значение восстания …………………………………………………………………………..18
§ 1. Начало большого восстания …………………………………………………18
§ 2. Второй этап борьбы…………………………………………………………...22
§ 3. Значение восстание тайпинов и разгром восстаний национальных меньшинств…………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……...............................................................38
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава
1. Провозглашение государства Тайпин
Тяньго........................
§ 1 Учение
Хун Сюцюаня ………………………………………………
§ 2. Борьба государства Тайпин Тяньго против маньчжуро-китайских феодалов и иностранных интервентов ………………………………………………………12
Глава
2. Падение тайпинского
§ 1. Начало большого восстания …………………………………………………18
§ 2. Второй
этап борьбы…………………………………………………………..
§ 3. Значение
восстание тайпинов и разгром восстаний
национальных меньшинств……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………..……............
Крестьянская война тайпинов (1850—1864 гг.), охватившая значительную часть территории Китая, являлась наиболее мощным вооруженным выступлением широких масс китайского народа в XIX в. против феодального гнета и власти маньчжуров. Она была порождена резким обострением классовых и национальных противоречий между крестьянством и феодалами, а также между основной массой китайского народа и стоявшей у власти в стране маньчжурской аристократией. Поэтому тайпинское восстание было по своему характеру антифеодальным и антиманьчжурским движением.
Обострение противоречий в китайском феодальном обществе было вызвано прогрессировавшим с конца XVIII в. ухудшением материальных условий существования крестьянства. Усилилась концентрация земельной собственности в руках феодалов, вызывая обезземеливание крестьян, росли феодальная эксплуатация и налоговое бремя. Политической почвой для углубления и обострения классовых и национальных противоречий послужили: привилегированное положение маньчжуров в Цинской империи, сосредоточение государственной власти в руках маньчжурской знати и установленный ею режим жесточайшего гнета и произвола. Беспощадные расправы цинских властей с китайскими патриотами, осмелившимися выступать против владычества маньчжуров в стране, не могли не вызвать справедливого возмущения широких масс китайского народа. Оно подогревалось воспоминаниями о чудовищных зверствах маньчжуров при завоевании Китая и об унижении.
Выступления против господства маньчжуров в Китае считались по цинским законам одним из самых тяжких преступлений. Виновные подлежали смертной казни вместе со своими родственниками китайского народа в связи с насильственным насаждением в стране некоторых маньчжурских обычаев, чуждых подавляющему большинству ее населения. В представлениях крестьянских масс в силу низкого уровня их политического и классового, самосознания национальные противоречия нередко заслоняли собой противоречия классовые, а владычество маньчжуров олицетворяло собой всю систему феодального гнета.
Огромную роль в доведении классовых и национальных противоречий до крайности сыграла агрессия капиталистических держав против Цинской империи в 40-х годах XIX в., особенно первая опиумная война 1840—1842 гг., положившая начало превращению Китая в полуколонию международного капитализма и сильно подорвавшая престиж маньчжурских правителей в глазах китайского народа, веру во всемогущество и непобедимость их вооруженных сил.
По мере углублений внутренних противоречий в китайском феодальном обществе все более нарастала вооруженная борьба народных масс против властей. Если в 1814—1839 гг. цинскими хрониками было зарегистрировано около 30 вооруженных выступлений, то с 1841 по 1849 г. произошло уже 110 народных восстаний в различных районах страны. В 1847—1850 гг. ареной наиболее активной вооруженной борьбы народных масс стала южная провинция Гуанси, где за указанное время произошло несколько десятков восстаний1. Повстанческое движение в Гуанси охватило значительную часть ее территории и, хотя отличалось локальностью и разрозненностью действий повстанцев, тем не менее, подготовило почву для крестьянской войны тайпинов. Тайпинское восстание было вполне самостоятельным движением широких крестьянских масс, к которым примкнули представители других угнетенных слоев, а также незначительное число антиманьчжурски настроенных помещиков, торговцев и чиновников. Восстание свидетельствовало о том, что дело борьбы за уничтожение маньчжурского владычества и восстановление китайской национальной государственности взяли на себя представители народных низов, поскольку образованные и имущие слои китайского феодального общества оказались неспособными поставить перед собой такую задачу, так как они тесно сомкнулись с маньчжурскими феодалами.
Общность классовых интересов оказалась куда более прочной и сильной, чем общность их национальных интересов с основной массой китайского народа.
Тайпинское восстание выделяется среди многих других народных восстаний периода маньчжурского владычества не только длительностью и огромным размахом. Оно является, пожалуй, зенитом крестьянского движения в стране в феодальную эпоху — по организованности крестьянских масс и развитию их самостоятельной политической идеологии. Тайпины впервые в истории Китая четко сформулировали идею «крестьянского коммунизма», идею создания справедливого общественного строя, основанного на принципе уравнительности в сфере производства и потребления. Восставшие крестьяне, вчера еще забитые и распыленные, создали свое государство, свою дисциплинированную армию, выдвинули из своей среды замечательных полководцев, не раз проявляли образцы стойкости, мужества и героизма, неоднократно одерживали блестящие военные победы над силами феодальной реакции и временами ставили господство маньчжуров в стране на край гибели.
Тайпинское восстание принято разделять на несколько этапов. Первый этап охватывает 1850—1853 гг. Это было время, когда восставшие собирали силы, создавали вооруженные отряды, в дальнейшем превратившиеся в армии, и с боями продвигались на север. Он завершился осадой и захватом Нанкина, который был превращен тайпинами в столицу своего государства. Наивысший подъем восстания пришелся на 1853—1856 гг. В этот период инсургентам удалось не только создать вполне стабильное государственное образование на территории нескольких приморских провинций нижнего течения Янцзы, но и предстать в качестве реальной угрозы цинской династии. События, связанные с кровавой междоусобной борьбой в тайпинском руководстве осенью 1856 г., делят историю восстания на восходящий период и время, когда восставшие безуспешно пытались удержать завоеванное в тяжелой борьбе. 1856—1864 гг. — последний этап в тайпинской истории, завершившийся падением Нанкина и гибелью всех основных участников тайпинской драмы.
Вклад советских исследователей в историографию голлизма пока весьма скромен. В нашей стране существует лишь несколько книг и серия статей, специально посвященных истории тайпинского движения. Среди них две монографии, принадлежащих перу В. И. Илюшечкина и Г.С. Кара-Мурза и Н. Н. Молчанова. Книга В. И. Илюшечкина, написанная прекрасным литературным языком, несомненно, самая популярная в СССР работа о восстании тайпинов. Она выдержала несколько многотиражных изданий. История движения рассматривается в небольшой книге Г.С. Кара-Мурза. Среди множества исторических свидетельств о крестьянской войне тайпинов 1850-1864 гг. в Китае сохранились один источник на русском языке, составленный в середине XIX в. и опубликованные в конце 50-х годов ХХ в. Это дневниковые записи К.А. Скачкова. К.А. Скачков (1821-1883) заведовал метеорологической и магнитной обсерваторией при русской духовной миссии в Пекине с 1849 по 1857 годы. В течение всех лет пребывания в Китае он вёл дневник, в котором нашли отражение события в столице Цинской империи, связанные с разгоравшейся в Китае крестьянской войной. Сведения о тайпинах, оставленные автором, использовались отечественными тайпиноведами. Несомненная их ценность была определена специалистами, критический анализ свидетельств о тайпинах, содержащихся в дневниках К.А. Скачкова, присутствует в работах исследователей истории и историографии Китая.
Целью данной работы является изучения истории восстание Тайпинов
Задачи работы:
Хун Сюцюань, Хун Жэнькунь, Хун Хосю, главный идеолог и вождь крестьянского движения тайпинов в Китае. Родился в крестьянской семье в уезде Хуасянь провинции Гуандун 1 января 1814, был учителем и четырежды терпел неудачу при попытках сдать экзамены на низшую ученую степень сюцай, открывавшую путь к чиновничьей карьере. Во время одной из поездок на экзамен в столицу провинции, портовый город Гуанчжоу (Кантон), он познакомился с христианскими миссионерами, которые обратили его в свою веру, а после визионерского опыта стал именовать себя братом Иисуса Христа. В 1843 он основал идейно направленное против официального конфуцианства, даосизма и буддизма «Общество поклонения Богу» (Бай Шанди хой), в котором объединил своих родственников и земляков, склонившихся к принятию христианства. Одним из первых к нему примкнул его двоюродный брат Хун Жэньгань (1822–1864), впоследствии также ставший лидером движения тайпинов2.
В конце 1850 в провинции Гуандун Общество начало мобилизацию своих сторонников на вооруженную борьбу с правившей маньчжурской династией и создание «священных кладовых», т.е. общественных хранилищ, для их снабжения продовольствием и одеждой на основе уравнительных норм. 11 января 1851 было публично объявлено восстание, направленное на свержение царствующего дома Цин и установление Небесного государства Великого равновесия (Тай пин тянь го), давшего название всему движению тайпинов. 23 марта 1851 Хун Сюцюань провозгласил себя его вождем – Небесным князем (Тянь-ван). 19 марта 1853 повстанцы захватили крупнейший город центральной части страны, южную столицу предшествующей эпохи Мин (1368–1644) – Нанкин, который был объявлен центром Небесного государства и переименован в Небесную столицу (Тяньцзин).
Его основные религиозно-утопические идеи выражены в многочисленных небольших произведениях: Поучение об обращении к истоку Пути и пробуждении мира (Юань дао син ши сюнь, 1845), Песнь об обращении к истоку Пути и спасении мира (Юань дао цзю ши гэ, 1845), Поучение об обращении к истоку Пути и познании мира (Юань дао цзюэ ши сюнь, 1846), Исправление порочного и возвращение правильного (Гай се гуй чжэн, 1846) и другие. В Поучении об обращении к истоку Пути и пробуждении мира автор связал христианскую идею надгосударственного единства человечества («града Божия») с ассимилированной конфуцианством и ассоциированной с историософским образом «Великого равновесия» (тай пин) древнекитайской социально-космической утопией «Великого единения» (да тун): «Если рассматривать наш современный грешный мир как состоящий из отдельных частей, то он представляет собой множество различных государств. А если рассматривать его как единое целое, то он представляет собой одну семью. Всемогущий верховный владыка – отец всех людей на этой грешной земле. Он – господин и творец всего, что есть как в нашей стране, так и в чужеземных государствах. Он – защитник и хранитель всего живого как в чужеземных странах, так и в Китае. В Поднебесной все мужчины – братья, все женщины – сестры. Как же могут существовать между ними границы частного? Как же могут появляться у них мысли отнимать [вещи] друг у друга?»3
Христианские
догматы получили у Хун Сюцюаня
весьма своеобразную интерпретацию, во
многом обусловленную традиционными
верованиями и исторически
Идею
«великого равновесия» как
Подобные
эгалитаристско-утопические