Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:04, курсовая работа
Крестьянская война тайпинов (1850—1864 гг.), охватившая значительную часть территории Китая, являлась наиболее мощным вооруженным выступлением широких масс китайского народа в XIX в. против феодального гнета и власти маньчжуров. Она была порождена резким обострением классовых и национальных противоречий между крестьянством и феодалами, а также между основной массой китайского народа и стоявшей у власти в стране маньчжурской аристократией. Поэтому тайпинское восстание было по своему характеру антифеодальным и антиманьчжурским движением.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Провозглашение государства Тайпин Тяньго...........................................8
§ 1 Учение Хун Сюцюаня ………………………………………………………….8
§ 2. Борьба государства Тайпин Тяньго против маньчжуро-китайских феодалов и иностранных интервентов ………………………………………………………12
Глава 2. Падение тайпинского государства. Причины поражения и значение восстания …………………………………………………………………………..18
§ 1. Начало большого восстания …………………………………………………18
§ 2. Второй этап борьбы…………………………………………………………...22
§ 3. Значение восстание тайпинов и разгром восстаний национальных меньшинств…………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……...............................................................38
Вскоре после захвата Нанкина руководители повстанцев переименовали город в Тяньцзин (Небесную столицу) и провозгласили столицей созданного ими Небесного государства великого благоденствия (Тайпин тяньго).
Похоже на го, что столица Цинской империи Пекин (Северная столица) никогда не интересовала тайпинских руководителей — южан по рождению, наречию и некоторым другим чертам — как их возможная штаб-квартира. Стремясь восстановить китайское национальное государство, они предпочитали иметь в качестве его столицы Нанкин (Южную столицу), который в прошлом неоднократно был резиденцией китайских национальных династий и к тому же находился поблизости от географических центров собственно Китая.
Одновременно
с провозглашением Нанкина
Избирая Нанкин столицей своего государства, тайпинские руководители несомненно следовали примеру основателя Минской династии Чжу Юань-чжана, который, как известно, в свое время обосновался в Нанкине, превратил его в свою базу и столицу и, опираясь на нее, постепенно сокрушил монгольских завоевателей и распространил свою власть на всю страну. При этом, однако, они упускали из виду, что Чжу Юань-чжан действовал в совершенно другой исторической обстановке и что он к тому же уделял огромное внимание разработке практических вопросов социально-экономической политики и сплочению под своими знаменами всех недовольных господством иноземных завоевателей. Тайпины же действовали так, словно были убеждены, что достаточно им провозгласить столицей тайпинского государства Нанкин с его славным историческим прошлым, первоклассной крепостью и удобным географическим положением, и все остальное образуется само собой, поскольку сделано главное — «заложены вековечные основы»23.
Как бы то ни было, провозглашение Нанкина столицей тайнинского государства имело важное значение для дальнейшего развития крестьянской войны. Оно означало, что восставшие вступают в решающую стадию борьбы с феодальной реакцией за власть в стране. Оно далее означало, что тайпины, которые ранее не заботились о завоевании и прочном удержании за собой территории, теперь уделяют этому серьезное внимание, что тайпинское государство, существовавшее доселе не столько в действительности, сколько в воображении руководителей восстания, начало облекаться плотью и кровью. Все это дало мощный толчок развертыванию массовой вооруженной борьбы во всей стране за низвержение политического господства маньчжурских феодалов24.
Вместе с тем это событие серьезно изменило военную стратегию тайпинов, что имело далеко идущие последствия. Теперь они были привязаны к району Нанкина и должны были заботиться о его надежной защите, рассредоточить войска и отказаться от тактики стремительного наступления всеми силами в одном направлении, благодаря чему тайпинам удавалось ранее удерживать в своих руках военную инициативу и наносить сокрушительные удары врагу. Одним словом, превращение Нанкина в столицу, предпринятое в то время, когда главные силы противника еще не были разгромлены, поставило тайпинов в невыгодное положение перед феодальной реакцией в военном отношении.
Решив прочно обосноваться в Нанкине, восставшие прежде всего занялись укреплением его обороны. Одновременно крупные силы тайпинской армии были направлены в соседние районы с целью овладения стратегически важными пунктами на подступах к городу. На все это потребовалось немало времени.
Ошеломляющие военные успехи тайпинов в долине Янцзы и в особенности быстрый захват хорошо укрепленного Нанкина вызвали переполох в стане феодальной реакции, опасавшейся, что вот-вот тайпины двинутся на Пекин.
Император Ичжу с тревогой (охватившей и правящую маньчжурскую верхушку) умолял небесных духов помочь ему истребить повстанцев.
Вместе с тем цинское правительство, не слишком уповая на помощь небесных и иных духов, спешно осуществляло всевозможные мероприятия в целях спасения своей власти. В апреле 1853 г. были изданы два приказа о принятии строгих мер против подозрительных лиц в Пекине, о надзоре за нищими и бродягами и вылавливании тайпинских лазутчиков. Одновременно правительство лихорадочно мобилизовало имеющиеся в его распоряжении силы и средства и с еще большей поспешностью продолжало стягивать отовсюду войска к Нанкину и. в районы вероятного наступления повстанцев.
Не надеясь справиться с тайпинами силами одной лишь регулярной армии, цинское правительство беспрестанно обращалось к местным властям, шэньши, помещикам и торговцам с призывами сплотиться воедино, действовать сообща и повсеместно создавать отряды самообороны для поддержки регулярных войск. Только за время с 18 марта по 1 апреля 1853 г. было издано шесть подобных указов25.
Лишь в мае 1853 г. тайпинские руководители начали военный поход на север. Они хотели захватить Пекин и низвергнуть маньчжурскую династию Цин. Однако время и благоприятные условия для проведения этого похода были уже в значительной мере упущены. Пока повстанцы занимались укреплением района Нанкина и подготовкой к походу на север, цинские войска непрерывно стягивались из Маньчжурии, Монголии и северозападных провинций в районы к северу от р. Хуанхэ, чтобы преградить тайпинской армии путь к столице. В этих же районах китайские шэньши и помещики повсюду спешно формировали дружины самообороны. Чтобы затруднить повстанцам форсирование Хуанхэ — этой серьезной естественной преграды на пути к Пекину, все перевозочные средства по распоряжению цинских властей были переправлены с южного на северный берег реки. Все это создало дополнительные трудности при осуществлении Северного похода тайнинской армии.
К
тому же глава тайпинского
По всем этим причинам поход на Некий закончился провалом. Правящая маньчжурская клика получила возможность укрепить свои позиции.
После провала Северного похода, являвшегося кульминационным пунктом в попытках тайпинов низвергнуть маньчжурское владычество, военные действия много лег велись главным образом в районах среднего и нижнего течения р. Янцзы. Хотя тайпины временами одерживали крупные победы, они и здесь, однако, не смогли нанести решающего поражения врагу. Очевидно, их малоэффективная стратегия «растопыренных пальцев» была одной из причин неудачи.
Сделав
своей базой провинции
Вначале правительственные силы были слишком слабы и постоянно терпели поражения от восставших. Опасаясь вступить с тайпинами в решающее сражение, цинские армии следовали за ними на почтительном расстоянии. После того как тайпины осели в Нанкине, правительственные войска создали два укрепленных лагеря на подступах к городу, накапливая силы и готовясь к решительному сражению, которое должно было привести к перелому в военных действиях. Однако этот перелом был связан не столько с активностью войск центрального правительства, сколько с формированием новых вооруженных сил, находившихся под контролем китайских чиновников-военачальников и созданных на основе отрядов ополчения могущественных кланов в тех районах, по которым прокатились волны тайпинского нашествия. Первыми такими соединениями были отряды «хунаньских молодцов», сформированные по разрешению цинского правительства видным чиновником хунаньского происхождения Цзэн Го-фанем (1811—1872). Первые победы над тайпинами принадлежали именной хунаньской армии27.
Создание китайских армий, находившихся под контролем именно китайских, а не маньчжурских военачальников, означало очень многое с точки зрения будущности тайпинского государства. Местная китайская элита, представленная могущественными кланами и связанным с ними чиновничеством, предпочла оказать поддержку маньчжурской династии, а не тайпинам, разрыв которых с общественными устоями конфуцианской государственности, как: мы уже говорили, оказался слишком радикальным.
Складывание региональных военных формирований, находившихся под номинальным контролем центра, имело и еще одно весьма важное для будущего политического развития Китая последствие: тем самым были заложены ростки явления, которое в китаеведческой литературе принято называть «региональным милитаризмом». Суть его состояла в том, что ослабленная развивавшимся династийным кризисом, внутренними смутами и внешними вторжениями императорская власть была уже не способна удерживать страну в рамках системы централизованного контроля. Влиятельные местные чиновники, подчинившие себе многочисленные вооруженные формирования, созданные первоначально для борьбы с тайпинами, превращались в силу, политически весьма независимую от пекинских властей. Этот процесс имел и другую сторону — «региональными милитаристами» были не маньчжуры, а представители китайской по своему происхождению чиновничьей элиты. В этом находило выход ее стремление к социальному самоутверждению, и маньчжурская правящая группа, желавшая продолжения своего правления в Китае, вынуждена была с этим смириться28.
Между тем, превратившись во властителей Нанкина и территории площадью примерно 50 на 100 км вокруг него, тайпинские правители все более утрачивали облик аскетических руководителей народного движения. Содержание кладовых использовалось для строительства роскошных дворцов, содержания многочисленной челяди и гаремов. Уравнительные принципы, не забытые окончательно, были оставлены исключительно для подданных.
Именно в Нанкине, положение в котором прочно контролировалось тайпинской администрацией и армией, повстанцы на практике попытались реализовать свое видение общества «всеобщей гармонии». Городское население делилось на мужскую и женскую общины, отношения между которыми были ограничены; последние в свою очередь делились на объединения по профессиональному признаку. Ткачи изготавливали ткани, женщины-швеи шили из них одежду, оружейники делали доспехи и мечи, а гончары — посуду для дворцов тайпинских правителей. Деньги в этом царстве уравнительного коммунизма были отменены, и каждый мог, по крайней мере, рассчитывать, что его нужды будут удовлетворены из общественных кладовых. Однако эта система, введенная в практику общественной жизни в Нанкине, просуществовала недолго и была отменена в результате протестов И недовольства горожан.
За этими мерами, принятыми тайпинами, стояло не только стремление на практике осуществить идеи примитивного социализма, весьма распространенные в традиционных обществах различных типов и питавшиеся идеологией сельских и городских низов, но и желание утвердить модель восточного деспотизма в ее наиболее чистом виде — так, как она была описана в древних трактатах.
Этой же цели была подчинена и программа преобразований в сельских районах, так никогда и не осуществленная в жизни. Ее основные положения сформулированы в сочинении «Земельная система Небесной династии», автором которого был сам Хун Сюцюань. Эта система основывалась на уравнительном распределении земли между общинами, которые одновременно являлись религиозными и низшими военными объединениями. Их члены совместно отправляли культы, связанные с христианским учением, интерпретированным и преобразованным Хун Сюцюанем. Каждая из таких общин выделяла мужчин боеспособного возраста для службы в армии. Все, что превышало минимум необходимых потребностей, подлежало сдаче в государственные хранилища. В этом проявилось стремление Хун Сюцюаня утвердить образец восточного деспотизма в его наиболее классическом виде. Аграрная программа Хун Сюцюаня не была направлена на ликвидацию крупного землевладения. Ее цель состояла в экспроприации земли всех землевладельцев в пользу государства. Вряд ли можно было ожидать, что деревня (может быть, за исключением наиболее обездоленных ее жителей) охотно откликнется на выдвижение программы такого рода29.
Тем не менее практическое проведение политики тайпинской администрации в жизнь в перешедших под ее контроль сельских районах говорило о ее определенных социальных ориентациях. В сущности, тайпины не приняли практических мер, которые можно было бы интерпретировать как стремление изменить характер аграрного строя. Правда, они пытались, сократить арендную плату в случае неурожая или стихийных бедствий. Впрочем, все это входило в традиционный перечень мер, которые должна была осуществлять любая династия, стремившаяся управлять в соответствии с принципами дао и дэ.
Тайпины провели и некоторые другие прогрессивные мероприятия: предоставление женщинам равных прав с мужчинами, создание специальных женских школ, запрещение проституции, бинтования ног и продажи невест.
В то время как господство маньчжурских феодалов вело к застою в области культуры, тайпины выступали как борцы за прогрессивную, народную культуру. Они пропагандировали сближение литературного вычурного языка с разговорным, упростили написание многих иероглифов, призывали «отказаться от сочинения выдумок и говорить только правду». Блестящими образцами политической публицистики тайпинов являются прокламации их руководителей, в особенности обращения одного из ванов - Ли Сю-чэна. Видный деятель тайпинского движения Хун Жэнь-гань, брат Хун Сю-цюаня, в своем сочинении «Новое рассуждение в помощь правлению» предлагал поощрять издание газет, постройку железных дорог и фабрик, создание банков и торговых компаний. Эти идеи не получили практического осуществления.