Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:14, контрольная работа
В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии. Сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I, Вавилонское царство, царство Эшнунны и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований.
Введение…………………..………………………………… Стр. 3
2. Основные принципы и цели Законника Хаммурапи….....Стр. 4 - 5
3. Сословия Вавилонского государства……………………..Стр. 5 - 7
4. Разделы свода законов Хаммурапи…………………...…..Стр. 7
4.1. Вступительная часть (Введение) ……………...…..Стр. 7
4.2. Статьи законов……………………………….……..Стр. 8 - 13
4.3. Заключительная часть свода законов……….……..Стр. 13
5. Судебный процесс по Законам Хаммурапи……….….…..Стр. 13 - 16
Заключение………………………………………….…………Стр. 16
Библиографический список ………………………………….Стр. 17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: История государства и права зарубежных стран
Тема: Законы Хаммурапи.
ВЫПОЛНИЛ:
Студент группы
ф.и.о.
Проверил:
ученая степень, звание
Оценка _________________________
Подпись ________________________
«____» _______________2012г.
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………..………………………………… Стр. 3
2. Основные принципы
и цели Законника Хаммурапи…...
3. Сословия Вавилонского государства……………………..Стр. 5 - 7
4. Разделы свода законов Хаммурапи…………………...…..Стр. 7
4.1. Вступительная часть (Введение) ……………...…..Стр. 7
4.2. Статьи законов……………………………….…….
4.3. Заключительная часть свода законов……….……..Стр. 13
5. Судебный процесс
по Законам Хаммурапи……….….…..
Заключение………………………………………….………
Библиографический список ………………………………….Стр. 17
Введение
Для работы с «Законами» необходимо составить предварительное представление об эпохе Хаммурапи - так называемом Старовавилонском периоде (кон. XX - нач. XVI вв. до н.э.).
В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии. Сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I, Вавилонское царство, царство Эшнунны и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований.
После распада первого из этих государств
на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-
В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем - Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы «Шумера и Аккада», некогда уничтоженной кочевниками.
Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.
«Законы Хаммурапи» (далее по тексту ЗХ) были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.
ЗХ принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.
2. Основные принципы и цели Законника Хаммурапи
Для ЗХ в большой степени характерна казуальность (статья вырастает из конкретного дела, а сходные дела могут быть проигнорированы; общие принципы не формулируются).
Необходимо отметить принципы карательной и процессуальной системы ЗХ.
За преступление
против собственности обычное
В качестве доказательств принимались только свидетельства, желательно документированные. В тех случаях, когда такие доказательства были в принципе невозможны (например, при обвинении в злом колдовстве), применялся «божий суд» (испытание водой или клятва именем бога). Презумпцию невиновности проводили довольно последовательно.
Основные цели Законника
Хаммурапи заключались в
Законник проявляет определенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, следовательно, окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.
3. Сословия Вавилонского государства
ЗХ исходят из разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия: «авилумов», «мушкенумов» и «вардумов».
Первое и высшее из них «авилумы» охватывает членов «общин» (дословно «поселений», акк. «алу»).
Всякий общинник-«авилум» возглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой) располагал весьма значительной властью (в частности, он мог отдавать их в залог или в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей). Только он был полноправным собственником семейного имущества при жизни, хотя не мог вполне произвольно его завещать.
Женщина (воспринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова или дочь) вообще являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде «авилтум», но исключенных зато из нормальной семейной жизни.
Второе сословие, «мушкенумы» (дословно означает «склонившиеся (под защиту)», охватывает людей, которые, не будучи членами какой-либо общины и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя и приняв на себя обязанность выполнять определенную повинность перед государством.
Итак, мушкенум — это человек, порвавший связь с общиной (или никогда ее не имевший) и принявший государственное обеспечение под условием службы (повинности, по-аккадски «ильк»). В эту категорию одинаково входили дослужившийся до высших чинов вельможа и сидящий на царской земле полукрепостной земледелец, лишь бы они не имели иного обеспечения, кроме государственного, выданного им под условием службы (независимо от размеров этого обеспечения).
Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в ЗХ существенно дешевле. Однако имущество мушкенумов охраняется, наоборот, строже, аналогично имуществу дворца или храма (храмы при Хаммурапи были государственными учреждениями, а их хозяйства - автономными частями государственного хозяйства) - поскольку имущество мушкенума и является частью государственного имущества, выданного ему в обеспечение. Даже за развод мушкенум платит меньше авилума, а рабы мушкенумов получают определенные привилегии наряду с рабами самого царя.
Третье сословие - «вардумы» («рабы») составляли люди, имевшие хозяев - лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, а лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения,
Рабы считались имуществом, их хозяева могли расправляться с ними как угодно, а также свободно отчуждать это право. Менее ясен имущественный статус рабов. Тяжкие кары полагались за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства
По ЗХ известны рабы частных лиц (мушкенумов и авилумов) и учреждений - государства («дворца») и храмов. Статус раба носил наследственный характер (исключая детей раба от свободной). «Авилумы» по закону могли становиться рабами только на время.
Сословное положение влияло прежде всего на социальный статус, а не достаток человека. Жизнь и здоровье ценились тем выше, чем выше было сословие. Все жители державы назывались в высоком стиле «вардумами»-рабами царя. Никакого отношения к их сословному статусу это, разумеется, не имело.
4. Разделы свода законов Хаммурапи
Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама).
В верхней части лицевой
стороны изображен сам
4.1 Вступительная часть ЗХ (Введение)
В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. При этом особо отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем — это его смирение перед богами и покорность их воле. Среди деяний царя прославляются, в первую очередь, укрепление храмов. По всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. Светская власть царя тесно была связана с властью жречества. Кроме того, введение в ЗХ отражает в первую очередь особую концепцию царской власти, согласно которой боги даруют царю в управление ту или иную область ради наведения там справедливого порядка. С другой стороны, здесь проводится и более древнее, восходящее ко временам раздробленности Месопотамии воззрение на царскую власть, по которому царь - просто правитель своего города, в частности, отправляющий в нем культовые функции по отношению к богу-покровителю данного города (отсюда стремление Хаммурапи подчеркнуть свои благодеяния отдельным храмам городских общин).
4.2. Статьи законов
ЗХ не представляют собой исчерпывающего свода юридических норм; например, в них отсутствуют статьи, касающиеся простейших преступлений - обычной кражи, убийства, колдовства, хотя присутствуют нормы, связанные с обвинениями в этих преступлениях. Очевидно, нормы, касающиеся таких преступлений, считались общеизвестными. То же касается многих важнейших областей жизни, как частных лиц, так и государственного организма.
В ЗХ включены только статьи, касающиеся случаев, нормы по которым были впервые установлены или отредактированы Хаммурапи (в т.ч. выбраны им из числа противоречащих друг другу местных норм его огромного царства).
Таким образом, ЗХ представляют собой не кодекс в точном смысле слова, а сборник юридических новелл (дополненный, возможно, нормами обычного права, которые царь счел необходимым, не изменяя, подчеркнуть и выделить, вставив в свой сборник).
Реально значительная часть этих норм не рассчитывалась на обязательное исполнение во всех случаях (полюбовные сделки частных лиц, несомненно, могли их обходить), а предназначалась для разрешения конфликтных ситуаций.
Нормы ЗХ группируются по предмету регулирования.
Внутри таких группировок нормы расположены по ассоциации (причем считается, что статья, завершающая один раздел, должна иметь нечто общее с начинающей другой; например, на стыке разделов по семейному праву и телесным повреждениям стоит ст.195, рассматривающая физический ущерб отцу со стороны сына). Статьи, относящиеся к гражданскому праву, идут вперемежку со статьями, относящимися к праву уголовному, по общности, затронутой в тех и других области жизни.
1) Процессуальные нормы - ст.1-5;
Данные статьи посвящены процессуальным нормам — карам за ложное обвинение и изменение решения суда.
2) Нормы уголовной охраны собственности - ст.6-25;
Статьи посвящены охране собственности царя («дворца»), храмов и частных лиц. Следует обратить внимание на появление в ЗХ юридических лиц - «дворца» и «храма».
Существенно, что в ЗХ государство выступает почти исключительно как эксплуататор мелких производителей, наделенных государственной землей. Иной государственной земли, нежели выделенная в такие наделы, ЗХ вообще не упоминают. Между тем движимое имущество и рабы дворца как такового отличаются в ЗХ от рабов и движимости мушкенумов (ст.8, 15). Очевидно, собственно дворцовая земля сводилась к участкам, отданным под административные строения и учреждения, с приданным им персоналом (в том числе рабским) и движимостью, а остальной государственный земельный фонд раздавался в держание.
3) Нормы регулирования повинностных отношений на царской земле - ст.26-41;
Ст.26-41 регулируют права и обязанности т.н. «царских людей», которые были обязаны царю той или иной службой («ильком»), а сами обеспечивались условным земельным пожалованием (или жалованием; впрочем, в ЗХ с примерами такого рода мы не встречаемся) со стороны государства. Надо полагать, что подавляющее большинство их относилось к категории мушкенумов. Основной предмет этих статей — судьба имущества, выданного царем в обеспечение «царским людям», большая часть статей (26-35) говорят о воинах. Редум и баирум — военные колонисты. Именно из них состояло рядовое воинство старовавилонских царей (кроме редума и баирума, из военных ЗХ упоминают только офицеров). Они получают от царя в личное условное держание землю (редум — еще и скот), на которой ведут хозяйство силами собственной семьи, а сами обязаны царю военной службой.