Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:09, контрольная работа
Законы Вавилонского царя Хаммурапи – самый древний свод законов дошедший до нас. Хаммурапи приказал высечь их на каменной стеле, где был изображен и сам он, и бог Шамаш, дающий эти законы царю. По законам Хаммурапи можно судить об отношениях между людьми древних государств рабовладельческого общества. Изучение данных законов позволяет говорить о том, что законы в первую очередь защищали интересы властителя и верхушки общества - знати и жрецов, затем учитывались права рабовладельцев, которыми являлись почти все вавилоняне.
Введение ………………………………………………………….
3
Государственный строй Древнего Вавилона эпохи царя Хаммурапи (первая половина XVIII в. до н.э.)………………………………………………………………
4
Основные источники права Древнего Вавилона. Общая характеристика и внутренняя структура судебника царя Хаммурапи…………………………………………………………..
6
Правовое положение основных групп населения …………...
8
Собственность в Древнем Вавилоне …………………………
11
Семейно-брачные отношения по Законам Хаммурапи ……..
13
Преступления и наказания. Основные черты судебного процесса и система доказательств ……………………………
15
Заключение ……………………………………………………….
17
Список использованной литературы …
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
6 |
|
8 |
|
11 |
|
13 |
|
15 |
Заключение ………………………………………………… |
17 |
Список использованной литературы …………………………… |
19 |
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последних
столетий в результате археологических
исследований ученые непрерывно открывали
древние цивилизации, исчезнувшие с лица
земли несколько тысячелетий назад. Цивилизации
эти отличались одна от другой не только
уровнем научного, культурного и технического
развития, но и административно-юридической
и правовой системой. Одной из таковых
цивилизаций историки, правоведы выделяют
Древний Вавилон. Крупнейшим и важнейшим
по своему политическому влиянию в регионе
стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское
царство, трехсотлетнее существование
которого (1894—1595 гг. до н.э.) составило
особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон,
достигший своего социально-экономического
и политического расцвета при царе Хаммурапи
(1792—1750 гг. до н.э.), объединивший на новых
административно-
Законы Вавилонского царя Хаммурапи – самый древний свод законов дошедший до нас. Хаммурапи приказал высечь их на каменной стеле, где был изображен и сам он, и бог Шамаш, дающий эти законы царю. По законам Хаммурапи можно судить об отношениях между людьми древних государств рабовладельческого общества. Изучение данных законов позволяет говорить о том, что законы в первую очередь защищали интересы властителя и верхушки общества - знати и жрецов, затем учитывались права рабовладельцев, которыми являлись почти все вавилоняне.
Законы Хаммурапи дают нам представление об общественно-политической и экономической жизни Вавилона во время правления царя Хаммурапи. Так же мы можем судить о социальной структуре общества. Кроме этого, изучая Законы Хаммурапи, мы можем судить о развитии права на Древнем Востоке и культуре.
Цель контрольной работы – изучить Законы Хаммурапи, дать их характеристику, а также оценить степень влияния на формирование социально-политического, государственного, правового и экономического устройства Вавилона времен Хаммурапи.
Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии Хаммурапи создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, но именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полном смысле этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на большой территории – это было в Двуречье со временем Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока1.
В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.
Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.
В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.
В Вавилоне существовала постоянная армия.
В государстве Хаммурапи
Хаммурапи начал свое царствование с обряда восстановления справедливости: во всем государстве прощались все долги (на башне-зиккурате зажигали факел в ознаменование этого, а затем рассылался указ, грозивший неподчинившимся кредиторам смертью). Это позволяло регулярно снимать межобщинные и социальные противоречия, не единожды губившие власть2.
В ходе административной реформы области номы уничтожались, вся страна разбивалась на области во главе с чиновниками, специальные люди контролировали использование земельного фонда. Подчинена была правителю и храмовая администрация: все жрецы объявлялись «рабами царя». В государстве появилась должность постоянного гласного советника царя. Создавался специальный аппарат по контролю за исполнением повинностей и сбором налогов: в области было по два чиновника – «заставляющий делать» и «заставляющий давать». В ходе судебной реформы организация судов приобрела единообразие, начальники общин и областей обязаны были использовать судебные функции; назначались и царские судьи.
Государство Хаммурапи обладало монополией силы, твердо опираясь на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20-30% годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников3.
Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права — закон. В источниках часто упоминается о том, что фундаментом законодательства Вавилонии послужило древнее право Шумера, восходящее еще ко временам III династии Ура, к первому закрепленному на письме сборнику законов Ур-Намму. Известны также законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация законов была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право в стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Законник состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Он представлял собой базальтовый столб, покрытый клинописью, который находился в публичном месте. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Это означало, что "никто не может отговариваться незнанием закона". Это правило дошло до наших дней и выражается в том, что принятый нормативный акт должен быть опубликован в официальных средствах массовой информации. Иначе он не будет считаться юридически значимым.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение (пролог), в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
В Источниках приведены некоторые пояснения к структуре текста Законов.
I, 1–V, 25. В прологе перечисляются все важнейшие города Месопотамии и их боги-покровители, начиная с Вавилона и Ниппура, а затем от Эриду на крайнем юге до Ашшура и Ниневии на крайнем севере владений Хаммурапи.
I,15–30. Хаммурапи провозглаша
§ 1–5. Основные принципы отправления правосудия: доказательствами являются свидетельские показания и ордалия, наказание назначается по принципу талиона, вынесенное решение не может быть изменено.
§ 7. Здесь в казуистической форме выражается представление о дееспособности.
§ 21 и 25 (а также некоторые другие), по-видимому, устанавливают возможность бессудной расправы на месте преступления.
§ 26–41 касаются не службы редума и баирума, как это обычно понимают, но исключительно их служебного надела и возможных злоупотреблений касательно этого надела.
Все законы можно разделить, кроме вышеназванных, на следующие части: § 6–25 – защита собственности царя, храмов и общинников; § 42–88 – операции с недвижимостью и правонарушения в отношении недвижимости; § 89–126 – торговля и коммерческие операции, а также правонарушения в этой области; § 127–195 – семейное право и относящиеся сюда правонарушения; § 196–214 – преступления против личности; § 215–282 – операции с движимым имуществом и личный наем4.
В заключительной части царь перечисляет свои заслуги перед народом, призывает благословение на голову тех царей которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия на тех кто не будет их соблюдать или решится их отменить5.
Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.