Судебник царя Хаммурапи

Автор: ЕВввв Авввв, 04 Сентября 2010 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники этоти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы както управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем соверршенне государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями.

Работа содержит 1 файл

СУДЕБНИК ХАММУРАППИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

   Высшая  группа  держателей  царской   земли  -  тамкары,  жрицы-надитум,  представители  администрации   и  крупные мастера ремесленники  не  были  обязаны пожизненно  нести службу  (  которая к тому  же  в ряде  случаев за

менялась  денежными  взносами  ) :  они  могли  в  любой  момент  продать  свой  надел  вместе  с  обязанностью  служить  по  данной  должности  и,  возможно,  также  поэтому  не  охватывались  понятием   " мушкенум ",  а  считались  авил-лумами,  как  и  граждане  общины  не  связанные  с  царем  или  храмом.  Размеры  их  наделов  составляли  от  12  до  75  га  (  а  при  Рим-Сине  и 300  ) ;  они,  несом-ненно принадлежали  к классу  рабовладельцев.  Если  (  как чаще  всего и быва-ло  )  им  трудно  было  по  характеру своей службы  отлучаться  для личного участия в работах на  наделе,  они сдавали его в аренду;  иначе  же  вели  хозяйство  самостоятельно  с  помощью  дополни-тельной  рабочей  силы  -  наем-ников,  должников  и,  конечно,  собственных  рабов.  К  сожалению,  имеющнгося  документального  материала  недостаточно  для  того,  чтобы  судить,  что  было  употребительнее -  самостоятельное ведение хозяйства на  наделе  или сдача его в аренду.  Любопытно,  что арендная  плата (  рента )  частного  арендатора  называлась  темже терми-ном,  что и натуральный побор с работников,  сидев-ших на  царской  земле,  -  бильтум  или  миксум.  Очевидно,  отношения  арендо-дателя  с  арендателем  мыслились  как  аналогичные  отношения  между  царем  и  людбми,  работавшими  на  него  за  надел,  хотя  первые  заключали  между  собой  договор  как  равные  стороны,  а  зависимость  работников  от  царя  определялась  в  значительной  степени  произволом  царской  власти.

   Царские   служащие  и  ремесленники  средней  категории  получали  наделы  раз-мером  9  -  12  га;  надел  война  обычно  составлял  12  га;  по  мере  воз-можности  и они применяли рабский труд,  а также прикупали или приарендовывали землю.

   Служба  воина  считалась  " вечной ".  Точно  также  " вечной "  считалась  и       служба  низшей  категории   работников  царского  хозяйства,  лиц,  создававших  материальные  блага.  Терминология  в  законах  и  документах  тут  колебдется:  иногда  все  царские  люди,  по  видимому  охватывались  термином  " мушкенум ",  и  тогда  вся  низшая  категория  обозначалась  как  " наши-биль-тим "  -  " принося-щие  доход "  и  подразделялась  более  подробно  по  разным  профессиям;  иногда  же  в  соответствии  со  словоупотреблением  в  реаль-ной  жизни  только  люди  этой  низшей  категории  называются  " мушкенум ";  в  таком  случае  они  подраз-деляются  на  " приносящих  доход "  в виде  материальных  предметов,  или  собст-венно  " наши-бильтим "  (  термин,  под  кото-рым  в  данном  случае подразуме-ваются  прежде  всего  рядовые  ремесленники  ),  на  земледельческих  работников  -  ишшакум и пастухов  -  ре'ум.  Люди  этой  категории обычно  получали  группо-вые наделы,  не  превышав-шие 18  га  на  группу.  Если  иметь в виду,  что все они либо  являлись  земледельцами-издольщиками,  либо  были  обязаны кроме работы  на  своем  наделе  заниматься  либо  ремесленной  или  како-нибудь  дру-гой  работой  на  дворец,  то  станет  ясно,  что  существовать  они  могли  лишь  впроголодь.  Но  в  отдельных  случаях  даже  ишшакум  мог  нанимать  работника,  а  иной  раз  владеть  рабом.  Воинской  службе  люди  этих  категорий  не подлежали.

   Служащим  царя  не  возбранялось  приобретать   частную  землю  из  общинного   фонда  (  п. 39  )

   " Из  поля,  сада  и  дома,  которые   он  купил  и  приобрел,  он  может  отписывать  своей  жене  и  дочери,  а  также  отдавать  за  свой  долг ".

   Большинство   служащих  высшей  и  даже  средней  категории  так   и  делали. Гла-ва  индивидуальной  семьи  мог  иметь  в   своем  частном  владении  участок  на  об-щинной  земле   размером,  по  имеющимся  данным  от  1  до  60  - 80  га.  Хотя  в  Законах  Хаммурапи  об  этой  земле  и  ее  собственниках  почти  ничего  не  гово-рится,  но  из  частноправовых  документов  видно,  что  она  существовала  и  вре-менами  отчуждалась  (  если  на  такие сделки  не  распрос-транялся  временный запрет  или очередной мишарум,  но  столь радикаль-ные указы о " справедли-вости ",  видимо,  издавались  редко и,  вероятно,  действовали только  тогда,  когда можно было  доказать,  что земля была  продана  именно  в  связи  с  задол-женностью  ).  Собственники  такой  земли  должны  были  выставлять  людей  на  общегосударственные  повинности  и  платить  налог. 

Семья,  семейные  отношения.

   Семейные  отношения  видимо  играли  в  Вавилоне  достаточно  большую роль,  т. к.  им  в Законах Хаммурапи уделяется немало  внимания,  поэтому на  них стоит остановиться  подробнее.

  Брак  в  Вавилоне,  как  и   везде,  считался  законным  при   соблюдении  опреде-ленных  юридических   формальностей:  необходимо  было  заключить  брачный  контракт,  причем  при  свидетелях  (  обычно  устный  ),  а  иначе  этот  брак  не  имел  законную  силу  (  п.  128  )

   " Если  человек  возьмет  жену  и   не  заключит  письменного   договора,  то  зта  женщина  -  не  жена ".

   Неверность  со  стороны  жены  каралась  смертью  (  129  ).  Были  установлены   подробные  правила  для   разбирания  обвинений  такого  рода  (  130  -  136  ).  При   определенны  обстоятельствах   она  могла  быть  и   оправдана,  например,  в  п  134  говорится:  " Если  человек  будет  уведен  в  плен,  а  в  его  доме  нет  средств для  пропитания,  то  его  жена  может  войти  в  дом  другого;  эта женщина  не виновна ".

   Тоесть,  здесь  Хаммурапи  поступил  мудро,  включив  в  судебник  такую  статью,  ибо  в  условиях  частых  войн  того  времени,  пленине,  видимо,  случалось  доста-точно  часто,  а  так  как  большинство  семей  жило,  скажем  так,  ниже  среднего  уровня  и  мужчина  был  единственным  кормильцем,  то  отсутствие  подобной  статьи  могло  бы  привести  просто  к  сильному  сокращению  населения  и,  соответственно,  падению  силы  государства.

   При   возвращении  же  война  из  плена,  его  жена  возвращалась  к  нему,  что  сказано   в  п.  135,  но  это  правило  не  распространялось  на  ее  детей,  рожден-ных  от  другого.  В  этом  пункте  прямо  так  и  говорится:  " дети  следуют  за  их  отцами ",  что  может  свидетельствовать  о  том,  что  эта  женщина  могла  войти  в  дом  другого  человека,  уже  имея  собственных  детей,  и  в  случае  возвращения  своего  мужа  из  плена  эти  дети,  конечно  же,  уходили  назад  вместе  с  ней,  но  она  не  могла  забрать  с  собой  детей  рожденных  от  человека,  который  ее  со-держал  все  это  время.

   Но, если  этот  человек,  так сказать,  дезертировал,  то  его жена,  после его возвращения назад не  должна  была  возвращатся к нему  (  п.  136  ).

   " Если  человек  бросит  свою  общину  и  убежит  и  после   этого  его  жена

войдет  в  дом  другого,  то  если  этот  человек  вернется  и  захочет  взять  свою  жену,  -  так  как  он  возненавидел  свою  общину  и  убежал,  жена  беглеца  не  должна  возврашаться  к  своему  мужу ". Дети,  в  этом  случае  тоже,  вероятно,  не  возвращались.

   Если  же  жена  в  отсутствие  мужа  могла  прокормить  себя,  но  вошла  в  дом  другого,  то  этот  случай  приравнивался  к  измене  и,  соответственно,  карался  смертью  (  п.  133  ).

   Правда  эти  законы  о  супружеской   неверности  распространялись  только  на  женщин,  муж же,  наоборот  мог сожительствовать  с рабынями  и прижитых  с ними  детей признавать  своими  законными детьми  (  п.  170  ).  Смертной  казнью  он  карался лишь  в том случае,  если  соблазнил жену  свободного  человека,  хотя  если  муж  этой  женщины  хотел  простить  ее,  то  ему  тоже  могли  сохранить  жизнь  (  п.  128  ).

   " Если  жена  человека  будет  захвачена   будет  захвачена  лежащей   с  другим  мужчиною,  то  должно  их  связать  и   бросить  в  воду.  Если  хозяин  жены  сохра-нит  жизнь  своей  жене,  то  и  царь  сохранит  жизнь  своего  раба ".

   Однако  законы  в  этом  случае  предусматривают,  что  если  муж  буде  изменять  ей  с  свободными,  " ходить  из  дома  в  дом ",  то  жена  могла  забрать  свое  при-даное  и  уйти  в  дом  своего  отца  (  п.  142  ).

   В   определенных  обстоятельствах:  болезнь  жены  (  п.  148  ),  женитьба  на

жрице,  которой  не  позволялось  иметь  детей  (  п.  145  ),  плохое  поведение

жены  (  п.  141  )  муж  мог взять вторую  жену.  Целью этого брака являлось

рождение  детей,  которые  унаследуют  семейное  имущество  и  будут  поддер-живать  культ  предков.  Весьма  интересна  в  семейных  отношениях  статья  141:   " Если  жена  человека,  которая  живет  в  доме  человека  вознамерится  уйти  и  станет  поступать  расточительно,  станет  разорять  свой  дом,  позорить  своего  мужа,  то  ее  должно  изобличить,  и  если  ее  муж  решит  покинуть  ее,  -  он  мо-жет  покинуть  ее;  он  может  в  ее  путь  не  давать  ей  никакой  разводной  платы.  Если  ее  муж  решит  не  покидать  ее,  то  муж  ее  может  взять  замуж  другую  женщину,  а  та  женщина  должна  жить  в  доме  своего  мужа,  как  рабыня ".

   Слова  " станет  разорять  свой  дом  "  могут  свидетельствовать  о  том,  что

замужние  женщины  в  древнем  Вавилоне  могли  наравне  с  мужчинами  за-ниматься  торговыми  делами  и  распоряжаться  средствами  семьи  по-своему

усмотрению,  естественно  на  благо  семьи.  В  этом  же  случае  она  могла,  так сказать копить  свои  собственные заначки по  вполне  понятным  причинам.

  Так   как  в  браке  большую   роль  играло  имущество,  то  Законы  Хаммурапи

подробно  рассматривают  вопрос  о  имущественных  отношениях  между  супру-гами:  о  приданом  и  брачном  выкупе  (  159  -  164  ),  о  раздельной  ответствен-ности  по  долгам,  возникшим  до  брака  (  151  -  152  ),  об  имуществе  жены  о  котором  сказано  в  п. 150,  который  сам  по  своему  содержанию  очень  оригина-лен:

  " Если  человек  подарит  своей  жене  поле,  сад,  дом  или  движимое  имущество  и  выдаст  ее  документ  с  печатью,  то  после  смерти  ее  мужа  ее  дети  не  могут  требовать  от  нее  ничего  по  суду;  мать  может  отдать  то,  что  будет  после  нее  своему  сыну,  которого  любит,  брату  она  не  должна  отдавать ".

  Эта   статья  говорит,  что  женщина   в  Вавилоне  могла  иметь   свое  личное  иму-щество,  принадлежащее   только  ей  и  которым   никто,  кроме  нее,  не  мог   распо-ряжаться.  Не  случайно  в  статье  упоминается,  что  муж  должен  выдать  ей  доку-мен,  который  подтверждает  право  ее  владения  и  наследственного  права  на  это  имущество  тоже  никто  не  имел.

  Хотя  в  законах  есть  упоминание  о  выкупе  за  невесту,  однакао  всеже вави-лонский брак  не  был браком-куплей,  так как размер  приданого был больше  чем размер  выкупа.

  Вообще  же  наследству  уделялась   большая  роль  и  лишение   оного  допуска-лось  только  в  исклучительных  случаях,  а  именно  если  сын  дважды  совершил  тяжкий  грех  против  отца  (  п.  167 - 168  ).

  Как   уже  упоминалось,  целью   брака  было  рождение  детей   и  поэтому  в  случае  бездетного  брака  выход   искали  в  усыновлении  чужих   детей  по  согласованию  с   их  кровными  родителями  или найденышей  (  п. 185  ). 

Судопроизводство

  Судебный  процесс  в  Вавилоне  был   устным  и  состязательным.  Дела  возбуж-дались  лишь  по  жалобе  заинтересованной  стороны,  а  в  ходе  процесса  каж-

дая  из  сторон  должна  была  доказывать  свои  утверждения.  Протоколы  не  ве-лись,  хотя  некоторые  важные  моменты  могли  фиксироваться  и  письменно.  Ре-шения  и  приговоры  были  устными.  Основным  доказательством  на  суде  были  свидетельские  показания  ( п. 9  -  11 ).  Например  п. 9:

   " Если  человек,  у  кого  пропало   что-либо,  схватит  пропавшую   вещь  в  руках  другого   человека,  и  тот,  в  чьих  руках  будет  схвачена  пропавшая   вещь,  скажет:  " Мне,  мол   продал  продавец,  я  купил,  мол, при  свидетелях ",  а  хозяин  пропав-шей  вещи  скажет:  " Я,  мол,  представлю  свидетелей,  знающих  мою  пропавшую  вещь ",  то  покупатель  должен  привести  продавца,  продавшего  ему  вещь  и  сви-детелей,  при  ком  он  купил;  также  и  хозяин  пропавшей  вещи  должен  привести  свидетелей,  знающих  его  пропавшую  вещь.  Судьи  должны  рассмотреть  их дело,  а  свидетели,  при  которых  была  произведена  покупка,  и  свидетели,  знаю-щие  пропавшую  вещь,  должны  рассказать  перед  богом  то,  что  они  знают,  и тогда продавец  -  вор,  его должно  убить;  хозяин  пропавшей вещи  должен  по-лучить  свою  пропавшую вещь  обратно;  покупатель  должен  взять отвешенное  им  серебро из  дома  продавца ".

   В   этой  статье,  как нельзя  лучше,  представлена  важность  свидетельских  по-казаний  на  суде,  причем  если  свидетелей  не  оказывалось  по  близости,  то,  как  написано  в  п. 13,  суд  отлагался  на  6  месяцев,  в  течение  которых  человек  должен  был  отыскать  своих  свидетелей,  а  иначе  его  ждала  незавидная участь.

  Конечно   свидетельские  показания   вещь  хорошая,  но  в  некоторых   случаях, при  отсутствии  иных  способов  установления  истины  прибегали  к  " божьему   суду ",  который  мог  иметь   две  формы:

Информация о работе Судебник царя Хаммурапи