Судебник царя Хаммурапи

Автор: ЕВввв Авввв, 04 Сентября 2010 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники этоти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы както управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем соверршенне государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями.

Работа содержит 1 файл

СУДЕБНИК ХАММУРАППИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

   " Если  человек  поленится  укрепить  плотину  своего  поля  и,  вследствие                            того,  что плотина не  была  укреплена им,  в его плотине произойдет  про-                                     рыв,  а водой будет затоплена возделанная земля общины,  то  человек,  в плотине которого  произошёл прорыв,  должен  возместить  хлеб,  который он  погубил ".

В  противном  случае  его  имущество  и  его  самого  продавали  в  возмещение  соседям  ущерба  ( п.54 )

   " Если  он  не  может  возместить  хлеб,  то  должно  отдать  его   и  его  движимое  имущество   за  серебро,  и  это  серебро  должны  разделить  между   собой  люди  возделанной  общины,  хлеб  которых  унесла  вода ".

  Важным  своим  деянием  вавилонский   царь  считал  проведение  грандиоз-                               ного  канала,  названного  " Рекой  Хаммурапи ",  о  котором говорилось,  что                                                 это богатство народа,  приносящее,  " изобилие  воды  Шумеру  и Аккаду ".

   По  весне  воду  из  арреков   или  прямо  из  реки  на  2 - 3  дня  выпускали  на  поля,  чтобы  земля  стала  влажной  и  мягкой.  После  смягчения  земли  её    спус-кали.  Весь  этот  процесс  подготовки  земли  был  достаточно  сложен,  учитывая  уровень  техники  того  времени,  и  поэтому  нередко  происходили  крушения  дамб,  что  могло  привести  к весьма  печальным последствиям,  так как сев происходил  неодновременно  и,  в результате  крушения  дамбы  при  подготовке  земли  одним  общинником,  могла  быть  залита  уже  подготовленная  и  засеянная  земля  друго-го  общинника.  Вероятно,  это случалось достаточно  часто,  потому  Законы  Хам-мурапи  и  установили  наказание  за  халатное  отношение  к  ирригационным  соо-ружениям  ( см. выше ).

  После   спуска  воды  на  поле  выпускали   волов,  у  которых  копыта  были  замо-таны  тряпками.  Волы,  гуляя  по  полю,  разрыхляли  землю  и,  одновременно,  вытаптывали  сорняки.  Затем  мотыгами  рыхлили  землю  ( а  в  боле  поздние  времена  выпускали  быков  с  плугами )  и  сеяли.  В  летние  месяцы  вода  для  полива  доставлялась  на поля  по  небольшим каналам или с помощью деревян-ных  ведр,  множество  которых  было  найдено  археологами  на  месопотамских  полях.

   Урожай  жали  серпами,  причем  в   сборе  урожая  участвовали,  в  основном,  женщины.  После   сбора  происходила  молотьба - зерно  разбрасывали  по  полю  и  ездили  по  нему  повозками  или  специальными  салазками  с  заострёнными кон-цами.  После  этого  веяли  и  мололи.  Наиболее  популярной  культурой  для  выра-щивания  в  Мессопотамии  был  ячмень  и  кунжут.

   Как   уже  говорилось,  в  Мессопотамии  были  достаточно  неблагоприятные  усло-                  вия  для  ведения  сельского  хозяйства  и,  в  следствие  этого,  земля  ценилась очень  высоко,  вплоть  до  того  что  были  установлены  специальные  наказания  за  её  порчу  ( п.42,  43,  44 ).  Например  п.43,  направленном  на  арендаторов,  говорится:

    " Если  он  не  обработает  поля  и  бросит  его,  то  он  должен  отдать  хозяину        поля  хлеб,  как  его  соседи,  а  поле,  которое  он  бросил,  должен  вспахать,  взбо-ронить  и  вернуть  хозяину  поля ".

   Другие  две  статьи  носят  по  смыслу  примерно  такое  же  содержание.  И  они  были  написаны  вовсе  не  для   борьбы  с  тунеядством,  а   для сохранения  плодо-родия   почв,  так  как  из-за  жаркого  климата  земля  быстро  засыхала  и  если  её  не  обрабатывать  постоянно  то  она  теряла  свои  качества  и,  таким  образом,  после  этого  арендатора-тунеядца  эту  испорченную  землю  было  очень  трудно  опять  отдать  в  аренду,  а  это  уже  означало  сокращение  земельного  фонда,  что  для  такой  аграрной  страны  могло  иметь  негативные  последствия,  особенно  если  бы  это  происходило в массовых количествах. 

Садоводство

Одной  из  отраслей  сельского  хозяйства  в  Мессопотамии  было  садоводство, а главной выращиваемой  культурой в садах,  судя  по  Законам Хаммурапи,  была финиковая пальма,  о которой упоминается в пунктах 64  и 66.  Причем  самым распространённым  способом  садоводства была  сдача хозяином  земли  или  целины  другому  человеку  в  аренду  на  определенный  срок  для  создания  сада  и  по  истечение  этого  времени  последующий  радел  результатов  труда  между  арендатором  и  владельцем  земли  поровну.  Правда  хозяин  выбирал  свою  долю  первым  ( п. 60 ).

      " Если  человек  даст  садоводу  поле  для  насаждения  сада,  а  садовод  наса-

дит  сад  и  будет  растить  сад  в  течение  4-х  лет,  то  на  пятый  год  хозяин  сада  и  садовод  делят  между  собой  поровну;  хозяин  сада  должен  выбрать  и  взять  свою  долю  первым. "

   А   на  случай  недобросовестного   выполнения  своих  обязанностей  со  стороны  садовода  вводились   статьи  карающие  столь  нехорошее   деяние.    Например  в   п. 61  говориться  о  том   что  та  часть  сада,  которая  осталась  невозделанной  при  разделе  должна  войти  в  долю  садовода.  В  случае  же  полного  невыполнения  своих  обязанностей  садоводом  действовала  статья  под  номером  62,  гласящая,  что  и  в  этом  случае  садовод  должен  выпла-  тить  арендную  плату  полностью  и  к  тому  же  эту  землю,  перед  тем  как  отдать  хозяину,  должен  обработать  ( это  правило  не  распространялось  только  на  целинные  земли ). 
 
 

Скотоводство

   Скотоводческая  отрасль  включала  в  себя  разведение  как  мелкого  ( овцы ),  так  и   крупного  ( быки )  рогатого  скота.  Скот  передавался  для  пастьбы  специ-альным  пастухам  ( наемным  или  царским  людям ),  которые  несли  ответствен-

ность  за  потраву,  а  также  за  любой  другой  ущерб,  происшедший  в  стаде  по  вине  пастуха  ( п.263 - 265  и  267 ). Статьи  244 - 251  также   можно  отнести  к  скотоводству:  в  них,  достаточно  подробно,  рассматриваются  различные  случаи  найма  скота,  а  также  возмещение  убытков связанные с этим  наймом,  что в свою  очередь может свидетельствовать о том,  что скот  являлся достаточно  большой ценностью в Месопотамии в те  времена и обладать  им  мог не  вся-кий,  а только  достаточно  состоятельные люди.  В то  время  как  обработка зем-ли  требовала  больших  усилий  и  без  помощи  животных  здесь  было  бы  очень  трудно  обойтись.   

Ремесло

  Прежде  всего  надо  сказать,  что   ремесла,  как  частного  рода  деятельности  в  Мессопотамии  не  существовало,  т. к.  все  ремесленники  были  подчинены  царс-кому  или  храмовому  хозяйству.  Это  как  раз  можно  проследить  в  п. 188,  глася-щем:

"  Если  какой-либо  ремесленник  возьмет   малолетнего  в  воспитанники  и  научит  его  своему  ремеслу,  то  он  не  может быть  потрнбован  обратно по  суду  ".

  Здесь   предположительно  могла  быть  такая  ситуация:  отец,  допустим,  воин,  ушел  и  не  вернулся.  В  этой  ситуации  матери  могли  отказаться  от  своих   детей,  чтобы  они  выжили,  и  передать  их  другому  человеку.  И  вот  этот  ребе-нок  попадает  к  ремесленнику,  а  потом  возвращается  его  отец  (  который  в  это  время  мог  быть  в  плену  )  и  начинает  требовать  ребенка  назад.  И  здесь  все  решалось  достаточно  просто:  если  ремесленник не  успел к этому времени передать  ремесло - забирайте,  если  успел - не  вернется,  т. к. переняв ремесло он  становился  ремесленником и автоматически попадал на  царскую службу.  Он,  конечно,  же  мог встречаться с родителями,  но  вернуться  к  ним  в  качестве  сына  обратно  не  мог,  ведь  войны  были  земледельцами  в  свободное  от  походов  время  и  не  входили  в  число  тех,  кто  принадлежал  к  царскому  (  или  храмовому )  хозяйству. Одновременно  с  этим  существовала  другая  причина,  препятствующая  возврату  ребенка  назад.  По  религиозным  представлениям  древних  вавилонян,  если  человек  за  время  своей  жизни  не  успел  передать  ремесло  детям  (  и  не  важно  каким:  родным  ли,  приемным  ли ),  то  его в будую- щей жизни ждали муки  голода.  Поэтому ремесленник естественно и не  хотел отказываться  от  усыновленного ребенка.

    В   Законах  весьма  часто  такие   профессиии  как  строитель,  врач,  корабель-щик,  вероятно  потому,  что  это  были  самые  распространенные  профессии,  услуги  представителей  которых  пользовались  большим  спросом.  Поэтому  и  возникла  необходимость  регулирования  отношений  между  этими  ремесленни-ками  и  их  заказчиками.  Но  вместе  с  тем  на  протяжении  всего кодекса не  упоминаются такие профессии как,  например,  оружейник.  Это однако  не  озна-чает  того,  что ремесленников данного рода  вообще  не  существовало  или ору-жие штамповали  все кому  не  лень.  Конечно же  нет. Просто  их  продукция пользовалась  малым спросом.  Их  потенциальными  заказчиками могла быть  только  знать ( а таковых было  несоизмеримо  меньше,  чем простых людей ).  Если  услуги  строителя при постройке дома  были  нужны почти каждому,  то  оружие  требовалось  далеко  не  всем,  к  тому  же  оно,  вероятно,  и  стоило  приличных  денег,  так,  что  простой  народ  не  мог  приобрести  его   в   силу   своей   бедности.   К  тому  же  воины  в  мирное  время  были  земледельцами  и  это  оружие  просто  бы  хламилось  за  не  надобностью,  а  в  военное  время  армия  вооружалась,  наверное,  за  счет  казны.  А  после  похода  воины  сдавали  свое  оружие  на  какой-нибудь  склад  и  шли  по  своим  домам.  Если  учесть,  что  оружие  вещь  достаточно  долгохранящаяся,  то  заказывать  новое оружие  можно было  не  всякий  раз,  когда затевалась  война.  Да  и армии в условиях  тогдаш-ней численности населения были  не  такими  уж  и большими.  Все это и наво-дит на  мысль,  что  люди  эти  были  призваны  удовлетворят  только  потребности

государства  и  высших  слоев  населения  и  сушествовало  их  мало.

   В   судебнике  Хаммурапи  отмечаютя   также  и  профессиональные  занятия. Пер-вые  места   среди  них  придворные  служащие,  из  которых  в  сборнике  назван  только  MANZAZUM  (  вероятно,  царский  телохранитель  )  и  высшее  жречество.  Те  и  другие  стояли  в  непосредственной  близости  к  царю,  как средоточию  свет-ской  и  духовной  власти.  Из  других  государственных  служащих  в  сборнике  Хаммурапи  упоминаются  не  совсем  ясные  по  своим  функциям:

БАИРУМ       -  вероятно,  легковооруженный  солдат.

РЕДУМ         -  вероятно,  тяжеловооруженный  солдат.

ДЕКУМ         -  вероятно,  нечто  вроде  фельдфебеля.

ЛУБИТТУМ  -  вероятно,  один  из  офицерских  чинов.

   В   соответствии  с  важным  государственным   значением  религии  и   храмов  в  Вавилонии  почетное  положение  среди  других  профессий  занимают  храмовые  служащие.  Из  них  в  Законах   Хаммурапи  отмечаются  только  лица  женского пола:  НАДИТУМ,  ЭНТУМ,  ЗИКРУМ  (  п.  179  )  этими  названиями  были,  вероят-но,  представлены  различные  категории  жриц  ),  а  также  храмовая  дева  и хра-мовая  блудница  (  п.  181  ).

   Жрицы-надитум,  по-видимому  сравнительно  мало  обремененные  культовыми  обязанностями,  занимались  также частной хозяйственной деятельностью ( через братьев или нередко через агентов,  так как свобода их передвижения  за  преде-лами  обители была  ограничена  ).  Эта  деятельность  нисколько  не  изменилась  и  после  того,  как  с  1789 г.  вся  обитель  вошла  в  состав  царского  хозяйствен-ного  сектора,  а  ее  люди  стали  царскими  слугами.  Почти  все  надитум  проис-ходили  из  богатых  фамилий,  среди  них  и  царевны.  Освобожденные  от  мук  деторождения  в  антигигиенических  условиях - удела  их  современниц - и  от  домашних  забот,  они,  бывало,  доживали  до  глубокой  старости,  а  свой  доста-ток  передавали  приемным  дочерям  (  не  обязательно  из  родствениц  ),  которые  тоже  должны  были  принять  сан  надитум.  При  вступлении  обитель  надитум  по-лучали  приданное  в  виде  кольцевидных  слитков  серебра,  дальних предшест-венников  монеты.  За  время  жизни  в  обители  они  покупали  частную  собствен-ность  и  сдавали  в  наем  поля,  дома  и  финиковые  плантации,  давали  в  рост  серебро,  а  также  участвовали  в  торговле.       

Торговля

   Мессопотамия  сильно  зависела  от  международной   торговли,  ибо  импортиро-  вала  основные  виды  сырья:  металлы,  дерево,  поделочные  кожи    и    т. п.  Предметами  месопотамского  экспорта  служили  ремесленные  изделия,  а  также,  вероятно, хлеб  и  растительное  масло.

   К   моменту  создания  Законов   международная  торговля  в  Месопотамии  имела  уже  тысячелетние  традиции  и  четкие  организационные  формы,  что  и  нашло  своё  отражение  в  тексте  Законов.

   Сначала  устанавливался  общий  принцип   партнёрства  ( п. 99 )

   " Если  человек  даст  человеку  серебро   в  порядке товарищества,  то  прибыль или убыток,  который будет,  они должны  перед богами  разделить поровну ".

   ( т.  е.,  скорее всего,  в  храме   бога  Шамаша,  покровителя   купцов ).

Информация о работе Судебник царя Хаммурапи