Автор: ЕВввв Авввв, 04 Сентября 2010 в 16:11, контрольная работа
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники этоти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы както управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем соверршенне государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями.
" Если
человек поленится укрепить
плотину своего поля и,
вследствие
В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба ( п.54 )
" Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода ".
Важным
своим деянием вавилонский
царь считал проведение грандиоз-
По весне воду из арреков или прямо из реки на 2 - 3 дня выпускали на поля, чтобы земля стала влажной и мягкой. После смягчения земли её спус-кали. Весь этот процесс подготовки земли был достаточно сложен, учитывая уровень техники того времени, и поэтому нередко происходили крушения дамб, что могло привести к весьма печальным последствиям, так как сев происходил неодновременно и, в результате крушения дамбы при подготовке земли одним общинником, могла быть залита уже подготовленная и засеянная земля друго-го общинника. Вероятно, это случалось достаточно часто, потому Законы Хам-мурапи и установили наказание за халатное отношение к ирригационным соо-ружениям ( см. выше ).
После спуска воды на поле выпускали волов, у которых копыта были замо-таны тряпками. Волы, гуляя по полю, разрыхляли землю и, одновременно, вытаптывали сорняки. Затем мотыгами рыхлили землю ( а в боле поздние времена выпускали быков с плугами ) и сеяли. В летние месяцы вода для полива доставлялась на поля по небольшим каналам или с помощью деревян-ных ведр, множество которых было найдено археологами на месопотамских полях.
Урожай жали серпами, причем в сборе урожая участвовали, в основном, женщины. После сбора происходила молотьба - зерно разбрасывали по полю и ездили по нему повозками или специальными салазками с заострёнными кон-цами. После этого веяли и мололи. Наиболее популярной культурой для выра-щивания в Мессопотамии был ячмень и кунжут.
Как уже говорилось, в Мессопотамии были достаточно неблагоприятные усло- вия для ведения сельского хозяйства и, в следствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того что были установлены специальные наказания за её порчу ( п.42, 43, 44 ). Например п.43, направленном на арендаторов, говорится:
" Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взбо-ронить и вернуть хозяину поля ".
Другие
две статьи носят по
смыслу примерно такое же
содержание. И они были
написаны вовсе не для
борьбы с тунеядством, а
для сохранения плодо-родия
почв, так как из-за жаркого
климата земля быстро засыхала
и если её не обрабатывать
постоянно то она теряла
свои качества и, таким образом,
после этого арендатора-тунеядца
эту испорченную землю было
очень трудно опять отдать
в аренду, а это уже означало
сокращение земельного фонда,
что для такой аграрной страны
могло иметь негативные последствия,
особенно если бы это происходило
в массовых количествах.
Садоводство
Одной из отраслей сельского хозяйства в Мессопотамии было садоводство, а главной выращиваемой культурой в садах, судя по Законам Хаммурапи, была финиковая пальма, о которой упоминается в пунктах 64 и 66. Причем самым распространённым способом садоводства была сдача хозяином земли или целины другому человеку в аренду на определенный срок для создания сада и по истечение этого времени последующий радел результатов труда между арендатором и владельцем земли поровну. Правда хозяин выбирал свою долю первым ( п. 60 ).
" Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод наса-
дит сад и будет растить сад в течение 4-х лет, то на пятый год хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать и взять свою долю первым. "
А
на случай недобросовестного
выполнения своих обязанностей
со стороны садовода вводились
статьи карающие столь нехорошее
деяние. Например в
п. 61 говориться о том
что та часть сада, которая
осталась невозделанной при
разделе должна войти в долю
садовода. В случае же полного
невыполнения своих обязанностей
садоводом действовала статья
под номером 62, гласящая,
что и в этом случае садовод
должен выпла- тить арендную
плату полностью и к тому
же эту землю, перед тем
как отдать хозяину, должен
обработать ( это правило не
распространялось только на
целинные земли ).
Скотоводство
Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого ( овцы ), так и крупного ( быки ) рогатого скота. Скот передавался для пастьбы специ-альным пастухам ( наемным или царским людям ), которые несли ответствен-
ность за
потраву, а также за любой
другой ущерб, происшедший в
стаде по вине пастуха ( п.263
- 265 и 267 ). Статьи 244 - 251 также
можно отнести к скотоводству:
в них, достаточно подробно,
рассматриваются различные случаи
найма скота, а также возмещение
убытков связанные с этим наймом,
что в свою очередь может свидетельствовать
о том, что скот являлся достаточно
большой ценностью в Месопотамии в
те времена и обладать им мог
не вся-кий, а только достаточно
состоятельные люди. В то время
как обработка зем-ли требовала
больших усилий и без помощи
животных здесь было бы очень
трудно обойтись.
Ремесло
Прежде всего надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности в Мессопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царс-кому или храмовому хозяйству. Это как раз можно проследить в п. 188, глася-щем:
" Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потрнбован обратно по суду ".
Здесь предположительно могла быть такая ситуация: отец, допустим, воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку. И вот этот ребе-нок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец ( который в это время мог быть в плену ) и начинает требовать ребенка назад. И здесь все решалось достаточно просто: если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло - забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу. Он, конечно, же мог встречаться с родителями, но вернуться к ним в качестве сына обратно не мог, ведь войны были земледельцами в свободное от походов время и не входили в число тех, кто принадлежал к царскому ( или храмовому ) хозяйству. Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать ремесло детям ( и не важно каким: родным ли, приемным ли ), то его в будую- щей жизни ждали муки голода. Поэтому ремесленник естественно и не хотел отказываться от усыновленного ребенка.
В Законах весьма часто такие профессиии как строитель, врач, корабель-щик, вероятно потому, что это были самые распространенные профессии, услуги представителей которых пользовались большим спросом. Поэтому и возникла необходимость регулирования отношений между этими ремесленни-ками и их заказчиками. Но вместе с тем на протяжении всего кодекса не упоминаются такие профессии как, например, оружейник. Это однако не озна-чает того, что ремесленников данного рода вообще не существовало или ору-жие штамповали все кому не лень. Конечно же нет. Просто их продукция пользовалась малым спросом. Их потенциальными заказчиками могла быть только знать ( а таковых было несоизмеримо меньше, чем простых людей ). Если услуги строителя при постройке дома были нужны почти каждому, то оружие требовалось далеко не всем, к тому же оно, вероятно, и стоило приличных денег, так, что простой народ не мог приобрести его в силу своей бедности. К тому же воины в мирное время были земледельцами и это оружие просто бы хламилось за не надобностью, а в военное время армия вооружалась, наверное, за счет казны. А после похода воины сдавали свое оружие на какой-нибудь склад и шли по своим домам. Если учесть, что оружие вещь достаточно долгохранящаяся, то заказывать новое оружие можно было не всякий раз, когда затевалась война. Да и армии в условиях тогдаш-ней численности населения были не такими уж и большими. Все это и наво-дит на мысль, что люди эти были призваны удовлетворят только потребности
государства и высших слоев населения и сушествовало их мало.
В
судебнике Хаммурапи
БАИРУМ - вероятно, легковооруженный солдат.
РЕДУМ - вероятно, тяжеловооруженный солдат.
ДЕКУМ - вероятно, нечто вроде фельдфебеля.
ЛУБИТТУМ - вероятно, один из офицерских чинов.
В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского пола: НАДИТУМ, ЭНТУМ, ЗИКРУМ ( п. 179 ) этими названиями были, вероят-но, представлены различные категории жриц ), а также храмовая дева и хра-мовая блудница ( п. 181 ).
Жрицы-надитум,
по-видимому сравнительно мало
обремененные культовыми обязанностями,
занимались также частной хозяйственной
деятельностью ( через братьев или нередко
через агентов, так как свобода их
передвижения за преде-лами
обители была ограничена ). Эта
деятельность нисколько не изменилась
и после того, как с 1789
г. вся обитель вошла в
состав царского хозяйствен-ного
сектора, а ее люди стали
царскими слугами. Почти все
надитум проис-ходили из богатых
фамилий, среди них и царевны.
Освобожденные от мук деторождения
в антигигиенических условиях -
удела их современниц - и от
домашних забот, они, бывало,
доживали до глубокой старости,
а свой доста-ток передавали
приемным дочерям ( не обязательно
из родствениц ), которые
тоже должны были принять
сан надитум. При вступлении
обитель надитум по-лучали приданное
в виде кольцевидных слитков
серебра, дальних предшест-венников
монеты. За время жизни в
обители они покупали частную
собствен-ность и сдавали в
наем поля, дома и финиковые
плантации, давали в рост
серебро, а также участвовали
в торговле.
Торговля
Мессопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортиро- вала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а также, вероятно, хлеб и растительное масло.
К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и нашло своё отражение в тексте Законов.
Сначала устанавливался общий принцип партнёрства ( п. 99 )
" Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить поровну ".
( т. е., скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов ).