Судебник царя Хаммурапи

Автор: ЕВввв Авввв, 04 Сентября 2010 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники этоти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы както управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем соверршенне государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями.

Работа содержит 1 файл

СУДЕБНИК ХАММУРАППИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

   Известны  случаи,  когда  престарелые   отцы  при  жизни  передавали  детям

свое  имущество  в  обмен  на  обязательство  со стороны детей выдавать  отцу,  пока  он  жив,  определенное  содержание.  Такие же  договоры  заключали иногда  со  своими  детьми  и матери,  очевидно  передавая им  свою  " вдовью  долю "       (  свое  приданое,  а также,  если  были,  подарки мужа  ).

   Весьма  интересно  и  важно,  что   в  этот  период  некоторые   остатки  правоспо-собности  сохраняют   также  и  рабы.  Так,  за  оскорбление  действием,  нанесенное  свободному,  раб  карался   только  по  суду  (  отрезанием  уха  п. 205  ).

  " Если  раб человека  ударит  по  щеке  кого-либо  из  людей,  то  должно  от-

резать  ему  ухо ".

   Таким   же  образом  карался  раб,  оспаривающий  свое  рабское   положение

(  п. 282  ).  В  более  ранний  период  известны  судебные  процессы,  в  ходе

которых  рабы  пытались  отстаивать  свою  свободу.  Как  правило,  они  их  проиг-рывали.  Видимо,  и  теперь  раб  мог,  по  крайней  мере  теоритически,  оспаривать  свое  рабское  состояние  в  суде,  но  прйгрыш  процесса  уже  грозил  ему  наказа-нием.  Интересно,  что  в  обоих  случаях  наказание  назначается  по  суду  (  вместо  непосредственной  внесудебной  расправы  со  стороны  хозяина  )  и,  будучи  мучи-тельным  и  позорным,  вместе  с  тем  не  снижает  ценности  раба  как  рабочей силы. Кроме того,  дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться  на  сво-бодных,  и их  дети  считались свободными  (  п. 175  ).

  " Если  либо  раб  дворца,  либо  раб  мушкенума  возьмет   замуж  дочь  человека,  и   она  родит  детей,  то  господин  раба  не  может предъявлять претензии к детям дочери  человека  об  обращении их  в рабство ".

   Вдова   такого  раба,  если  она   была  свободной  имела  право   забрать  свое 

приданое  и  половину  совместного  нажитого  имущества  " для  своих  детей "

(  п. 176  ).  Вторая  половина  отходила  к  господину  умершего  раба.  Характерно,  что  дети  в   этом  именуются  не  " детьми  раба ",  но  " ее  детьми ".  Прочие  рабы,  видимо  не  имели   и  этих  скромных  привелегий.  Раб,  купленный  в  чужой стране  и приведенный затем в Вавилонию,  подлежал  отпуску на  свободу без выкупа,  если  выяснялось,  что он  " сын Страны ",  т. е.  вавилонянин.  Так как свободно-рожденный вавилонянин в принципе  не  мог быть  обращен навсегда в рабство и тем более продан  в другую  страну,  то  здесь,  надо  полагать,  речь  идет  о жертвах вражеских набегов.  В связи с этим  возникает один  очен  интересный  вопрос:  кто же  станет  покупать  за  рубежом такого  раба  себе  в убыток ?  Однако  нужно  учесть,  что  при  Хаммурапи  вся  торговля  была  подчинена  государству  и  торговые  агенты  были  государственными  служащими.  Таким  образом,  очевидно,  расход  за  выкуп  из-за  рубежа  своих  граждан  несло  госу-дарство. Из  частных писем нам известно,  что таких выкупленных поглощало царское хозяйство.

   Субъектами  права  могли  быть  по  современной  терминологии,  не  только  фи-

зические  лица,  но  и  лица  юридические  -  храм  и  дворец  (  т. е.  государство  ).  И  в  этом  отношении  Законы  Хаммурапи  далеко  опередили  не  только  свою,  но  и  дальнейшие  эпохи.  Правда,  практика  была  здесь  не  всегда  вполне  последо-вательная.  Храмы,  например,  занимались  ростовщической  деятельностью,  в  документе,  однако,  писалось,  что  заем  получен  " от  (  такого-то  )  бога ".  Возможно,  что  такое  написание  считалось  просто  более  обязывающим  для  должника  в  уплате  долга.  В  Законах  Хаммурапи  храм  и  дворец  выступают  непосредственно  лишь  в очень редких  случаях:  либо  когда речь  идет  о похи-щении храмового или дворцового  имущества (  п. 6  и 8 ;  причем  по  п. 6  вор сразу же  подвергаля  смертной  казни,  а по  п. 8  он  мог и уцелеть,  заплатив  правда  при этом  большой  штраф.  Разница  между  этими  статьями  заключается  видимо  в  том,  что  статья  6  имеет  ввиду  кражу,  совершенную  непосредственно  на  священной  территории  дворца  или  храма  ,  т. е.  святотатство  ,  а  потому  и  карается  смертью  без  всяких  " если ",  которые  имеют  быть  место  в  п. 8  ), либо  когда  речь  идет  о  выкупе  пленного  война,  о  чем  говорится  в  п. 32.  Земельные  же  владения  дворца  или  храмов  уже  были  розданы  различого  рода  держате-лям,  которые  и выступали как представители дворца  или храма.  Охране  этой  собственности и посвящены статьи  26  -  41.  Ну  например  п.  37

  " Если  человек  купит  поле,  сад   или  дом  редума,  баирума   или  приносящего  доход,  то  его  табличку  должно  разбить,  а  также  он  теряет  свое  серебро. Поле,  сад  и  дом  возвращается  их  хозяину ".

   Эта   статья  хорошо  демонстрирует   охрану  государственного  имущества.  Слова  " или  приносящего   доход "  ясно  свидетельствуют   о  том,  что  не  только  одни  воины  получали  в  пользование  от  государства  землю,  но  и  любое  другое  лицо  находящееся  на  государственной  службе.  А  само  слово  " продажа ",  на  мой  взгляд,  не  следует  понимать  слишком  буквально,  ведь  ни  один здравомысля-щий  человек  не  стал  бы  продавать  свою  землю,  которая  является  единствен-ным  источником  его  пропитания,  т. к.  воины  обеспечивались  казеной  провизией  только  во  время  походов,  а  если  держатель  этой  земли  не  являлся  воином,  то  он  вообще  вынужден  был  все  время  заботится  о  своем  желудке  и  продажа  земли  была  бы  равносильна  самоубийству.  Скорее  всего  здесь  речь  идет  о  том,  что  кто-то  решил  воспользоватся  затруднительным  положением  держателя  этой  земли  (  его  большими  долгами  или  еще  чем-нибудь  ) и  захотел  ему,  так сказать,  помочь,  говоря,  мол  продай  мне  землю  и  с  долгами  расплатишся.  Так  как  держатель  не  мог  собственнолично  отдать  эту  землю  за  долги,  что  запре-

щается  в  п. 37.  Интересно  также  и  то,  что  в  п  35  и  37  говорится:  " если  чело-

век  купил  у  редума ... ",  а  не  " если  редум  продал ... ",  что  в  свою  очередь может  свидетельствовать  о  том,  что  держатели  государственной  земли  уж если  и являлись  инициаторами  подобных  сделок,  то  это случалось крайне  редко и ,  в основном,  заключая  эти сделки  они вполне   могли испытывать  некоторое давление  со  стороны " покупателя ",  который от  подобной  сделки  мог иметь  значительную  прибыль,  т. к. человек, находящийся поуши в долгах  вряд  ли  стал  бы  заламывать  за  землю втридорога.  Лишь  попутно или случай-но  эти нормы содержат  также и    сведения  о служебных обязанностях  этих  держателей.  Подобные  сведения  мы  находим  в  письмах  и  некоторых  адми-нистративных  и  частноправовых  документах.

   Всякий  царский  служащий  или  работник  владел  землей  из  дворцового  фонда  лишь  условно,  в   зависимости  от  выполняемой   им  службы.  Царь  мог  в  любое  время  отнять  такую  землю  у  владельца  или  заменить  ему  один  надел  на друг-ой.  В  случае  смерти  владельца  земля  не  переходила  по  наследству,  если  на  наследника  нельзя  было  возложить  ту  же  службу  (  илькум );  однако  по  мере  того  как  во  множестве  случаев  эта  земля  все  же  переходила  к  сыну  владель-ца  и  так  как  администрация  редко  считала  нужным  менять  условия  землеполь-зования,  то  надельная  земля  со  временем  все  более  становилась  прочным     достоянием  владельца  и  его  семьи  (  п. 27  -  29,  31  -  32  ).

Статья  31:  " Если  же  он  (  воин  )  будет  отсутствовать  только  один  год  и

вернется,  то  должно  отдать  ему  его  поле,  сад  и  дом,  и  он  сам  будет  нести  свою  повинность ".

   И   в  письмах  этого  времени   эта  земля  часто  называется,  так  же  как  собст-венная  земля,  " владением  отцовского  дома "  (  цибит  бит-абим  ).  Тем не  ме-нее земля эта,  а также дом и огород,  расположенный на  ней,  не  могли отчуж-даться  по  произволу владельца (  п. 35  -  38  ).

Статья  38:  " Редум,  баирум  или  приносящий  доход  не  может  отписывать  из  поля,  сада  или  дома,  связанных  с  его  повинностью,  своей  жене  или  дочери,  а  также  отдавать  за  свой  долг ".

   Степень   свободы  распоряжения  надельной   землей  из  царского  фонда   была  различной  для  членов  администрации,  крупных  ремесленников,  жриц  (  жрецы в Законах Хаммурапи не  упомянуты;  судя  по  тому,  что жреческие должности мог-ли  распродаваться  по  частям,  служба  жреца обычно  оплачивалась  серебром  или натурой )  и т. п. ,  которые могли отчуждать эту землю,  с передачей поку-пателю  своей службы  (  п. 40  ).

   " Надитум,  тамкар  или  обязанный  другой  повинностью  могут  отдать  свое поле,  свой  сад  и   свой  дом  за  серебро.  Покупатель  должен  нести  повин-

ность,  связанную  с  полем,  садом  или  домом,  которые  он  купил ".

   И   для  работников  дворцового  хозяйства  (  наши  бильтим  ),  которым  совер-шенно   запрещались  отдача  надела  за  долги  и  дарение   его  частей  жене  и  детям  (  п. 38  )  и,  конечно,  также   его  продажа;  в  аналогичном  положении  нахо-дились  и  наделы  войнов.

   Из  числа  лиц,  имевших  служебные   наделы  из  царского  земельного  фонда,  в  Законах  Хаммурапи   особое  внимание  уделяется   воинам.  Государство Хаммура-пи  опиралось  не  столько  на  ополчение  свободных,  сколько на  постоянное войско   ( войны получали  от  царя  за  службу  наде-лы  земли ).  Это способ  до-вольствования войнов  был наиболее  удобным для создания  профессионально-го  войска  в условиях  господства  в основ-ном еще натурального  хозяйства и наличия большого  фонда царской земли.  Такое войско  было  независимо  от  местных общинных  влияний и служило наиболее  надежным  оплотом единства  государства и деспотической власти.  Чтобы сельскохозяйственные работы  не  отвлекали война от  службы  существовал институт  " подсобников "  (  таххум  ):  воин  брал  в това-рищество  другое  лицо,  обычно  воина же,  младшего  по  чину  или сроку службы;  они по  очереди занимались  и сельским  хозяйством,  и  пов-седневными  воинскими  обязанностями.  Однако  наем  постороннего  лица  воином  взамен  себя  для  участия  в  военном  походе  карался  смертью  и  передачей  воинского  надела  нанятому  (  п.  26  ).

   " Если  редум  или  баирум,  которому  приказано выступить в царский поход,  не  пойдет,  или,  наняв наемника,  пошлет  его в замену  себя,  то  этого редума  или баирума должно  убить;  нанятый им  может забрать его дом "

   Также   и  воинский  командир,  принявший   наемника  или  использовавший  воина  или  членов  его  семьи  не  для  воинской  службы,  подлежал  смертной  казни.  Таким  образом,  закон  защищал  воина  от  злоупотреблений  со  сто-роны  его  командира  и  от  эксплуатации  им  его  в  своих  интересах,  что, ко-нечно,  проти-воречило  бы  стремлению  государства поддерживать  боеспо-собность  армии          (  п.  33  -  34  ).  Вот,  например,  что говорится в п.  34:

   " Если  декум  или  лубиттум  (  вероятно,  десятник  и  сотник  )   возьмет  пожитки  редума,  причинит  вред  редуму,  отдаст  редума  в  наем,  предаст  на  суде  более  сильному  или  возьмет  себе  подарок,  который  дал  редуму  царь,  то  этого  деку-ма  или  лубиттума  должно  убить ".

   Само  присутствие  этих  статей  говорит  о  том,  что  притеснения  воинов  и  зло-употребления  по  отношению  к  ним  случались  и,  вероятно,  достаточно  часто, что  и  привело  к  тому,  что  Хаммурапи  решил  включить  в  свой  кодекс  статьи,  карающие  столь  нехорошие  деяния,  а  слова " предаст на  суде  более сильному ",  говорят также и о том,  что сами  командиры могли испытывать  давление  со  стороны других  лиц,  выше  их  по  социальной  или служебной лестнице.

  Царская   земля  под  воинскими   наделами  полностью  исключалась  из  оборота;  лишено  было  законной  силой  всякое  частноправное  распоряжение  землей вои-на  (  продажа,  обмен,  отнятие  за  долги  и  т.  д.  ).  Всякая  сделка  относительно  земли  воина  или  наши-бильтим  считалась  ничтожной  и  приобретатель  этого  участка  " терял  свое  серебро "  (    п.  35  -  38,  41  ).  Правило  это  действительно  проводилось  в  жизнь.  Вернувшемуся  из  плена  воину  был  обеспечен  его  надел   (  п.  27  ),  а  в  случаи  гибели  воина  его  надел  передавался  его  совершеннолет-нему  сыну,  если  же  совершеннолетнего  сына  небыло,  то  его  матери  с  детьми  выдавалась  треть  надела  на  пропитание  (  п.  29  ).

  " Если  сын  его  малолетен  и   не  может  нести  повинность  своего  отца,  то  должно  отдать  треть  поля  и  сада  его  матери,  и  мать  вырастит  его ".

   А   вообще  государство  действительно   заботилось  о  своих  воинах,  так,  напри-мер  тамкарам  вменялось   в  обязанность  выкупать  за  рубежом  пленных  воинов  и  если  у  его  семьи  не  хватало  средств  для  возмещения  выкупа  агенту,  то  эти  расходы  возмещал  местный  храм  или,  в  крайнем  случае,  казна  (  п. 32  ).

   " Если  редума  или  баирума,  который   был  уведен  в  плен  во  время  царского  похода,  выкупит  тамкар  и  доставит  его  в  поселение,  то  если  в  его  доме  есть  чем  выкупиться,  то  он  должен  выкупить  себя  сам;   если  в  его  доме  нечем  выкупиться,  он  должен  быть  выкуплен  в  храме  своего  посе-ления.  Если  у хра-ма  его  поселения  нечем  выкупить  его,  то  его  должен  выкупить  дворец.  Его по-ле,  сад  и  дом  не  должно  отдавать  на  его выкуп ".

     Причем  и  в  этом  случае,  как  видно,  воинский  надел   отдавать  за  выкуп

запрещалось.  Из  всего  вышеописанного  видно,  что  законы  также  преследовали  цель  предотвращения  расхищения  царской  земли,  размельчение  воинских  на-делов  и  разорение  воинов.

Информация о работе Судебник царя Хаммурапи