Судебник царя Хаммурапи

Автор: ЕВввв Авввв, 04 Сентября 2010 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники этоти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы както управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем соверршенне государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями.

Работа содержит 1 файл

СУДЕБНИК ХАММУРАППИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

совыми  источниками  могли  быть  только  состоятельные  люди,  например  теже  самые  тамкары  или  зажиточные  общинники.  Естественно  брать  в  займы  было  невыгодно,  ведь  потом  этот  долг  приходилось  отдавать  с  процентами,  но  когда  речь  шла  о  выживании  самого  человека  и  его  семьи,  то  над  этим  не  особенно  долго  размышляли.

  Кредиторы,  видимо,  нередко  принуждали  своих  должников  отдавать  им  в

" аренду "  землю  в  счет  уплаты  долга,  причем  даже  и  землю   на  которой  уже  зреет  урожай.  Доход кредитора от  такой " сделки "  мог значительно превышать сумму долга вместе  с процентами.  Такое злоупотребление Законы  Хаммурапи запрещают (  п. 49 - 51  и 66  ).  Законы  Хаммурапи содержат  положение,  соглас-но  которому  должник  в  случае  неурожая  может  переписать  долговую  расписку  на  следующий  год  и  освобождается  от  уплаты  процентов  за  этот  дополни-тельный  год  (  п. 47  и  48  ).

   В   Законах  Хаммурапи  имеется   также  и  ряд  других  статей,  направленных  на  ограничение  ростовщичества  и  защиту  свободных  общинников  от  злоупотреб-лений  со  стороны  кредиторов.  Так,  устанавливается  предельный  размер  ссуд-ного  процента:  33%  с  хлеба  и  20%  с  серебра  (  п. 89  )

  " Если  тамкар  отдаст  хлеб  или  серебро  в  долг  под  проценты,  то  на  1  курру  он  может  взять  100  ка  зерна  как  процент - если  он  отдал  в  долг под  проценты  серебро,  то  на  1  сикль  серебра  он  может  взять  1/6  сикля  и  6  ше  как  про-цент ".

  Кредитор,  взыскавший  более высокий процент,  " теряет  то,  что дал " 

(  п. 91  ).  Определена  также  ответственность   кредитора  за  всякого  рода  мо-шеннечиские  махинации   при  расчетах  (  п. 92 - 94  ),  причем  в  некоторых  случаях   спорная  сумма  могла  быть  взыскана  с  недобросовестного  кредитора

в  двойном  размере.  Должник  имел  право  расплачиваться  с  кредитором  любы-ми  материальными  ценностями,  а  не  только  теми,  которые  взял  в  долг  (  т. е. ,  например,  зерном  вместо  денег  и  т. п. - п. 96  ).  Самоуправное  изъятие имущест-ва  в  счет  долга  карается  утерей  прав  на  получение  долга  с  возвращением  должнику  всего  изъятого  (  п. 113  )

  " Если  человек  имеет  за  человеком   долг  хлебом  или  серебром  и без ведома  хозяина хлеба возьмет хлеб  из  житницы или с гумна,  то  этого человека  долж-но  изобличить  во  взятии  им  хлеба из  житницы или с гумна без ведома   хозя-ина хлеба,  и он  должен  вернуть весь  взятый  им  хлеб,  а также  теряет  все,  данное  им  в  долг ".

   Законы  содержат  также  статьи,  ограничивающие  долговое  рабство,  по  ко-

торым  свободно  рожденный  человек,  отданный  в  долговую  кабалу  или  про-

данный  в  рабство,  подлежит  освобождению  через  три  года  (  п. 117  ).  Харак-

терно,  что  Законы  Хаммурапи  избегают  употреблять  термин  " раб "  по  отноше-нию  к  таким  людям.  В  Старовавилонский  период  для  обеспечения  уплаты  долга  существовал  особый  институт  непутум  " заложников ". В отличие от  случая  долговой  кабалы  такой заложник  брался  насильст-венно заранее и содержался  как бы  в частной долговой  тюрьме  в обеспечение уплаты.  Здесь тоже  происходили различные злоупотребления,  которые Законы  Хаммурапи запрещают  (  п.  114  и  116  ).  В  частности,  если  заложник  умрет  в  доме  своего  кредитора  " от  дурного  обращения ",  то  кредитор  отвечает  как  за  убийство,  а  также  теряет  право  на  взыскакние  долга.

   " Если  заложник  умрет  в  доме  взявшего  в залог от  побоев  и дурного обра-

щения,  то  хозяин  заложника  должен  изобличить  своего  тамкара,  если  взятый  в  залог - сын  человека,  то  должно  убить  его  сына,  если  он - раб  человека,  он должен  отвесить  1/3  мины  серебра,  а  также  теряет  все,  данное  им  в  долг ".

  То,  что   Хаммурапи  в  качестве  кредитора   указывает  лишь  тамкара,  наводит   на  мысль  о  том,  что   именно  они  и  были  главными  ростовщиками.  И  это  не  удивительно,  ведь  ведя  торговлю  они получали  приличные прибыли,  это и позволяло им  вести ростовщическую  деятельность,  которая,  в свою  очередь,  тоже  приносила немалый доход.  Однако  это не  значит,  что другие  свободные общинники не  могли заниматься  ростовщичеством, просто  они,  наверное,  зани-мались  этим  гораздо  реже  чем  тамкары.

  Тутже   речь  идет  и  оторговых   и  кредитных  сделках   содержательниц  пи-

тейных  домов  (  п. 108 - 111  ).  За  обвешивание  они  караются  " женской "  смертной  казнью - утоплением.

   " Если  корчемница  не  принимает   хлеб  в  уплату  за  сикеру,  принимает  сереб-ро  по  слишком   большой  гире  и  тарифное  количество  сикеры  уменьшает   по  отношению  к  тарифному   количеству  хлеба,  то  эту   корчемницу  должно изобли-чить  и  бросить  ее  в  воду ".

  Казнь   грозила  ем  и  в  случае,  если  они  не  донесут   о  сговоре  между  посе-

тителями  их  заведений  с  целью  совершения  преступления  (  п. 109  ).

  Законы  показывают  с  несомненностью,  что  Хаммурапи  стремился несколько  облегчить  положение  задолжавшей  свободной  бедноты  и  ограничить  ростовщи-чество.  С  одной  стороны,  это  можно  рассматривать  как  мероприятия,  предпри-нятые  в  русле  его  общей  экономической  политик;  с  другой  же - здесь  явно  прослеживается  попытка Хаммурапи,  поставившего  перед собой задачу  проч-ного  объединения страны,  расширить свою  социальную  базу,  на  которую он мог бы  опереться.  Но  также ясно,  что его законы  о ростовщиках носили  поло-винчатый  характер  и  никак  не  могли  решить  вопрос  о  кабальных  займах,  кото-рый  начал  вырастать  в  главную  проблему  эпохи.  Положения  о  недействитель-ности  заемных  сделок  на  условии  процента  выше  1/3  ( ! )  основной  суммы  но-сили  явно  утопический  характер:  человек,  чья  семья  и  хозяйство  гибнут,  не  станет  отказываться  от предлагаемого  ему  займа  или  доносить  на  недобросо-вестного  кредитора,  если  рискует  более  никогда  не  получать  взаймы.  К  тому  же,  как  уже было  сказано,  основными ростовщиками  были  царские чиновники   ( те  же  тамкары ),  а также храмы (  жрицы которых,  в частности,  надитум,  бу-дучи  богатыми,  нередко вели  собственную торговлю  и также могли заниматься  ростовщичеством ),  и апеллировать  от  одного  бюрократа к другому было  бы  явно  безнадежно.  Закон об  освобождении  заложника на  четвертый год тоже  не  решал никаких проблем:  заложник  уходил  от  кредитора тем же  неимущим

бедняком,  каким  к  нему  поподал,  и  ему  предстояло  либо  сейчас  же  вновь  идти  в  кабалу,  либо  прибегнуть  к  " защите "  царского  или  храмового  хозяйства. 

Глава  2.

Социальные  отношения

   В   этой  главе  будет  дан   обзор  взаимоотношений  членов  вавилонской  общи-ны,  отношения между супругами,  а также судопроизводство  в древнем Вавило-не.

   Субъектом   права  в  рассматриваемый   период  является,  как  правило,  свобод-ный  мужчина,  не  находящийся   под  патриархальной  властью.  Он  мог  быть либо  свободным  общинником  (  главой  патриархальной  семьи -  АВИЛУМ,  " человек " ),  либо  царским  служащим  ( МУШКЕНУМ  " падающий  ниц ",  т. е.  " бивший  челом ",  имеется  ввиду  -  царю  с  просьбой  о  принятии  на  службу.  Авилум  -  собствен-ник  определенной  части  общинной  земли,  мушкенум  -  держатель  участка  царс-кой  земли  под  условием  выполнения  определенной  службы.

   Свободные   люди  были  привелегерованнее   и  нанесенное  им  членовреди-тельство  каралось  по  принципу  талиона,  т. е. зеркального отражения                    (  око за  око,  зуб за  зуб ).  П.  200

   " Если  человек  выбьет  зуб  человека,  равного  себе, то  должно выбить  его зуб ".

   Положение   же  царских  людей  на  практике  могло  быть  весьма  различным:  их  высшие  слои  получали  от  царя  большие наделы  и были  одновременно  общин-никами,  а низшие  имели крохотные служебные наделы  или даже  только  нату-ральные пайки и мало  чем отличались  от  рабов.  Т. е.  между свободой  и раб-ством  внутри  мушкенумов  существовали  многочисленные  промежуточные ступе-ни.  Жизнь,  честь  и  личную  неприкосновенность  Законы  Хаммурапи  оценивают  " дешевле ",  чем  авилума  (  п. 201  ).

   " Если  он  (  т.е.  авилум  )  выбьет  зуб  у  мушкенума,  то  он  должен  отвесить  1/3  мины  серебра  ".

   Но  зато  имущество  мушкенумов  охраняется  более  строго,  подобно  имущест-ву  храма   или  дворца,  и  это   не  удивительно:  ведь  оно   фактически  есть  сос-тавляющая   часть  имущества  самого  царя  (  п. 8  ).

   "  Если  человек  украдет  либо  вола,  либо  овцу,  либо  осла,  либо  свинью,  либо  ладью,  то,  если  это  божье  или   это  дворцовое,  он  может   отдать  это

в  30-кратном  размере,  а  если  это  принадлежит  мушкенуму,  -  он  может  воз-местить  в  10-кратном  размере;  если  же  вору  нечем  отдать,  то  его  должно  убить  ".

  Рабы  мушкенумов  пользуются,  подобно   дворцовым  рабам,  известными  приве-легиями  (  например,  раб   мушкенума  или  дворца  мог   вступать  в  брак  со  сво-бодной  женщиной  -  п. 176  ).  Следует заметить,  что царские служащие  высших  (  а иногда  и средних )  категорий никакой социальной  принадлежности  не  ис-пытывали,  ибо наряду  с большими  служебными  наделами  владели (  или,  во  всяком,  в  принципе  случае  могли  владеть  )  также  участками  общинной  земли,  да  и  пожалованной  от  царя  землей  могли  распоряжаться  достаточно  свободно.  По  этим  причинам  они  относились  к  авилумам.  Следовательно  мушкенумами  в  точном  смысле  этого  слова  были  только  царские  служащие  низших  категорий.  Они  вербовались  из  людей,  по  тем  или  иным  причинам  утративших  связь  с  общиной  (  разорившиеся,  изгои,  беглецы  ),  а  также  осевших  на  землю  членов  пастушеских  племен,  прищельцев  и  т. п.  Вероятно,  часть  из  них  была  потомка-

ми  грушей  шумерской  эпохи.  Естественно,  что  на  таких  людей  свободные

общинники  смотрели  свысока,  а  доля  мушкенумов  считалась  весьма  неза-

видной.  Позже  в  Новоассирийский  период,  этот  термин  означает  просто

" бедняк ".  С  таким  значением  оно   попало  позже  и  в   арабский  (  мискин  )

язык.

   В   некоторых  случаях  субъектом   права  могла  быть  и   женщина,  прежде  всего  если  она  -  жрица.  В  отношении  имущественных  прав  жрицы  почти  ничем  не  отличались  от  мужчин.  Замужняя  женщина  тоже  могла  иметь  в  некоторых  слу-чаях  отдельное от мужа  ( полученное  из  отцовского  дома )  имущество  (  п. 150  )  и  обезопасить  себя  от  ответственности  за  его  долги,  сделанные  до  женитьбы  (  п. 151  ).  Известными  имущественными  правами  пользовалась  также  и  вдова:  она  получала  свое  приданное  и  вдовью  долю,  если  муж  дал  ее  ей.  Если  же  муж  при  жизни  не  оставил  супруге  вдовьей  доли,  то  она  получала  из  наследс-тва  долю,  подобную  доле  одного  наследника.  В  любом  случае  она  могла  и  дальше  жить  в  доме  своего  мужа,  правда  не  могла  распоряжаться  им,  " отдавать  за  серебро ".  Причем  ее  дети не  могли насильно  выселить  ее  из дома  (  п. 171  и 172  )

Из  документов  известны  случаи,  когда  женщины  выступают  контрагентами  в  различных  сделках,  но,  за  исключением  жриц  (  и  гетер  -  они  тоже  считались  служащими  богине  любви  Иштар  ),  они  всегда  выступают  в  этих  сделках  совместно  с  мужем,  братом  или  сыном.

   Дети  обычно  становились  полноправными   лишь  после  смерти  отца  и  нас-ледования  семейного   имущества.  Законы  Хаммурапи   и  здесь  тоже  вносят  некоторые  правовые  особенности:  так,  отец  мог  лишить  сына  наследства,  если  тот  дважды  совершил  тяжелый  грех  против  него  ( п. 168 и 169 ).

  " Если  он  совершил  по  отношению   к  отцу  тяжкий  грех,  достаточный   для

лишения  его  наследства,  они  (  судьи  )  должны  на  первый  раз  простить  его;  если  же  он  совершил  тяжкий  грех  во  второй  раз,  то  отец  может ли-шить  его  наследства ".

  Отец  также  мог  признать  детей   от  рабыни  своими  собственными  детьми,  со  всеми  вытекающими  отсюда  правами,  посредством  формулы  " Мои  де-ти ",  и  после  смерти  отца  они  получали  свою  долю  наследства  наравне  с  законными  детьми,  но  даже  если  он  их  таковыми  и  не  роизнавал,  они  после  его  смерти  все  равно  получали  свободу  и  их  мать  тоже,  правда  в  этом  случае  они  уже  не  могли  претендовать  на  наследство  ( п. 170 и 171 )

Информация о работе Судебник царя Хаммурапи