Автор: ЕВввв Авввв, 04 Сентября 2010 в 16:11, контрольная работа
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники этоти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы както управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем соверршенне государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями.
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники этоти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы както управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем соверршенне государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Наконец из законов можно узнать также об нравах, об обычаях какого-нибудь государства того времени. В вавилонском случае, например, - это их так сказать “ бюрократизм “, т. е. любые сделки, даже самые незначительные, всегда заключались при свидетелях. Если хорошо поискать то можно привести еще массу примеров, причем не только из вавилонского кодекса, потомучто мировоззрение государства, т. е. людей его составляющих всегда закрепляется в обычаях, а те, в свою очередь могут повлиять на составление законов. Из всего этого видно, что изучение древних судебников дело стоящее.
Законы Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) - шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах ( столица Элама ) . Сейчас хранятся в Луврском музее в Париже .
Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.
Клинописный текст состоит трех частей : введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов : чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы.
Текст законов начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые эпические поэмы:
“ Когда славнейший Анум, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили его среди Игигов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени “.
Таким
образом, провозглашается религиозно-
бог которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чревычайно пышная титулатура Хаммурапи: “ Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сень страны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей “ и т.п. Наконец, вводимый словом “ отныне “,начинается собственно текст законов.
Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм ( отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п. ), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие “ простейшие “ случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте где они могут быть вставлены.
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому ( а также и к процессуальному ) праву. Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом “если” после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными он был разбит на “ параграфы “, или “ статьи “, снабженные нумерацией ( сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть )1 . Всего таких параграфов - 282.
Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по “ предмету “ регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к груп-пе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм ( п.1 - 5 ) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и “ изменение “ судебного решения судьёй. Следующие статьи ( п. 6 - 25 ) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний па-раграф этого раздела касается пртивоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел ( п. 26 - 41 ), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа сог ласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмни
ка, подлежит смертной казни ( не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. какбы за “ кражу “ ). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 ( первый в следующей группе ) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм ( п.42 - 88 ) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
Дальнейшие
разделы посвящены следующим
п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.
п.127 - 195 - семейное право.
п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.
п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем ( эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один ).
В
задачу этой работы входило
показать этот судебник не
просто, как юридический документ,
но и как исторический источник,
способный воссоздать общую
картину Вавилона времен Хаммурапи
и показать некоторые обычаи
и нравы этой страны. Наиболее
удобно эту проблему рассматривать
по блокам. Основных таких
блока два - зкономический,
в котором рассказывается об
экономическом устройстве Вавилона
того времени: земледелии, скотоводстве,
садоводстве, торговле и т. д.
и социальный, в котором рассказывается
о социальных отношениях между
жителями, семейном праве и
судопроизводстве. Исходя из
вышеперечисленного, каждый блок
был разделен на соответствуюющие
разделы, раскрывающие определенную
часть проблемы. Для более
лучшего разьяснения на протяжении
всей ра-боты будут присутствовать
ссылки на определенные статьи
кодекса, а за ними будут
следовать соответствующие им
статьи. Впрочем будут присутствовать
ссылки без приведения соответствующих
статей. Это сделано потому
что сами ссылки очень многочисленные
и привести все соответствующие им
статьи, не сбиваясь со смысла
повествования, очень сложно. Поэтому
будет приведен краткий пересказ
этой статьи, а непосредственно
цитироваться будут только самые
в данный момент нужные и
наиболее интересные для рассмотрения
статьи. Конечно, при написании
этой работы использовались
и други источники, но основной
упор делался на сам судебник
Хаммурапи, как на наиболее
объективный из них.
Глава 1
Экономика Вавилонии по
Законам Хаммурапи
Сельское хозяйство
Месопотамия ( а в переводе на наш язык - Междуречье ), расположена между двумя крупными реками - Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих горных рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных ми- нералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Мессопотамии отличались исключительным плодородием, о чем едино-
душно говорят
Геродот и другие античные
авторы. Однако для того чтобы
в долине Междуречья можно
было заниматься земледелием,
необходим был целый комплекс
специальных мелиоративных
работ, осуществлявшихся
Поэтому жители Мессопотамии с древнейших времён рыли каналы и посто-янно следили за их состоянием, сооружали дамбы, шлюзы, колодцы и т.д. . Во времена разливов вода по каналам поступала в арреки ( ре-зервуары ) и в летние месяцы подавалась на поля ( правда только на по ля отдельных хозяев ).
Одновременно приходилось бороться с засолением почв от насыщеных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву.
Угрозы для плодородия мессопотамских земель представляли и сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с пер-сидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям. Только на севере Мессопотамии можно было расчитывать на естест-венное орошение ( дожди, таяние снегов ), но и там устраивались колодцы, бассейны и прово-дились небольшие каналы, что гарантировало снаб-жение полей водой.
Во
Времена Хаммурапи