Суд и уголовный процесс в Афинах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 01:59, контрольная работа

Описание работы

В VII—VI вв. до . э. в греческих городах-государствах еще сохранилась древнейшая форма суда — суд в народном собрании. В Афинах народные суды (дикастерии) сохранили до V в. древнее название—«гелиэя фесмофетов». Гелиэя—старинное название народного собрания в греческих городах-государствах. Происходит оно от слова гелиос — солнце, так как народные собрания происходили только днем и заканчивались с заходом солнца. Будучи собрано архонтом под его

Содержание

Содержание

Гелиэя фесмофетов 3

Суды об убийстве (ареопаг и эфеты) 3

Уголовный суд и уголовный процесс эпохи расцвета афинской демократии. 6

Формы процесса 6

Обвинение. Обвинительный акт 7

Гелиэя 8

Ход процесса. Предварительная подготовка дела. Доказательства 10

Судебное разбирательство 12

Упадок гелиэи 15

Суд в народном собрании 15

Суд диэтетов 16

Другие виды судов 17

Исполнение приговоров 18

Коллегия одиннадцати 18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 58.91 Кб (Скачать)

Только в очень  редких случаях решение гелиэи отменялось, и дело рассматривалось вновь. Это могло иметь место, во-первых, когда осужденный путем ряда процессов доказы-вал ложность свидетельских показаний (лжесвидетели штрафовались); во-вторых когда осужденный также путем судебного процесса доказывал, что он не был призван к суду, или не явился в срок по уважительной причине.

Неправильно осужденный мог начать процесс против противника, «обвинив его в злом ухищрении  или обмане судей». В этом случае приговор не отменялся, но выигравший новый процесс мог получить в  свою пользу штраф. 

Исполнение приговоров 

По приговору суда преступления наказывались смертью, изгнанием, продажей в раб-ство, лишением прав, конфискацией имущества и денежным штрафом. При государствен-ных процессах приговоры приводило в исполнение государство в лице своих органов, а в частных — об этом должен был заботиться сам обвинитель.

К смертной казни  приговаривали за государственную  измену, стремление к уничтоже-нию демократии, предательство, отрицание государственной религии, нечестие, умышлен-ное убийство и другие тяжкие преступления.

Приговор приводил в исполнение палач, который жил  за городом и не имел права пока-зываться в городе.

Наиболее употребительным  видом казни служило отравление цикутой. Обвиняемый сам должен был  выпить чашу с ядом.

Нередко осужденному  предлагали на выбор меч и веревку  и давали трехдневный срок для  самоубийства. Казни иногда предшествовали истязания. Труп казненного бросали в пропасть. Его имущество конфисковалось. При изгнании назначался срок, по истечении ко-торого не удалившийся мог быть умерщвлен. Имущество изгнанного так же конфискова-лось. В рабство продавались лица, неосновательно присвоившие себе гражданские права, или метеки, не платившие податей и не имевшие покровителя из числа полноправных граж-дан.

Атимия — лишение гражданских прав — налагалась преимущественно при преступле-ниях, носивших бесчестящий характер, как, например, лжесвидетельство, злоупотребление по должности, злоупотребление имуществом опекаемого, трусость на войне и т. д.

Атимия могла быть полной и частичной.

Полная атимия означала лишение покровительства государства и всех прав гражданства; она обычно сопутствовала изгнанию и сопровождалась конфискацией имущества.

Частичная атимия означала лишение не всех, а каких-либо определенных прав (прав жречества, права занимать определенные должности, права обращаться к суду и т. д.). Самовольное пользование потерянными вследствие атимии правами считалось тяжким преступлением и могло повлечь за собою смертную казнь. Восстановление утраченных вследствие атимии прав было весьма сложным. Для этого другой гражданин должен был сначала испросить в народном собрании разрешение безопасно говорить за лишенного прав и только потом уже предложить снять атимию, причем в народном собрании должно было участвовать не менее 6000 человек.

Атимия была неизбежным следствием самого факта преступления и нередко налагалась даже без судебного приговора. Так, оскорбление должностного лица во время исполнения им своих служебных обязанностей само собою бесчестило виновника и влекло атимию. Временной атимии подвергались государственные должники, не уплатившие долга, вплоть до его уплаты.

В этих случаях атимия могла переходить наследственно на детей должника. Ей же под-вергались поручители за должника. Должностные лица, не сдавшие во время отчета о полу-ченных ими денежных суммах, подвергались временной атимии, вплоть до сдачи отчета.  

Коллегия одиннадцати 

Материальной базой  афинской демократии, как и всякого  рабовладельческого государ-ства, был производительный труд рабов. Между тем рабы, которых было в несколько раз больше, чем свободных, не пользовались судебной защитой.

В суде ареопагитов, эфетов, гелиастов или диэтетов судились только полноправные граждане. Для суда над рабами было специальное учреждение - страшная Коллегия одинна-дцати. Коллегия одиннадцати состояла из десяти членов, избиравшихся жребием по одному из каждой филы, одиннадцатым был секретарь.

В ее компетенцию  входило исполнение судебных приговоров через своих служителей-рабов, производство арестов, надзор за тюрьмой. Коллегия одиннадцати  имела также соб-ственную юрисдикцию. Она разбирала возбуждаемые в порядке «отведения» (апагоге) дела о простом воровстве, воровстве со взломом, разбое, когда преступление было очевидным или преступник сознавался в нем и когда вследствие этого производство по делу начиналось арестом виновного («отведение»). В этих случаях никто из граждан не выступал обвинителем. Одиннадцать сами разбирали дело и приводили в исполнение свой приговор.

Наконец, Коллегии одиннадцати  принадлежал надзор за рабами, государственными и частными. Достаточно было Коллегии одиннадцати получить от шпиона или  доносчика све-дения о подозрительном поведении рабов, о чем-нибудь напоминающем заговор, как запо-дозренные рабы бесследно исчезали. Изощренные пытки, клеймение раскаленным железом, мучительные казни применялись в этих случаях по усмотрению Одиннадцати, в основе ко-торого лежали не доказательства виновности, но случайное подозрение. Производство ве-лось тайно. Никакими процессуальными гарантиями рабы не пользовались. Их предавали казни без суда. Эту сторону деятельности Одиннадцати следует иметь в виду при оценке указания источников на то, что граждане Афин не имели права предавать смерти своих ра-бов.

Кроме того, право  «отведения» (апагоге), на основании которого мог быть задержан на месте преступления тяжкий преступник, принадлежало любому гражданину в отношении беглого раба. Каждый гражданин мог задержать его без соблюдения каких бы то ни было формальностей и по своему усмотрению вернуть прежнему владельцу или передать Один-надцати. Владелец мог подвергнуть своего, раба любым наказаниям, кроме смертной казни. По просьбе владельца и распоряжению Одиннадцати раба наказывали служители Коллегии.

Информация о работе Суд и уголовный процесс в Афинах