Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:21, реферат
Страшные события 1237-1240 гг., когда была разрушена, разграблена, сожжена русская земля, обратились в пепел и прах прекрасные творения материальной и духовной культуры, когда погибли неисчислимые массы людей, а оставшиеся в живых либо были угнаны в далекий плен, либо разбежались по лесам, относятся к числу величайших катастроф мировой истории. С болью и горечью писал потрясенный этими событиями современник: "... множайша же братия и чада наша в плен ведени быша, села наши лядиною поростоша, и величество наше смерися; красота наша погыбе, богатство наше онем в корысть бысть, труд наш поганый наследоваша, земля наша иноплеменникам в достояние бысть... Несть казни, кая бы не преминала нас, и ныне беспрестани казнимы есмы"
Важнейшим фактором развития культуры в XIII-XV вв. был развившийся в то время процесс формирования русской (великорусской) народности, унаследовавшей культурные традиции древней Руси. Именно в этот период стали складываться специфические особенности русской народности, нашедшие свое воплощение во всех областях материальной и духовной культуры (Мы не рассматриваем здесь историко-культурные процессы, совершавшиеся в XIII-XV вв. в Западной и Юго-Западной Руси, где шло формирование украинской и белорусской народностей и их культур.).
Можно считать установленным,
что со второй половины XIV в. начался
новый подъем русской культуры, обусловленный
успехами хозяйственного развития и
крупной победой над
Возрождавшаяся
и развивавшаяся русская
А. С. Пушкин возражал
против мнения, что "владычество
татар оставило ржавчину на русском
языке". Он писал, что "чуждый; язык
распространяется не саблею и пожарами,
но собственным обилием и
Ни в законодательстве,
ни в общественной мысли, ни в литературе,
ни в живописи, нельзя заметить ничего
такого, что было бы заимствовано у
монголо-татар. Вернейший показатель
в этом отношении - оценка монголо-татарского
вторжения и ига самим народом.
Все, что нам известно об устном народном
творчестве XIV-XV вв., совершенно определенно
и категорически
Конечно, прямое влияние на всю русскую культуру XIV-XV вв. оказали тяжелая борьба с внешним врагом и стремление к. объединению страны для борьбы с внешней опасностью. В области материальной культуры наиболее интенсивно развивались именно те стороны, которые были связаны с военными потребностями - строительство крепостей, производство оружия. Характерно, что огнестрельное оружие, бывшее на Западе "с самого начала направленным против феодального дворянства оружием городов и возвышающейся монархии, которая опиралась на города" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 171. Ф. Энгельс говорит о "пушках горожан", перед которыми не устояли "неприступные до тех пор каменные стены рыцарских замков", о "пулях бюргерских ружей", которые "пробивали рыцарские панцыри".), появилось на Руси всего на семь лет позднее первого его применения на Западе, но в условиях, весьма далеких от того уровня общественно-экономического развития, при котором развернулась борьба городских бюргеров против феодального дворянства. Высокого совершенства достигла металлообработка, тесно связанная с военными потребностями.
И в духовной культуре
тема борьбы с внешними врагами, единства
и величия русской земли
Можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития.
Первый этап (от
монголо-татарского вторжения приблизительно
до середины XIV столетия) характеризуется
заметным упадком различных сфер
материальной и духовной культуры;
но вместе с тем уже в конце
XIII столетия наблюдаются первые признаки
начинающегося возрождения. В Твери,
Новгороде, потом в Москве возобновляется
каменное зодчество, появляются новые
центры летописания (Москва, Тверь). Вообще
география культурных центров меняется
- прежние очаги культуры: Владимир,
Суздаль, Ростов - отходят на задний
план. Это связано с изменением
соотношения политических сил на
Руси, а также с разгромом городов
монголо-татарами. Внешние связи
русской культуры в этот период оказываются
почти полностью прерванными. Только
Новгород и Псков сохраняют общение
со странами Запада. Этим двум городам
принадлежит особое место в истории
русской культуры XIII-XV вв. Уцелевшие
от монголо-татарского погрома и
установившие политический строй феодальной
республики, они достигли в этот
период расцвета экономики и культуры;
здесь сохранялись и
Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный, этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы. В этот период происходит подъем русской культуры, причем ей свойственны как идея единства русской земли, так и весьма существенные местные особенности. Столь крупные и непохожие друг на друга Андрей Рублев и Феофан Грек, возвеличивающее тверских князей "Слово похвальное инока Фомы", летописная повесть о князе Михаиле Ярославиче и противостоящее им московское летописание, настойчиво проводящее идею богоизбранности Москвы и прав потомков Калиты на политическое главенство в русских землях, расцвет своеобразного новгородского и псковского зодчества - все эти и многие другие явления русской культуры отчетливо свидетельствуют и о ее несомненном подъеме, и о сильных местных особенностях, а также о сознании единства русской земли и в историческом, и в современном аспектах. И дело не только в том, что Киевскую Русь повсюду лочитают своей предшественницей, но и в том, что по всей русской земле расходится знаменитая "Задонщина" и с ней целый цикл oсказаний о Мамаевом побоище, проникнутых идеей единства всех русских людей в борьбе с ненавистным врагом.
В этот период начинает ломаться созданная монголо-татарами замкнутость русской культуры, устанавливаются связи с болгарской и сербской культурами. Подвергаясь южнославянскому влиянию, русская литература, однако, сохраняет в полной мере свой национальный характер и заметно обогащается за счет этого влияния и в художественном и отчасти в идейном отношении. В литературе возникают и усиливаются элементы психологизма. Атмосфера подъема, наступившая после Куликовской победы, стимулирует подъем культуры во всех отношениях; зарождаются антицерковные "еретические" течения, возникают и смелые зачатки рационалистического мышления. Новгород, Псков, Тверь, где распространяются ереси, находятся в явном контакте с культурой Запада. Русская общественная мысль в целом пытается - еще в рамках религиозного мировоззрения - осмыслить и связать прошлое и настоящее русской земли. Все это - характерные черты того своеобразного этапа в развитии русской культуры, который Д. С. Лихачев назвал "Предвозрождением" (См. Д. С. Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV - начало XV в.). М. -Л., Изд-во АН СССР, 1962, стр. 161-170.).
Новый этап в историко-культурном
процессе относится ко второй половине
XV в. и продолжается еще в начале
XVI столетия. В это время происходит
объединение русских земель со всеми
его как прогрессивными, так и
консервативными последствиями; усиливается
взаимопроникновение местных
Таким образом, XIV-XV вв. - время восстановления и подъема культуры русских земель после страшного монголо-татарского опустошения, начало формирования культуры русской (великорусской) народности. Именно в этот период она обогатилась такими крупнейшими достижениями, как живопись Рублева и Дионисия, явившаяся вершиной развития русской культуры и опиравшаяся на все ее многообразное развитие. Перед нами - один из важных этапов развития великой культуры русского народа, внесшего богатый вклад в мировую сокровищницу культуры.