Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:21, реферат
Страшные события 1237-1240 гг., когда была разрушена, разграблена, сожжена русская земля, обратились в пепел и прах прекрасные творения материальной и духовной культуры, когда погибли неисчислимые массы людей, а оставшиеся в живых либо были угнаны в далекий плен, либо разбежались по лесам, относятся к числу величайших катастроф мировой истории. С болью и горечью писал потрясенный этими событиями современник: "... множайша же братия и чада наша в плен ведени быша, села наши лядиною поростоша, и величество наше смерися; красота наша погыбе, богатство наше онем в корысть бысть, труд наш поганый наследоваша, земля наша иноплеменникам в достояние бысть... Несть казни, кая бы не преминала нас, и ныне беспрестани казнимы есмы"
Города в целом,
как уже отмечалось, оказались
в неблагоприятных условиях после
монголо-татарского вторжения и
их роль в развитии социально-экономических
процессов еще более
Во второй половине XIV в. вместе с общим хозяйственным подъемом страны наступил и новый подъем городов, особенно сказавшийся в Московском княжестве (См. А. М. Сахаров. Города Северо-Восточной Руси XIV-XV веков, Изд-во МГУ, 1959.), а также в Новгороде и Пскове (См. Б. А. Рыбаков. УК. соч.). Потребность в обороне стимулировала развитие городских укреплений, рост обработки металлов, изготовления оружия. С конца XIV в. на Руси появилось уже огнестрельное оружие, оживилась и усилилась торговля. Новгород был тесно связан с так называемой "Низовской" землей - Северо-Восточной Русью; развивались торговые связи с городами балтийского побережья, генуэзскими колониями в Северном Причерноморье, со странами Востока - по Волге, с городами великого княжества Литовского. В Москве и Новгороде существовали корпорации купцов ("суконники", "сурожане" в Москве, "Иванское сто" в Новгороде), которые вели внешнюю торговлю.
Городское население
принимало активное участие в
политических событиях. Об этом свидетельствуют
частые и сильные классовые
Уже во второй четверти
XIV в. исчезают свидетельства о каких-либо
элементах вечевых порядков в
Северо-Восточной Руси. Лишь в моменты
обострения классовой борьбы кое-где
вновь оживало вече, причем в окраинных
городах пережитки вечевых
Лишь в отношениях
между Москвой и Великим
Вследствие своеобразных
условий общественно-
Сложный характер объединительного процесса, протекавшего в условиях монголо-татарского ига и борьбы с внешними врагами, отразился и в развитии русской культуры XIII-XV вв.
Начало этого
периода характеризуется
Тяжело пострадало от нашествия русское зодчество, достигшее столь изумительного совершенства и великолепия в домонгольское время. На полвека вообще прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей. Возобновленное в конце XIII в. каменное зодчество утратило многие прежние технико-строительные приемы. Московские мастера в XIV-XV вв. вернулись к кладке стен из одного тесаного камня, хотя уже в первой половине XIII в. владимиро-суздальские зодчие умели сочетать камень и кирпич, плотный известняк и известняковый туф; исчезло замечательное искусство белокаменной резьбы, делавшее столь нарядными постройки XII-XIII вв.; были утрачены многие приемы строительной техники и не раз разрушались недавно возведенные или только возводимые постройки (как это случилось, например, с новым Успенским собором в Москве в 1474 г.).
В ходе повторявшихся вторжений погибло огромное множество памятников письменности. Летопись указывает лишь на некоторые случаи гибели книжных богатств, но по ним можно представить, как тяжело пострадала русская письменность от нашествий монголо-татар. В 1382 г., когда москвичи отбивали внезапное нападение Тохтамыша, горожане и жители окрестных деревень снесли свои книги в каменные церкви для сохранения от огня, и этих книг было так много, что они заполнили внутренние помещения кремлевских храмов доверху. Все это богатство погибло, когда Тохтамышу удалось путем вероломства ворваться в город (ТЛ, стр. 423.). Не случайно многие из сохранившихся памятников древнерусской литературы дошли до нас через Новгород, не подвергшийся монголо-татарскому разгрому. Находка в конце XVIII в. единственного списка "Слова о полку Игореве" наглядно свидетельствует, какие шедевры древнерусской литературы могли безвозвратно исчезнуть во время вторжений монголо-татар и насколько вследствие этого, вероятно, обеднены наши представления о древнерусской культуре домонгольского времени.
Ущерб, нанесенный литературе монголо-татарским вторжением, не ограничивался только уничтожением памятников письменности: изменился и самый характер литературных произведений. На время пришло в упадок летописание, который, по словам, Д. С. Лихачева, сказался "прежде всего в полном прекращении летописной работы в целом ряде городов, либо целиком стертых с лица земли, как Старая Рязань, либо опустошенных и культурно обескровленных, как Владимир, Чернигов, Киев". Но и в тех центрах летописной работы, которые подверглись меньшему разорению, "летописание все же сужается, бледнеет, становится немногословным, лишается тех выдающихся политических идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские летописи в XI и XII вв." (Д. С. Лихачев. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М. -Л., Изд-во АН СССР, 1947, стр. 280-281.).
Упадок пережили после монголо-татарского нашествия и живопись, и прикладное искусство. О какой бы области материальной или духовной культуры ни шла речь - факты самым категорическим образом опровергают порожденные далеко не научными соображениями суждения насчет мнимого культурного "превосходства" монголо-татарских завоевателей и тем более насчет "особой миссии" Чингис-хана и его преемников, создавших "Евразию". Повсюду в Азии и Европе, куда приходили монголо-татарские завоеватели, они приносили смерть, разрушения, гибель культуры. И от того, что завоеватели пользовались при своих разрушениях заимствованными в Китае и у арабов совершенными средствами боевой техники и приемами организации войска, их разрушительная роль на завоеванных землях отнюдь не превращалась в организацию какой-то более высокой культуры. Монголо-татарское нашествие было страшным бедствием для русской культуры - это бесспорный исторический факт.
Оценивая тяжелые последствия монголо-татарского вторжения для русской культуры, А. С. Пушкин проницательно и точно сказал: "России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией... ". В примечании к этим словам Пушкин заметил: "но Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна". "Татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля" (А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. [в 9-ти томах], т. 5, стр. 177-178.).
Причинив огромный ущерб русской культуре, монголо-татарские завоеватели были не в силах ее уничтожить; "... каковы бы ни были разрушения культуры - ее вычеркнуть из исторической жизни нельзя... никогда никакое разрушение не доведет до того, чтобы эта культура исчезла совершенно", - писал В. И. Ленин (В. И. Ленин. Седьмой экстренный съезд РКП(б) 6-8 марта 1918 г. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 46.). История русской культуры после монголо-татарского нашествия прекрасно подтверждает это ленинское положение.
Письменные и вещественные источники убедительно свидетельствуют, что велика была обрушившаяся на Русь катастрофа, но велики были и силы русского народа, его жизнеспособность, его мужество и настойчивость, с которыми преодолевал он тяжелое разорение. В XIII-XIV столетиях, когда уровень производительных сил, свойственный феодальной стране, был неизмеримо более низким по сравнению с последующими временами, именно от физических усилий людей зависело восстановление хозяйства и всей материальной культуры. К этому обязательно надо прибавить и рост крепостнической эксплуатации, распространение подневольного труда. В этих условиях, подвергаясь постоянной опасности вторжений, не раз прерываясь ими и начинаясь заново, шел трудный процесс восстановления и дальнейшего развития материальной и духовной культуры Руси.