Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:46, реферат
Я выбрал эту тему так, как США - это одна из интереснейших стран, и особенно если рассматривать ее развитие после второй мировой войны. США - единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от серьезных конкурентов, хотя экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение.
1. Вступление: “Почему я выбрал эту тему?”............. 3 стр
2. США и вторая мировая война.................................. 4 стр.
2.1. Военная экономика.......................................... 4 стр.
2.2. Международные конференции....................... 6 стр.
3. Основные итоги войны............................................... 11 стр.
3.1. Экономические итоги...................................... 11 стр.
3.2. Милитаризм...................................................... 12 стр.
3.3. Реакция во внутренней политике................... 14 стр.
3.4. От изоляционизма к претензиям на руководство миром..........16 стр.
4. Реконверсия............................................................18 стр.
4.1. От военной к мирной экономике................... 18 стр.
4.2. Классовая борьба............................................ 19 стр.
4.3. Начало президенства Трумэна....................... 20 стр.
4.4. Ревизия внешней политики Рузвельта........... 21 стр.
4.5. Интервенция в Китай...................................... 23 стр.
5. “Холодная война”.......................................................23 стр.
5.1. “Доктрина Трумэна” и “план Маршалла”.. 23 стр.
5.2. “Закон Тафта-Хартли” и другие.................... 27 стр.
6. Новое соотношение мировых сил............................. 28 стр.
6.1. НАТО................................................................ 28 стр.
6.2. “4-й пункт”........................................................ 29 стр.
6.3. Интервенция в Корею..................................... 30 стр.
6.4. Итоги внешней политики Трумэна............... 31 стр.
6.5. Поражние демократов.................................... 32 стр.
7. Первое президентство Эйзенхауэра......................... 33 стр.
7.1. Дуайт Эйзенхауэр............................................ 33 стр.
7.2. Маккартизм...................................................... 35 стр.
8. В годы спутников Земли и космических кораблей 36 стр.
8.1. Экономическое соревнование двух систем.. 36 стр.
8.2. “Потепление” и “похолодание”..................... 37 стр.
9. Приложения................................................................. 39 стр.
9.1. Потсдамская конфернция............................... 39 стр.
9.2. Список важнейших дат в истории США в период с 1940 г. по 1960 г...50 стр.
10. Список используемой литературы.......................... 52 стр.
На Ближнем Востоке в 1947-1048 гг. после принятия “доктрины Трумэна” и “плана Маршалла” усилилась активность нефтяных монополий США. На следующий день после опубликования “доктрины Трумэна”, 13 марта 1947 г., было сообщено, что американские компании решили инвестировать 227 млн. долл. в нефтеносные земли Саудовской Аравии и строить нефтепровод из района этих земель до Средиземного моря длиной в 1050 миль. 6 июля 1948 г. появилось сообщение о получении американцами большой концессии на добычу нефти в Кувейте.
К арабской нефти начали
проявлять большой интерес
Вашингтон втягивал в “холодную войну” Западную Европу и Южную Америку, Ближний и Дальний Восток, придавал этой политике глобальный характер, углублял и обострял ее в дальнейшем созданием военных союзов. Правительство США развернуло и проводило “холодную войну” с одобрения и благословения лидеров обеих больших партий в конгрессе, несмотря на то что в отдельных вопросах между этими партиями обнаруживались известные тактические разногласия.
Таков итог двухпартийной внешней политики 80-го конгресса. Такова роль республиканцев и демократов в “холодной войне”.
5.2. “Закон Тафта-Хартли” и другие
Политика “холодной войны” не ограничивалась сферой деятельности государственного департамента и Пентагона. Она охватывала не только внешнюю, но и внутреннюю политику, экономику и общественную жизнь страны.
В США раздувалась шпиономания, которая превзошла все то, что происходило когда-либо после первой мировой войны, когда американскую буржуазию охватил “великий красный страх” Многие прогрессивные деятели и ряд деятелей науки преследовались. Федеральное бюро расследований установило наблюдение за миллионами американцев. В Вашингтоне рвала м метала Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. В конгресс беспрерывно вносились реакционные билли.
Агрессивная внешняя политика сопровождалась наступлением реакционных сил внутри страны, небывалым нарушением гражданских прав, зафиксированных в конституции США.
Как обычно в эпоху империализма, наступление реакции началось прежде всего с похода против организованных рабочих. Билли К. Кейза и С. Хоббса в 1946 г. послужили прологом к общему наступлению монополистического капитала на профессиональные союзы в 1947 г.
Формальным поводом
для такого наступления считались
успешно завершившиеся крупные
послевоенные стачки. В конгрессе
США начали жаловаться, что “дух
сотрудничества и доброй воли между
предпринимателями и рабочими”,
дух “классового сотрудничества
Закон Тафта-хартли поощряет штрейкбрехерство, затрудняет эффективное пикетирование, позволяет существование компанейских союзов, запрещенных “актом Вагнера”: по этому акту увольнение рабочих за участие в забастовке или за активную профсоюзную деятельность признавалось незаконным и предусматривалось что уволенные по таким причинам должны быть восстановлены на работе и получить полную компенсацию за вынужденный прогул. Новый закон фактически ликвидировал эти права рабочих.
Закон Тафта-Хартли предусмотрел ряд мер, препятствующих заключению коллективных договоров. В сельском хозяйстве, в государственных учреждениях и на предприятиях рабочим отказано было в праве на такие договоры. На частных предприятиях предпринимателям предоставляли большие возможности для отказа от заключения коллективных договоров.
По закону Тафта-Хартли любой профсоюз лишался права на заключение коллективного договора, если кто-нибудь из его руководителей “подозревается” в “коммунистических настроениях”. Поскольку “ подозревание” и “настроение”-понятия расплывчатые, поскольку возможности, предоставленные новыми антирабочим
законом предпринимателям для отказа от заключения коллективных договоров, неограниченны.
Новый антирабочий закон предусматривал строгий контроль над средствами профсоюзов, опубликование каждым союзом финансового отчета. Профсоюзам Запрещалось использовать свои средства для политических целей, для избирательных кампаний, а также для создания самостоятельных фондов помощи безработным и больным без надзора над этими фондами со стороны предпринимателей. Каждый профсоюз должен был регистрироваться в министерстве труда и посылать туда отчеты, содержащие фамилии профсоюзных работников, данные об их окладах, о размерах членских и других взносов, о процедуре выработки решений по различным вопросам, а также представлять ежегодный финансовый отчет. При регистрации требовались показания под присягой, что никто из местных и центральных работников данного союза не является коммунистом. Такие же индивидуальные показания под присягой закон устанавливал для каждого профсоюзного работника.
Наконец, закон Тафта-Хартли объявил незаконной систему “закрытой мастерской”. Правда, он разрешил существование “союзной мастерской”, но санкционировал и взял под защиту федерального законодательства действия законодательных
6. Новое соотношение мировых сил
6.1. НАТО
Во внешней политике
второе президентство Трумэна
4 апреля 1949 г представители
12 правительств подписали в
В дальнейшем США заключали другие военные союзы. Но НАТО продолжала оставаться центральным, самым важным из них, приковывавшим к себе основное внимание госдепартамента США, олицетворявшим послевоенную глобальную политику Вашингтона, направленную на борьбу с мировой социалистической системой, с национально-освободительным и революционным движением во всем мире.
Некоторые политические деятели США интерпретировали создание НАТО как распространения “доктрины Монро” на Европу. Сенатор Тафт писал, что это является характерной чертой североатлантического пакта. Но “доктрина Монро” не была военным союзом, не была даже договором. Формально она появилась как односторонняя декларация президента США против вмешательства великих держав Европы во внутреннюю жизнь стран Нового Света. Другое дело-эволюция этой доктрины, ее превращение в орудие реакции и империализма, в орудие дипломатии доллара. В защиту “доктрины Монро” США никогда не воевали с великими державами Европы, не воевали даже тогда, когда европейские державы явно нарушали эту доктрину.
6.2. “4-й пункт”
Трумэн в речи, произнесенной в день начала второго срока его президентства, к которой он официально сообщил о создании Северо-Атлантического пакта, выдвинул программу из четырех пунктов так называемой американской помощи другим государствам. ;-й пункт предусматривал сильное увеличение роли американского капитал в экономике развивающихся стран. В дальнейшем проекты этой помощи, законодательство и дебаты о ней часто обозначались словами: “4-й пункт”.
“План Маршалла” ставил своей задачей подкрепление пошатнувшихся позиций капитализма в Западной Европе. “4-й пункт” программы Трумэна, провозглашенный в период развала колониальной системы империализма, в дни исторических побед китайской народной армии, роста и укрепления своего лагеря социализма, ставил своей целью содействие развитию бывших колониальных и зависимых стран по капиталистическому пути, обеспечивающему экспансию и господство доллара в этих странах.
Трумэн подчеркивал, что “4-й пункт” его программы выражает практические меры против роста влияния коммунизма, и подтверждал, что идея “4-го пункта” появилась на два-три года раньше, чем она была опубликована. Она зародилась вместе с возникновением “плана Маршалла”.
Оба эти мероприятия носили сугубо политический характер. И “план Маршалла” , и “4-й пункт” были задуманы как оружие в “холодной войне”. Но, подобно тому как Маршалл пытался 5 июля 1947 г. в Гарвардском университете преподнести в свой план в качестве чисто экономического и филантропического мероприятия, так и его преемник в государственном департаменте Ачесон 30 марта 1950 г. перед комиссией по иностранным делам сенат пытался изобразить “4-й пункт” в качестве плана решения экономических и технических задач.
6.3. Интервенция в Корею
Образованное летом 1948
г. в Сеуле, зоне оккупации вооруженных
сил США, проамериканское южнокорейское
правительство открыто говорило
о намерениях силой распространить
свою власть на Северную Корею. Это
вынуждало Корейскую Народную-
Когда в конце июня 1950 г. на территории Кореи развернулись военные действия, войска южнокорейского правительства оказались деморализованными: они не желали воевать за ставленников США. К концу второго дня военных действий Макартур в телеграмме Трумэну сообщал : “Людские потери Южной Кореи в итоге сражения свидетельствуют об их недостаточной способности к сопротивлению и нежелании воевать. Мы считаем, что полный крах неизбежен”.
После первого сильного
удара армия южнокорейского правительства
быстро покатилась на юг. “8 июня войска
Корейской Народной-
заняли Сеул. В начале августа в их руках находилась уже вся Южная Корея за исключением небольшого клочка земли на юго-западе у Пузана. Военные действия приближались к своему завершению. Создались условия для образования в Корее единого независимого демократического государства. Но вооруженное вмешательство США ввергло Корею в длительную разрушительную войну. Американские самолеты годами беспощадно бомбили корейские города и села.
Утром 27 июня 1950 г. Турмэн без, как полагается в таких случаях, санкций конгресса приказал морским и воздушным силам США оказать помощь южнокорейским войскам. “Корейская война стала войной Трумэна”, - писал связи с этим журнал Иельского университета. В тот же день вечером правительство США, пользуясь временным отсутствием представителя СССР на заседаниях Совета Безопастности, провело на заседании этого Совета резолюцию, рекомендующую всем членам ООН оказывать помощь Южнойкорейской республике.
Таким образом, США, начав
вооруженную интервенцию в
1950 г. Трумэн приказал
включится в войну только
Правительство Китайской
Народной Республики заявило публично
и через дипломатические
10 июля 1951 г. по инициативе Советского правительства начались переговоры о перемирии в Корее. Переговоры затянулись на два гола и неоднократно прерывались. Но общие большие наступления со стороны стоявших друг против друга сухопутных армий не возобновлялись. Перемирие было подписано 27 июля 1953 г.
За время интервенции в Корее, согласно официальным американским данным, вооруженные силы США потеряли убитыми в сражениях 33629 человек, а всего погибшими -54246 человек и 103284 человека ранеными. Потери американцев ранеными и убитыми в сражениях в Корее составили более половины их потерь во время первой мировой войны. По американским данным, южнокорейцы насчитывали убитых и раненых примерно в десять раз больше, чем войска США.
В конце 1950 и начале 1951 г. вооруженная интервенция США в Корее серьезно угрожала превратиться в третью мировую войну. Макартур решил перенести военные действия на территорию Китая и использовать для этой цели войска Чан Кай-ши.
25 марта 1951 г. он угрожал нападением на Китай с воздуха и с моря. Он планировал применить против Китая от 20 до 30 атомных бомб. А главарь южнокорейского марионеточного “правительства” Ли Сын Ман просил Трумэна разрешить Макартуру сбросить атомные бомбы не только на Китай, но и на Москву.
Угроза Макартура перенести военные действия на территорию Китая всполошила европейских союзников США Их недовольство приняло такие размеры, что руководители Пентагона заговорили об альтернативе: либо Макартур, либо НАТО. И даже государственный секретарь Ачесон, который одно время колебался, согласился с мнением тех генералов, которые считали, что курс, взятый Макартуром, курс на риск войны с Китаем и с СССР, прежде всего разрушит англо-американский союз.
Длительная послевоенная борьба между двумя ориентациями во внешней политике США вылилась во время войны в Корее в острый конфликт внутри самих военных кругов США. Макартур не добился своего в 1951 г., как не добились своего сторонники превентивной войны в 1947-1948 гг. В 1951 г. разжигание третьей мировой войны было еще более авантюрным, рискованным и опасным для капитализма, чем тремя-четырьмя годами раньше. В этом удалось убедить большинство на комиссиях конгресса США.
Через год, когда Макартур выступил с большой программной речью на национальном конвенте республиканской партии, в котором он опять заострил внимание на прошлых спорных вопросах во внешней политике и обвинил правительство в отсутствии решимости для войны с Китаем, а к нему-уважения, необходимого для руководства в мировых делах, его речь уже не вызывала на сенсаций, ни любопытства.