США в послевоенный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Я выбрал эту тему так, как США - это одна из интереснейших стран, и особенно если рассматривать ее развитие после второй мировой войны. США - единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от серьезных конкурентов, хотя экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение.

Содержание

1. Вступление: “Почему я выбрал эту тему?”............. 3 стр
2. США и вторая мировая война.................................. 4 стр.
2.1. Военная экономика.......................................... 4 стр.
2.2. Международные конференции....................... 6 стр.
3. Основные итоги войны............................................... 11 стр.
3.1. Экономические итоги...................................... 11 стр.
3.2. Милитаризм...................................................... 12 стр.
3.3. Реакция во внутренней политике................... 14 стр.
3.4. От изоляционизма к претензиям на руководство миром..........16 стр.
4. Реконверсия............................................................18 стр.
4.1. От военной к мирной экономике................... 18 стр.
4.2. Классовая борьба............................................ 19 стр.
4.3. Начало президенства Трумэна....................... 20 стр.
4.4. Ревизия внешней политики Рузвельта........... 21 стр.
4.5. Интервенция в Китай...................................... 23 стр.
5. “Холодная война”.......................................................23 стр.
5.1. “Доктрина Трумэна” и “план Маршалла”.. 23 стр.
5.2. “Закон Тафта-Хартли” и другие.................... 27 стр.
6. Новое соотношение мировых сил............................. 28 стр.
6.1. НАТО................................................................ 28 стр.
6.2. “4-й пункт”........................................................ 29 стр.
6.3. Интервенция в Корею..................................... 30 стр.
6.4. Итоги внешней политики Трумэна............... 31 стр.
6.5. Поражние демократов.................................... 32 стр.
7. Первое президентство Эйзенхауэра......................... 33 стр.
7.1. Дуайт Эйзенхауэр............................................ 33 стр.
7.2. Маккартизм...................................................... 35 стр.
8. В годы спутников Земли и космических кораблей 36 стр.
8.1. Экономическое соревнование двух систем.. 36 стр.
8.2. “Потепление” и “похолодание”..................... 37 стр.
9. Приложения................................................................. 39 стр.
9.1. Потсдамская конфернция............................... 39 стр.
9.2. Список важнейших дат в истории США в период с 1940 г. по 1960 г...50 стр.
10. Список используемой литературы.......................... 52 стр.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

сотрудничества  с  советской  стороной  во  время  войны  и в послевоенный

период  на  равноправной  основе.   В  какой  мере  был  готов  к   такому

решающему  повороты  Черчилль  --  вопрос  особый.   Но  он  так или иначе

оказался вынужденным  поддерживать важнейшие положения  этой политики.

     Президент  Рузвельт  и его  единомышленники  приложили  немало усилий к

тому,  чтобы  еще  до  окончания  войны  заложить  основу  политического и

экономического послевоенного  сотрудничества.  Но сменившееся  в  Вашингтоне

руководство  начало  поворачивать  руль  американской  политики  в  другую

сторону.   Положительное  решение,   которое  в  конечном  счете   приняла

Потсдамская конференция,  были достигнуты  прежде всего  благодаря  упорной

борьбе советской дипломатии.   Новое американское руководство не  решилось

порвать  тогда  с  практикой  военного  сотрудничества, видимо потому, что

чувствовало себя  еще  не  совсем уверенно:   новая  администрация  пришла к

власти лишь за несколько  месяцев до Потсдамской конференции.

     Итак,  особенность Потсдамской конференции заключается в том, что,

хотя  по  идее  она  могла  увенчать  целую  серию  военных  конференций и

ознаменоваться  триумфом   политики  держав   антигитлеровской   коалиции,

такая возможность  была утрачена  еще до  начала ее  работы. Двое  из трех

ее участников, а именно делегации из США и Великобритании, отправлялись  в

Берлин  с  прямо  противоположными   целями.   Они  уже  приняли   решение

похоронить  саму  идею/  сотрудничать  с  Советским  Союзом  и шли по пути

конфронтации    с    социалистической    державой.      Вопреки    планам,

разрабатывавшимся  при  Рузвельте,  они  возвращались  к довоенному курсу,

направленному  на  изоляцию  СССР,  на  отстранения  его от решения мировых

проблем.   Они  были  озабочены  приобретением  "позиции  силы", с которой

могли бы диктовать Советскому Союзу свою волю.

     Все же  на том  этапе правительство   Трумэна еще  не решалось  открыто

провозгласить  свой   новый  курс   и  приняло   участие  в    Потсдамской

конференции. На то были свои  причины:  во-первых, открытый разрыв  с СССР

слишком  шокировал  бы  тогда  мировое  общественное  мнение,   во-вторых,

Вашингтон  предвидел,  что  резкий  поворот  в политике США натолкнется на

сильное сопротивление  внутри страны.

     Известно, что для согласия  необходимо  стремление к этому  по крайней

мере двух партнеров,  для ссоры --  достаточно воли одной  стороны. Причем

тот,  кто  поворачивает  на  дорогу  конфронтации  и  войны,  нуждается  в

соответствующих  силовых  средствах.   Президент  Трумэн  и  его окружение

уповали  на  силу  атомного  оружия.   Направляясь  в Потсдам, американский

президент с нетерпением  ждал сообщения об испытании первой атомной  бомбы.

На борт  крейсера "Августа",  который вез  его через  Атлантику, регулярно

шли шифровки о ходе подготовки к испытании в Нью-Мексико.

 

 

                           День первый.

 

 

     17 июля  около 5  часов после  полудня  в  тенистый тихий  парк  дворца

Цецилиенхоф  огласился  шумом  моторов  и  скрежетом  тормозов:  участники

Потсдамской  конференции   съезжались  на   первое  пленарное   заседание.

Англичане  прибыли  раньше  всех.   Через  несколько  минут прибыла группа

Трумэна, вслед за ней  подъехали машины с Советской  делегацией.

     Непосредственно   за   столом   в   креслах   с   высокими   спинками

расположились  главы  делегаций,  а  в  обычных  креслах  --  их ближайшие

советники.   Журналистам  и  фотокорреспондентам  было  предоставлено   10

минут,  чтобы  заснять  это  историческое  событие.  После  того  как  они

покинули зал, было предложено избрать председателем конференции  Трумэна.

    Первое заседание   началось с  согласования повестки  дня конференции.

Трумэн  предложил  рассмотреть  вопрос  о  создании  специального   совета

министров   иностранных   дел,   для   урегулирования   вопроса  о  мирных

переговорах.   Далее  он  сказал  о  необходимости  обсудить  и  утвердить

принципы,  которыми   должен  руководствоваться   Контрольный  совет   для

Германии.    Перейдя  к   вопросу  об   обязательствах,  взятых   союзными

державами на Ялтинской  конференции, президент отметил, что  многие из  этих

обязательств   остаются   невыполненными,   в   частности,   что  касается

Декларации об  освобожденной  Европе.   Трумэн предложил,  чтобы  настоящая

конференция  рассмотрела  этот   вопрос.   Прием   Италии  в   Организацию

Объединенных Наций  президент также  поставил в ряд  проблем,  принадлежащих

обсуждению.

     Излагая   свои  соображения  по  повестке  дня,  Сталин  сказал,   что

следовало бы обсудить  вопрос об восстановлении  дипломатических отношений

с бывшими сателлитами  Германии.  Необходимо  также поговорить о  режиме в

Испании.    Затем  глава   Советского  правительства   упомянул   проблемы

Танжера,  Сирии  и  Ливана  как  возможные  темы  обсуждения. Что касается

польского  вопроса,  то,  по  мнению  Сталина,  его  необходимо обсудить в

аспекте решения  тех  вопросов,  которые вытекают  из факта  установления в

Польше    национального    правительства    национального    единства    и

необходимости,  в связи с   этим,  ликвидация  эмигрантского   польского

правительства в Лондоне.

     Эти предложения  не вызвали возражений.

 

     Участники   встречи,  по  предложению  Трумэна,  договорились начинать

пленарное заседание  не в 5, а в 4 часа после полудня.

     --  Если  это  принято,  --  сказал  Трумэн,  -- отложим рассмотрение

вопросов до завтра до четырех часов дня.

     Но  перед   тем,  как  заседание  было  закрыто,  произошел любопытный

диалог:

     "СТАЛИН.  ...Только один вопрос: почему господин Черчилль  отказывает

русским в получении  их доли германского флота?

     ЧЕРЧИЛЛЬ. Я не против. Но раз задаете  мне вопрос, вот мой ответ: флот

должен быть потоплен или разделен.

     СТАЛИН.   Вы за потопление или за  раздел?

     ЧЕРЧИЛЛЬ. Все средства войны -- ужасные вещи.

     СТАЛИН.   Флот нужно разделить.  Если  господин Черчилль  предпочитает

потопить флот,  -- он  может потопить  свою долю,  я  свою  долю  топить не

намерен.

     ЧЕРЧИЛЛЬ.  В  настоящее  время  почти   весь  германский  флот в наших

руках. 

     СТАЛИН.  В  том  то  и  дело,  в  том  то и дело.  Поэтому  и надо нам

решить этот вопрос." Советское  правительство уже  имело неприятный  опыт с

итальянскими   трофейными   судами,   захваченными   западными  державами.

Естественно,  что  оно  сочло необходимым проявить такую настойчивость в

отношении германского  флота.

 

 

                        Дилемма атомной бомбы.

 

 

     18  июля  в  1  час  15  минут  дня   президент Трумэн прибыл на  виллу

Черчилля.  Британский  премьер пригласил его  на ланч.   Трумэн захватил с

собой  только  что  поступившую  из  Вашингтона  телеграмму  о результатах

испытания  атомной  бомбы  в   Нью-Мексико.   Ознакомив  Черчилля  с   его

содержанием, президент  поднял вопрос о том, что и как  следует сообщить  по

этому поводу Сталину.

     Трумэн  считал,  что  если  ознакомить  советских  представителей   с

подробностями взрыва,  то это  лишь ускорит  их вступление  в войну против

Японии,  чего  он  вообще  предпочел  бы   избежать.  Оба  западных лидера

полагали, что  поскольку больше  нет нужды в советской помощи на Дальнем

Востоке, то самое лучшее было бы вообще ничего русским не говорить. Но это

в дальнейшем могло  иметь  отрицательные последствия.  Вставал  кардинальный

вопрос:  каким  образом  и  что  именно сказать Сталину. Взвесив различные

возможности,  собеседники  пришли  к  тому,  что  лучше  всего рассказать о

бомбе невзначай, как  бы  мимоходом, когда Сталин Будет  отвлечен какими-то

своими мыслями.

     Западных  лидеров особенно тревожило то,  как бы Япония не объявила  о

капитуляции по  советским  дипломатическим  каналам прежде,  чем американцы

успеют  "выиграть"  войну.  Черчилль  рассказал  Трумэну  о  пробных шагах

японцев, о  чем Сталин  сообщил накануне  британскому  премьеру.  Суть этих

шагов  сводилась  к  тому,  что  Япония  не  может  принять безоговорочной

капитуляции,    но     готова    согласиться     на    другие     условия.

     Черчилль  предложил выложить  требования  о безоговорочной  капитуляции

каким-то иным способом, так, чтобы  союзники получили в основном то,  чего

они  добиваются,   и  в  тоже  время  дали бы японцам  какую-то возможность

спасти  свою   военную  честь.   Трумэн,  не   задумываясь  отклонил   это

предложение. Он опасался, что  в случае какой-то модификации  требования о

безоговорочной  капитуляции  Японии  японцы  сдадутся через посредничество

Москвы  и   тогда  победа   может  выскользнуть   из  американских    рук.

     Как видно  из мемуаров Черчилля,  весь  этот разговор произвел на  него

неприятное  впечатление.  Он  почувствовал  решительность  и агрессивность

нового президента,  который в  условиях возросшей  силы Соединенных Штатов

хотел   вести   дела   так,   как   будто   наступил  "американский  век".

     Черчилль  предложил использовать  совместно  средства обороны,  которые

разбросаны  пол  всему  миру.  Великобритания  сейчас меньшая  держава, чем

Соединенные Штаты, продолжал  премьер-министр, но она может дать многое  из

того,   что   у    нее   еще   осталось    от   великих   дней    империи.

     Трумэн  насторожился: ему показалось,  что Черчилль слишком уж  быстро

идет на  договоренность.

     Трумэн  рассчитывал, что США будет  играть главную роль в  Объединенных

Нациях и во   всем мире. И помочь  ему в достижении этой  цели должна была

американская монополия  на атомную бомбу.

     Трумэну  не  терпелось дать  понять  советской  стороне, что   за козырь

зажат  у  него  в  кулаке.  Выждав  несколько  дней,  он  24 июля сразу по

окончании  пленарного  заседания,  осуществил  намеченный  ранее  план. Он

ограничился замечанием самого общего  характера. Трумэн подошел к  Сталину

и сообщил ему, что  Соединенные Штаты создали новое  оружие необыкновенной

разрушительной силы.  Премьер Черчилль  и государственный  секретарь Бирнс

находились в нескольких шагах и пристально наблюдали за реакцией  Сталина.

Он сохранил поразительное  спокойствие.  Трумэн, Черчилль и  Бирнс  пришли к

заключению,  что  Сталин  не   понял  значения  только  что   услышанного.

     В действительности  же Сталин не  подал виду, что  понял. Маршал  Г. К.

Жуков,  также   находившийся  в   Потсдаме,  вспоминает:   "Вернувшись   с

заседания,  И.  В.  Сталин  в   моем  присутствии  рассказал  Молотову   о

состоявшемся разговоре  с Трумэном.

     Молотов  тут же сказал:

     -- Цену себе  набивает.

     Сталин  рассмеялся:

     -- Пусть  набивает. Надо будет сегодня  же переговорить с Курчатовым  об

ускорении нашей работы.

     Я понял,  что речь идет о создании  атомной бомбы."

     Трумэн  был явно  в растерянности.  Его  обескураживало то, что   первая

попытка атомного  шантажа прошла  мимо цели.  Советская делегация  держала

себя  так  же  как  и  прежде:  будто  бы  ничего  не  произошло.   Трумэн

по-прежнему  хотел,  не  теряя  времени,  воспользоваться  преимуществами,

которые,  как  ему  представлялось,  давало  Соединенным  Штатам обладание

атомным оружием.  Вместе с  тем он  не решался  слишком  раскрывать  карты:

новое оружие еще не применили  на поле боя. Он дал указание  представителям

военного командования сбросить бомбу над Японией как  можно скорее, но не в

коем случае не раньше  того, как он покинет  Потсдам. Трумэн хотел к  тому

времени "находиться подальше  от русских и  вопросов и быть  на пути домой

прежде чем упадет первая бомба".

     Можно считать,  что  Трумэну в Потсдаме  так и не  удалось реализовать

"атомное преимущество".

 

 

                    В кулуарах конференции.

 

 

     Помимо  переговоров, проходивших  на  пленарных заседаниях,  главу  трех

правительств вели интенсивны обмен  мнениями и входе неофициальных  встреч

или, как принято выражаться, в кулуарах конференции.

     Днем 18 июля  Трумэн решил  нанести короткий  визит Сталину в  ответ на

его посещение "малого Белого дома" накануне. Во время этой встречи  Сталин

передал Трумэну копию  послания японского императора, полученную  Советским

Правительством  через  посла  Японии  в  Москве.  Трумэн  сделал  вид, что

читает. Но он уже знал о  послании из недавней беседы с  Черчиллем.  Сталин

хотел  прощупать,  в  какой  степени  президент  уже осведомлен Черчиллем и

выяснить,  убеждал  ли  британский  премьер  президента в целесообразности

изменения формулы о  безоговорочной капитуляции Японии.

     Сталин  спросил собеседника, стоит   ли отвечать на обращение   японцев.

Трумэн прямо не ответил, но заметил,  что не верит в  добрую волю  японцев.

Информация о работе США в послевоенный период