Средства массовой информации в идеологических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 03:48, реферат

Описание работы

Возникновение самой журналистики как социального и политического института во многом определялось потребностями общества, отдельных общностей, слоев, групп в идеологическом обосновании своих интересов, прежде всего, в сфере экономики и политики. В последующем была открыта и сформулирована социальная закономерность — чем более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журналистика в целом, средства массовой информации (СМИ), в частности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся основным инструментом идеологической ориентации чел

Содержание

1.Средства массовой информации в идеологических процессах……….………..3
1.1.Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития…………………….…………………………………….....3
1.2.Идеологическая функция средств массовой информации………………7
1.3.Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь……………………………………….…………………………………….10
1.4 Государственно-общественные СМИ…………,……………………......11
2.Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь………………..17
2.1.Основные направления и механизм реализации идеологической политики Президентом Республики Беларусь……………………………………20
2.2 Конституция Республики Беларусь……………………………………...21
Cписок использованных источников……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Кунцевич Н.Г..doc

— 186.00 Кб (Скачать)

    В этой ситуации возникает вопрос о  том, в какой мере распространение  ценностей глобальной идеологии  потребления в СМИ будет соотноситься с задачами укрепления и развития собственных национальных политических и информационных ценностей, которые  необходимы для формирования полноценной  идеологии белорусского государства. Чтобы дать правильный и мотивированный ответ на этот вопрос необходимо четко  представлять содержание идеологической функции СМИ, взаимоотношение и  взаимодействие журналистики и идеологии, средств массовой информации и идеологических процессов. 

    1.2 Идеологическая функция средств массовой информации 

    Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере  СМИ, регулирующая:

    внутрижурналистские отношения (учредитель, издатель —  главный редактор — журналисты);

    отношения между СМИ и источниками информации;

    права журналистов на распространение  информации;

    отношения между СМИ и аудиторией;

    объем и характер участия органов государственной  власти и управления в массово-информационной деятельности;

    осуществление контроля за деятельностью СМИ в  целях соблюдения ими действующего законодательства.

    Следует четко представлять, что, с одной стороны, у СМИ и государства  с его политикой и идеологией противоположные интересы. Но, с  другой стороны, они стремятся всегда к вполне естественному союзу. Так, журналисты, СМИ черпают свои сюжеты в политической сфере, а представители  государственной власти имеют возможность  через средства массовой информации убедить многомиллионную аудиторию в правильности проводимой ими политики и принимаемых решений. Образно говоря, СМИ рекламируют политику, а политика дает «пищу» для журналистов. Здесь нет и не будет исключений — в любом обществе и на Западе, и на Востоке политическая иллюзия поддерживает и обеспечивает власть. Хотя на практике это нередко ведет к тому, что СМИ, участвуя в распространении основных положений национальной идеологии государства на широкую аудиторию, неизбежно приходят к использованию методов и приемов формирования «нужного» общественного мнения. Определенная опасность подобной ситуации заключается в том, что человек перестает рассматривать свою повседневную жизнь в качестве политической реальности. Для него последняя существует только на экране или на газетной полосе.

    В итоге, со временем конкретный человек  может окончательно перестать воспринимать политическую действительность в ее целостности. Хороша ли идеология государства или плоха, к каким результатам она ведет — это начинает приобретать  все меньшее значение. Важно лишь то мгновенное чувство, которое вызывает очередной телевизионный кадр. Связь времени нарушается: в понедельник телевидение сообщает одно и большинство  может этому поверить; на следующий  день выясняется, что все как раз  наоборот, но предыдущего сообщения  массовая аудитория уже не помнит. Через неделю все повторяется, и этот процесс буквально гипнотизирует аудиторию. Кадр налезает на кадр, сообщение одной радиостанции на информацию другой, и так день за днем, доводя, образно говоря, до полного бесчувствия, заставляя аудиторию ощущать свое полное бессилие в отличие от той силы, что заключена в порожденных телеэкраном образах и мифах. Как результат люди лишаются чувства политической ответственности и становятся легкой добычей различных неидеологических конструкций.

    Идеологические процессы в силу этого могут определять как политическую и социальную реальность, так и противостоять им, создавая свою виртуальную действительность или политическую утопию. В последнем  случае идеологические процессы рано или поздно приведут к полной дестабилизации социально-политической ситуации в  стране, так как вступят в конфликт с общественной психологией.

    Следует понимать, что идеология составляет духовную опору государства, которое  в силу этого всегда будет стремиться ее распространять и защищать от критики. Идеология, образно говоря, и есть единственно возможная государственная  религия, не имеющая прямого отношения  ни к одной реально действующей конфессии. Поэтому всегда будет  существовать противоречие между идеологией государства и идеями отдельных  граждан и социальных групп. И  это вполне естественно, так как  большинство граждан любой страны интересует в первую очередь то, что может им быть полезным и принести выгоду в реальной жизни.

    Таким образом, СМИ должны исходить из того, что политическая идеология —  это неотъемлемый элемент структуры общественного сознания. Поэтому  как и общественное сознание в  целом политическая идеология может  не только отражать политическую реальность, но ускорять, искажать и тормозить  политические процессы. Политическая идеология при этом обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью: она создается субъектами политического  процесса, применяется ими, проявляется  в их деятельности. Это позволяет  утверждать, что политическая идеология  — неотъемлемый компонент любого современного общества и государства, так как она возникает и  существует там и тогда, где и  когда появляется политический процесс  и его субъекты. Иными словами  политическая идеология будет существовать до тех пор, пока будут иметь место  политика и политический процесс, как  неотъемлемые компоненты общественного  бытия. Это обусловлено еще и  тем, что идеология является не только структурным элементом, но и одним  из уровней общественного сознания, что позволяет рассматривать  идеологию и идеологический процесс как атрибут любого общества, как особый вид политической реальности. При этом механизмом соединения политической идеологии и идеологического процесса является политическая коммуникация. Иными словами, социально-информационным пространством протекания идеологических процессов является политическая коммуникация, которая выступает как «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между  различными элементами политической системы, а также между политической и  социальными системами». Здесь следует отметить, что в социологии пропаганда рассматривается в контексте  социальных движений и процессов. Американский социолог М. Чукас считает, что «современный пропагандист — это инженер-социолог, пытающийся построить модель определенного  человеческого поведения, подобно тому как инженер-техник строит мосты, дороги, пароходы и другие технические  сооружения». Иными словами, в первоначальном смысле термин «пропаганда» не несет  в себе какой-то политической нагрузки позитивного или негативного  характера. В переводе с латыни слово  «пропаганда» означает «распространять», то есть суть этого понятия — «распространение каких-нибудь идей, знаний с целью идеологического и  политического воздействия на общественное сознание». Однако в СМИ сегодня  чаще всего употребляют это понятие исключительно с отрицательной нагрузкой — как синоним слов «ложь», «искажение», «манипулирование».

    В данном случае, как случалось уже не раз, благодаря подмене содержания понятий в СМИ, то ли намерено, то ли по неграмотности журналистов, произошло одностороннее изменение восприятия определенного термина в обыденном языке и массовом сознании.

    Таким образом, пропаганда прежде всего является формой политической коммуникации, задача которой состоит в том, чтобы распространять среди аудитории СМИ определенную идеологию. Иными  словами, можно рассматривать пропаганду как активизированную идеологию. Но при этом следует помнить, что пропаганда в отличие от идеологии условно разделяется на три основных типа. Первый – «белая» пропаганда, при которой источник информации хорошо известен, а сама информация в целом релевантна по отношению к представленным в ней событиям и фактам. Второй тип — «серая» пропаганда, при которой источник информации однозначно не идентифицируется, а содержание информации требует проверки и критического восприятия. Наконец, «черная» пропаганда, которая скрывает источник информации, либо таковой вообще реально не существует, а информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий.

    С учетом вышеизложенного, агитация в СМИ может рассматриваться как стандартная пропагандистская деятельность по распространению определенных идеологических доктрин и стимулированию политической активности населения региона или страны. Другими словами, понятие «агитация» не несет изначально в себе никакой негативной нагрузки, а тем более не может быть характеристикой какой-либо определенной политической системы. Функцию агитации выполняют  политические институты и СМИ во всех современных обществах, независимо от уровня развития в них демократии и свободы совести.

    Таким образом, вполне правомерным и обоснованным является вывод о том, что «сущность  идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно  способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов  массового сознания при акцентированном  внимании к задачам по развитию и  активизации общественного мнения».  

    1.3 Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь 

    Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь наиболее продуктивно  с научной точки зрения рассматривать, отталкиваясь от реальной информационной стратификации нашего общества. Суть ее в том, что информационное поле — это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а журналистика и/или СМИ как социальный и политический институт. Печатные и электронные СМИ, прежде всего массово-политические, как  субъекты информационного поля не только формируют в нем свой информационный сегмент, но одновременно позиционируют  себя в вертикальной и горизонтальной структуре идеологических и политических процессов. В результате подобного  стратификационного позиционирования могут формироваться различные  типы идеологического поведения  как журналистов, так и СМИ  в целом. При этом любой из этих типов должен основываться на политической культуре как системе идеологических установок и приоритетов СМИ  в поле политики. Это, в свою очередь означает, что в настоящее время СМИ являются одновременно и объектом идеологического воздействия, и субъектом идеологических процессов.

    Подход  к журналистике как к социальному  и политическому институту позволяет выделить шесть основных социальных типов СМИ в информационном поле Беларуси:

    Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые  органами государственной власти и  управления. 

    1.4 Государственно-общественные СМИ 

    СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие на их средства.

    Альтернативные  СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и деятельность которых  направлена на формирование общественного  мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых.

    СМИ коммерческого характера, создаваемые  ради получения прибыли.

    СМИ неполитических структур и организаций, имеющие «узкую» специализацию  и специфическую аудиторию.

    Особенностью  деятельности печатных СМИ в республике является сохранение государственной  поддержки социально значимых периодических  изданий. В 2003 году в перечень изданий, дотируемых из республиканского бюджета  через Министерство информации, входило 38 газет и журналов. Кроме того, дотируются из местных бюджетов большинство  из 135 государственных региональных и местных печатных СМИ (только около 10 районных газет полностью самоокупаемы), учредителями которых выступают  областные, районные и городские  исполнительные комитеты и Советы депутатов. В их структуре 9 областных, 8 городских  и 118 районных и объединенных газет.

    Информационное  поле республики имеет определенные региональные особенности. Так, в Брестской  области издается 19 государственных  газет (2 областные, 1 объединенная, 1 городская  и 15 районных), а также более 20 негосударственных  печатных СМИ. Наиболее массовыми по объему тиража являются газеты: «Заря» (64500 экз.), «Народная трибуна» (12700 экз.), «Наш край» (36.000 экз.), «Маяк» (9300 экз.), «Івацэвіцкі  веснік» (11000 экз.), «Навіны Палесся» (11220 экз.). Кроме того, в регионе 18 программ радиовещания.

    В Витебской области издается 59 газет, в том числе 25 государственных (разовый  тираж 180557 экз.) и 34 негосударственных (разовый тираж 98600 экз.), а также  выходит в эфир 17 местных телепрограмм и 22 радиопрограммы. Самые массовые государственные печатные СМИ –  областные газеты «Віцебскі рабочы», «Народнае слова» и городская  газета «Віцьбічы».

    В структуре информационного поля Гомельской области 53 периодических  издания, в том числе: 1 областная, 1 городская, 21 районная и 30 негосударственных газет. Кроме того, на территории региона вещают областное телерадиообъединение, 5 региональных телекомпаний, Гомельское городское радио, 20 районных редакций радиовещания.

    В Гродненской области выпускается 26 государственных газет, в том  числе две областные («Гродзенская праўда» и «Милицейский вестник»), 1 городская («Вечерний Гродно»), 17 районных и 6 многотиражных газет. Общий разовый  тираж составляет 140,5 тыс. экземпляров. В регионе функционирует 18 программ радиовещания и 19 программ телевидения.

    В Минской области выходят 25 государственных  массово-политических газет (1 — областная, 22 районных и 2 городских), 14 негосударственных  и 6 многотиражных. Общий разовый тираж печатных изданий 121970 экземпляров. На территории региона работают 24 радиостанции местного вещания, 3 телестудии, которые  осуществляют ретрансляцию телепрограмм и 2 телестудии, которые выпускают  собственные телепрограммы, а также  зарегистрировано 14 операторов кабельного телевещания (города: Жодино, Заславль, Борисов, Вилейка, Марьина Горка, Молодечно, Березино, Дзержинск, Слуцк, Борисовский  район, населенные пункты Греск и  Лучники Слуцкого и п. Березинский  Молодеченского районов). Общая численность  журналистов, работающих в редакциях  государственных СМИ Минской  области на начало 2003 года составляла 357 человек. В систему государственных печатных СМИ Могилевской области входит 26 массово-политических газет — 3 областные, 2 городские и 21 районная. Их общий  разовый тираж составляет более 148 тысяч экземпляров. Наибольшие тиражи по состоянию на 1.04.2003 г. имели: «Магілёўскія ведамасці» (37000 экз.), «Могилевская правда» (14000 экз.), «Веснік Магілева» (12730 экз.), «Бабруйскае жыцце» (11285 экз.), «Зямля і людзі» (8700 экз.), «Асіповіцкі край» (4442 экз.), «Ленінскі шлях» (4236 экз.). Следует  отметить, что в период с января 2002 по январь 2003 года для большинства  региональных и местных государственных  печатных СМИ было характерно существенное падение тиражей — только 18 из 135 государственных газет в это  время незначительно увеличили  свои тиражи.

    В регионе также издаются более 20 негосударственных  периодических изданий, самые тиражные из которых «Вечерний Могилев», «Коммерческий  курьер», «Бобруйский курьер», «Вечерний  Бобруйск», «Региональные ведомости». На территории области вещает областное  телерадиообъединение и 16 студий местного радиовещания.

Информация о работе Средства массовой информации в идеологических процессах