Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 03:48, реферат
Возникновение самой журналистики как социального и политического института во многом определялось потребностями общества, отдельных общностей, слоев, групп в идеологическом обосновании своих интересов, прежде всего, в сфере экономики и политики. В последующем была открыта и сформулирована социальная закономерность — чем более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журналистика в целом, средства массовой информации (СМИ), в частности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся основным инструментом идеологической ориентации чел
1.Средства массовой информации в идеологических процессах……….………..3
1.1.Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития…………………….…………………………………….....3
1.2.Идеологическая функция средств массовой информации………………7
1.3.Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь……………………………………….…………………………………….10
1.4 Государственно-общественные СМИ…………,……………………......11
2.Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь………………..17
2.1.Основные направления и механизм реализации идеологической политики Президентом Республики Беларусь……………………………………20
2.2 Конституция Республики Беларусь……………………………………...21
Cписок использованных источников……………………………………………...
В
этой ситуации возникает вопрос о
том, в какой мере распространение
ценностей глобальной идеологии
потребления в СМИ будет соотноситься
с задачами укрепления и развития собственных
национальных политических и информационных
ценностей, которые необходимы для
формирования полноценной идеологии
белорусского государства. Чтобы дать
правильный и мотивированный ответ на
этот вопрос необходимо четко представлять
содержание идеологической функции СМИ,
взаимоотношение и взаимодействие
журналистики и идеологии, средств массовой
информации и идеологических процессов.
1.2
Идеологическая функция
средств массовой информации
Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая:
внутрижурналистские отношения (учредитель, издатель — главный редактор — журналисты);
отношения
между СМИ и источниками
права журналистов на распространение информации;
отношения между СМИ и аудиторией;
объем
и характер участия органов
осуществление контроля за деятельностью СМИ в целях соблюдения ими действующего законодательства.
Следует четко представлять, что, с одной стороны, у СМИ и государства с его политикой и идеологией противоположные интересы. Но, с другой стороны, они стремятся всегда к вполне естественному союзу. Так, журналисты, СМИ черпают свои сюжеты в политической сфере, а представители государственной власти имеют возможность через средства массовой информации убедить многомиллионную аудиторию в правильности проводимой ими политики и принимаемых решений. Образно говоря, СМИ рекламируют политику, а политика дает «пищу» для журналистов. Здесь нет и не будет исключений — в любом обществе и на Западе, и на Востоке политическая иллюзия поддерживает и обеспечивает власть. Хотя на практике это нередко ведет к тому, что СМИ, участвуя в распространении основных положений национальной идеологии государства на широкую аудиторию, неизбежно приходят к использованию методов и приемов формирования «нужного» общественного мнения. Определенная опасность подобной ситуации заключается в том, что человек перестает рассматривать свою повседневную жизнь в качестве политической реальности. Для него последняя существует только на экране или на газетной полосе.
В итоге, со временем конкретный человек может окончательно перестать воспринимать политическую действительность в ее целостности. Хороша ли идеология государства или плоха, к каким результатам она ведет — это начинает приобретать все меньшее значение. Важно лишь то мгновенное чувство, которое вызывает очередной телевизионный кадр. Связь времени нарушается: в понедельник телевидение сообщает одно и большинство может этому поверить; на следующий день выясняется, что все как раз наоборот, но предыдущего сообщения массовая аудитория уже не помнит. Через неделю все повторяется, и этот процесс буквально гипнотизирует аудиторию. Кадр налезает на кадр, сообщение одной радиостанции на информацию другой, и так день за днем, доводя, образно говоря, до полного бесчувствия, заставляя аудиторию ощущать свое полное бессилие в отличие от той силы, что заключена в порожденных телеэкраном образах и мифах. Как результат люди лишаются чувства политической ответственности и становятся легкой добычей различных неидеологических конструкций.
Идеологические процессы в силу этого могут определять как политическую и социальную реальность, так и противостоять им, создавая свою виртуальную действительность или политическую утопию. В последнем случае идеологические процессы рано или поздно приведут к полной дестабилизации социально-политической ситуации в стране, так как вступят в конфликт с общественной психологией.
Следует понимать, что идеология составляет духовную опору государства, которое в силу этого всегда будет стремиться ее распространять и защищать от критики. Идеология, образно говоря, и есть единственно возможная государственная религия, не имеющая прямого отношения ни к одной реально действующей конфессии. Поэтому всегда будет существовать противоречие между идеологией государства и идеями отдельных граждан и социальных групп. И это вполне естественно, так как большинство граждан любой страны интересует в первую очередь то, что может им быть полезным и принести выгоду в реальной жизни.
Таким образом, СМИ должны исходить из того, что политическая идеология — это неотъемлемый элемент структуры общественного сознания. Поэтому как и общественное сознание в целом политическая идеология может не только отражать политическую реальность, но ускорять, искажать и тормозить политические процессы. Политическая идеология при этом обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью: она создается субъектами политического процесса, применяется ими, проявляется в их деятельности. Это позволяет утверждать, что политическая идеология — неотъемлемый компонент любого современного общества и государства, так как она возникает и существует там и тогда, где и когда появляется политический процесс и его субъекты. Иными словами политическая идеология будет существовать до тех пор, пока будут иметь место политика и политический процесс, как неотъемлемые компоненты общественного бытия. Это обусловлено еще и тем, что идеология является не только структурным элементом, но и одним из уровней общественного сознания, что позволяет рассматривать идеологию и идеологический процесс как атрибут любого общества, как особый вид политической реальности. При этом механизмом соединения политической идеологии и идеологического процесса является политическая коммуникация. Иными словами, социально-информационным пространством протекания идеологических процессов является политическая коммуникация, которая выступает как «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами». Здесь следует отметить, что в социологии пропаганда рассматривается в контексте социальных движений и процессов. Американский социолог М. Чукас считает, что «современный пропагандист — это инженер-социолог, пытающийся построить модель определенного человеческого поведения, подобно тому как инженер-техник строит мосты, дороги, пароходы и другие технические сооружения». Иными словами, в первоначальном смысле термин «пропаганда» не несет в себе какой-то политической нагрузки позитивного или негативного характера. В переводе с латыни слово «пропаганда» означает «распространять», то есть суть этого понятия — «распространение каких-нибудь идей, знаний с целью идеологического и политического воздействия на общественное сознание». Однако в СМИ сегодня чаще всего употребляют это понятие исключительно с отрицательной нагрузкой — как синоним слов «ложь», «искажение», «манипулирование».
В данном случае, как случалось уже не раз, благодаря подмене содержания понятий в СМИ, то ли намерено, то ли по неграмотности журналистов, произошло одностороннее изменение восприятия определенного термина в обыденном языке и массовом сознании.
Таким образом, пропаганда прежде всего является формой политической коммуникации, задача которой состоит в том, чтобы распространять среди аудитории СМИ определенную идеологию. Иными словами, можно рассматривать пропаганду как активизированную идеологию. Но при этом следует помнить, что пропаганда в отличие от идеологии условно разделяется на три основных типа. Первый – «белая» пропаганда, при которой источник информации хорошо известен, а сама информация в целом релевантна по отношению к представленным в ней событиям и фактам. Второй тип — «серая» пропаганда, при которой источник информации однозначно не идентифицируется, а содержание информации требует проверки и критического восприятия. Наконец, «черная» пропаганда, которая скрывает источник информации, либо таковой вообще реально не существует, а информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий.
С учетом вышеизложенного, агитация в СМИ может рассматриваться как стандартная пропагандистская деятельность по распространению определенных идеологических доктрин и стимулированию политической активности населения региона или страны. Другими словами, понятие «агитация» не несет изначально в себе никакой негативной нагрузки, а тем более не может быть характеристикой какой-либо определенной политической системы. Функцию агитации выполняют политические институты и СМИ во всех современных обществах, независимо от уровня развития в них демократии и свободы совести.
Таким
образом, вполне правомерным и обоснованным
является вывод о том, что «сущность
идеологических функций журналистики
состоит в том, чтобы постоянно
способствовать росту и развитию
сознательности масс путем всесторонней
ориентации в действительности, выражающейся
в формировании всех компонентов массового
сознания при акцентированном внимании
к задачам по развитию и активизации
общественного мнения».
1.3
Особенности деятельности
средств массовой информации
в Республике Беларусь
Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь наиболее продуктивно с научной точки зрения рассматривать, отталкиваясь от реальной информационной стратификации нашего общества. Суть ее в том, что информационное поле — это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а журналистика и/или СМИ как социальный и политический институт. Печатные и электронные СМИ, прежде всего массово-политические, как субъекты информационного поля не только формируют в нем свой информационный сегмент, но одновременно позиционируют себя в вертикальной и горизонтальной структуре идеологических и политических процессов. В результате подобного стратификационного позиционирования могут формироваться различные типы идеологического поведения как журналистов, так и СМИ в целом. При этом любой из этих типов должен основываться на политической культуре как системе идеологических установок и приоритетов СМИ в поле политики. Это, в свою очередь означает, что в настоящее время СМИ являются одновременно и объектом идеологического воздействия, и субъектом идеологических процессов.
Подход к журналистике как к социальному и политическому институту позволяет выделить шесть основных социальных типов СМИ в информационном поле Беларуси:
Государственные
СМИ, создаваемые и финансируемые
органами государственной власти и
управления.
1.4
Государственно-общественные
СМИ
СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие на их средства.
Альтернативные
СМИ, которые финансируются
СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли.
СМИ неполитических структур и организаций, имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию.
Особенностью деятельности печатных СМИ в республике является сохранение государственной поддержки социально значимых периодических изданий. В 2003 году в перечень изданий, дотируемых из республиканского бюджета через Министерство информации, входило 38 газет и журналов. Кроме того, дотируются из местных бюджетов большинство из 135 государственных региональных и местных печатных СМИ (только около 10 районных газет полностью самоокупаемы), учредителями которых выступают областные, районные и городские исполнительные комитеты и Советы депутатов. В их структуре 9 областных, 8 городских и 118 районных и объединенных газет.
Информационное поле республики имеет определенные региональные особенности. Так, в Брестской области издается 19 государственных газет (2 областные, 1 объединенная, 1 городская и 15 районных), а также более 20 негосударственных печатных СМИ. Наиболее массовыми по объему тиража являются газеты: «Заря» (64500 экз.), «Народная трибуна» (12700 экз.), «Наш край» (36.000 экз.), «Маяк» (9300 экз.), «Івацэвіцкі веснік» (11000 экз.), «Навіны Палесся» (11220 экз.). Кроме того, в регионе 18 программ радиовещания.
В Витебской области издается 59 газет, в том числе 25 государственных (разовый тираж 180557 экз.) и 34 негосударственных (разовый тираж 98600 экз.), а также выходит в эфир 17 местных телепрограмм и 22 радиопрограммы. Самые массовые государственные печатные СМИ – областные газеты «Віцебскі рабочы», «Народнае слова» и городская газета «Віцьбічы».
В структуре информационного поля Гомельской области 53 периодических издания, в том числе: 1 областная, 1 городская, 21 районная и 30 негосударственных газет. Кроме того, на территории региона вещают областное телерадиообъединение, 5 региональных телекомпаний, Гомельское городское радио, 20 районных редакций радиовещания.
В Гродненской области выпускается 26 государственных газет, в том числе две областные («Гродзенская праўда» и «Милицейский вестник»), 1 городская («Вечерний Гродно»), 17 районных и 6 многотиражных газет. Общий разовый тираж составляет 140,5 тыс. экземпляров. В регионе функционирует 18 программ радиовещания и 19 программ телевидения.
В Минской области выходят 25 государственных массово-политических газет (1 — областная, 22 районных и 2 городских), 14 негосударственных и 6 многотиражных. Общий разовый тираж печатных изданий 121970 экземпляров. На территории региона работают 24 радиостанции местного вещания, 3 телестудии, которые осуществляют ретрансляцию телепрограмм и 2 телестудии, которые выпускают собственные телепрограммы, а также зарегистрировано 14 операторов кабельного телевещания (города: Жодино, Заславль, Борисов, Вилейка, Марьина Горка, Молодечно, Березино, Дзержинск, Слуцк, Борисовский район, населенные пункты Греск и Лучники Слуцкого и п. Березинский Молодеченского районов). Общая численность журналистов, работающих в редакциях государственных СМИ Минской области на начало 2003 года составляла 357 человек. В систему государственных печатных СМИ Могилевской области входит 26 массово-политических газет — 3 областные, 2 городские и 21 районная. Их общий разовый тираж составляет более 148 тысяч экземпляров. Наибольшие тиражи по состоянию на 1.04.2003 г. имели: «Магілёўскія ведамасці» (37000 экз.), «Могилевская правда» (14000 экз.), «Веснік Магілева» (12730 экз.), «Бабруйскае жыцце» (11285 экз.), «Зямля і людзі» (8700 экз.), «Асіповіцкі край» (4442 экз.), «Ленінскі шлях» (4236 экз.). Следует отметить, что в период с января 2002 по январь 2003 года для большинства региональных и местных государственных печатных СМИ было характерно существенное падение тиражей — только 18 из 135 государственных газет в это время незначительно увеличили свои тиражи.
В регионе также издаются более 20 негосударственных периодических изданий, самые тиражные из которых «Вечерний Могилев», «Коммерческий курьер», «Бобруйский курьер», «Вечерний Бобруйск», «Региональные ведомости». На территории области вещает областное телерадиообъединение и 16 студий местного радиовещания.
Информация о работе Средства массовой информации в идеологических процессах